Подоксёнов Владимир - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года
(Бывальщина)
Уверен, что не найдётся такого «студента», который хотя бы раз не пытался использовать «вспомогательный материал» (шпаргалку) при сдаче зачетов или экзаменов. Использование ШПОР - дело хлопотное, требующее хладнокровия и определенных навыков и сноровки. Вспоминается такой случай из курсантской жизни. В нашем классном отделении был один «крупный» специалист по использованию шпаргалок. В целом Александр - парень был умный, успевал хорошо, но всегда к экзаменам готовил шпаргалки – просто так - на всякий случай. И так умело их применял, что ни разу не попался.
Конец первого курса - июль, сдаём Высшую математику. Кафедра «гражданская» - преподаватели – женщины, завкафедрой – мужчина. Как поднять настроение дамам? Конечно оформить аудиторию цветами… Сказано, сделано… Пошуршали, добыли изрядное количество цветов. В аудитории на столах (на кафедре) расставили несколько ваз с цветами, для поднятия настроения и отвлечения внимания экзаменаторов, а на передние столы, за которыми должны были сидеть экзаменуемые, поставили цветы в трёхлитровых банках. Ну - это присказка.
Теперь по существу. Выбрал наш Шура билет, сел за стол в первом ряду и приступил подготовке к ответу - к работе над билетом. Какой-то вопрос в билете вызвал у него затруднение. На этот случай у Шуры было свое средство - простое и надежное – достать шпору и списать, а не крутиться и привлекать к себе внимание преподавателей, пытаясь что-либо уточнить у соседа сзади.
Спокойно достает шпаргалку, ставит её, прислонив к банке с цветами, и приступает к работе. Одна беда – стебли цветов этого букета оказались короткими и не прикрывали вспомогательный материал от бдительного взгляда педагогов. О том, что это шпора было не очень понятно, но что-то смотрелось не так. Завкафедрой, сидя лицом к аудитории, вдруг видит, что в нижней части «вазы» с цветами появились крупные непонятные знаки по внешнему виду напоминающие математические формулы с ИНТЕГРАЛАМИ… (Банка с водой сыграла роль линзы). Экзаменатор тихонечко поднимается и направляется для выяснения непонятки. Пока математик выдвигался в аудиторию, Шура и банка из его поля зрения на мгновение исчезали. Это мгновение решило всё. Шура замечает движение на кафедре, понимает, что это опасно и, не теряя хладнокровия, молниеносно убирает шпаргательную бумагу. Математик идёт в сторону Шуры, тот, сохраняя спокойствие, готовится к экзамену «по честному»…. На столе банка с цветами, билет, лист бумаги с пометками и больше НИЧЕГО…. Не желая, как сказали бы японцы – «уронить лицо» педагог осмотрел рабочее место и банку со всех сторон, но, не обнаружив крамолы, прошелся вглубь аудитории делая вид, что интересуется ходом подготовки других курсантов к сдаче экзамена. На лице явное недоумение – что же такое ему привиделось??
Возвращается на место, явно озадачен, но делать нечего, курсант просто готовится к экзамену и ни каких признаков нарушения порядка нет. Шура, не подозревая того, что же вызвало тревогу, повторно извлекает на свет шпаргалку. И снова ставит её на своей стороне банки. Усевшись на место, педагог вновь видит непонятную картинку на банке. Вновь, явно недоумевая, отправляется проверить, что же ему кажется. И вновь пока преподаватель отвлекается, Шура быстро убирает шпору и спокойно продолжает работать. Математик снова движется по аудитории, снова осматривает «место миража» и снова ничего не обнаружив возвращается на место, и экзамен пошел по плану. В итоге экзамен Шура успешно сдал, а феномен взаимодействия шпоры с банкой наполненной водой мы выяснили позже при обсуждении хода экзамена и поняли, насколько силен Шура в использовании «вспомогательных материалов».