Глава восьмая. Наши питомцы
В. Г. Власов, подполковник выпускник училища 1971 года, летчик 1-го класса
Всегда с теплотой вспоминаю годы учебы в училище. Не скажу, что прошли они совсем гладко и складно, но было интересно, и это помогало идти к цели, было удовлетворение тем, что достиг ее, выдержал серьезное жизненное испытание — закончил училище и приобрел далеко не простую и уважаемую в обществе профессию военного летчика.
Трудности, как принято говорить в авиации, начались с разлета. Выразились они в жестком отборе, особенно, по состоянию здоровья. Так, из группы порядка двадцати человек после каждой медицинской комиссии, а их было три в городе, в крае, и непосредственно в училище, на очередной этап оставалось не более пяти - шести человек. Кстати, первую медицинскую комиссию с первого захода я не прошел, споткнулся на терапевте и только, добившись повторного осмотра, получил допуск на следующее испытание. Были потери и на вступительных теоретических экзаменах, но уже гораздо меньше. Желание поступить было большое, потому, что многие ребята приезжали поступать в училище и на второй и даже на третий год.
Учеба и служба проходили напряженно. Знаний давали много, не забывали и спрашивать. Да и другой работы хватало, ведь мы были первыми и под руководством командиров, преподавателей, инструкторов активно участвовали в создании базы училища. Хорошо помню, как сами сносили огромные деревянные сараи, расчищая площадку для строительства нового учебного корпуса и спортивного комплекса в Барнауле, как копали глубокие ямы для ограждения городка в Славгороде, сажали деревья для озеленения служебной территории городка в Камне-на-Оби, оформляли классы. Кстати, немало трудов в дело оформительской работы вложил нынешний вице-президент РСФСР А. В. Руцкой. Перечисленное, конечно, лишь малая часть из того полезного, что делалось руками курсантов. При всем этом в отношениях к нам со стороны командира и преподавателей постоянно прослеживались и требовательность, и доброжелательность. И, хотя многим за свои промахи приходилось отрабатывать еще и наряды, каждый знал, что наказы справедливы, в пределах устава. Это дисциплинировало, закаляло в труде, прививало ответственность и взаимопомощь. Правда, осознание всего этого пришло значительно позже.
Хочется сказать большое спасибо нашим командирам: 3. М. Сурису, Н. Г. Филиппенко, К. Д. Соловьеву, а также преподавателям Ю. М. Черепенину, И. С. Гаврилову, Е. Г. Эндеке, А. П. Галимбеовскому, В. П. Неженцеву, И. В. Говорову, Л. И. Тимашевой, В. А. Агафоновой и многим другим за их труд в деле нашего воспитания и обучения. Особая память о летной практике. Мне кажется все наши устремления в конечном счете были направлены на самолеты, небо и инструкторов, которые помогут нам их освоить. Полеты для нас были всегда на первом месте. Чтобы успешно выполнять план летной подготовки, мы с удовольствием заправляли самолеты всем необходимым для повторного вылета, протирали фонари кабин, подносили фишки ВПА, мыли самолеты на парковых днях и даже разгребали пути на ВПП грунтового аэродрома.
Этот неуемный дух летной направленности поддерживался и нашими летчиками-инструкторами, командирами, которые делали все от них зависящее, чтобы поставить нас «на крыло». За план летной подготовки болели все от курсанта до командующего ВВС округа генерал-лейтенанта Куличева, он был не редким гостем на аэродромах и постоянно вникал в наши дела и быт.
Хочу выразить благодарность летно-инструкторскому и техническому составу в лице В. С. Житнева, А. И. Бахарева, В. С. Банцевнча, Тюренкова, Рычагова, Гончаренко, Горелика и многих других за их нелегкий труд по становлению нас как военных летчиков. Думаю, что труд наших наставников нашел достойное воплощение в первых выпускниках. И, глядя сегодня на фотографии однокашников, я с гордостью отмечаю среди них члена Российского правительства, представителей главного штаба ВВС, штабов ВВС округов и воздушных армий, военных училищ, центров ДОСААФ, зональных и районных центров управления воздушным движением, многие занимают должности командиров и заместителей командиров дивизии и полков, есть летчики-испытатели, преподаватели военно-воздушной академии и высших училищ. Это вселяет уверенность, что история нашего училища еще не дописана.