Жигалов Евгений – выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года
Однажды мы с Сергеем Дадыкиным (он всю жизнь пролетал в авиаспортклубе и ни разу не летал на реактивном самолете, но зато летал на И-16 и И-153, И-15 бис, которые
делали и делают на Новосибирском предприятии "Авиареставрация"), решили попробовать слетать на воздушный бой. Бой получился на славу, и нам понравилось, и публика аэродромная на земле довольная осталась.
Жаль сам не видел ни разу этого зрелища, но чувствую, красиво выглядит. Два самолета гоняются друг за другом, выписывая динамичные и не всегда понятные и правильные фигуры пилотажа, порою расходясь, друг от друга в считанных метрах, пытаясь зайти в хвост "противника".
Чуть позже мы еще разок слетали на воздушный бой.
Довольные приземлились, обсудили и решили в воскресенье это продемонстрировать на показательных выступлениях над поселком КСМ в честь какого-то профессионального праздника, то ли строителей, то ли еще кого, неважно, уже не помню.
Предложили и спросили разрешения у начальника клуба, тот видел все с земли и с удовольствием на это согласился. К вечеру погода нахмурилась, но совсем не испортилась.
Проснувшись утром, я почувствовал себя немного не в своей тарелке. Голова не болела, со здоровьем вроде бы все в порядке. Но такое ощущение, что коленки дрожат. И не пойму, то ли что-то лишнее, то ли чего-то не хватает. Походил, подумал, ничего не придумывается. Проснулся Сергей. Смотрю, тоже хмурый. Может от погоды? Да нет, вроде, облака, но высоко и не мешают. Летать вполне можно.
Сходили на завтрак. Подумал - может от голода? Нет, не изменилось состояние и после завтрака.
- Серега, что-то у меня коленки дрожат. К чему бы это?
- Слушай, и у меня тоже.
- Из-за чего?
- Понятия не имею!
И все же что-то меня подтолкнуло к следующему вопросу.
- Может быть, на воздушный бой не полетим? Прилетим парой, покрутимся маленько вместе. Потом ты начнешь высоту для пилотажа набирать, а я над публикой вниз головой полетаю?
- Точно! Не полетим на бой! Пойдем Осиниму скажем (начальник клуба).
Коленки сразу перестали дрожать!
Осиний согласился, мол, вам лететь вы и думайте как.
Наступило наше время вылета, сели в самолеты. Вырулили на зеленую, недавно скошенную, травку летного поля и взлетели. Облака полностью закрывали небо, солнца не видно, но и не жарко. Вполне приличные условия. Можно было и на бой слетать, но почему-то не хотелось.
Прилетели, покрутились в горизонтальном полете над публикой, на высоте 100 метров (может и ниже, на приборы некогда было смотреть). Выполнив несколько проходов и виражей в составе пары, мы разошлись. Сергей начал набирать высоту. Он мастер спорта по пилотажу и у него это классно и красиво получается. А я остался на малой высоте перевернулся вниз головой, полетал немного над публикой в таком состоянии. А когда услышал по радио, как Сергей сказал: - "Набрал, готов", я полетел на аэродром. Дальше публике уже не до меня. В небе Мастер!
Как он начал пилотаж, я уже не видел, потому как сразу снизился и помчался над землей, пользуясь случаем, бесконтрольностью и возможностью маленько "похулиганить", пока никто меня не видит. И когда я уже летел над полем, а мимо меня мелькали березовые околки, в наушниках услышал Серегины досадные восклицания: - "Все, разделся!", "возвращаюсь на аэродром".
Меня сразу подбросило вверх, и я помчался на аэродром. Через несколько минут я приземлился, зарулил, и только выключил двигатель, как увидел заходящий на посадку самолет Сергея. Заходил он как-то необычно, я бы сказал мучительно трудно. Во всяком случае, мне уже тогда так показалось. А когда он зарулил и встал рядом, то увидел, что у его самолета правой половины руля высоты просто нет. Торчали одни обломки дюраля, обшивки и вовсе не было.
Тут-то у меня опять коленки задрожали. Я живо себе представил ситуацию в воздухе, когда мы рядом на пилотаже в круговерти воздушного боя и его самолет становится полууправляемым. Столкновение неизбежно и тогда на головы радостных зрителей рухнули бы два аэроплана, по тонне с лишним веса каждый и два покойника в них. Выпрыгнуть было бы не возможно. Не успеешь из кабины выбраться!
Позже этот самолет, волею судьбы стоял в ангаре Барнаульского ВВАУЛ, вплоть до закрытия училища, напоминая мне про интуицию.