Полёты с курсантами на самолёте МиГ-21 на аэродромах "Славгород" и "Камень-на-Оби".
По долгу службы мне доводилось бывать на аэродромах училища для проведения занятий с курсантами. Часть учебного материала выносилась на время лётной практики. И каждому преподавателю планировалось провести определённое количество часов на старте, то есть на аэродроме.
На аэродром я всегда приезжал с фотоаппаратами, было их у меня обычно два.
Со временем обзавёлся длиннофокусным и широкоугольным объективами, а фотоаппараты один Зенит, другой Киев. Вот этой техникой и снимал как мог и что мог. Качество снимков соответствовало технике и пленке. А пленку я в основном использовал авиационную техническую, предназначенную для системы регистрации полетов. А фотографическая широта у этой плёнки была небольшая. То есть снимать надо было точно попадая в нужную выдержку и диафрагму. Плюс эта плёнка была без перфорации, к этому тоже надо было приспособиться. Но зато снимал я не жалея кадров, иногда они накладывались друг на друга, старался дублировать кадры, но без потерь не обходилось. Вот на этой странице все фотографии сняты мной именно на такую плёнку. И уже через много лет у меня появилась возможность сканировать негативы и переводить их в цифровой формат.
Во время таких фотосессий, фоторепортажей я естественно пользовался своим служебным положением, наличием друзей и однокурсников в управлении полками. Поэтому мог близко подходить к полосе, перемещаться по аэродрому вдоль этой самой взлётно-посадочной полосы. Снимать на старте работу техников по подготовке самолётов к вылетам, разборы полётов лётчиков-инструкторов с курсантами и просто выруливающие, взлетающие или садящиеся самолёты. Конечно я заранее предупреждал, спрашивал разрешение на перемещение по аэродрому. За всё время у меня только два очень бдительных офицера спросили кто я такой, а одному даже показывал удостоверение. В остальном проблем никогда не было. Как я уже сказал проблема была в фототехнике и фотоматериалах. Но тем не менее я умудрился нафотографировать тысячи кадров, но из них, увы, не все оказались достойны перевода в цифру для массового показа, в основном из-за технического качества.
Евгений Жигалов