Презревшие страх

 

Александр Седов

 

В начале прошлого века, на заре авиации, художники нередко изображали авиаторов со стоящим за спиной скелетом с косой в руке. И в самом деле, авиаторы в то время играли со смертью. Число воздушных катастроф быстро росло. В 1908 году погиб первый авиатор, американец Томас Сельфридж. В следующем году-трое. В 1910-м разбились 32 авиатора. За 1911 год-82, а за 1912-й - уже 128. Пилоты летали без парашютов. Надежный авиационный парашют еще не был создан, и никто толком не мог сказать, каким он должен быть.

 

ПРЫЖОК НАД САН-ЛУИСОМ

 

С воздушных шаров прыгали издавна. Не раз это делал и американец, капитан Альберт Берри. Но вот весной 1912 года он задумал совершить первый в мире прыжок с парашютом с аэроплана. Двухместный биплан должен был взлететь с аэродрома авиационной школы в Сан-Луисе. Многие считали предстоящий прыжок Берри сумасбродным поступком и предрекали самый печальный исход.

Дважды из-за непогоды полет откладывался. Наконец 1 марта крылатая машина с пилотом Яннусом и Берри поднялась в воздух. Самолет летел на высоте 450 метров, когда отважный капитан начал готовиться к прыжку. Металлический контейнер с уложенным в нем парашютом был прикреплен под фюзеляжем самолета. Берри перебрался на шасси машины, пристегнул парашют и бесстрашно бросился пропасть. Своей тяжестью он выдернул парашют из контейнера и затем падал еще добрую сотню метров, пока купол не раскрылся.

Девять дней спустя Берри повторил прыжок и на этот раз чуть было не погиб, запутавшись в куполе раскрывавшегося парашюта.

 

ПАРАШЮТ НА ФЮЗЕЛЯЖЕ

 

Опыты капитана Берри показали, что прыгать с аэроплана можно. Но каким должен быть авиационный парашют, по-прежнему оставалось неясным.

Во Франции изобретатель Фредерик Бонне предложил так называемый фюзеляжный парашют. Купол и стропы его укладывались сверху на самолет, позади летчика, и закрывались крышкой. При аварии пилот должен был повернуть рычаг. Тогда створки крышки откинулись бы, купол под напором воздуха раскрывается и вытаскивает летчика из кабины. Так задумывалось.

Сначала прыжок с парашютом Бонне совершил... баран. Фюзеляж самолета сбросили с воздушного шара. Парашют раскрылся нормально. После этого было решено провести опыт с человеком.

Испытателем фюзеляжного парашюта стал авиатор Адольф Пегу, уже известный своим бесстрашием. Испытания состоялись 19 августа 1913 года в присутствии военных и журналистов.

Пегу поднялся на моноплане «Блерио-ХI». На высоте 200 метров машина наклонилась носом вниз. И в этот момент над ней появилось белое облачко. Через секунду оно превратилось в купол парашюта, под которым виднелась маленькая фигурка пилота. Покинутый же и никем не управляемый самолет ринулся к земле...

Позже с фюзеляжным парашютом несколько спусков совершил другой француз, Ле Бури. Но изобретение Бонне так и не нашло применения в авиации. Надежность его была сомнительной. Ведь при раскрытии такой парашют мог зацепиться за части аэроплана или сгореть при пожаре, и тогда гибель авиатора была бы неминуема.

 

СПАСИТЕЛЬНЫЙ РАНЕЦ ЖАНА ОРСА

 

Первые авиационные школы появились во Франции. На французских самолетах учились летать многие авиаторы. И в разработке парашютов французы сделали немало.

Жан Орс стал пилотом в 1911 году. Он хорошо знал, как необходим авиаторам парашют, упорно работал над ним, испытывал. Он долго сбрасывал манекен, имитирующий парашютиста, с Эйфелевой башни и, наконец, рискнул опробовать изобретение на себе.

Поднять испытателя в воздух согласился пилот Лемуан, любивший опасные эксперименты. Первый парашют Орса был слишком громоздким, чтобы стать ранцевым. Изобретатель прикрепил его под двухместным монопланом, а сам устроился на шасси машины.

12 февраля 1914 года Жан Орс впервые выбросился из-под самолета на высоте километра. Парашют быстро раскрылся, и через две-три минуты улыбающийся Орс стоял на земле, принимая поздравления.

Он прыгал потом неоднократно и не только во Франции, но и в других странах, неустанно совершенствуя свой парашют, сделал его в виде круглого ранца. В нем были такие детали, которые используются в авиационных парашютах до сих пор. Демонстрируя на конкурсе в США надежность своего изобретения, Орс оставил аэроплан на высоте всего 150 метров! Он открыл школу парашютистов и вместе со своими учениками проводил показательные выступления по всей Франции.

Жан Орс умер в феврале 1926 года в возрасте 50 лет, много сделав для того, чтобы обезопасить рискованную работу пилотов.

 

БРЮССЕЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ

 

Первой женщиной, совершившей парашютный прыжок с самолета, была француженка Кайя де Кастелла. Ее муж конструировал авиационный парашют, а она, презрев страх и рискуя жизнью, испытывала это изобретение.

Дебют Кайи де Кастеллы как парашютистки состоялся 17 мая 1914 года в городе Невере. Она поднялась на биплане «Гупи», управляемом авиатором Пеллетье. Парашют, уложенный в коробку, прикреплялся к телу Кайи. При подъеме в воздух отважная испытательница висела, привязанная под нижним крылом самолета. В полете, на достаточной высоте, авиатор отцеплял ее, и парашют сразу же приводился в действие. Висячее положение Кайи де Кастеллы было удобным для испытательного прыжка, но в дальнейшем прыгать предполагалось уже из кабины.

Сообщения о сенсационном прыжке с самолета женщины появились в газетах и журналах многих стран, в том числе и в России. «Петербургская газета» назвала этот прыжок «рекордом смелости», а журнал «Огонек» - примером «отчаянной храбрости».

После первого опыта в Невере Кайя де Кастелла совершила еще шесть прыжков в других городах. Пять из них были успешными, а шестой закончился катастрофой.

Эта ужасная трагедия произошла в Брюсселе 21 июля 1914 года на ипподроме во время авиационных выступлений. Как обычно, Кайя де Кастелла поднялась привязанной под самолетом и на высоте полукилометра была отцеплена. Московская газета «Раннее утро» писала: «Публика замерла. Секунда... другая... Парашют не раскрывался. Видно, как летчица падает, подобно камню, со все ускоряющейся быстротой. Еще секунда, и слышится раздирающий душу крик - последний. Несчастная врезалась в землю и погибла на месте. Тело ее представляло собой бесформенную массу».

 

С КРЫЛА «ВУАЗЕНА»

 

Как известно, в России с 1910 года над созданием авиационного ранцевого парашюта работал Г.Е.Котельников. Но первый прыжок с самолета у нас был сделан не с этим парашютом, а с французским, воздухоплавательным. Совершил его 13 июля 1917 года поручик 5-го корпусного воздухоплавательного отряда Бронислав Фаддеевич Нарбут.

Ему шел в то время 27-й год. Он закончил курсы Офицерской воздухоплавательной школы, но до того успел повоевать в пехоте, дважды был ранен и не раз награждался орденами за храбрость и боевое отличие. Когда на аэродроме под Киевом решили испытать воздухоплавательный парашют «на предмет его годности в деле авиации», сделать это вызвался Бронислав Нарбут.

Чехол с парашютом подвесили под гондолой самолета типа «Вуазен», состоявшего тогда на вооружении русской армии. Дважды сбросили с парашютом груз. Все прошло благополучно. Настала очередь прыгать Нарбуту.

Биплан поднялся на высоту 850 метров, испытатель вылез из кабины на крыло и бросился вниз. «Парашют раскрылся быстро, - докладывал после прыжка помощник командира дивизиона. - При этом поручик Нарбут не испытал даже толчка и плавно опустился на землю».

Увы, на этом смелом опыте дело заглохло. И еще много лет, до начала 30-х годов, наши пилоты летали без парашютов. Чтобы обезопасить хотя бы летчиков-испытателей, особенно рисковавших, пришлось купить за золото около 1800 американских парашютов, а также - лицензию на их производство.

Первым нашим летчиком, спасшимся благодаря парашюту, был знаменитый Михаил Громов, самолет которого 23 июня 1927 года не вышел из штопора. К началу 1932 года только в США насчитывалось уже более трех сотен случаев спасения пилотов. Наконец парашют превратился в надежный «спасательный круг» авиаторов.

15 марта 2004 года, журнал НЛО издательского дома «Калейдоскоп»

 

 

You have no rights to post comments