Глава восьмая. Наши питомцы
С. Д. Ильин, полковник старший инспектор-летчик объединения
Минуло уже двадцать лет с момента нашего выпуска. Наверное, каждый из нас, подводя итоги этого многотрудного периода, задает себе вопрос: что же мне удалось, а что не сбылось? Я рад за тех моих товарищей, которые за эти годы, пройдя много испытаний, проявили настоящий сибирский характер в этот сложный и трудный период жизни нашей страны, армии. Барнаульской закалки нам хватило на все эти годы, и мы продолжаем свое любимое авиационное дело.
Сразу после окончания училища нас в составе большой группы отправили во вновь возрожденное Борисоглебское училище. Начали полеты на Л-29 в первом развернутом полку в п. Жердевка. Через год пришло новое пополнение лейтенантов из Тамбовского и Ейского училищ. Некоторые из нас, в том числе и я, как освоившие методику летного обучения и получившие инструкторские допуски, были назначены на должности старших летчиков-инструкторов, командиров звеньев. Я в должности командира звена пребывал два года, а уже с 1975 года проходил службу в Борисоглебске в качестве заместителя командира авиационной эскадрильи, выполняя полеты на УТИ МиГ-15, МиГ-17.
У меня сохранились самые добрые воспоминания об этой машине. Несмотря на свой длительный срок эксплуатации, это был надежный, прекрасный в управлении боевой самолет, обладающий мощным пушечным вооружением.
С 1978 г я уже был командиром авиаэскадрильи, обучавшей курсантов на самолетах МиГ-21. В этом же году мне удалось поступить в ВВА им. Ю. А Гагарина, Трудная это задача совмещать учебу со служебной деятельностью командира, но, как говорится, раз поступил, нужно было закончить. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
За те четыре года учебы и службы я был назначен на должность заместителя командира полка, а с 1982 г. — старшим инспектором-летчиком ВВС МВО.
Видимо, закономерным этапом в моей жизни, также как и у многих других моих однокурсников, был период пребывания в спецкомандировке с 1988 по 1990 гг. в Народной Республике Ангола, которая на протяжении нескольких лет испытывала тяготы войны, внутриполитической нестабильности, становления своей самостоятельной государственности. Конечно, в памяти об этой жаркой и суровой стране у меня осталось много воспоминаний и впечатлений. На протяжении этих двух лет совместно с кубинскими летчиками и специалистами я оказывал помощь ангольской армии в организации отражения агрессии ЮАР против НРА, в переучивании ангольского летного состава на самолеты Су-25, Су-17, дальнейшем обучении их на самолетах МиГ-23, МиГ-21, вертолетах Ми-25, Ми-35.
Приходилось неоднократно оказывать помощь в руководстве авиацией при проведении учений сухопутных войск, при показах маневров и боевых возможностей авиации министру обороны НРА и военным атташе других государств. Случалось, что называется, и защищать честь своей страны, ВВС, когда на советских истребителях, штурмовиках демонстрировал возможности различной боевой техники.
Не обошлось и без авиационных сюрпризов в африканском небе. В июне 1990 г. при выполнении очередного полетного задания произошел отказ двигателя. Попытка запуска в воздухе окончилась неудачей, а запас высоты был исчерпан более чем полностью. Траектория падения должна была завершиться в населенном пункте. Совершенно непроизвольно в сознании промелькнули уже многие аналогичные ситуации, закончившиеся либо трагически, либо благополучно. Роль свою и оценку моих действий со стороны я хорошо себе представлял. Поэтому, избежав падения самолета на жителей деревни, катапультировался на предельно малой высоте — ста восьмидесяти метрах, на скорости 380 км/час.
Всего за двадцать лет летной работы пришлось освоить двенадцать базовых типов самолетов. В том числе: Л-29, Л-39, Ил-28, Як-28, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, Су-25, ПС-7, ПС-9, МиГ-29. Общий налет на всех типах самолетов составляет на сегодняшний день около трех тысяч часов. За время службы, как и абсолютное большинство моих товарищей, был награжден орденами «Красной звезды», «За службу Родине в ВС СССР» — III степени, медалями СССР, Кубы, Анголы. И за последнюю продолжительную командировку представлен командованием к награждению орденом.
Двадцатипятилетний юбилей училища, встречи с однокурсниками жду с большим нетерпением, в приподнятом настроении. Очень хочется встретиться с теми, кого уже не видел многие годы, но о славных делах, которых приходилось слышать не один раз. Горжусь нашим выпуском, своим родным Барнаульским училищем летчиков с сибирским характером.