• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

 Жигалов Евгений - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года

        Произошла эта история в ГДР. Тогда ГСВГ – группа советских войск в Германии была в полном расцвете сил, а холодная война в разгаре. ГДР по сравнению с необъятными просторами СССР маленькая страна и воздушного пространства для полетов тоже мало.

Летним солнечным днем 1968 года с аэродрома «Котбус» на аэродром «Темплин» взлетел МиГ-21. В кабине истребителя сидел штурман звена капитан Зиновьев.

Задание довольно простое – Зиновьеву необходимо перегнать самолет в ТЭЧ (технико-эксплуатационную часть) для выполнения регламентных работ на самолете. По времени этот полет должен занять не больше 15-20 минут.

Погода хорошая, взлет прошел нормально. Капитан взял курс на Темплин и полетел туда, куда и надо было. Во всяком случае, штурману звена капитану Зиновьеву так показалось, потому, как стрелка радиокомпаса показывала, куда надо было лететь.

Туда и полетел. Как проходил этот короткий полет можно только гадать. Но по всей вероятности гладко. При хорошей погоде и видимости самолет пилотировать не сложно. А потому и чувство опасности притупляется. Но опасность оказалась очень недалеко от капитана.

Минут через 10 полета он обнаружил аэродром и стал с ним связываться по радио. Но к его сожалению никто не отвечал, и летчик принял эту ситуацию за отказ радиосвязи. А дальше действовал как при отказе радиосвязи. Впрочем, действовал он как в обычном полете ни прохода над полосой, ни покачиваний с крыла на крыло, ни выстрелов из сигнальной бортовой ракетницы - ничего этого он не делал. Просто зашел на посадку как обычно, и мягко, насколько это возможно на Миг-21, приземлился. Выпустил тормозной парашют, как и положено, притормаживая и уменьшая скорость, но уже в конце полосы почувствовал неладное. Надо полагать сначала почувствовал, а уж потом и увидел, что приземлился явно не там куда летел. Увидел самолеты с несоветской символикой, да и типы другие, и вообще все другое – порядка больше. Не долго думая, не сруливая с полосы Зиновьев развернулся можно сказать на месте и уж собрался взлетать с обратным курсом «против шерсти». Но не тут то было!

Сел он на НАТОвский аэродром «Тегель», расположенный в зоне Западного Берлина. Там располагалась французская авиационная часть НАТОвских войск. Французы долго не терзались сомнениями, что делать при прилете русского истребителя, и, быстренько машинами обслуживания, перекрыли взлетную полосу.

Взлет «против шерсти» по полосе отменялся! Дальше капитану ничего не оставалось делать, как развернуться обратно и вырулить на рулежную дорожку.

Рулежки на наших аэродромах узкие, а у них и вовсе узенькие. Французы решили, что они сделали все правильно и краснозвездному русскому самолету дальше деваться некуда, кроме как рулить на заправочную стоянку, где его уже ждали с распростертыми объятиями французско-натовского гостеприимства. Но вот тут то они и ошиблись…

Зиновьев, как только свернул на магистральную рулежную дорожку, вывел обороты двигателя своего МиГа на 100%, включил форсаж, и, на глазах у изумленных, обманутых французов удачно стартовал точно по оси рулежки. Без сучка и задоринки показал образцовый взлет в усложненных условиях, мелькнув на прощание красной звездой на хвосте своего самолета мимо сотни глаз зрителей НАТОвского аэродрома.

Еще через десять минут перепуганный и взъерошенный столь необычным происшествием Зиновьев приземлился на своем родном аэродроме, в Темплин он так и не долетел.

Собственно на этом история с капитаном Зиновьевым и заканчивалась. Дальше можно только предполагать сколь долго он еще пробыл в ГДР, и как ему служилось, потом, в Союзе, да и служилось ли вообще…

А вот сама история была изложена в 1970 году литературно-художественно, в книге про летчиков Виктора Трихманенко «Крылья на вырост». Правда история эта уже была рассказана без упоминания самой фамилии «героя». Там был другой герой – молодой лейтенант, которого НАТОвские враги заманили в совершенно плохих погодных условиях зимой на свой аэродром, включив мощные передатчики радиомаяка и автоматического радиопеленгатора на нашей частоте. А дальше все как у Зиновьева – один в один, в то советское время Трихманенко и не мог по-другому написать.

Штурмана звена капитана Зиновьева на французский аэродром никто не заманивал - сам прилетел! По своей русской беспечности, а может и самоуверенности, а может и еще по целому ряду причин прилетел не на заданный аэродром, а на какой попался. С точки зрения воздушной навигации он просто заблудился, заблудился в ПМУ.

Так уж повелось в России – недоразумение и подвиг где-то рядом.

Книгу Виктора Трихманенко я прочитал в 1971 году, будучи курсантом первого курса, а вот с историю Зиновьева обнаружил в ВВСовском информационном бюллетене авиационных происшествий за 3 квартал 1968 года, уже став преподавателем кафедры самолетовождения в 1984 году.

 

Штурман наведения 35 иап В. Гуринов, к-н Иванников В., к-н Зиновьев Ф., 1964 год, после сбитого совместно с капитаном В. Иваннниковым американского самолета RB-66, но это совершенно другая история. (Фотография предоставлена Рычило Б.П.)
Штурман наведения 35 иап В. Гуринов, к-н Иванников В., к-н Зиновьев Ф., 1964 год, после сбитого совместно с капитаном В. Иваннниковым американского самолета RB-66, но это совершенно другая история. (Фотография предоставлена Рычило Б.П.)
Штурман наведения 35 иап В. Гуринов, к-н Иванников В., к-н Зиновьев Ф., 1964 год, после сбитого совместно с капитаном В. Иваннниковым американского самолета RB-66, но это совершенно другая история. (Фотография предоставлена Рычило Б.П.)

 

  

PS. Уже после того, как был выставлен этот материал, мне прислали фотографию капитана Зиновьева и некоторые подробности его биографии, в том числе и этот кусочек карты с ародромом "Тегель". После чего у меня теперь тоже много вопросов. И самый главный - как мог летчик с 20-летним стажем заблудиться в ПМУ? Зиновьеву на тот момент был 41 год! (как говорят в армии - "карьерист"). Да и заблудился - ли?

Но то, что он сел на НАТОвский аэродром, остается, без всякого сомнения!

Аэродром "Тегель"
Аэродром "Тегель"
Аэродром "Тегель"
 

Я вот хоть и не авиатор, однако, ГСВГ моя любимая тема. Посмотрел я инфу, что у меня есть, и могу сказать следующее.

Аэродром коттбус был занят Сов. Армией 23 апреля 1945 года. В 1952-53 годах там базировался 20АПИБ (с 1953 года на миг-15). Было решено отдать этот аэродром в пользование ВВС ГДР, и в 1953 году 20АПИБ перебазировался в Ной-Вельцов. До 1956 года аэродром в пользовании полиции (от тут я не совсем понял, но это не особо и важно), а с 1956 по 1990 годы в пользовании ВВС ГДР, и базировалась там JG-1, то есть истребительная группа-1, ВВС ГДР. Вот она и имела на вооружении миги-21 в разных модификациях с 1963 по 1990 годы. Так что из всего этого следует, что советской части в 1968 году там не было.

Потому зацепка, в каком полку служил Зиновьев - это случай с РБ-66, которого он завалил(самолет - миг19 б.н 25 желтого цвета). В статье упоминается аэродром Виттшток - это 33иап. В немецких источниках случай этот также упомянут в связи с 33иап (есть даже фотки дымящего РБ-66 и Зиновьева перед своим самолетом).

МиГ-19 в полку были с 1956 по 1969 годы, миг21 были с 1961 по 1983 (разных вариантов). Так что скорее всего из Виттштока вылетел он на миг-21, а не из Коттбуса.

Больше сказать ничего не могу.

С уважением, Серёга

 Может я и ошибаюсь, но тогда ошибка была изначально в информационном бюллетене по происшествиям и катастрофам в ВВС 1968 года (номера не помню, и проверить не могу, он тогда был секретным и брал я его в секретной библиотеке Барнаульского ВВАУЛ). Е. Жигалов.

 

 

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика