• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Недавно зарегистрированные

Кто на сайте

Сейчас 3144 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

FAQs

 

Глава шестая. А было это так...

Е. Е. Парфенов, Герой Социалистического Труда

Заботы общие

Все радости и горести воинов — они и наши заботы. Ибо иначе как же крепить оборону Родины, сохранить мирное небо над нашими головами, обеспечить созидательный труд советских людей?

Пора уже сказать о том, что становлению нашего полка и частей обеспечения здорово помогало постоянное внимание командования округа, и присутствие там, где сложно, там, где требовалось, как говорится, на ходу принимать ответственные решения.

Командующих авиацией округа генерал-лейтенантов авиации Ивана Андреевича Куличева и Владимира Семеновича Абрамова, заместителя командующего по тылу Александра Ивановича Кондиогло можно было встретить в любой воинской части, беседующих с людьми, на любом объекте, советовавшихся с исполнителями, как лучше и быстрее решить ту или иную задачу.

И примечательно, что не было случая, чтобы эти постоянно перегруженные различными заботами люди, не находили время побывать в горкоме партии, горисполкоме, расспросить, как тут по нашим оценкам служба идет в частях гарнизона, как обстоят дела в городе и районе и что предвидится в перспективном развитии. Высказывали отдельные просьбы, а если были таковые у нас, то тут же принимали по ним решения. Эти уважаемые генералы даже не стеснялись зайти к начальнику городского отдела МВД, чтоб расспросить о поведении воинов в городе, о их взаимоотношениях с гражданской молодежью. (Камень-то город молодежный, только в трех СПТУ, сельскохозяйственном техникуме, педагогическом и медицинском училищах ежегодно обучается 2550 юношей и девушек). Они бывали в хозяйствах района.

А генерал В. С- Абрамов однажды своим самолетом за сутки помог делегации секретарей райкомов партии Алтая во главе с первым секретарем крайкома КПСС, Героем Социалистического Труда Александром Васильевичем Георгиевым слетать по маршруту Барнаул—Томск—Омск—Барнаул для изучения передового опыта ведения животноводства в Томской и Омской областях.

Буквально сутками в Камне работал первый начальник училища, ныне генерал-майор авиации запаса Виктор Николаевич Филимонов. Это знающий командир, умелый воспитатель высокой культуры, обязательный, обаятельнейший человек. Ему до всего было дело, не только по подготовке аэродрома и всего сложного хозяйства к началу полетов курсантов. Виктор Николаевич совместно с • начальником политотдела училища подполковником А. П. Марковым мог появиться на районном празднике пахарей или животноводов.

Однажды на дне пахаря, а его мы проводили после окончания уборки, я попросил Виктора Николаевича выступить. Согласившись, он произнес самую краткую речь. Жаль, что тогда не писали выступления на праздниках в поле на магнитную ленту.

А сказал он буквально следующее: «Спасибо вам и низкий поклон за вашу трудную, но нужную работу, за хлеб, которым вы всех кормите. Желаю вам всегда получать высокие урожаи.

Спасибо городской партийной организации, местным Советам за большую помощь и внимание в обустройстве наших частей. Мы сделаем все, чтобы наши воины обеспечили вам мирный труд от любых посягательств империализма.

Призываю парней смелее идти учиться в наше училище, ибо Родину защищать — самое мужское дело. Я знаю, что «спасибом» отделываться неприлично, поэтому давайте покатаем на самолете самых лучших хлеборобов». Пять раз трудяга «Аннушка» поднималась с хлеборобами, многие из которых впервые родную землю, а городские — и дом свой увидели с километровой высоты. Такое не забывается. Это было более двадцати лет назад, но сейчас еще при встречах механизаторы вспоминают об этом полете как о чем-то особенно радостном и приятном в своей жизни.

А ведь можно бы и сейчас развернуть соревнование между всеми экипажами училища за более строгую экономию и бережливость всех ресурсов, которых Родина для Вооруженных Сил выделяет столько, сколько нужно для того, чтобы поддерживать надлежащую постоянную боевую готовность, а на сэкономленном горючем организовать экскурсии лучших из лучших членов ученических производственных бригад к бойцов ССО, передовиков полей и ферм, скажем, в Шушенское для осмотра Ленинского мемориального комплекса. Деньги-то для оплаты таких полетов молодежь заработает. А то бы и соревнование развернули и в каждой эскадрилье, в каждой школе и учебном заведении, стройотряде и в каждой бригаде, цехе, на полях и фермах района.

Особенно хочется подчеркнуть роль политического отдела в становлении нашего авиационного училища, в развитии стародавних традиций армейских политработников опираться в своей сложной работе на помощь местных партийных организаций, крепить с ними постоянную деловую связь, взаимно обогащая и углубляя всю партийно-политическую работу.

В ту пору политический отдел возглавлял Александр Павлович Марков, политработник нелегкой судьбы, о чем хорошо рассказано в очерке «Рождение училища».

Встретившись с ним в апреле 1952 года во время службы в инженерно-аэродромном батальоне, я постоянно ощущал его тактичное, но настойчивое влияние на улучшение всей деятельности нашей комсомолии. Александр Павлович в то время работал помощником начальника политотдела авиации СибВО по комсомольской работе. Надо прямо сказать, что тогда при строгом единоначалии был большой спрос и с комсомольских работников за все дела в подразделении и части.

Командующим Западно-Сибирским военным округом в у пору был Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза и Герой ЧССР, член ленинской партии с 1918 года, активный участник гражданской войны, один из плеяды легендарных полководцев Великой Отечественной Андрей Иванович Еременко.

Однажды, внезапно приземлившись на строящемся аэродроме, он внимательно расспросил солдат о их житье-бытье, о том, как там дома родным живется без главных кормильцев (отцов-то многих война искалечила или вовсе погубила), как выполняются ими ежедневные задания и успеем ли в срок завершить дело. Внимательно ознакомился с бытом в расположении батальона, а жили мы тогда просто в палатках на опушке березового колка. Так оказалось, что из батальонного руководства на аэродроме и вообще в части находился один я.

Представьте, младший лейтенант, только что пришедший из запаса, и прославленный маршал. Тут только рядом постоять — сколько волнений. А он ведь знал, с кем имеет дело и, тем не менее, тщательно расспрашивал о жизни части и ходе выполнения задачи по качественному строительству аэродрома и деловых качествах офицеров подразделений, о чем пишут солдатам из дома, каково там настроение. Где размещены семьи офицеров (а жили они в соседних селах и поселках по частным квартирам), как готовятся зимние квартиры и т. д.

Как видите, было от чего растеряться. Но умение этого большого военачальника, как говорится, залезть в душу солдата или офицера, и подбадривающий взгляд, и кивки капитана А. П. Маркова, позволили мне нормально ответить на все то, чем интересовался командующий, а в конце, расхрабрившись, я даже высказал некоторые принципиальные просьбы по материальному обеспечению стройки и по улучшению быта семей. И все было решено положительно. А вскоре прилетел к нам подполковник Георгий Федорович Разенков, он занимался кадрами ВВС округа, и, пошутив на предмет мандража при встрече с командующим, сказал: «Все нормально. По предложению А. П. Маркова, сказавшего о необходимости твоей учебы, командующий приказал послать тебя на курсы политработников-авиаторов в Ригу. Так что, с 1 января 1953 года сядешь за парту».

Короткие встречи, но запомнились на всю жизнь.

Финал подготовки летчика-инженера — сдача государственных экзаменов по теоретическим дисциплинам непосредственно в городе Барнауле. Но одну из главных задач — подготовку к боевой летной работе и сдачу государственных летных экзаменов — курсанты проходят в Камне.

Мы, члены бюро горкомов партии и комсомола, считали своим долгом часто бывать не только в подразделениях, но непосредственно на аэродроме и там перед полетом или после него беседовать с инструкторами и курсантами, техниками и ремонтниками, с теми, кто обслуживал полеты.

Все это складывалось и отрабатывалось годами, так как крепить оборону Родины — задача общепартийная, дело огромной важности.

Время многое стирает в памяти. Но надо помнить, что 14 сентября 1970 года первый самолет ЯК-28 № 32 на Каменский аэродром посадил экипаж в составе командира полка подполковника Аркадия Давыдовича Дунаковского и штурмана звена старшего лейтенанта Эдуарда Степановича Доброго, потом совершила посадку группа из одиннадцати самолетов в составе экипажей:

майор Н. А. Курйоз, капитан А. М. Дронов;

майор А. А. Утас, ст. лейтенант В. Н. Козин;

майор А. Г. Горелик, майор И. Г. Мормаза;

майор В. П. Акимышев, ст. лейтенант Ю. Г. Константинов;

майор Ю. М. Попов, ст. лейтенант В. И. Гусев;

капитан И. И. Разумовский, ст. лейтенант И. Г. Шабанов;

подполковник А. И. Алипкин, капитан Б. И. Куницын;

ст. лейтенант Б. И. Зверев, ст. лейтенант Ф. Г. Непогодов;

лейтенант В. Н. Еговцев, ст. лейтенант В. И. Шилов;

ст. лейтенант В. К. Банцевич, капитан Л. Л. Огородников;

ст. лейтенант С. А. Бокач, ст. лейтенант М. И. Михалкин.

Вскоре благополучно завершился перегон всех самолетов, в чем большая заслуга штурмана авиаполка, ныне полковника, Николая Павловича Мокренко, работающего сейчас в штабе ВВС страны. Прибыл технический состав и семьи, и началась обычная работа со всеми сложностями и трудностями. Надо было разместить людей и имущество, привести в порядок всю технику (наземную и самолеты). Но, главное, надо было подготовить летчиков-инструкторов для обучения курсантов. Зная летную практику, полетав в годы Великой Отечественной войны воздушным стрелком-радистом, я поражался неутомимой энергии командиров и политработников, коммунистов и комсомольцев, осваивающих и методику, и технику полетов с курсантами, тщательно изучая учебные зоны пилотирования и маршрута полетов, а также нужно было и личную классность подтверждать.

Все одолели. Зато и радость, и удовлетворенность свершенным была огромной, когда с апреля по сентябрь 1971 года были подготовлены и успешно сдали государственные летные экзамены первые выпускники , нашего летного училища.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика