Су-27М (заводской шифр Т-10М; по кодификации НАТО: Flanker-E — «Фланкер-Э») — реактивный истребитель, глубокая модернизация советского истребителя Су-27. Разработан в ОКБ Сухого (генеральный конструктор — М. П. Симонов).
Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия. Имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО) и радар с фазированной антенной решёткой. Один из самых популярных советских и российских военных самолетов — истребитель Су-27, известный не только в РФ, но и за границей.
Истребитель Су-27 — это сверхзвуковой всепогодный истребитель четвертого поколения, разработанный в СССР. Является одним из самых успешных боевых судов и используется в более чем десяти странах мира: например, в Индии, Эфиопии, Китае и Вьетнаме. Машина стала основой для модернизации и создания других самолетов — бомбардировщика Су-34 и истребителя Су-35. Последний относится к поколению 4++.
Сверхзвуковой тяжелый истребитель Су-27 был создан для обеспечения господства в воздушном пространстве и нанесения ракетно-бомбовых ударов по целям на земле. Практически сразу после своего первого показа самолет стал известен на весь мир.
История создания самолета Су-27
В конце 60-х годов Соединенные Штаты Америки стали одними из первых, кто начал работу над прототипами истребителей четвертого поколения. В стране развернули программу FX (Fighter Experimental), в рамках которой спроектировали F-15 «Игл» (от англ. Eagle). Позже, в 1974 году на его основе были созданы и запущены в производство самолеты F-15A и F-15B «Игл».
Примерно в это же время в СССР стартовала ответная программа, целью которой стала разработка перспективного фронтового истребителя (ПФИ). В конкурсе участвовало три конструкторских бюро, однако в итоге заказ получило «ОКБ Сухого», хоть оно и не было вовлечено в программу. Причиной этого стал тот факт, что конструкторское бюро имело наработки по теме ПФИ еще с 1969 года.
В 1971 году дали старт работе над прототипом воздушного судна, которое должно было превосходить F-15. Оно получило шифр Т-10. Основной задачей машины был ближний маневренный бой.
Первый полет прототипа состоялся в 1977 году, однако годом позже, после получения данных о характеристиках конкурента — американского F-15, — стало понятно, что советский самолет уступает по ряду параметров.
Тогда в короткие сроки была изменена конструкция истребителя — его создали практически заново. В 1981 году состоялся первый полет прототипа Т-10-7 (Т-10С-1). Испытания прошли успешно — параметры машины были не хуже F-15 «Игл», а в чем-то даже превосходили их. В 1982 году началось серийное производство Т-10С, который позже и стал тем самым Су-27.
Конструкция и характеристики истребителя Су-27
Планер Су-27 разработан по интегральной аэродинамической схеме. Его крыло сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус, который создает подъемную силу. Самолет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами. Все это делает его очень маневренным и удобным в управлении.
«Самолеты обладают разной устойчивостью: продольной по углу атаки (или перегрузке), по скорости, путевой устойчивостью и так далее. На Су-27 продольная устойчивость по углу атаки была сделана по очень интересной схеме, по которой обычно самолеты не строились — Су-27 изначально был задуман неустойчивым. То есть, если бы не автоматика, машину не смогли бы пилотировать на некоторых режимах. Однако истребитель летал и выполнял многие фигуры пилотажа, которые не могли повторить на других самолетах.
У самолета очень продуманная и эргономичная кабина. Она отличалась от кабин предшественников, от того же МиГ-29. В Су-27 использовалось одно из лучших кресел, знаменитое К-36, у которого сейчас много модификаций. Можно было катапультироваться на низкой скорости и на малых высотах. Это называют режимом „ноль на ноль“. Раньше это было невозможно — если пилот приводил в действие систему катапультирования, парашют не успевал раскрыться и пилот погибал. А вот кресло Су-27 обеспечивало сохранение жизни пилота практически в любых аварийных ситуациях».
Технические характеристики Су-27
Экипаж, чел. — 1
Двигатели ТРДД АЛ-31Ф — 2
Тяга двигателей, кгс — 2 × 12 500
Скорость максимальная, на высоте / у земли, км/ч — 2430/1400
Практический потолок, м — 18 000
Перегрузка максимальная, ед. — 9
Дальность полета, у земли / максимальная, км — 1380/3250
Боевой радиус, км — 1200
Масса нормальная, кг — 22 220
Масса максимальная, кг — 28 000
Масса пустого самолета, кг — 16 000
Максимальная масса боевой нагрузки, кг — 6000
Полный запас топлива, л — 12 000
Посадочная скорость, км/ч — 225—240
Длина разбега, м — 500—700
Длина пробега с ТП, м — 620—700
Длина самолета без ПВД, м — 21,934
Высота самолета, м — 5,93
Размах крыла, м — 14,70
Бортовая РЛС:
Дальность обнаружения цели, км
Дальность захвата цели, км — 90 - 70
Вооружение самолета Су-27
Истребитель Су-27 обладает значительной массой, что позволяет ему нести большой объем боеприпасов.
Пушка ГШ-30-1 —
Калибр, мм — 30
Скорострельность, выстрелов/мин — 1500
Боезапас, снарядов — 150
Внешние узлы подвески —
УР «воздух — воздух» Р-27Р, Р-27Т, Р-27ЭР или Р-27ЭТ, шт. — 6
УР «воздух — воздух» Р-73, шт. — 4
Авиабомбы —
АБ-100, шт. — 20
АБ-150, шт. — 16
АБ-500, шт. — 8
Истребитель Су-27 стал основой для создания целого семейства самолетов. Особенно среди них выделяется Су-35 из поколения 4++, именно он считается самой совершенной модификацией Су-27.
Су-27 и СУ-35
Су-35 — это одна из последних модификаций Су-27. Самолет разработан в 2008 году тем же конструкторским бюро и представляет собой переходное звено между своим предшественником и истребителем пятого поколения Су-57.
По сравнению со своим родоначальником, Су-35 тяжелее, современнее и может преодолевать большие расстояния.
«Внешне Су-27 и Су-35 очень похожи — не специалисту будет сложно отличить их друг от друга. Но Су-35 — это совершенно другой самолет по „начинке“, как говорят: „С жигулей пересесть на мерседес“.