ПАРОХОДОСАМОЛЕТ?

 

Иван Брюханов - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1984 года

 

Началась эта история давно, с детства есть у меня небольшой авантюрный уклон и желание мастерить. Проектов с раннего детства было очень много, не все они были успешными. По мере взросления успешности прибавлялось. Даже на службе в нашем общежитии был изготовлен, из того что помню, серфинг с парусом и мачтой, пошит параплан, правда масса моя для него оказалась великовата не полетел он. Ну и много чего еще.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Собственно тематика экранопланов привлекала меня давно, было и понимание сложности этой задачи. Понимая что затраты для меня видимо непосильные я все таки подбирал литературу изучал историю. Но в планах с самого начала было желание построить не экраноплан а амфибию, своего рода конструктор, единый в нескольких моделях. Постепенно остановился на широко известном ЭСКА-1, простом в изготовлении и отработанном.

Нашел пару статей в Моделисте конструкторе и Технике молодежи, там было несколько чертежей и основные размеры. Затем в наших научных библиотеках нашел литературу по деревянному самолетостроению. Особенно пригодился справочник авиаконструктора Н. Н. Поликарпова. Появилось понимание как строить и что строить.

Были определены задачи минимум и максимум. Максимально это освоить режим динамической воздушной подушки, для такого крыла это скольжение над поверхностью на высоте 40-50 см, не больше. Никаких полетов я не планировал в принципе, это мне не нужно да и крыло явно нелетающее. Минимально если технические проблемы будут большими, это получить лодку с проходимостью по камышам и болотам а для зимы винтомоторную группу для изготовления простейших аэросаней. Это позволит за несколько лет если не окупить то оправдать затраты.

СТРОИТЕЛЬСТВО, ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭТАП

Одновременно в моей жизни происходили различные события, основным из которых являлось строительство собственного дома. На этапе достраивания я понял что смогу, в ущерб всему конечно, выделить небольшую сумму денег на строительство своей амфибии.

Решился я не сразу но потом подумал что деньги на банальные цели уйдут незаметно а такой проект пожалуй запомнится надолго, появится новый опыт. На будущее самодельные конструкции будут более доступные. Это увлечение у меня надолго. Выгода была конечно но как то отдаленно. Для упрощения строительства была составлена переходная таблица и часть дорогостоящих материалов  была заменена на более доступные.

В эпоху деревянного самолетостроения вообще применялись в основном древесина, фанера, казеиновый клей, эмалит, ткани, дощечки. У меня получилось что то промежуточное. Затем настал час строительства.

Я «собрал» все свободное время, отпуска, отгулы и т. д. и т. п. и на 3 месяца просто выпал из общественной жизни. Это время я вспоминаю смутно. Стройка проходила как у В. Б. Шаврова, в комнате только дом еще строился не отапливался, как то быстро наступила  зима. Сразу появилось понимание и таблица. При – 20 и ниже работать практически невозможно. при – 20 – 10 работать сложно, при – 10 и выше работать можно и нужно.

Мелкие детали и подготовительные работы проводились в мастерской, там были нормальные условия. Наверное так работали на войне, я вставал, завтракал и работал, работал, работал. Приходилось накрывать конструкцию пленкой, устанавливать термометры и нагревать затем по достижению нужной температуры наблюдать процесс и выдерживать необходимое время.

Постепенно работа приносила результаты. Эти три месяца позволили сделать хороший задел и понять что успех возможен. Тогда это было важно. Не совсем обычно было «пристраивание» киля, пришлось расширить проем между комнатами, на фото это выглядит несколько даже фантастично. Не вдаваясь в технические детали скажу что работы в основном были выполнены в доме. Запомнилась работа с тканями, было страшно холодно но и сама техника интересная. Понадобилось навязать буквально тысячи узлов, длина иголок доходила до 50 см.

Затем был «вынос» с приключениями. Все выносилось нормально но плоскости никуда не проходили. Была мысль разобрать крышу, но потом ограничился небольшим вырезом в стене. Голь на выдумки хитра. 

СТРОИТЕЛЬСТВО

В дальнейшем в ограде был построен небольшой ангар правда только для хранения и работа пошла более планово и спокойно. Есть деньги и время, работаем, если нет мысли инженерные думаем.

ИСПЫТАНИЯ

На сегодня испытания продолжаются. К сожалению нет возможности купить «нужную» силовую установку, цены на них просто запредельные. Но это не мешает проводить отработку важных и нужных в эксплуатации мероприятий. На сегодня я уверенно вышел на программу минимум, есть планер, есть небольшой опыт эксплуатации, есть скорость по воде 10-15 км/ч. Это скромно но вполне приемлемо на первых порах. Гидродинамика как оказалось наука очень серьезная. В планах испытания зимой по снегу и льду, возможно там скорость возрастет, совершенствование винтомоторной группы. Возможно изготовление небольших аэросаней и глиссера.

Конечно как юрист я предпринял довольно массовую рассылку в целый ряд организаций, государственных, муниципальных, частных. Ответ я знал заранее, никому ничего не понадобилось. Жаль конечно, мне кажется такие амфибии имеют свою нишу и в истории есть примеры.

Сейчас очередной этап накапливания ресурсов и доработок конструкции. Наиболее хлопотной оказалась проблема которую я просто не замечал. Хранение амфибии на лодочной станции стоит очень дорого и не очень полезно для конструкции. Собирать – разбирать при перевозке тоже вариант неоптимальный. Временные выезды на берег не дают плановой работы. Тут конечно нужно в деревне жить, с огородами на речку. Пока не нахожу решения, мелочи вроде, а решения нет. Но в целом работа идет пусть и не очень быстро. Есть новые интересные идеи. Дорогу осилит идущий.

 

 

 

You have no rights to post comments