Васенин Борис Дмитриевич

- выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1973 года

погиб 03.02.1982г. в Бжеге на Як-28

Эта страница создана по просьбе родственников нашего однокурсника Бориса Васенина, трагически погибшего в авиакатастрофе на самолёте Як-28пп 3-го февраля 1982 года, которая произошла на аэродроме Бжег в Польше (799 орап СГВ ). В сборе материала самое активное участие принимала племянница Бориса Марина Михайлова, а так же его сёстры Зоя Дмитриевна, Нина Дмитриевна и вдова Светлана, бережно сохранившие немногие фотографии и  память о нашем товарище.

Из письма Марины Михайловой:

«[17:49, 10.05.2020] Я родилась в 1985 году, дядю видела только на фото, сестёр не видела вообще, но иногда звоним по телефону. Моя мама родная сестра рассказывала, что он определился с профессией в 5 лет, ушёл в армию и написал письмо Министру обороны и его направили в БВВАУЛ. Почему он разбился, и что случилась так и нет точной информации. Может Вы что-то знаете или у Вас есть фото с дядей, сфотографируйте, пожалуйста.
Мы четыре сестры, у нас есть мальчишки, мы надеемся, что может кто-нибудь  возьмёт профессию военного лётчика.»

На форуме «Авиация СГВ» не сложно было найти ссылку https://www.sgvavia.ru/forum/57-817-6

Также о лётном происшествии февраля 1982 года имеется пост на форуме avia.ru https://www.forumavia.ru/t/53724/6/

Вот что пишет свидетель той трагической ночи (внесены мелкие поправки):

«VVV   10.02.2006 11:56

В Бжеге в полку постановщиков помех на самолётах Як-28пп в период с 1981 по 1986 год произошло 3 катастрофы. Одна на Як-28пп и две на Як-28у.

1. 1982 год, февраль месяц. При проведении полётов НПМУ на взлёте произошла катастрофа самолёта Як-28пп, пилотируемого командиром звена капитаном Васениным и штурманом звена ст.л-м Позолотиным. Трагическая нелепость, у Бориса сложился перерыв в ночных полётах, но срок ещё не вышел (осталось несколько дней). Командир запланировал контрольный полёт на спарке, который получился в конце смены в шестом часу, а боевого самолёта не хватило по плану. В процессе полётов один из боевых самолётов закончил плановую таблицу раньше, и Борис уговорил командира выпустить его на боевом, а в плановой РП дорисует полёт. Командир нехотя согласился, сказав, чтобы тот прошёл тренаж в кабине перед полётом и в тетради расписал самостоятельный полёт. На КПИ дали команду готовить самолёт к повторному вылету с заправкой 3000 литров. Техник самолёта ст.л-т Дурнев ( во как "карты легли")в это время уже заправля 3+4 бак, который находился сразу за закрылками и при проведении послеполётной подготовки должен был заправляться вторым после первого ( на Як-28 их шесть и при "коротких" заправках в каждый заливалось определённое количество топлива). Одному Дурневу известно сколько топлива залито было в этот бак и сколько в первый. На топливомере было ровно 3100л, как положено. Борис, я думаю, допустил роковую ошибку, не проверив топливо побачно, доверился технику самолета Дурневу, парень-то вроде не плохой, пьёт как все, нарушений как у всех и т.д. Какая была центровка - одному богу тогда было известно, а она была задняя. Полёт вроде-бы не сложный - по "кругу" 10 минут, взлетел и уже садиться.

На Яке стабилизатор устанавливается во взлётное положение лётчиком в зависимости от заправки и центровки ( но он всё равно в пределах 0 и 0, 25 ) Комиссия потом долго удивлялась как можно точно выставить стабилизатор по такому прибору.
Быстренько запустили, быстренько вырулили, быстренько взлетели. Самолёт, по рассказу РП, 200м набрал до центра полосы и перевернувшись упал носом в сторону взлёта, оба члена экипажа погибли в миг.

На разборе при прослушивании МС-61 карты контрольных докладов между летчиком и штурманом не было, был только радиообмен между лётчиком и РП и четыре слова перед падением -" Боря, уголок поменьше держи", как оказалось, после экспертизы голосов РП, ПРП это был голос штурмана, который по жизни был очень спокойным не многословным и грамотным штурманом...»

Известно, что законы в авиации написаны кровью и всё изложеное это целиком подтверждает. У Бориса осталось две дочери Алёна и Ольга, которые живут вместе с мамой в Перми, а сам он похоронен на родине в Бийске. В июне 2020-го года на могиле был установлен новый памятник.

1973.10.18 приказом МО СССР Борису Васенину присвоено первое офицерское воинское звание лейтенант.

 

1969 г. БВВАУЛ, 1-й курс. Один из первых фотоснимков. Курсант Васенин в верхнем ряду 4-й справа

 

Обложка памятки для курсанта Барнаульского ВВАУЛ

 

Самолёт РЭБ Як-28пп (постановщик помех).

 

1973 г. Камень-на-Оби. 4-й курс БВВАУЛ. Лётная практика в 96-м УАП. К-т Копылов готовится к полётам.

 

1970 г. 1-й курс, 1-й взвод. Снимок с комвзвода Новожиловым. К-т Васенин в верхнем ряду 2-й справа.

 

1970 г. БВВАУЛ. Памятное фото с делегатом Съеза ВЛКСМ Мележко. К-т Васенин в нижнем ряду 4-й справа.

Фронтовой бомбардировщик Як-28. Ночные полёты.

 

1972 г. Аэр. Славгород. Фото для родителей.

 

 

 

1971 г. Лётчики-инструкторы и курсанты 1-й АЭ

после окончания лётной практики.

 

Самолёт Як-28пп, кабина лётчика.

 

1972 г. Славгород. К-ты Борис Васенин и Александр Шлотгауэр.

 

1973 г. Аэродром Камень-на-Оби. Курсанты осваивают сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28.

 

1973 г. Аэр. Камень-на-Оби. Курсанты 1-й АЭ.

 

1972 г. Аэродром Славгород. Начало освоения первого

боевого самолёта Ил-28 в 59-м УАП.

 

1972 г. Славгород. «Три богатыря». Курсант Борис Васенин в центре.

 

1970 г. Барнаул, после кросса. Стоят к-ты Береговой, Тиханович, Пенчуковский, Валерий Иванов, Макаров, Мироненко, Макагон, Васенин, Седых. Сидят: Иванченко, Авдюничев, Фалько, Копылов.

 

1972 г. Аэродром Славгород. Курсант Васенин у своего самолёта.

Боевой Ил-28 над просторами Алтайского края.

1972 г. Аэр. Славгород. «Мне сверху видно всё!»

 

1972 г. Славгород. «Лопата — лучший друг курсанта»

 

1971 г. Аэродром Бурла, начало полётов

на Л-29 в 1-й АЭ, 44 УАП.

 

Курсанты БВВАУЛ земляки-бийчане.Стоят: Владимир Коротеев (выпуск1975г., ныне живёт в Краснодаре), Евгений Нестеров (75, Бийск), Александр Кубарев (74, Москва), Михаил Бормонтов (75, Бийск), Виктор Чопоров (74, Тверь). Сидят: Владимир Чуприков (74, умер в 2013г.), Владимир Галахов (74, Бийск), Борис Васенин (73, погиб

 

1970 г. К-ты Виктор Мироненко и Борис Васенин в увольнении. Одна из девушек сестра Мироненко.

 

Февраль 1970г., Киев. К-ты Васенин и Иванченко в отпуске

 

Александр Копылов — друг Бориса Васенина.

 

1970 г. Барнаул, физподготовка. На снимке слева направо

к-ты: Братченко (164), Васенин (158), Егоров

 

1973 г. На свадьбе земляка к-та Владимира Галахова. Свидетель к-т Васенин.

 

1973 г. Борис Васенин на свадьбе В. Галахова удостоверяет заключение брака.

 

Курсант Борис Васенин женится. Свидетель курсант Макаров. С будущей супругой Светланой Борис познакомился на свадьбе Николая Мялкина. Это была любовь с первого взгляда.

 

1981 г. Борис Васенин с женой Светланой и дочерью Алёной.

 

1981 г. Польша, СГВ (Северная Группа Войск), гарнизон Бжег. Борис Васенин с супругой Светланой, дочерьми Алёной и Ольгой.

 

1982.02.06  Бийск. Последние почести погибшему военному лётчику Борису Васенину.

 

1982.02.06. Бийск. Прощание.

 

2020 г. Июнь. Бийск. Новый памятник Борису Васенину.

 

You have no rights to post comments