Кулаев Сергей Максимович
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового в "Курилке"

- выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1980 года

 

Африканская сага подполковника Кулаева Сергея Максимовича - письма однокашнику. Рассказ и фотографии о Судане 

 

 

 

 

Кулаев Сергей Максимович

 

 

Место службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привет Виктор!

Большое спасибо за информацию и фотографии, хорошо смотритесь. Знакомые счастливые лица (теперь и твою супругу увидел), где это вы так хорошо сгруппировались, меня как всегда не позвали. Шучу, но может быть, когда-нибудь соберемся. Интернет днем  хреновый,  по ночам можно подключиться. Вчера весь вечер смотрел фотографии с сайта училища. Рад был увидеть в добром здравии рядом с тобой Скударнова, Филипенко. Они меня уже и не помнят (понял это на встрече в 2005-ом), но для меня они как крестные отцы, благодарен своим командирам  за науку.

Еще одна просьба, скинь мне, если у тебя есть четкая фотография (большого разрешения) групповой снимок на фоне самолета в августе 2005, хочу отпечатать на память. Мне диска не досталось, а на сайте БВВАУЛ очень низкое разрешение. Пока.

Кулаев.

 

4 декабря 2008 года.

Привет Виктор!

Посмотрел фотографии с рыбалки, крейсер у тебя классный, впечатляет. Ты тоже крут, в октябре заплывы делать, я бы без «внутреннего подогрева» не смог.

Молодцы мужики, вот это отдых, даже завидно. На счет фотографий, используй как хочешь, если честно – мне приятно, что хоть кто-то из однокашников помнит про меня.

Спасибо за подсказку про avia.ru, к сожалению,  у меня большая часть текста открывается с ошибкой, но интересно было почитать. Как я понял,  там общаются гражданские летчики и специалисты, у меня немного другая стихия.

Если интересно могу поделиться своими впечатлениями, но сначала немного вводной информации.

Судан разделен на три сектора северный (столица Хартум – он же столица всего Судана), южный - (Джуба) и западный - (Дарфур). Противостояние между севером и югом началось давно на религиозной почве. Север более цивилизованный – мусульманский, живет по самым строгим законам Шариата. У них сухой закон, поэтому наши ребята там гонят самогон из чего попало и очень рады когда мы привозим немного нормального напитка. Почему немного, - если попадешься, могут отдубасить палками на законных основаниях, а потом будут разбираться кто ты и откуда. На юге и западе люди живут в ТУКЛАХ (см. фото «крупный населенный пункт» «жилище»). Почти нет промышленности, только начинают появляться маленькие предприятия  и первые элементы цивилизации в виде отдельных кафешек и гостиниц (см. фото «пиццерия».  А в глубинке как бы первобытный образ жизни (см. фото «губинка») еще с копьями бегают.

Мусульманство здесь не получило широкого распространения, у них свои взгляды на религию. А когда выяснилось, что в недрах южной части огромные залежи нефти, юг решил отделиться, т.к. в случае широкомасштабной добычи все доходы будут доставаться наиболее развитому северу, а им останутся промышленные отходы. Вот они и начали воевать. В западном секторе тоже нашлись царьки, которым оказалось не по пути с севером, т.к. у них какие-то дела с боевиками соседнего Чада. Кроме этого с юга постоянно терроризируют вооруженные полубандитские формирования из Конго. Они пересекают границу,  нападают на деревни, устраивают «кто не спрятался - я не виноват», скот и детей уводят с собой. Сейчас летаем на границу с Конго, возим их президента (см. фото «президент», пытаются договориться, вроде что-то начало срастаться.)

Мы находимся на самом юге Судана, рядом с городом Juba (Джуба), на берегу Нила, точнее между городом и аэропортом. Лагерь нашего РАГ (Российская авиационная группировка) входит в состав территории сил ООН, на окраине аэродрома, см. фото «Страна ООНия», «территория РАГ». Постройки щитового типа разбиты на три кимбы 4х7 каждая (почему зовутся кимбами, я не знаю). Живем по четыре человека. В каждом помещении кондиционер, а в столовой их 6.

От жары не устаем, если не в полете. На вертолете кондиционеров нет. Кормят в столовой, готовят вкусно, насыпают с горкой. На 4 вертолета пять экипажей, плюс к ним 100 человек обеспечения. У нас свои СКП, БПРС, РСП, группа специалистов ИАС, свой автопарк, свои повара и даже электрики свои, так как питаемся электроэнергией от двух дизель-генераторов. Имеется свой МИД в виде оперативной группы, так же финики, юристы и конечно инспектор по безопасности полетов. Вот так, как в поговорке, зато не скучно.

Пока. Кулаев.

 Ступино Моск.обл,  Марьино, 8- 9169045547

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments