Памяти Павлова Валерия
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового в "Курилке"

- выпускника Барнаульского ВВАУЛ 1978 года

 

 

Павлов Валерий

Валерий Павлов

 

Семья Валерия Павлова.

 

На тренаже один Валера.

 

Осмотр самолета

 

Марат

 

Памятник экипажу борта № 20. Озеро Балхаш.

 

Ставим памятник…

 

Поминаем…

 

 

Погиб 10 сентября 1980 года (Балхаш)

Валера проучился с нами до середины третьего курса. Где-то неудачно оступился на спортивных занятиях, сломал ногу…"Приговор" врачей был нормальный, но год пришлось пропустить, поэтому выпускался он в 1978 году.

Еще по учебе в училище он многим запомнился добродушным, веселым, неунывающим парнем.  Наши пути "пересекались" неоднократно, как впрочем и со всеми однокашниками, но то чувство надежности, которое было присуще Валере, доброжелательности в отношениях оставило хорошую память в годы учебы в Барнаульском ВВАУЛ. Круговерть курсантских лет прошла быстро.

Но когда я его увидел , только что прибывшего в Балхашский разведполк, возле столовой, честно скажу, был очень рад!

Прибыли они вдвоем, Валера и Володя Остапенко, высокие, крепкие парни.

Коллектив встретил их очень хорошо. Быстро освоились на новом месте, сдали зачеты, приступили к полетам…Жизнь "потекла" , как обычно в боевом полку…

Рабочие будни ..Полеты, полеты… Не знаю, но я почему-то всегда считал, что Он нашего года выпуска, хотя никакой разницы в этом нет.

По летной подготовке он шел ровно, летал хорошо, уверенно…так обычно пишут в характеристиках, только за этими словами скрывалось гораздо больше.

Штурман у Валеры в экипаже был Марат Сайдалиев, 1978 года выпуска, казах по национальности и родом из Алма-Аты. Молодой горячий, иногда даже очень. Валера быстро нашел общий язык, полеты и остальная жизнь шла своим чередом.

Хорошо запомнилось, что не стеснялся спрашивать, если что-то не было понятно, живо интересовался особенностями выполнения тех или иных элементов воздушной разведки. Сам вникал до каждой мелочи, "заставлял" слушать  штурмана. Только эта черта говорит о том, что экипаж был подготовленный, одно целое.

Когда не было полетов, часто играли в футбол, причем время игры не ограничивалось положенными 90 минутами, играли до темна…Валера часто был в самом центре поля, играл хорошо, только иногда , остановившись рядом и переводя "дух", сожалел, эх! Если бы не нога…

Катастрофа произошла 10 сентября 1980 года…Летали смену "день с переходом на ночь…Простые метеоусловия, только дымка была сильная и к ночи немного ухудшилась, но все равно по "балхашским" понятиям нормальная, устойчивая погода. Уже наступила ночь, мы с Валерой экипажами играли в теннис (была эта игра в почете и возле стола  всегда очередь) в высотке, "отрывались" по полной программе ввиду отсутствия желающих поиграть.

Пришло время идти на самолет мне, и Валера с Маратом продолжали играть дальше. На ЦЗТ, уже перед посадкой в кабину увидел Валеру (самолеты стояли рядом). Я спросил, ты чего так рано? Ведь у тебя вылет почти через час..

"Да уже  "устали" играть вдвоем… Сейчас тренаж пройдем, да может чуть раньше разрешат взлететь?".

Мы ушли по маршруту и на полигон, отработали и были на втором развороте, когда Валера взлетел. В это время по погоде маршрут закрыли, Валера пошел сразу на полигон. Ничего необычно в этом не было…

Во время выполнения повторного захода на тактическом полигоне связь с экипажем прекратилась…Полеты прекратились, начались поиски…

Не буду говорить про "недостатки". Их всегда можно найти. Но в этой катастрофе были  и непонятные моменты…Самолет не нашли. Обычная глубина озера 4-6 метров, а в районе предполагаемого падения –16… большая "заиленность" дна… Многие задавали вопрос, почему от столкновения самолета с водной  поверхностью - не было вообще "глушеной" рыбы, при таком изобилии…

Говорили о возможном взрыве в воздухе (самолет был "ночной") из-за СОУ…

Самолет не нашли, как не нашли и Валеру с Маратом…Причину найти легче...

А Валера запомнился на всю жизнь веселым, неунывающим, жизнерадостным добрым другом и товарищем…

Правильно говорят, "Летчики улетают и не возвращаются…"

Вот и Валера с Маратом также…

Александр Жибров (выпускник 1977 года).

Лето, 1979 год.

 

Профилакторий. Павлов и Мариев.

 

Предварительная подготовка. На заднем плане штурман-Марат  Сайдалиев.

 

 

Сдаем МЛП, Валера подсказывает труды "Ильича"…

 

Перед полетами.

 

Перед полетами.

 

 

 

You have no rights to post comments