• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Недавно зарегистрированные

Кто на сайте

Сейчас 7185 гостей и 6 зарегистрированных пользователей на сайте

  • anlukichev
  • kuraltay-khan
  • stovber
  • zigalov
  • Владимир

FAQs

 Александр Седов

 

В начале прошлого века, на заре авиации, художники нередко изображали авиаторов со стоящим за спиной скелетом с косой в руке. И в самом деле, авиаторы в то время играли со смертью. Число воздушных катастроф быстро росло. В 1908 году погиб первый авиатор, американец Томас Сельфридж. В следующем году-трое. В 1910-м разбились 32 авиатора. За 1911 год-82, а за 1912-й - уже 128. Пилоты летали без парашютов. Надежный авиационный парашют еще не был создан, и никто толком не мог сказать, каким он должен быть.

ПРЫЖОК НАД САН-ЛУИСОМ

С воздушных шаров прыгали издавна. Не раз это делал и американец, капитан Альберт Берри. Но вот весной 1912 года он задумал совершить первый в мире прыжок с парашютом с аэроплана. Двухместный биплан должен был взлететь с аэродрома авиационной школы в Сан-Луисе. Многие считали предстоящий прыжок Берри сумасбродным поступком и предрекали самый печальный исход.

Дважды из-за непогоды полет откладывался. Наконец 1 марта крылатая машина с пилотом Яннусом и Берри поднялась в воздух. Самолет летел на высоте 450 метров, когда отважный капитан начал готовиться к прыжку. Металлический контейнер с уложенным в нем парашютом был прикреплен под фюзеляжем самолета. Берри перебрался на шасси машины, пристегнул парашют и бесстрашно бросился пропасть. Своей тяжестью он выдернул парашют из контейнера и затем падал еще добрую сотню метров, пока купол не раскрылся.

Девять дней спустя Берри повторил прыжок и на этот раз чуть было не погиб, запутавшись в куполе раскрывавшегося парашюта.

ПАРАШЮТ НА ФЮЗЕЛЯЖЕ

Опыты капитана Берри показали, что прыгать с аэроплана можно. Но каким должен быть авиационный парашют, по-прежнему оставалось неясным.

Во Франции изобретатель Фредерик Бонне предложил так называемый фюзеляжный парашют. Купол и стропы его укладывались сверху на самолет, позади летчика, и закрывались крышкой. При аварии пилот должен был повернуть рычаг. Тогда створки крышки откинулись бы, купол под напором воздуха раскрывается и вытаскивает летчика из кабины. Так задумывалось.

Сначала прыжок с парашютом Бонне совершил... баран. Фюзеляж самолета сбросили с воздушного шара. Парашют раскрылся нормально. После этого было решено провести опыт с человеком.

Испытателем фюзеляжного парашюта стал авиатор Адольф Пегу, уже известный своим бесстрашием. Испытания состоялись 19 августа 1913 года в присутствии военных и журналистов.

Пегу поднялся на моноплане «Блерио-ХI». На высоте 200 метров машина наклонилась носом вниз. И в этот момент над ней появилось белое облачко. Через секунду оно превратилось в купол парашюта, под которым виднелась маленькая фигурка пилота. Покинутый же и никем не управляемый самолет ринулся к земле...

Позже с фюзеляжным парашютом несколько спусков совершил другой француз, Ле Бури. Но изобретение Бонне так и не нашло применения в авиации. Надежность его была сомнительной. Ведь при раскрытии такой парашют мог зацепиться за части аэроплана или сгореть при пожаре, и тогда гибель авиатора была бы неминуема.

 

СПАСИТЕЛЬНЫЙ РАНЕЦ ЖАНА ОРСА

Первые авиационные школы появились во Франции. На французских самолетах учились летать многие авиаторы. И в разработке парашютов французы сделали немало.

Жан Орс стал пилотом в 1911 году. Он хорошо знал, как необходим авиаторам парашют, упорно работал над ним, испытывал. Он долго сбрасывал манекен, имитирующий парашютиста, с Эйфелевой башни и, наконец, рискнул опробовать изобретение на себе.

Поднять испытателя в воздух согласился пилот Лемуан, любивший опасные эксперименты. Первый парашют Орса был слишком громоздким, чтобы стать ранцевым. Изобретатель прикрепил его под двухместным монопланом, а сам устроился на шасси машины.

12 февраля 1914 года Жан Орс впервые выбросился из-под самолета на высоте километра. Парашют быстро раскрылся, и через две-три минуты улыбающийся Орс стоял на земле, принимая поздравления.

Он прыгал потом неоднократно и не только во Франции, но и в других странах, неустанно совершенствуя свой парашют, сделал его в виде круглого ранца. В нем были такие детали, которые используются в авиационных парашютах до сих пор. Демонстрируя на конкурсе в США надежность своего изобретения, Орс оставил аэроплан на высоте всего 150 метров! Он открыл школу парашютистов и вместе со своими учениками проводил показательные выступления по всей Франции.

Жан Орс умер в феврале 1926 года в возрасте 50 лет, много сделав для того, чтобы обезопасить рискованную работу пилотов.

БРЮССЕЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Первой женщиной, совершившей парашютный прыжок с самолета, была француженка Кайя де Кастелла. Ее муж конструировал авиационный парашют, а она, презрев страх и рискуя жизнью, испытывала это изобретение.

Дебют Кайи де Кастеллы как парашютистки состоялся 17 мая 1914 года в городе Невере. Она поднялась на биплане «Гупи», управляемом авиатором Пеллетье. Парашют, уложенный в коробку, прикреплялся к телу Кайи. При подъеме в воздух отважная испытательница висела, привязанная под нижним крылом самолета. В полете, на достаточной высоте, авиатор отцеплял ее, и парашют сразу же приводился в действие. Висячее положение Кайи де Кастеллы было удобным для испытательного прыжка, но в дальнейшем прыгать предполагалось уже из кабины.

Сообщения о сенсационном прыжке с самолета женщины появились в газетах и журналах многих стран, в том числе и в России. «Петербургская газета» назвала этот прыжок «рекордом смелости», а журнал «Огонек» - примером «отчаянной храбрости».

После первого опыта в Невере Кайя де Кастелла совершила еще шесть прыжков в других городах. Пять из них были успешными, а шестой закончился катастрофой.

Эта ужасная трагедия произошла в Брюсселе 21 июля 1914 года на ипподроме во время авиационных выступлений. Как обычно, Кайя де Кастелла поднялась привязанной под самолетом и на высоте полукилометра была отцеплена. Московская газета «Раннее утро» писала: «Публика замерла. Секунда... другая... Парашют не раскрывался. Видно, как летчица падает, подобно камню, со все ускоряющейся быстротой. Еще секунда, и слышится раздирающий душу крик - последний. Несчастная врезалась в землю и погибла на месте. Тело ее представляло собой бесформенную массу».

С КРЫЛА «ВУАЗЕНА»

Как известно, в России с 1910 года над созданием авиационного ранцевого парашюта работал Г.Е.Котельников. Но первый прыжок с самолета у нас был сделан не с этим парашютом, а с французским, воздухоплавательным. Совершил его 13 июля 1917 года поручик 5-го корпусного воздухоплавательного отряда Бронислав Фаддеевич Нарбут.

Ему шел в то время 27-й год. Он закончил курсы Офицерской воздухоплавательной школы, но до того успел повоевать в пехоте, дважды был ранен и не раз награждался орденами за храбрость и боевое отличие. Когда на аэродроме под Киевом решили испытать воздухоплавательный парашют «на предмет его годности в деле авиации», сделать это вызвался Бронислав Нарбут.

Чехол с парашютом подвесили под гондолой самолета типа «Вуазен», состоявшего тогда на вооружении русской армии. Дважды сбросили с парашютом груз. Все прошло благополучно. Настала очередь прыгать Нарбуту.

Биплан поднялся на высоту 850 метров, испытатель вылез из кабины на крыло и бросился вниз. «Парашют раскрылся быстро, - докладывал после прыжка помощник командира дивизиона. - При этом поручик Нарбут не испытал даже толчка и плавно опустился на землю».

Увы, на этом смелом опыте дело заглохло. И еще много лет, до начала 30-х годов, наши пилоты летали без парашютов. Чтобы обезопасить хотя бы летчиков-испытателей, особенно рисковавших, пришлось купить за золото около 1800 американских парашютов, а также - лицензию на их производство.

Первым нашим летчиком, спасшимся благодаря парашюту, был знаменитый Михаил Громов, самолет которого 23 июня 1927 года не вышел из штопора. К началу 1932 года только в США насчитывалось уже более трех сотен случаев спасения пилотов. Наконец парашют превратился в надежный «спасательный круг» авиаторов.

15 марта 2004 года, журнал НЛО издательского дома «Калейдоскоп»

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика