• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Недавно зарегистрированные

Кто на сайте

Сейчас 2532 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

FAQs

 Жибров Александр Владимирович - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1977 года

"В авиации детство до 60-ти лет, дальше – старость"

(народная мудрость)

"Что ни делается, то к лучшему"

     Бобровичи, Белоруссия, конец 80-х… В 32-й дивизии (штаб в Старо-Константиве) было модно ежемесячно проводить проверку боевой выучки летного состава… Вылет всех трех полков ("Старый", "Канатово" и "Бобры") с боевым применением через три полигона (обычно "Полесский", "Ружаны", "Повурск", "Киево-Александровка", "Буйновичи" и "Компанеевка").

Удовольствие, скажу прямо, не из приятных. Только не в плане самих полетов, а в "методике разборов" с привлечением парткома и разной дребедени. Ошибки бывают всегда и от них никто не застрахован, вот только когда эта канитель сопровождается ( в случае ПЛП, "привоза "бомбы и т.д.) ночным рисованием схемы 1.80 на 2.20, к утру!!! Вот этим и не нравилось абсолютно всем.

Если погода ПМУ – вообще нет проблем никаких. Но когда хорошее СМУ, тогда картина менялась довольно сильно, особенно на наших простых Су-24, а наличие режима "Встреча" (РСБН), воспринималась нами, как "манна небесная".

Был у нас старший летчик, у которого всегда в день таких полетов, была какая-нибудь причина: то флюс, то глаз, то температура, причем натурально, без каких-либо вопросов со стороны командования.

Мне "повезло" всего раз, при выруливании на ВПП "завалились" (отказали) почти все приборы. Надо было видеть радость штурмана!!! Да и мне, скажу честно, было приятно, все же "перерыв" небольшой. Правда на второй вылет нашли "запасной" борт и вылет состоялся.

Только взлетели и при отходе на маршрут "сдохли - РСБН, БЦВС, ДИСС, СКВ и еще что-то. Доложил РП – "посоветовали" сгрузить на своем полигоне в "резервном" режиме (а висело 4 бомбы по 250 килограмм). Это ж совсем другое дело! Нижний край метров 200-250, неровный, дождик и видимость на пределе. Говорю штурману:

-"Посмотри по таблице время "задержки" с высоты 200 метров?"

-" Все нормально, 4 секунды!"

Дошли до полигона, предупредили РП, летим в общем боевом порядке. Цель появилась, все нормально. Наложил "марку", отсчитываю …

- "21…22…23…24! Сброс!"

Зажал БК, а сброса нет, лампочки горят, бомбы "висят" и не собираются "уходить". Далее "немая" сцена в русском переводе, вместе начинаем лихорадочно "вращать глазами" по кабине и оба уставились в не включенный "Главный"!!!

А время идет, самолет летит. Штурман лихорадочно всей "пятерней" двинул по выключателю, зажимаю снова БК. Пошли родные в "залпе".

Ну, думаю, секунд 5-6 прошло с запозданием, это ведь больше одного километра 100%!!! Вот это аттракцион!

Летим, а сами с тревогой ждем результатов, заодно размышляю, где ватман брать на схему?

-"Молодец, 353-й! Шесть нулей!!! Молодец!"

Наверно издевается? Не верим! Но оказалось что-то мы напутали со временем задержки (штурман в то время уже жаловался на зрение и мог только различать две буквы – "Ш" и "Б" и то благодаря своей натренированной памяти), а наши судорожные телодвижения по кабине в поисках "причины" не схода бомб, привели к отличному результату.

Вот и не верь тому, что ни делается, то к лучшему.

"Пи…ц тринадцатой!"

Бобровичи. Олег Нечипоренко с молодым штурманом летит на полигон "Речица". Бомбометание как обычно. Но в момент сброса бомб, гаснут и лампочки ПТБ (подвесные топливные баки)!!! Быстрый поворот головы в сторону штурмана и немой вопрос:

-"Что это было?"

В это время и голос РП подтвердил, что "наблюдает полет ПТБ…"

Штурман молчит, потихоньку осознавая, что "перестарался". Все оказалось просто – решил "подстраховаться" (кажется было ЛТУ) и включил в момент сброса еще и "аварийный сброс ВСЕХ", но забыл про баки…

Олежка выдержал паузу и произнес :

-"Ну все! Пи….ц тринадцатой!"

Тихо так, печально. (это были первые годы когда стали платить"13-ю зарплату", ну а за сброс баков какая "13-я" может быть по итогам года).

На следующий день разбор, командир готовится, всем своим видом показывая, что экипажу будет "смерть"…Тут еще начальство с вышестоящего штаба.

Экипаж у трибуны, доложили, включают магнитофон , а там эта фраза…

Видимо тон, спокойный обреченного человека, каким говорил это Олег, вызвала смех не только у летного состава, но и начальства…

13-й зарплаты не лишили, обошлись другими мерами партийного воздействия.

Противоракетный маневр

Бобровичи, 1987 год, осень. Очередное ЛТУ в масштабе дивизии. Прошли предполетные указания, времени до вылета почти один час, спокойно пошли в зону к самолетам. Штурманы идут следом, еще что-то уточняя.

В "зоне" кто прилег на травку, кто пошел за капонир курить. В общем выдерживаем паузу.

Посмотрел самолет, техник что-то еще доделывает под крылом. Решил проверить ЗШ, в крайнем полете была связь плохая, "высотник" что-то менял в нем, а проверить забыл. Сажусь в кабину, подсоединил разъем, включил радиостанцию, проверяю и вдруг слышу:

-"711-й запуск группой!" ( а "711" позывной командира АЭ, подполковника Рассохи).

Первая мысль, наверно время удара поменяли , довести не успели.

Да, кажется "влетели", народ на травке "загорает", а ведущий уже запрашивает.

Кричу штурману : - "Запуск!!!". Тот недоуменно смотрит на часы и спокойно отвечает:

-"Да еще рано, времени "вагон".

В это время слышится запуск двигателей самолета ведущего в дальнем конце стоянки. Начинается беготня, суета и все остальное. А точнее "легкая паника"!

Самолеты с полной заправкой плюс бомбы, короче - вес нормальный, да и самолеты все в зоне в железных капонирах. Нет, потихоньку пошли запуски, начали рулить, только "сбор" звеньев на рулежке растянулся на большое расстояние, ну и скорость по РД огромная. Пошли взлеты парами, с заметным отставанием между группами. Погода ПМУ, боевой порядок плотный в звене, а "колбаса" со взлета, что надо…

Только вся АЭ взлетела командир командует:

-" Группе 711-го крыло 60, скорость 1000!"

Началась "скотогонка". Главное не можем понять – "Куда гоним? Какое время удара?". Минут через пять кто-то из ведущих скромно, как бы невзначай запросил:

-"711-й, время удара уточните?"

-" По плану! Прекратите разговоры!" ("война" однако! режим "радиомолчания" соблюдать надо).

Опять летим, тут уже вся эскадрилья "крылья" сложила, скорость разогнала, а со временем какая-то путаница?

Но еще через минут пять кто-то настойчиво стал требовать "время удара". Рассоха замолчал, выдержал паузу, а через пару минут в эфир пошла команда:

-"711-й, всем скорость 500, крыло 16 градусов".

Причина проста, как божий день! Володя Помелов, штурман у комэски случайно "перепутал" время на 20 минут.

Начались "маневры" на скорости 500. Высота от 4 км до 5-ти, все собрались в кучу, и вот 12 бортов выполняют сначала "змейку", потом виражи. Мы звеном летели крайние, удовольствие не очень хорошее. Высоту уже берем какую удобно, далеко от положенной, главное не обогнать, да и по фронту тоже черт знает что.

-А в это время назад возвращается полк со "Старого", потом "Канатово", видя все это начинают подкалывать, что за "карусель"? что за новый маневр?

Тут еще к ОБУшник "истребительский" с Вознесенска "проснулся":

-"А что это Вы там делаете?"

Рассоха со злости выдал таким голосом ("Противоракетный маневр"!!!), что КП сразу замолчало.

В итоге - время "погасили", "врага" разбомбили, прилетели насмеялись вдоволь!

"Что не видишь, порожняком еду!"

Весна. У солдат "дембель" Как бы чего не вышло, всех взяли в оборот, что бы не было проводов, пьянок и т.д. В батальоне связи солдат с "точек" собрали в одну казарму, оградили от всех, выдали документы. В автобус и на железнодорожный вокзал. Посадили в вагон, помахали ручкой. Все! Задача выполнена.

Не учли только одного, что поезд идет по ветке рядом с аэродромом. Солдаты шепнули машинисту, тот немного притормозил и бойцы опять у себя на объекте, за территорией аэродрома. Сверхсрочника, старшего на РЛС "успокоили" и началось прощание… почти до утра. И вот когда надо было ехать на вокзал, оставшийся на объекте "старик" (еле, кстати, державшийся на ногах) на радостях подгоняет огромный КрАЗ и вперед на вокзал. Доехали нормально. Посадили в поезд, попрощались. Поезд тронулся…

Надо ехать обратно, а сил почти нет. Поэтому ехал тихо, скорость не превышал. Но на одном повороте такая махина не вписалась и зацепила арку. Конструкция довольно оригинальная, воздвигнутая в честь какого-то коммунистического юбилея и в длину составляла метров 15-17, высотой метров 5-6. В итоге памятник монументального искусства оказался на спине тягача, зацепившись за кабину и свисая еще метров на пять волочится по асфальту.

5 часов утра, скрежет неимоверный, искры… водитель тихо, но уверенно едет "до дому". Выехав на трассу, немного прибавил скорость. До аэродрома уже рукой подать.

Пост ГАИ в двух километрах. Проснувшийся гаишник вышел на крыльцо, сладко потягивается, и слышит невообразимый грохот. В это время из-за поворота появляется военный КрАЗ, колеса шириной по метру, на кузове непонятно что, сноп искр сзади, а главное грохот и визг раздирающий душу!

Останавливает. Подходит к машине. Водитель, не выходя, через окно медленно-медленно выговаривая слова произносит:

-"А в чем дело?"

-"ЧТО везем, боец, в такую рань? Война что-ли?"

-"Ты что не видишь я ПОРОЖНЯКОМ еду!!!"

-"Ну тогда все ясно… Выходи!"

"Оба на…уже и Сталина поставили!"

Начало 1992 года. Союза вроде уже нет. Все страны стали "заграницей", но связь военная как работала, так и работает. Но бардак чувствуется везде и во всем.

А тут по телевидению и в газетах стало появляться информация, что в Москве состоится какое-то "сверхважное" совещание офицеров, с частей, округов негласно уехали представители…ждут! Главное – Союзу быть!

У нас в полку тоже начались "разговоры", особенно подняли головы работники "горячего цеха" (не летающие политруки парткома). Остались без дел, а теперь ходят потихоньку злорадствуют, мол придете скоро за партбилетами.

В один из дней, когда, кстати, началось это совещание в Москве, рабочий день как обычно затянулся, стемнело. Вдруг командир срочно собирает совещание. Срочность эта еще была подогрета ажиотажем вызова всех начальников полкового звена. Начали бегать посыльные, телефонистка звонит "серьезным" голосом, а главное все "срочно!", "срочно!".

Врач полка, тихо ожидая окончания рабочего дня (приняв на грудь лечебную дозу спирта), на самом отшибе гарнизона, был поднят на ноги запыхавшимся солдатом, который прямо с порога выпалил:

-"Товарищ майор! Вас срочно вызывает командир полка на СРОЧНОЕ совещание!!!"

Доктор руки в ноги и вперед в штаб, сам про себя думая, что наверно точно "что-то произошло". Взглянув на часы, понимает, что опаздывает. Запыхавшись, входит в штаб. На первом этаже в фойе стоит темнота, еле-еле горит лампочка в комнате дежурного и вдруг видит в углу…БЮСТ, со звездами Героя на груди!!!

В темноте не разобрал "кто" и "что", но первая мысль сработала сразу…

-" Оба – на!!! Уже и Сталина поставили!!! Видно точно Союз вернули…"

Р.S. А всего несколько часов назад, после обеда, командир зашел в музей полка и обратил внимание на бюст дважды Героя Советского Союза Полбина, который сиротливо стоял в углу. Вот и решил найти ему более достойное место, чтобы личный состав видел его каждый день, входя в штаб. Шустрые политработники, как никогда оперативно в течении часа выполнили указание.

Ну и доктор пережил приятный момент.

Радар не работает

Рано утром на машине еду на полеты. За городом пост ГАИ. Сбросил немного скорость, думаю, спят, но нет. Выходит прапорщик из-за угла, в руках радар, тормозит.

-"Куда так торопитесь? Там ведь скорость "40"!"

-"Да на полеты опаздываю".

Сам в камуфляже, погон нет. Прапор начинает "лекцию"…5 минут поговорили, еду дальше. Ну, думаю, проверю твой радар сегодня. Знаю, что дежурят они до 18.00.

В тот день летали много и самое главное почти все малая и предельно-малая высота. Керосина нет, поэтому в целях экономии работали над точкой. У меня три полета и первый с зам.комдивом (кстати страстным любителем "пониже" и "побыстрей"). Допуска были на все абсолютно, но накануне, что бы найти основание для лишнего полета, естественно для себя, он решил дать допуск "на предельно малой высоте в качестве инструктора у ведомого" (он естественно меня проверяет и летит слева). Конечно я всегда "за".

Идем к самолету двумя экипажами, уточняем, как будем летать. Перед этим старые диспетчеры с гражданского аэропорта, зная, что у нас полеты, попросили немного "повеселить", пройтись над ними. Вот зам.комдива и рассказывает, как будем строить заходы. Я естественно, вспомнив про гаишника, немного подсказал, чуть подвернуть при заходе, получается как раз через их будку. Согласовали, взлетели ну и первый заход парой на высоте метров 25, скорость 1000 проходим, дальше через КДП аэропорта, второй раз по полосе. Красиво! Погода солнечная, а так как аэропорт в черте города, то все практически над ним.

Потом за смену еще два вылета и тоже почти по такой схеме (про гаишника не забываю, конечно). Налетались, душу отвели.

Еду с полетов домой, он ( гаишник) опять тормозит. Машину запомнил, выхожу…

-"Я, конечно, понимаю, что вы быстро летаете, но не до такой же степени! И потом хоть бы предупредили, а то первый раз я и радар чуть не уронил, не говоря уже о другом. А вообще красиво! Спасибо!"

Долго еще потом здоровались при встрече, но вопросов по скорости у него уже не возникало.

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика