Легкий военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-26 предназначен для перевозки грузов на линиях малой и средней протяженности.
Может использоваться для перевозки пассажиров на откидных сидениях вдоль борта на высотах до 6000 метров.
Свой первый полет Ан-26 совершил 21 мая 1969, под командованием пилота Кетова Ю.Н.. После чего началась программа государственных испытаний самолета. Так как самолет планировалось использовать в десантных целях, то особое внимание уделялось на открытие грузового люка в полете.
Первый серийный Ан-26 был произведен на киевском авиастроительном заводе, 29 августа 1962 года. Массовое производство самолетов началось с 1970 года, после окончания всех официальных государственных испытаний. А 26 мая 1975 года Ан-26, был принят на вооружение Министерством Обороны СССР.
Имеет рамповый грузолюк, рампа которого служит трапом для въезда техники или откатывается под фюзеляж для загрузки непосредственно с кузова автомобиля.
Ан-26 был разработан в ОКБ имени О. К. Антонова.
Первый вылет грузового самолета Ан-26 состоялся 21 мая 1969 года с аэродрома Святошин.
Самолеты семейства Ан-26 выпускались серийно в Киеве на Киевском авиационном производственном объединении в период с 1969 по 1986 год.
Всего было выпущено 1398 самолетов, из них 420 экспортированы.
28 сентября 2009 года Европейское Агентство по Безопасности Авиации (EASA) выдало Сертификат типа на грузовые самолеты Ан-26 и Ан-26Б. Это позволило продолжить успешную эксплуатацию этих самолетов, зарегистрированных в странах Евросоюза. В частности, они активно применяются для перевозки почты и срочных грузов в авиакомпаниях Латвии, Литвы, Венгрии и Польши.
Ан-26 до сих пор находится в эксплуатации. За годы эксплуатации этой машины были выпущены ее многочисленные модификации, созданные для решения узкоспециализированных задач. Некоторые из модификаций самолета сделаны в ограниченных количествах.
Модификации самолета Ан-26:
Ан-26 — базовая модификация.
Ан-26Б — гражданский транспортный самолёт для контейнерных перевозок.
Ан-26Б "Циклон" — самолёт для борьбы с грозовыми облаками.
Ан-26 "Вита"- медицинский самолет. Построена одна машина.
Ан-26Д — на самолет установлены дополнительные топливные баки.
Ан-26 — самолёт для ледовой разведки. Построен один самолет.
Ан-26П — пожарный самолет. Построено пять машин.
Ан-26РТР — самолёт для проведения радиотехнической разведки.
Ан-26РЭП — самолет радиоэлектронной борьбы.
Ан-26 "Cфера" — специальный самолёт для исследования свойств атмосферы. Построен один самолет.
Ан-26Ш — учебный самолёт.
Ан-26М — медицинский самолет.
Ан-26РТ — самолёт ретранслятор.
Ан-26-100 — пассажирский самолет, вместимость — 43 пассажира.
Ан-26ЛЛ "Стандарт" — самолёт-лаборатория для проверки работы оборудования аэродромов. Аналогов нет.
Ан-30 — самолёт для проведения аэрофотосъемки.
Ан-32 — самолет с двигателем увеличенной мощности, создавался для условий высокогорья и жаркого климата.
Y-7H (Y-14-100) — Ан-26, выпускаемый в Китае.
Летно-технические характеристики самолета Ан-26:
Размах крыла 29,2 м;
длина самолета 23,8 м;
высота 8,6 м;
площадь крыла 75,0 м2.
Экипаж 5 человек.
Самолет Ан-26 способен перевозить 38-40 человек пассажиров или 30 десантников или 24 раненых с сопровождающим медперсоналом.
Массы и нагрузки:
Максимальная взлетная 24000 кг,
Нормальная взлетная 23000 кг,
Пустого 15020 кг;
Топлива 5500 кг;
Максимальная коммерческая нагрузка 5500 кг.
Летные данные:
Максимальная скорость 540 км/ч;
крейсерская скорость 435 км/ч;
посадочная скорость 190 км/ч;
практический потолок 7500 м;
практическая дальность:
— с максимальной нагрузкой 1240 км (по другим данным 1100 км),
— с максимальным запасом топлива (перегоночная) 2660 км,
длина разбега 780 м (по другим данным 870 м),
длина пробега 730 м (по другим данным 650 м).
Бортовое оборудование обеспечивает выполнение транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и посадку при плохой видимости. Оно включает: пилотажно-навигационное, радионавигационное, радиосвязное, радиолокационное, десантно-транспортное и высотное оборудование, а также электрооборудование и противообледенительную систему.
Ан-26, первоначально созданный как тактический военно-транспортный самолет, — вариант пассажирского Ан-24, широко используется и гражданскими авиакомпаниями для коммерческих перевозок на относительно небольшие расстояния.