• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

 

Книга "В небе Алтая". Очерки 20-летней истории высшего военного авиационного училища летчиков имени главного маршала авиации К.А. Вершинина Барнаул, 1987 г.

 

rep001-1.jpg

Книга написана кандидатом исторических наук, доцентом, полковником Ермольчиком Михаилом Васильевичем. В Советских Вооруженных Силах он прослужил более тридцати семи лет, из которых тридцать дна года в Краснознаменном Сибирском военном округе. В Барнаульском ВВАУЛ прошел путь от преподавателя истории КПСС до начальника кафедры марксизма-ленинизма. Являясь председателем Совета ветеранов училища, Михаил Васильевич проводит значительную работу по исследованию и пропаганде среди личного состава славных боевых традиций Барнаульского ВВАУЛ, воспитанию курсантов на героике предшествующих поколении военных летчиков. Публикуемая история училища является его новым вкладом в это важное дело. 

Книга подготовлена к изданию под общей редакцией начальника политического отдела училища полковника Капиляна Анатолия Васильевича.

Сдано в набор 14.9.1987 г. Подписано к печати 14.9.1987 г.

Формат бумаги 60X84  Печатных листов 11.75 + вкл. 4,5. Бесплатно. Для внутриведомственной продажи цена 1 р. 10 коп.

Г 1956 80 ... Тип. БВВАУЛ, Зак. 546

 

 

От автора

Глава первая. У истоков Барнаульского ВВВАУЛ

Героические предшественники Барнаульского ВВАУЛ

Рождение училища

Глава вторая. Растем и мужаем

Совместными усилиями

К ленинскому юбилею

Первый шаг в небо

Мужество и отвага

Иду на посадку

Делегат XVI съезда ВЛКСМ

Готовность к подвигу

Госэкзамены по летной подготовке

Первое испытание на мужество

Первый выпуск

Глава третья. К новым высотам

Особенности семидесятых годов

Учебно-материальная база

Командование и профессорско-преподавательский состав училища

Полеты набирают силу

Имени К. А. Вершинина

Волнующие встречи

Обмен комсомольских документов

Новые примеры мужества

Морально-психологическая подготовка курсантов

Воспоминания комэска о XXV съезде КПСС

Интернациональное воспитание авиаторов

Глава четвертая. По новому профилю

Задачи усложнились

Монумент авиационной славы

В постоянном поиске

О партийности преподавания

Глава пятая. В условиях перестройки и ускорения

XXVII съезду КПСС — наш самоотверженный ратный труд

За безопасность полетов

Воспитывать пламенных патриотов

В интересах интенсификации учебно-воспитательного процесса

Культурно-просветительная и спортивно-массовая работа

Глава шестая. Наши питомцы

Инициатор социалистического соревнования в ВВС

Воины-интернационалисты

Политработники

Семейные династии

Мастера обучения и воспитания

Летчики-испытатели

Школа юных летчиков

Заключение

Приложение

Фотоиллюстрации

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина — молодое летное военно-учебное заведение нашей страны. Оно дало Родине много крылатых ее защитников.

У истоков профессионального мастерства и успехов в дальнейшей службе выпускников стоят училищные преподаватели и летчики-инструкторы.

Реализация все возрастающих требований партии, Советского правительства, Министра обороны СССР и главнокомандующего ВВС в области подготовки кадров, предполагает не только формирование питомцев высшей военной школы как высококвалифицированных специалистов военного дела, носителей глубоких знаний и навыков, но и прежде всего, воспитание политически зрелых офицеров, сознательных граждан социалистического общества, активных - участников проводимой в авиационных частях и подразделениях идеологической, массово-политической работы.

Это хорошо понимают выпускники училища, преподаватели кафедр подполковники О. И. Смертин, В. В. Калямин, Е. П. Жигалов, майоры В. Г. Ганжа, Б. В. Бастрыкин, А. Ф. Ахмадиев, которые используют целый комплекс форм и методов учебной и внеучебной работы для повышения качества и эффективности подготовки новых отрядов летчиков — инженеров. Имея большой практический опыт летной подготовки, они умело увязывают теоретические вопросы с жизнью авиационных подразделений, активно формируют у курсантов высокие профессиональные и морально-политические качества.

Успешно трудятся наши выпускники на педагогических должностях и в других учебных заведениях ВВС. Так, например, в Борисоглебском высшем военном авиационном ордена Ленина, Краснознаменном училище летчиков имени В. П. Чкалова летно-методический отдел возглавляет полковник А. А. Насонов, окончивший Барнаульское ВВАУЛ в 1971 году, а летчиками-методистами являются его однокурсники подполковники С. Г. Шибин, и В. В. Маковский. Высокую оценку по итогам 1986 года получили преподаватели подполковники В. М. Толкач и В. Г. Власов.

Многие годы обучают и воспитывают курсантов Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина, Краснознаменного училища летчиков имени А. Ф. Мясникова наши питомцы, подполковники Сергей Евгеньевич Кузнецов и Олег Семенович Радченко, а полковник Александр Иванович Коротков защитил кандидатскую диссертацию и ныне работает преподавателем Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.

Сегодня питомцы Барнаульского высшего бдительно охраняют голубые просторы нашей страны. Многие командуют авиационными частями, руководят полит органами, о чем уже говорилось в книге, передают свой опыт, знания молодому поколению военных летчиков, а некоторые удостоены чести обучать и воспитывать тех, кто делает свои первые шаги в овладении профессией крылатых.

С самой хорошей стороны зарекомендовали себя в педагогической и воспитательной работе офицеры: В. Ф. Штрек, А. С. Захлебный, В. И. Фролов, И. II. Губаев, В. А. Королев, В. Г. Переладов, Г. В. Никулин, В. В. Литвенко, И. Ю. Хвостов, В. И. Мочалов, Н. В. Левшин, С. П. Кайгородов, Г. Ф. Васильев, В. А. Яркин, Н. В. Хомик, И. В. Сгоба, В. А. Кирпота, В. П. Сарычев, В. Г. Голубицкий, В. Н. Кухор, М. В. Кувшинов, С. Н. Щербина, И. Семенов, Н. Н. Душечкин, Г. В. Князев, Н, Н. Ланюгов, И. А. Чернышов, А. М. Дронов, Н. Г. Белов, М, В. Иванов, В. Н. Роганов, В. М. Надобный, С. В. Крицын, С. К. Субботин, В. 3. Глебов, В. П. Запольский, А. Ф. Иутин, Е. Чесноков, В. Р. Цицарь, В. С. Ачимов и другие. Все они окончили Барнаульское ВВАУЛ в разные годы и остались в родном училище, чтобы готовить новые отряды воздушных бойцов, передавать им свои знания и опыт.

Им доверено право говорить своим питомцам: «Делай, как я». Постепенно, шаг за шагом, они ведут своих воспитанников к летному мастерству, прививают им любовь и уважение к своей профессии.

В подготовке высококвалифицированных, преданных партии и народу летных кадров мастерами своего дела зарекомендовали себя подполковники А. И. Кубарев, В. В. Гореликов, В. Г. Новоселов, А. Д. Филиппов, В. II. Ананьин, В. Г. Голубицкий, М. В. Бормантов, А. А. Шлотгауэр, майоры А. В. Носачев, С. В. Тыщенко.

Успешно осваивают летно-методическое мастерство молодые летчики-инструкторы лейтенанты С. В. Василенко, А. И. Красников, О. Н. Новиков, К. Н. Окороков, О, И. Горин. Вместе с преподавателями учебного отдела они целенаправленно и кропотливо работают с каждым курсантом индивидуально. Такова специфика подготовки летных кадров в авиационных училищах.

Подготовка летно-инструкторского состава находится постоянно в центре внимания командования, политического отдела, партийной и комсомольской организаций. В нашем училище накоплен немалый опыт формирования у летчиков- инструкторов морально-политических, психологических и педагогических качеств. Эта работа имеет вполне определенную целенаправленность, ведется последовательно. Сначала молодых авиаторов вводят в строй по специальной программе. Для летчиков, уже имеющих опыт летно-педагогической деятельности, существует другая программа. Конечный итог, всех этих мероприятий: инструктор должен уметь научить юношу хорошо летать, привить ему высокие морально-политические, боевые и психологические качества, хотя обучение и воспитание — единый педагогический процесс, у этих направлений есть характерные особенности.

Ежегодно летно-инструкторский состав пополняют вчерашние выпускники училища. На инструкторскую работу отбирают молодых офицеров, имеющих лучшие данные в., технике пилотирования, более глубокие, знания по общественным, общетехническим и специальным наукам. Юношей, склонных к летно-педагогической работе, у нас стараются выявить еще в курсантские годы. Как правило, это передовики учебы, дисциплинированные, активные в общественной работе курсанты.

Конечно, не о каждом при первом знакомстве можно, сказать: рожден быть инструктором. Но вот выпускник училища 1984 года, старший лейтенант К. И. Олешко — инструктор по всем данным. Эрудирован, подтянут, собран. Секретарь комсомольской организации авиаэскадрильи. Участник приема в Военном совете ВВС СибВО победителей социалистического соревнования авиационных частей и подразделений округа в честь XX съезда ВЛКСМ. Он награжден командующим ВВС СибВО генерал-лейтенантом авиации Г. Ф. Шинкаренко грамотой и памятной личной фотографией. Старший лейтенант Олешко в авиацию влюблен до самозабвения. К каждому полету готовится тщательно, поэтому и летную программу усваивает легко. И что очень важно умеет положительно влиять на обучаемых.

Есть такой тип людей, которым мало быть передовиком самому. Им всегда хочется, чтобы хорошо шло дело и у других. Они радуются успехам товарищей, помогают, если что- то не получается, могут прямо сказать, если человек делает не так, как требуется. Таков лейтенант Юрий Жуков. И не случайно при отборе на инструкторскую работу, командиры обратили на него внимание. Надо сказать, что в решении его судьбы участвовали не только партийная и комсомольская организации эскадрильи, где он летал курсантом, но и кафедра марксизма-ленинизма, где он окончил двухгодичный факультатив с профориентацией в перспективе на политработника.

Опыт показал, что привлечение к отбору на инструкторскую работу лиц, непосредственно занимавшихся обучением н воспитанием курсантов, помогает избежать многих ошибок.

Летчики-инструкторы — особый отряд педагогов в ВУЗах ВВС. Их труд высоко ценится и имеет ряд характерных особенностей. В настоящее время командование училища большое внимание уделяет организации и проведению с ними полетов по сложным упражнениям боевой подготовки. Систематически совершенствуется методика летного обучения курсантов. Их привлекают к участию в летно-тактических учениях с боевым применением. Результаты обнадеживают. Инструкторы сами учатся тому, что необходимо на войне. Вырос их авторитет среди курсантов, увеличилось количество выпускников, желающих остаться в училище на должностях летчиков-инструкторов.

Таким образом, с каждым годом пополняется список выпускников училища, посвятивших себя военно-педагогической деятельности не только в своем ВУЗе, но и в других летных учебных заведениях страны. Они вместе с нашими питомцами, проходящими службу в строевых частях, вносят значительный вклад в умножение славных традиций родного училища.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Окончили училище с золотой медалью и занесены на Доску почета:

Федченко А. И.

Ренев Ю. Д.

Кузнецов Ю. А.

Городничев Ю. А.

Мужельский А. А.

Жарков А. М.

Максимов II. Н.

Завалкин С. И.

Ванеев А. С.

Буянкин С. И.

Кокошко Ю. А.

Палтусов В. А.

Гусев А. М.

Кузин А. А.

Баранов А. И.

Кузнецов Е. А.

Спиридонов В. С.

Кабанов Ю. М.

Барц А. В.

Бриткин А. Д.

Андреев А. А.

Девятериков Ю. Н.

Московцев В. Г.

Середюк А. И.

Гринь В. А. 

 

Стипендиаты имени В. И. Ленина:

Федченко А. И.

Рогачев С. В.

Зенчук О. Ю.

Еременко А. В.

Иноземцев А. В.

 

Стипендиаты имени Ленинского комсомола:

Ренев Ю. Д.

Рогачев В. К.

Щербаков А. Б.

Лобашев С. И.

Кокошко Ю. А.

 

Стипендиаты имени профессора И. Е. Жуковского:

Долгополов С. Л.

Кривенко В. Ф. Гринь В. А.

Палтусов В. А.

 

 Список составлен на момент выхода книги в печать. (ред.)

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

По-разному складываются судьбы людей. Одни долго ищут свое место в жизни, другие сразу делают выбор и остаются верными ему до конца.

В семье Мозжилиных не возникало споров: кем быть сыновьям? Конечно же, военными! Как дед, Василий Васильевич Мозжилин, геройски погибший 30 июля 1941 года на южной окраине Смоленска. Конечно же, летчиками! Как отец — Евгений Васильевич Мозжилин, прослуживший в Военно-воздушных силах тридцать три года, а ныне подполковник запаса.

С ранних лет Василий и Женя узнали военный быт, тревогу за отца, военного летчика, а затем заместителя начальника политотдела полка, увидели трудности его профессии, оценили ее значимость. Тогда впервые и зародилась у них мечта о службе в военной авиации. С каждым годом она приобретала все более конкретные очертания. Этому в немалой степени способствовали рассказы Евгения Васильевича об авиационных буднях, летных делах. Отец с удовлетворением замечал, с каким вниманием слушали его сыновья.

Разумеется, были у братьев в то время и другие увлечения: спорт, кино, книги... Потом появилось еще одно — авиамоделизм. Отец в свободное от службы время охотно помогал им мастерить авиамодели. И вот настала пора, когда они повели разговор уже не об игрушечных самолетах, а о настоящих, боевых.

Первым высота позвала старшего, Василия. В 1972 году он стал курсантом Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина, училища, в котором служил и отец. С первых дней учебы Василий решил, что уж если быть летчиком, то непременно таким, как отец, — мастером своего дела. Настойчиво шел он к поставленной цели. Учился только на «хорошо» и «отлично». Одним из первых среди сокурсников вылетел на самолете. До сих пор помнит Василий этот полет. «Конечно, многое тогда не получалось,— вспоминает ом, — Когда приземлились, стыдно было смотреть в глаза своему летчику-инструктору».

А старший лейтенант Ю. Е. Ковешников, будто не замечал этого. «Для первого раза, Мозжилин, неплохо». —«Вы шутите, товарищ старший лейтенант?» — вздохнул Василин.

Инструктор улыбнулся: «В каждой шутке есть доля правды, не так ли? А если говорить серьезно, то, думаю, дело у вас пойдет». И действительно — пошло.

Старший лейтенант Юрий Ефимович Ковешников, другие преподаватели и инструкторы кропотливо учили молодого авиатора, передавали ему знания и опыт, помогали вырабатывать летные навыки. С каждым разом курсант выполнял более сложные задания. Все послушнее становился самолет, все большее удовлетворение от полетов получал Василий.

Курсантские годы, по признанию самого В. Е. Мозжилина, стали для него и многих его сверстников временем окончательного утверждения в правильности избранного ими пути.

По окончании училища, осенью 1976 года лейтенант В. Е. Мозжилин прибыл в строевую часть и начал офицерскую службу с твердым намерением как можно быстрее стать всесторонне подготовленным воздушным бойцом.

Становлению молодых летчиков в полку уделялось большое внимание. Командиры и политработники не только учили их пилотажу и боевому применению в различных условиях, днем и ночью, но и воспитывали у них высокие нравственные качества, прививали гордость за свою профессию.

В. Е. Мозжилин одним из первых успешно выполнил все летные упражнения. Сказались его настойчивый, целеустремленный характер и, разумеется, помощь командиров, старших товарищей.

Молодой офицер много работал, настойчиво шел к поставленной цели. За короткий срок он стал первоклассным воздушным бойцом, командиром звена. Учил подчиненных, постоянно учился сам, особенно в период освоения новой для него авиационной техники. Этот самолет, представляющий собой сложный авиационный комплекс, требовал от летчиков обширных знаний, прочных навыков, крепкой морально-психологической закалки. В ходе переучивания офицер В. Е. Мозжилин и его подчиненные от полета к полету приобретали уверенность, боевое мастерство.

Сейчас В. Е. Мозжилин — майор, заместитель командира эскадрильи. Мечта о небе стала реальностью. Но успокоение, полная удовлетворенность достигнутым не пришли. По-прежнему остро ощущает Василий Евгеньевич зов высоты, зов неба.

«Профессию свою люблю»,— сказал он при встрече с курсантами Барнаульского ВВАУЛ. И добавил: «Небо для нас, Мозжилиных, как в песне поется, — родимый дом. Отец летал, двенадцать лет служил в училище, я пошел по его стопам. Младший брат Евгений в 1981 году также окончил наше училище, ныне капитан, проходит службу в одной из частей ВВС. А теперь у меня подрастают сыновья. Они тоже мечтают о небе».

Как это хорошо, когда сыновья идут дорогами отцов! Сегодня молодая летная династия Мозжилиных прочно заняла свое место в крылатом строю защитников Родины.

Семейные летные династии в училище стали хорошей прочной традицией.

Около пятнадцати лет учил курсантов летному делу летчик первого класса подполковник Сергей Егорович Брусницын. В настоящее время он в запасе, а его сыновья Александр и Андрей после окончания нашего училища продолжают летную биографию отца в строевых частях ВВС. Александр — майор, а Андрей — капитан.

Подполковник Василий Степанович Васильев служит в настоящее время в штабе ВВС Сибирского военного округа, а его старший сын Владимир, получив путевку в небо в Барнаульском ВВАУЛ, нынче заместитель командира эскадрильи — капитан, а младший, Игорь, курсант нашего училища.

Успешно овладевают летным мастерством в небе дважды орденоносного Алтая сыновья полковника Валентина Яковлевича Матвиенко, Александр и Владимир. По стопам отца Анатолия Григорьевича Обрывкина, пролетавшего на вертолете более шестнадцати лет, пошли его сыновья, Андрей и Станислав. Не забывают родное училище и сыновья офицера Юрия Александровича Бондаренко, Николай и Александр. Оба они проходят службу на летных должностях в частях ВВС.

Быть военными летчиками, продолжить дело своих отцов решили сыновья офицеров, прослуживших многие годы в Барнаульском ВВАУЛ: полковников В. П. Стрельцова, А. II. Слезка, А. И. Алипкина, В. С. Чайченко, Ю. В. Морозова, А. И. Апанасенко, Н. С. Евсеева, И. Д. Фейгельсона, Ю. М. Черепеиина, Н. Г. Корниец, подполковников: Е. М. Жильиикова, В. А. Большечкова, В. А. Коновалова, А. В. Боброва, А. И. Кузнецова, М. Н. Гайлиша, М, А, Челяпина, А. К. Князева, В. М. Шмонова, В. П. Яковенко, майоров: Ю. И. Кожевникова, Ф. И. Оскиркова, Н. И. Волкуновича, А. А. Ханова, Ф. А. Нохрина, прапорщиков Н. П. Буянкина и К. Ф. Спицина.

«Большого и доброго вам пути, сыновья!» — говорят отцы. «Хорошей службы на благо Отечества! Приумножайте хорошие традиции авиационных династий», — говорят своим питомцам сослуживцы Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина прошло двадцатилетний путь своего развития, насыщенный большими событиями и важными свершениями.

Училище начало свое формирование с октября 1966 гола и было создано, как полноценное высшее военное учебное заведение, к осени 1967 года.

Забота Коммунистической партии — главный источник роста и всех его успехов.

Училище с честью носит имя известного, военачальника, бывшего Главкома ВВС, Главного маршала авиации Константина Андреевича Вершинина и является единственным высшим военно-учебным заведением, готовящим летные кадры на востоке нашей страны. Его становление и развитие проходило в трудных условиях. Суровые климатические условия, отсутствие должной материальной базы, возможности укомплектовать кафедры необходимой номенклатурой профессорско-преподавательского состава, требовали от командования и политического отдела максимального напряжения сил, инициативы и находчивости.

Выполняя задачи, поставленные перед училищем Коммунистической партией, Министром обороны СССР командиры, политработники, летный, инженерно-технический и преподавательский состав, работники тыла, связи, отделов и служб училища преодолели все трудности, создали необходимую учебно-материальную базу и подготовили для Военно-воздушных сил тысячи высококвалифицированных, идейно убежденных, беспредельно преданных Родине летчиков-инженеров.

Многие выпускники училища удостоены высоких правительственных наград, руководят подразделениями, частями, некоторые даже соединениями, возглавляют полит органы, испытывают новую авиационную технику, с. честью выполняют интернациональную миссию в Демократической Республике Афганистан.

Достигнутые успехи — это лишь очередная ступень для продвижения вперед. Славное прошлое училища, его традиции, накопленный опыт, высокое педагогическое мастерство летно-инструкторского и профессорско-преподавательского состава, наличие боевой партийной организации и большого отряда комсомольцев — все это создает главные предпосылки и условия Для успешного проведения в жизнь требований постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве»: «Обеспечить подготовку кадров, сочетающих их глубокую профессиональную компетентность и идейную убежденность, высокую культуру, гражданскую активность, воспитанных в духе коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма».

Отвечая на заботу и доверие партии, личный состав Барнаульского ВВАУЛ отдает все свои силы, знания и накопленный за долгие годы опыт дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, достижению новых успехов в боевой и политической подготовке.

За период, когда книга готовилась к изданию и выходу з свет, в руководстве училища произошли изменения. В связи с убытием на новое место службы генерал-майора авиации Якима Ивановича Янакова, начальником училища назначен военный летчик первого класса, полковник Поздняков Владимир Дмитриевич, который более двух лет работал заместителем начальника Барнаульского ВВАУЛ.

В октябре 1987 года произведен очередной семнадцатый выпуск летчиков-инженеров.

Нынешнее поколение воинов-авиаторов гордится славным прошлым родного училища и с честью продолжает традиции своих однополчан. Яркое тому свидетельство — результаты в боевой и политической подготовке, достигнутые коллективом училища в истекшем учебном году — году 70-летия Великого Октября.

Решения XXVII съезда партии, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС — боевая программа действии партии, народа, воинов Советских Вооруженных Сил. Претворить их в жизнь, в конкретные дела, заметно прибавить в работе — это сегодня главное для каждого офицера, прапорщика, курсанта, сержанта и солдата, всего личного состава училища.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

В частях и подразделениях ВВС проходят службу тысячи выпускников Барнаульского ВВАУЛ. Многие из них успешно трудятся на должностях заместителей командиров эскадрилий по политической части, начальников политотделов авиаполков и даже соединений.

В 1971 году училище закончил курсант Б. В. Прожога. Вместе с другими выпускниками ему были вручены лейтенантские погоны и диплом летчика-инженера. Затем служба в строевых частях, учеба в Военно-политической академии имени В. И. Ленина, работа начальником политического отдела полка, а теперь он возглавляет политорган одной из авиационных дивизий.

Широк и многообразен круг обязанностей полковника Бориса Васильевича Прожоги. Неизмеримо высокая ответственность лежит на нем за организацию и проведение политической работы по сплочению личного состава вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, успешному выполнению задач боевой и политической подготовки, укреплению воинской дисциплины и политико-морального состояния воинского коллектива... Это всего лишь часть из того, что он обязан делать.

В дивизии проводится немало политико-воспитательных мероприятий. Коммунисты — руководители соединения отводят время и для приема по личным вопросам, В такие часы идут люди к старшим товарищам со своими мыслями и чувствами, доверяя им свою радость и боль. Идут, зная, что встретят понимание и поддержку, получат ответ па любой вопрос.

Много трудится по перестройке своей работы начальник политотдела авиационного полка подполковник Б. В. Козырев, выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1972 года и за это он пользуется среди личного состава уважением. И не только за это. Борис Васильевич — летчик первого класса, за боевые отличия при оказании интернациональной помощи народу Афганистана награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, что вызывает восхищение у любого летчика. Он прост и скромен. Если надо, всегда окажет помощь. Борису Васильевичу часто вспоминаются рассказы отца-фронтовика о том, как взаимовыручка помогала солдатам побеждать в смертельных боях. «Подполковнику Б. В. Козыреву,— говорится в статье «Воспитатель», опубликованной в одном из журналов «Авиация и космонавтика», — подражают. Особенно молодежь. Ей есть чему учиться у офицера: целеустремленности, неиссякаемой энергии и настойчивости — качествам, которыми должен обладать каждый летчик».

Мало кто знает, как начинал свою летную службу начальник политотдела. При поступлении в 1967 году в Барнаульское ВВАУЛ Борис, не прошел медицинскую комиссию. Надо бы домой ехать, однако юноша проявил характер. Устроился в училище кочегаром и на следующий год стал курсантом нашего училища. Учился отлично. Не рассуждал, что может пригодиться, а что нет. Был твердо убежден: плохих и хороших, нужных и ненужных дисциплин не бывает. И оказался прав: в строевой части знания, приобретенные упорным трудом, пригодились в полном объеме.

Много сил и энергии по перестройке партийно-политической работы в свете требований XXVII съезда партии, январского, июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС вносит наш выпускник, начальник полит органа гвардии подполковник Сергей Валентинович Реутов.

Член Центрального Комитета комсомола С. В. Реутов длительное время работал в комсомольском отделе Политуправления ВВС. В настоящее время Начальник политического отдела гвардейского, четырежды орденоносного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков имени 50-летия СССР.

«Вновь прибиваемое пополнение, в том числе и из нашего родного училища, — говорит подполковник С. В. Реутов,— является той творческой силой, которая на деле помогает нам в перестройке, развернувшейся ныне в Вооруженных силах». О более настойчивом и целеустремленном выполнении поставленных задач, о поисках оптимальных вариантов, о стремлении с наименьшими затратами дать наибольшую отдачу — об этом идет нынче разговор во всех эскадрильях и звеньях.

В полку восемьдесят процентов офицеров — коммунисты. Честно, по совести несут они свою нелегкую службу, крепят взаимодействие с летчиками братской Венгрии.

Многие годы возглавляют полит органы наши выпускники, офицеры Валерий Павлович Александров, Виктор Владимирович Микляев, Олег Семенович Радченко, Сергей Евгеньевич Кузнецов, Владимир Дмитриевич Москвитин, а Александр Рафаилович Попов и Юрий Александрович Кузнецов трудятся соответственно в политическом отделе ВВС СибВО и Главном политическом управлении Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Много добрых слов следует сказать в адрес наших выпускников, которые являются заместителями командиров авиаэскадрилий по политической части. Их десятки. Среди них майоры В. И. Шайбин, Е. Н. Архипов, А. Л. Рогов, А. И. Скороваров, капитаны А. Н. Мороченков, Н. Н. Душечкин, В. В. Шарапановский, А. А. Пернай, С. И. Коклемин, В. А. Ганипровский, а летчика первого класса майора А. П. Жилякова коммунисты уже дважды избирают секретарем парткома авиационного полка.

Учитывая то, что большое количество выпускников Барнаульского ВВАУЛ, как и других летных ВВУЗов, работают в качестве политработников, с 1985 года Политуправление ВВС при кафедре марксизма-ленинизма учредило двухгодичный факультатив, на котором по специальной программе обучаются курсанты третьего и четвертого курсов, склонные к политической работе.

Непосредственное руководство факультативом в училище осуществляют полковник А. И. Апанасенко и подполковник В. В. ІІоздеев. Кроме них для будущих политработников читают лекции» и проводят практические занятия начальник политического отдела училища полковник А. В. Капилян, старшие инструкторы, политотдела подполковники В. В. Улезько и В. А. Кузьмич, начальник кафедры марксизма-ленинизма полковник М. В. Ермольчик, его заместитель подполковник В. С. Шардаков, преподаватели полковник Б. М. Редин, подполковник И. Н. Верба, а также • политработники офицеры Н. М. Коренев, Н. В. Балакин, В. В. Зайцев,

Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма и опытные политработники, проводя занятия на факультативе и организуя практику курсантов в эскадрильях, способствуют тому, чтобы дать будущим политработникам необходимые знания и сформировать у них минимум навыков партийно-политической работы непосредственно с личным составом подразделений.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

  

Глава шестая. Наши питомцы 

Около девятнадцати лет при училище работает школа юных летчиков, в которой в течение двух лет занимаются юноши девятых и десятых классов средних школ города Барнаула. 23 февраля 1969 года в клубе училища состоялось торжественное открытие этой школы. До 1975 года она называлась школой юных космонавтов. В этот день десятки учащихся были построены на торжественной линейке, В зал клуба под звуки торжественного марша вошли юные, космонавты, одетые в голубые куртки. Начальник школы — майор в отставке С. Г. Черданцев доложил начальнику училища генерал-майору авиации В. Н. Филимонову, что юные космонавты построены для принятия Присяги.

Взволнованно звучат голоса ребят, которые клянутся быть мужественными, честными, так же верно любить Родину и служить ей, как наши герои-летчики, покорители космоса. И дальше: «Я торжественно клянусь быть дисциплинированным, строго соблюдать военную и государственную тайну, выполнять устав и распоряжения командиров... Я обещаю учиться только хорошо и отлично, активно участвовать в общественной жизни, всеми делами своими оправдывать высокое звание юного космонавта»...

Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке Нестор Дмитриевич Козин вручил школе знамя юных космонавтов. С поздравлениями ребятам выступили заместитель начальника политического отдела подполковник В. Г. Васин, С. Г. Черданцев, курсант училища Игорь Лебедев, гости. В ответном слове Витя Князев заверил старших, что юные космонавты сдержат свою клятву — вырастут верными сыновьями и защитниками своей Родины.

В заключение торжества присутствующие посмотрели документальный фильм «Парад в Домодедово».

Ребятам объявлена программа курса и расписание занятий. Занимаются ребята два раза в неделю в вечернее время. Они изучают авиационную технику, оборудование самолетов и двигателей, планера, аэродинамику, аэронавигацию, политическую подготовку и другие предметы. В этом же году группа курсантов школы вместе со своим руководителем, майором в отставке С. Г. Черданцевым побывала в Москве на слете слушателей военно-патриотических школ страны. Встречались там с трижды Героем Советского Союза И. Н. Кожедубом, побывали в Звездном городке космонавтов. В последующие годы ЦК ВЛКСМ такие слеты проводил в Волгограде, Курске и Минске.

В середине семидесятых годов школа юных космонавтов была преобразована в школу юных летчиков и начальником этой школы с тех пор назначается один из преподавателей училища. В разное время возглавляли эту школу подполковники В. М. Шмонов, В. П. Яковенко, А. А. Ращупкин, заместителями по политической части были подполковники В. В. Балакин, Н. И. Рыбин, майор В. М. Кладов.

Каждую осень поступают сюда на первый курс по рекомендации Барнаульского горкома ВЛКСМ около семидесяти школьников. Ее выпускниками стали уже за девятнадцать лет работы около 1000 человек.

Будущие защитники Родины получают в ней за два года учебы определенную сумму знаний и главное — профессиональную ориентацию.

Поэтому, как правило, после окончания школы юных летчиков ребята с большим желанием идут учиться в военные авиационные училища. По примерным данным сотни выпускников школы окончили или же учатся в высших военных авиационных училищах летчиков, около ста в инженерных и технических авиационных ВУЗах, некоторые в авиационных институтах.

Став курсантами военных училищ, наши питомцы с большим желанием учатся, многие из них отличники боевой и политической подготовки, хорошие общественники.

Успешно закончили Барнаульское ВВАУЛ и ныне занимают высокие должности в частях и подразделениях ВВС, в нашем училище бывшие юные летчики Б.. Решетников, И. Головнев, В. Сайб, В. Котов, В. Сартаков, Н. Пушенко, В. Ганжа и многие другие.

Нет в училище, пожалуй, такого офицера-преподавателя, который бы не принимал участия в работе школы юных летчиков. Но в первую очередь следует назвать ветерана Великой Отечественной войны, бывшего начальника парашютной службы училища подполковника Н. М. Андреева. Много времени этот офицер уделял ребятам, знакомил их с боевыми эпизодами фронтовиков, помогал постичь тайны парашютного мастерства.

Любовь к небу у наших питомцев многие годы воспитывали полковники Н. П. Иваненчук, Е. М. Иванов, И. С. Евсеев, Я. Е. Майхер, Е. Г. Эндека, А. А. Костин, подполковники Л. И. Евстафьев, Д. Н. Козлов, Ю. С. Ёлкин, В. В. Калямин, Н. ГІ. Федосимов, Г. А. Ефимов, майоры Э. Н. Салнн, А. М. Лозин, В. Г. Ганжа, Е. П. Жигалов, В. И. Рябых и многие другие офицеры.

В настоящее время школу возглавляет опытный педагог- воспитатель, военный летчик первого класса подполковник В. Е. Милушкин, заместителем по политической части является преподаватель кафедры марксизма-ленинизма подполковник А. Е. Романишин, начальником штаба — Герой Советского Союза, летчик-фронтовик, подполковник в отставке Николай Антонович Жуканов.

Только за последние четыре года в школе юных летчиков прошли обучение около трехсот выпускников средних школ города Барнаула. Двухлетняя учеба помогает юным летчикам закалиться духовно, окрепнуть физически, приобщиться к авиации, чтобы затем влиться в курсантскую семью и быть достойными продолжателями дел крылатых защитников нашей любимой Родины.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

Есть в нашей воинской жизни такие события, что способны потом до конца дней своих вспыхивать в сознании и озарять своим светом тот или иной поступок, решение, действие: яркие, неординарные, крепко запавшие в память.

Одним из таких событий была встреча офицеров и курсантов училища с выпускниками, выполнявшими интернациональный долг в Демократической республике Афганистан. В актовом зале главного учебного корпуса не хватило места для всех желающих. Курсанты стояли в проходах. Здесь не было скучающих. На лицах присутствующих была искренняя заинтересованность. Начальник политического отдела училища полковник А. В. Капилян открыл встречу и первому предоставил слово выпускнику 1971 года, командиру полка полковнику А. В. Руцкому. О героическом подвиге Александра Владимировича личный состав училища уже знал из статьи «Огонь на себя», опубликованной в «Красной звезде» 13 июня 1986 года. Моложавый, подтянутый, с заметной сединой на висках, орденскими колодками двух орденов Красного Знамени и других боевых наград, офицер А. В. Руцкой, обращаясь к курсантам, сказал: «Мне и сегодня хочется прищурить глаза, когда наплывает из шестнадцатилетней дали это солнечное сияние, это октябрьское утро. Мы стояли в последнем курсантском строю, сверкала медь оркестра, замерли, притихли шумливые барнаульские тополя и клены, и только гулко печатался шаг молодых офицеров первого выпуска, получивших из рук маршала авиации П. С. Кутахова и других генералов дипломы об окончании училища и нагрудные знаки о высшем образовании. Горело солнце на парадных погонах преподавателей и наших командиров, искрилось в повлажневших глазах начальника политического отдела полковника Александра Павловича Маркова.

И вот, после выпускных торжеств и прохождения перед Боевым Знаменем училища, он еще раз собрал нас в составе курса. Что же скажет он нам, умудренный опытом и жизнью, уважаемый нами старейший политработник училища, хвативший сполна и военных тревог, и послевоенных невзгод, в любой ситуации уравновешенный и справедливый. А заговорил Александр Павлович о чести и достоинстве советского офицера, о том, что защищали эту честь на фронтах Великой Отечественной, отстаивали ее наши деды, и до них лучшие представители русского офицерства не посрамили ее в боях за Отечество: «Берегите свою репутацию, свою честь, будьте мужественны и храбры, если потребует обстановка, защищайте нашу Родину, ее интересы так, как ее защищали ваши отцы и деды».

Прошло уже много лет после выпуска из училища, а эти слова мы не только помним, но и проводим в жизнь».

Александр Владимирович с увлечением рассказал о службе в Афганистане, о мужественных поступках своих летчиков, среди которых много наших выпускников, о зверствах врагов Апрельской революции. С трудом удалось узнать побольше о нем самом. Вырос Александр в военной семье. Дед его служил в железнодорожных войсках, отец был танкистом и дошел с боями до Берлина. Но молодое поколение семьи предпочло небо. Еще школьником занимался он в аэроклубе. Работал слесарем на авиационном заводе, на срочной службе был воздушным стрелком-радистом. В звании сержанта в 1967 году поступил в только что созданное Барнаульское ВВАУЛ. Учебу совмещал с должностью старшины учебного курса. После окончания училища служил в Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков имени В. П. Чкалова, затем успешно окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. По его стопам пошел и младший брат, который несколько позже окончил наше училище и ныне майор, летчик-инструктор в том же Борисоглебском училище.

После окончания академии Александр Владимирович — командир эскадрильи, заместитель командира, а затем командир авиационного полка. Его полк в составе ограниченного контингента советских войск в ДРА в течение двух лет выполнял интернациональную миссию. Много боевых вылетов пришлось совершить ему и его подчиненным. В один из апрельских дней 1986 года с командного пункта пехотной дивизии вооруженных сил ДРА, участвовавшей в боевых действиях против душманов в округе Хост, хорошо были видны энергичные маневры самолета, ходившего над Жаварой— сильно укрепленной базой контрреволюционных банд. Снизу— вспышки ракет «земля — воздух», трассы крупнокалиберных пулеметов и «эрликонов», а против них — мастерство воздушного бойца, который, как бы упреждая смертельную опасность, каждый раз за долю секунды отворачивал от огня. А вражеские зенитчики вошли в азарт, невольно обнаруживая свои позиции, чего и добивался полковник А. В. Руцкой.

Вначале на командном пункте дивизии пришли в недоумение: зачем этот смельчак лезет в самую гущу зенитного огня? А когда по обнаружившим себя огневым точкам стали наносить удары самолеты его товарищей, и база была уничтожена, замысел стал ясен.

Вдруг самолет Александра Владимировича резко тряхнуло— ракета попала в левый двигатель. От пулеметной очереди вспыхнул топливный бак, вторая ракета ударила в правый двигатель — и самолет, опрокинувшись на крыло, заскользил вниз. Он был еще над позициями душманов, и летчик пытался дотянуть до своих. Высота 280 метров — катапультироваться — машина упадет прямо на афганскую батарею. Упершись ногами в приборную доску, он сумел рычагом управления отвернуть, хотя и содрал кожу с ладоней. На этой операции потерял еще 30 метров высоты, и катапультироваться пришлось не вверх, как принято, а в сторону— параллельно земле.

Вытяжной парашют сработал нормально. Основной же полоскался как тряпка. Собравшись, летчик дернул за стропы с такой силой, что большой купол все-таки распахнулся в считанных метрах от земли. Упал на глинистый берег ручья, что смягчило удар. По ущелью со стороны противника к месту приземления уже скакали всадники.

На КП афганской дивизии хорошо понимали, что будет с авиатором, попади он в плен. Комдив генерал-майор Мохеб Али отдал приказ, и бронетранспортер с начальником разведки дивизии старшим капитаном Абдель Садеком устремился к району приземления. Приблизиться помешали валуны. Садек мгновенно принял решение: он перегородил машиной ущелье, а сам с политработником роты и двумя солдатами бросился к летчику.

«Командир, живой?» — крикнул взволнованно афганский офицер, прикрывая летчика своим телом, так как сюда начал бить крупнокалиберный пулемет. Остальные афганские воины быстро заняли позиции для ведения огня.

Вскоре прибыла поисковая спасательная группа вертолетов. Полковника А. В. Руцкого отправили в госпиталь, а через два месяца вновь в строю, вновь новые боевые дела. Восемь правительственных наград украшают грудь отважного воина.

О героическом подвиге выпускника 1984- года, коммуниста, старшего лейтенанта К. Г. Павлюкова рассказал его товарищ, старший лейтенант В. Тюрин, а затем газета «Молодежь Алтая» и «Советский воин».

Во второй половине января 1987 года старший лейтенант К. Г. Павлюков в паре с ведущим старшим лейтенантом А. Почкиным выполнял третий боевой вылет. При выполнении боевого задания в самолет Кости попала ракета душманов. Он получил большие повреждения и стал неуправляемым. Старший лейтенант К. Г. Павлюков был ранен. В этой ситуации летчик катапультировался и приземлился на территории, занятой бандитами. В районе приземления рядом с кишлаком было много деревьев. На одном из них зацепился парашют Константина. К раненому летчику бросились душманы с целью захватить его в плен.

Ведущий пары старший лейтенант А. Почкин, увидев, что самолет друга подбит, а сам он приземлился в стане врагов, попытался прикрыть К. Павлюкова до подхода парашютно- десантного отряда и поисково-спасательной группы. Снизившись до 150 метров, А. Почкин стал делать на большой скорости круги над местом приземления. Однако деревья, растительность и сумерки мешали определить точное место приземления летчика. По самолету ведущего было сделано семь пусков ракет, на пределе горючее. Передав на командный пункт координаты приземления К. Павлюкова, старший лейтенант А. Почкин, по команде с КП, покинул район боя.

Освободившись от подвесной системы, истекая кровью, старший лейтенант К. Г. Павлюков вступил в бой с душманами. Тяжелым и неравным был этот бой. Шестнадцать бандитов нашли свою смерть. Замолк автомат, кончились патроны. Новые ранения в ноги в грудь. Собравшись с последними силами, Константин, зубами вытащив чеку, зажал в руке последнюю гранату. Шестеро душманов вместе с главарем банды бросились к советскому летчику в надежде, что теперь он в их руках. Прогремел взрыв. Душманы уничтожены.

Так героически погиб коммунист, воин-интернационалист, воспитанник Алтайского комсомола, выпускник нашего училища.

За этот подвиг старший лейтенант Константин Григорьевич Павлюков удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Его именем названа улица в совхозе «Цветы Алтая», где он жил и где ныне живут его родители. Его именем названа и пионерская дружина школы, где он учился.

С огромным вниманием, затаив дыхание, слушали воины- авиаторы также рассказы старших лейтенантов Александра Калугина и Олега Яковлева, которые, как и их товарищи, также за мужество и отвагу награждены боевыми орденами.

В 1983 году окончил Барнаульское ВВАУЛ Андрей Смолин. Молодой лейтенант, прибыв в боевую часть, быстро освоил новую авиационную технику, получил второй класс и вместе со своими товарищами был направлен в Демократическую республику Афганистан для оказания интернациональной помощи. Афганистан встретил молодого офицера неприветливо. Дыхание войны чувствовалось по всей стране. Контрреволюционеры не могли смириться с завоеваниями Апрельской революции. То тут, то там на улицах городов и кишлаков можно было увидеть проявление их злобы, следы террористических акций, бандитских преступлений...

Глядя на это, Андрей еще больше утвердился в своем решении, что его место сегодня здесь. И как офицер Советской Армии, он просто обязан помочь трудовому народу в борьбе за светлую жизнь, за построение нового общества.

Не один раз участвовал старший лейтенант А. Смолин в боевых операциях по ликвидации бандитских формирований, по предотвращению душманских провокаций. Попадание вражеской ракеты в его самолет, катапультирование, ожесточенный бон в ущелье долго еще будут напоминать Андрею о хитрости и коварстве врагов афганского народа, за счастье и светлое будущее которого отдают все силы, а порой и свои жизни советские воины. За храбрость и мужество старший лейтенант Андрей Леонидович Смолин награжден орденом «Красной звезды».

Отличились в боях с врагами Апрельской революции при выполнении интернациональной помощи афганскому народу и отмечены правительственными наградами наши выпускники: подполковник Б. В. Козырев, капитаны А. В. Чачуро, Ю. Ю. Кожевников, гвардии старшие лейтенанты С. В, Щербаков, А. В. Шахов, Э. Ю. Мамин, А. Д. Тихонов, Н, А. Архименко, С. П. Захаров, Ю. С. Присяжных, Ю. В. Финашкин, старшие лейтенанты А. Н. Конарев, Б. В. Трунов, А. Б. Кузнецов и многие другие.

Неоднократно выступали перед курсантами, сержантами и солдатами, рассказывая об особенностях службы в Афганистане воины-интернационалисты, кавалеры боевых орденов и медалей подполковник А. Г. Каменский, майор Б. В. Чернозипунников, капитаны С. В. Пагуба, М. Н. Истомин, старший лейтенант А. К. Долгих, прапорщики С. И. Горанин, А. В. Антропов, Н. Н. Черенков,

Мы отдаем должное мужеству каждого из перечисленных наших питомцев, воинов-интернационалистов.

Но то, что совершили наши выпускники полковник А. В. Руцкой, К. Г. Павлюков, А. Л. Смолин — это настоящие боевые подвиги, сродни тем, что совершали в годы Великой Отечественной войны летчики-фронтовики.

«Питомцы Барнаульского ВВАУЛ — сыновья и внуки фронтовиков, здесь, на афганской земле, с честью приумножают славные боевые традиции советских асов, проявляют мужество, мастерство, взаимовыручку высшей пробы. В этом — слава советских летчиков, их высокий интернациональный долг!» Такую оценку дал им член Военного Совета, начальник политического отдела ВВС СибВО, полковник Иван Архипович Безрукавый, награжденный орденами Красного знамени и Красной звезды за оказание интернациональной помощи афганскому народу. 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

«Для человека, посвятившего свою жизнь авиации и любящего ее, нет более интересного дела, чем летные испытания»— сказал однажды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант, авиации С. Микоян. Прокладывая дорогу в небо, летчики-испытатели первыми делают шаг в неизвестность.

Многие годы испытывают новые авиационные комплексы выпускники Барнаульского ВВАУЛ офицеры Борис Иванович Сивков, Валерий Серпионович Поташов, Сергей Галактионович Иванов, Виктор Алексеевич Коротков, Владимир Николаевич Исупов, Игорь Иванович Маликов, Дашинима Базарович Базаров, Станислав Владимирович Петросянц, Сергей Викторович Чайченко, Геннадий Игоревич Припусков, Юрий Михайлович Кабанов, Николай Александрович Пушенко, Сергей Николаевич Завалкин, Виктор Анатольевич Дрелин и некоторые другие.

Каждый из них в летчики-испытатели шел своим путем. Но все они после окончания училища служили в авиационных частях, освоили по несколько типов боевых самолетов, стали классными летчиками, однако тяга к новому, неизведанному взяла верх.

Первым летчиком-испытателем из выпускников училища стал Б. И. Сивков. В 1075 году, будучи летчиком-инструктором Оренбургского ВВАУЛ, поступил в центр подготовки летчиков-испытателей. После его окончания готовил новые поколения летчиков-испытателей в центре, который сам окончил в 1976 году. Среди них были и выпускники Барнаульского ВВАУЛ офицеры Г. И. Припусков, Н. А. Пушенко, золотые медалисты ІО. М. Кабанов и С. П. Завалкин.

В 1980 году Борис Иванович окончил Московский авиационный институт, а в 1982 году стал летчиком-испытателем первого класса. За последние годы освоил более двадцати типов машин, налетал три тысячи двести часов, из них около тысячи пятисот часов на государственных испытаниях. В 1987 году полковник Б. И. Сивков награжден орденом «За службу Родине» третьей степени.

Другим путем к заветной цели шел Валерий Серпионович Поташов. «После окончания Барнаульского ВВАУЛ, — вспоминает он, — был оставлен летчиком-инструктором в родном училище. Семь лет учил курсантов летать на самолете ЯК-28. Потом служба в боевом полку. Освоил новый самолет. С приходом на должность летчика-испытателя приходилось заучивать много различных данных, которые усваивались, конечно, с трудом. Но те сведения — это только первая ступень на пути к мастерству. Важно, чтобы постепенно накапливаемые знания давали постоянный толчок к их творческому переосмыслению, применению на практике. Припомнились и прочитанные еще в училище слова о том, что образованный человек от необразованного отличается не количеством сведений, а культурой ума, навыками мыслить».

Все свободное время, включая и выходные, тогда еще майор В. С. Поташов самозабвенно трудился. Пришлось заново переучиваться, все переделывать, появились новые мысли, одно решение интереснее другого.

Когда человека захватывает дело, он преображается. Многое, до поры не вызывавшее интереса, начинает занимать его мысли, видится ярче, рельефнее. И какой бы сложной ни показалась поначалу цель, в процессе творческого труда, воплощаясь в конкретные результаты, она становится реальностью, приносит радость. И тогда возможности, каких человек не видел в себе раньше, вдруг раскрываются, рождая стремление не упустить время, не просмотреть главного, познать непознанное. Человек растет духовно.

Предстояло испытать новый самолет. И Валерий Серпионович должен показать в воздухе, на что способна новая техника, мастерски на всех режимах выполнить полет от взлета до посадки. Именно высокое мастерство приводит человека в восхищение, пробуждает желание освоить новую машину, постичь все секреты и тонкости техники пилотирования, убедиться в ее надежности. А ведь любой самолет всегда отличается чем-то новым, что требует глубокого проникновения в конструктивные и аэродинамические особенности, теоретического их осмысления, а уже затем приобретения прочных навыков.

Постигая тонкости поведения и эксплуатации того или иного самолета, в первый период работы летчиком-испытателем В. С. Поташов советовался со своим однокурсником полковником Борисом Ивановичем Сивковым, обращался к старшим товарищам, имевшим большой опыт пилотирования новой техники, прошедшим нелегкими дорогами в познании неизведанного.

Известный на заводе летчик-испытатель показал ему в воздухе один сложнейший элемент.

...Самолет с выключенным двигателем стремительно приближался к земле. На минимально безопасной высоте надо было запустить двигатель и плавно вывести обороты. Выдержка и еще раз выдержка. Вот двигатель запустился, но торопиться нельзя. При резкой подаче РуДа может сорвать пламя. А высота катастрофически падает. И тут сектор управления двигателем вдруг пошел вперед. Однако инструктор силой удержал его, показав, что нужно иметь не только много знаний и мужества, чтобы не произошло беды, но и способность не дрогнуть в опасный момент. После полета он напомнил известную истину о том, что герой не храбрее обыкновенного человека, разве что выдержки побольше.

Подошло время — и Валерия Серпионовича Поташова повысили в звании и должности. Он стал подполковником. В 1983 году был назначен старшим группы летного состава военного представительства завода — старшим летчиком-испытателем, специалистом первого класса.

Со стороны могло показаться: все ему дается легко. Однако это не так. Летная служба В. С. Поташова была далеко не безоблачной. Всякое бывало. И если все окончилось благополучно, то только потому, что был достаточный запас морального духа и высокой профессиональной выучки.

Старший летчик-испытатель подполковник Валерий Серпионович Поташов — человек высокой отваги, настоящий воздушный боец. Он всегда весел, энергичен. Улетая в командировку, скучает по семье, которая всегда ждет его. Семья уже привыкла к тревожным ожиданиям отца и мужа с полетов. Но никто из них точно не знает, как именно идут летные дела у подполковника В. С. Поташова. И всегда настороженно ждут телефонного звонка. И вот он, звонок! Не беда ли? Нет, поздравляют друзья. С чем? «Ваш муж награжден орденом Красной звезды». — «За что награжден?» — такого вопроса у жены Валерия Серпионовича, Нины Ивановны не возникало: любой полет может потребовать мужества. Просто подумала, видимо: что-то такое было, было и кончилось победой летчика-испытателя.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

В октябре каждого года в жизни курсантов наступает тот долгожданный день, когда им в торжественной обстановке вручают дипломы и нагрудные знаки об окончании училища, а вместе с ними и предписания для дальнейшего прохождения службы. С момента первого выпуска прошло уже почти семнадцать лет. Училище внимательно следит за своими питомцами, за их деятельностью, боевыми успехами. Со многими из них поддерживаем переписку, об отличившихся читаем в газетах, журналах, а некоторых видим по телевидению и в кинокартинах.

Училище гордится тем, что из первых выпусков должности командиров полков занимают более двадцати офицеров, среди которых А. И. Голубев, А. А. Перевалов, В. А. Колбас - ко, В. IT. Михалев, А. В. Руцкой, Г. Е. Чернов, Г. Ф. Щербинин, В. Е. Абрамов, А. С. Левченко, А. Т. Кошелев, А. Л. Лабковский, А. И. Кубарев, В. А. Попов и многие другие, а полковник В. Н. Лазебный руководит авиационным соединением.

Личный состав гвардейского бомбардировочного авиационного Краснознаменного полка, которым командует наш выпускник 1971 года гвардии полковник Александр Леонидович Лабковский, в 1985 году выполнил свои социалистические обязательства и подтвердил звание отличного. Авиаторы- гвардейцы добились повышения качества воздушной, огневой и тактической выучки.

Командиры, политработники, коммунисты и комсомольцы части личным примером вдохновили авиаторов на борьбу за сокращение нормативов приведения полка в боевую готовность, мастерское овладение техникой и оружием, рачительное отношение к материальным средствам. Политико-воспитательная работа направлялась на сплочение воинского коллектива, развитие чувства товарищества и солидарности с воинами армии стран социалистического содружества.

С новой энергией, инициативой и энтузиазмом, вызванными решениями апрельского, октябрьского (1985 г.) Пленумов ЦК КПСС, обсуждением проектов предсъездовских документов партии, подготовкой к XXVII съезду КПСС, полк вступил в новый учебный год.

Подробно обсудив учебно-боевые задачи на 1986 год, летчики, штурманы, инженеры, техники и младшие авиаспециалисты через газету «Красная звезда» 24 ноября 1985 года обратились ко всему личному составу Военно-воздушных сил страны с призывом развернуть социалистическое соревнование под девизом: «Решения XXVII съезда КПСС выполним, надежно защитим завоевания социализма!»

Полк вызвал на социалистическое соревнование личный состав бомбардировочного авиационного полка, которым командует полковник В. Колбаско.

Вызов на социалистическое соревнование этого полка был не случаен. Александр Лабковский и Валерий Колбаско вместе в августе 1967 года поступили в Барнаульское ВВАУЛ, учились в одном подразделении, соревновались между собой в курсантские годы и закончили училище с высокими результатами. Вместе получили погоны лейтенантов, а затем служба в строевых частях, учеба в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, теперь оба командиры отличных полков.

Вот как об этом пишет в газете «Красная звезда» гвардии полковник А. Л. Лабковский: «Особо хотелось бы сказать о нашем соревновании с авиаторами части, которой командует полковник В. Колбаско. С ним мы знакомы лично, не раз встречались для обсуждения наболевших проблем. Практически ежедневно мы знали, какие задачи решают наши соперники, какие у них показатели. Взаимный контроль за выполнением обязательств, обмен опытом, информирование о результатах выполнения летных смен, тактических учений — все это помогало нам в стремлении идти вперед, не отставать друг от друга».

Александру Леонидовичу Лабковскому была оказана высокая честь — его избрали делегатом XXVII съезда КПСС, съезда, который определил стратегический курс партии на перестройку и ускорение.

В послесъездовский период социалистическое соревнование в Военно-воздушных силах, как и во всей стране, получило новый размах. «Хороший тон и настрой задают в этом,— писал в журнале «Авиация и космонавтика» № 3 за 1986 год заместитель начальника политуправления ВВС генерал-лейтенант авиации Ю. Фотинов, — наши инициаторы — личный состав гвардейского бомбардировочного авиационного Краснознаменного полка, где командиром делегат съезда, гвардии полковник А. Лабковский».

Этот хороший тон и настрой полк поддерживает и в наши дни. Успешно выполнив социалистические обязательства 1986 года, он в третий раз был объявлен отличным.

Обсудив задачи на 1987 год, воины-авиаторы вновь через газету «Красная звезда» за 11 декабря 1986 года обратились ко всему личному составу Военно-воздушных сил с призывом развернуть социалистическое соревнование под девизом: «Решения ХХѴІІ съезда КПСС выполним, самоотверженным ратным трудом ознаменуем 70-летие Великого Октября!»

«Свой сыновний долг перед Родиной, — говорится в их обращении, — мы видим в неуклонном выполнении решений XXVII съезда КПСС, в повышении бдительности и боевой готовности, совершенствовании воздушной, огневой и тактической выучки».

Изложив своп социалистические обязательства на год, личный состав полка призвал всех авиаторов Военно-воздушных сил активно включиться в борьбу за достижение новых, более высоких рубежей в боевой готовности, ратном труде во славу нашей любимой Родины и достойно встретить 70-летие Великого Октября.

В ответ на обращение инициаторов в подразделениях Барнаульского ВВАУЛ набирает темп и размах социалистическое соревнование за успешное выполнение задач, поставленных Министром обороны СССР, главнокомандующим ВВС на новый учебный год.

Творчески относятся к организации соревнования, например, в авиаэскадрилье, командиром которой является наш выпускник подполковник А. Д. Филиппов. В процессе происходящей перестройки организаторской, идеологической, политико-воспитательной работы здесь сумели добиться определенного перелома в сознании людей, командиров звеньев, летчиков и авиаспециалистов по отношению к соревнованию как к важнейшему государственному делу.

В эскадрилье созданы благоприятные условия для широкой гласности, сравнимости результатов соревнования, внедрения передового опыта в практику, развита товарищеская взаимопомощь. Более конкретными стали индивидуальное обязательство и критерии состязательности.

Среди летных экипажей курсантов широкое распространение получило соревнование за право совершить полет за нашего земляка Героя Советского Союза, капитана II. Т. Гулькина.

Весь этот комплекс проводимой работы позволил командованию эскадрильи, партийной и комсомольской организациям успешно выполнить взятые социалистические обязательства.

Правофланговыми в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великого Октября являются выпускники училища офицеры: А. Евсеев, И. Князьков, М. Авдеенко, С. Булгаков, Н. Максимов, А. Штро, С. Афанасьев, А. Сивков, Е. Перегудов, В. Егоров, С. Шаталов, В. Иванов, А. Жижикин, А. Захлебный, А. Шлотгауэр, В. Быков, Г. Привалихин, А. Смелов, В. Бобайцев и многие другие.

Училище и его выпускники, включившись в социалистическое соревнование, добиваются все новых и новых успехов. Они гордятся тем, что два года подряд инициатором социалистического соревнования в Военно-воздушных силах страны выступает полк, которым командует питомец Барнаульского ВВАУЛ, делегат XXVII съезда КПСС, полковник Александр Леонидович Лабковский.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика