История рассказанная Юрием Граздовым и Борисом Максименко (выпускники Барнаульского ВВАУЛ 1983 и 1977 годов)

105      Граздов Юрий

А вот про МиГ-21, взлетающий с ЦЗТ это мог бы помочь в рассказе Борис Максименко. Он же летал в Славгороде в 83 году я же не ошибаюсь. Во второй АЭ.

 

 Максименко Борис

Юра, ты прав. Опять я в свидетелях. История взлёта на аэродроме «Славгород-Северный» самолёта МиГ-21 с ЦЗТ. Грустная эта история. Ну, раз вспомнили.

Летал я в 1 а.э. И было это в 1984 году (?) После полёта были сделаны замечания по работе двигателя. Самолёт на ЦЗТ стоял крайним слева. Полное ЦЗТ самолётов и личного состава - типичная картина.

Начальник ТЭЧ звена сел в кабину, запустил двигатель и стал проверять его на различных режимах. В это время молодой лейтенант техник группы сидел на стабилизаторе и снимал «кирпич» САРПП.

Нач ТЭЧ звена ничего лучшего не придумал, как включить форсаж. Правую колодку сорвало с места. Самолёт как юла стал вращаться вокруг левой колодки, выбирая направление для разбега.

Лейтенант на хвосте обнял киль. Нач. ТЭЧ звена растерялся и вместо того, что бы выключить двигатель упал на дно кабины. После нескольких вращений сорвало и левую колодку. Самолет сорвался и начал разбег. Направление — обратное от полосы (в сторону города). Лейтенант оставался на стабилизаторе. Вы представляете себе картину и ошалевший, от увиденного, народ.

У дороги, ведущей к ЦЗТ, в метрах 100 была вырыта траншея. Перед траншеей бруствер. Самолёт, уже набрав скорость, вскакивает на этот бруствер, отрывается от земли и он в воздухе. Но скорости, видно не хватило, и, самолёт падает основными стойками шасси в траншею. Останавливается. Двигатель, не помню, выключили или он сам встал.

Нач. ТЭЧ невменяемый. Даже на порку срочно прилетевшего Командующего он не реагировал.

Лейтенанта жалко. От удара о землю он сильно пострадал, было несколько переломов, в т.ч. позвоночника. Печальная эта история.

 

Граздов Юрий

Чуточку буду вносить поправки. Я выпустился в 1983 году. Значит это в этом году и было. Самолёт подломил переднюю стойку и носом запахал земли в воздухозаборник от этого и встал. Техник на стабилизаторе спрыгнул (сдуло) в самой верхней точке, метров 12 визуально, лично видел. Но исходя из этого картина почти полная. Не хватает только сдутой максималом колонки заправочной, фонтана керосина высотой метров 20, солдатика механика летящего на крыльях воздушно-газовой струи. И чинно мостящегося Ми-8 с новым командующим СИБВО.

Траншея с бруствером была по грани ЦЗТ. Самолёт подпрыгнул на бруствере и взлетел. В траншею он не мог попасть колёсами, по определению, он был уже далеко в воздухе. Блин если бы был курсант, он бы взлетел, едрид-мадрид. А этот техник залёг ногами в одну педаль, руками в другую. Его еле вытащили. А техник упавший побился сильно, потом ходил весь в корсете. А солдатик как Винни-Пух отряхнулся и покатился дальше.

 

 Максименко Борис

Юра, вот теперь картина точно - полная.

И ещё можно добавить, что направление разбега самолёта совпало с автостоянкой личных автомобилей авиа-водителей. Вот кто ещё подрожал. Чудом же не зацепил. Маршрут прошёл рядом.

 

Граздов Юрий

А началось всё просто тривиально. Я сидел привязанный четыре борта от этого. Ждал запуска. Слышу, кто-то газует и уверенно включил максимал. Я нажал на кнопку секундомера. Так как 21 ограничен по времени работы на максимале на земле. Прошло более 30 секунд... пора бы выключать! Я повернул голову, и, вижу, в воздухе 21-ый над килями самолётов удаляется от ЦЗТ. Мать честная взлёт с ЦЗТ. потом резкое снижение, удар и двигатель встал... тишина. Далее из рассказа Толика Клевакина.

На самолёте не прописывался сигнал МАХ на САРППе (система регистрации параметров полета, ну тот самый знаменитый «черный ящик» только оранжевого цвета). Ничего нового не придумали, как поставить длинного лейтенанта группы АО на стабилизатор смотреть, как срабатывают лампочки в САРПе. Техник в кабине запускает и включает максимал. Надо же было, колодки под самолётами установили одну сзади под одно колесо, другую спереди под другое. Максимал это же тяга ого-го... - тонны. Вот и не сдюжили тормоза, самолёт начал свой разбег вправо по часовой вокруг колодки. Разворачиваясь, реактивной струей двигателя он просто сдул заправочную колонку. Керосин в воздух, давление было максимальное в тот день сам помню 6 очков (заправлял перед этим). Самсон позавидовал бы такому напору. А ведь это газы, как только не полыхнуло. Солдатика механика сдуло, как и не было. По инерции самолёт продолжил вращаться дальше. Повернувшись на 180 градусов и освободившись от второй колодки самолёт, начал свой разбег. Техника звена переклинило. Он не смог убрать РУД.

Добежав до края ЦЗТ передней стойкой самолёт оттолкнулся от бруствера и на максимале взметнул в небо. Лейтенант поняв, что кататься на стабилизаторе, держась за киль, не очень здорово, соскользнул с самолёта и упал вниз на землю. Самолёт, так как рули были отклонены вниз, опустил нос и ударился о грешную землю, передняя стойка подломилась, а в воздухозаборник запахалась земля. Движок встал. Тишина. И только медленно опускающийся вертолёт командующего, только что назначенного из ДРА... Финита! Проверка была несколько дней. ЦЗТ стало плацем. Мне повезло, я отсиделся в наряде.

Трижды спасло всех нас. Все остались живы, самолёт не побежал в сторону стоящих на одной линейке бортов (мне бы точно каюк), Не поджёг керосин взметнувшийся как фонтан, не долетел десять метров до тележки с бомбами и не сработал детонатором, так как не взорвался. ПОВЕЗЛО. Как и всегда до этого. Могу это рассказать!

 

 Максименко Борис

А вообще-то, к специалистам инженерно-технического состава именно того периода я отношусь с очень большим уважением.

В 1981 году Барнаульское ВВАУЛ начало переучивание на самолёты МиГ-21. Эти типы стали поступать в полки. Первым переучился Славгород.

Самолёты поступали из строевых частей. Были изрядно изношенные. Ресурс на пределе. Отказов было, сказать много, это ничего не сказать. Практически после каждого вылета, что то устранялось. Вот здесь техникам досталось. Особенно, когда в воздухе не работает, на земле не подтверждается.

Самолёты понадёжней отдавали для тренировочных полётов курсантам. На себя лётчики-инструкторы летали на чём придётся. Увы, такова жизнь.

 

 Денисов Михаил Владимирович - в то время командир а.э. и он же в ту лётную смену руководил полётами.

Как Р.П. в данной ситуации вношу незначительные поправки и уточнения. В кабине был не нач. ТЭЧ звена, а техник самолёта Омельченко, на стабилизаторе Холодков. Командующий с ком. полка ехали на УАЗике из городка. Форсажа не было - для этой глупости хватило и максимала. Развернувшись на 180 они ещё проскочили рядом с тележкой с бомбами.

А я в этот день получил сообщение о присвоении звания п/п-ка и выговор за плохое руководство ИАС во время полётов.

Да ещё - техник по А.О. сломал не позвоночник, а лобковую кость.

 

Пояснялка

СИБВО - Сибирский военный округ

САРПП - система автоматической регистрации параметров полета

Максимал - максимальные обороты двигателя

Нач. ТЭЧ звена - начальник технико-эксплуатационной части звена

Длинный лейтенант группы А.О. - лейтенант высокого роста группы авиационного оборудования

РУД - ручка управления двигателем

ЦЗТ - централизованная заправка топливом

Винни-Пух - герой американской сказки и советского мультфильма

Огого - значит очень много

Воздухозаборник - дыра в носовой части самолета МиГ-21 откуда попадает воздух в реактивный двигатель

Финита - все приехали, конец, ужасный конец и т.д.

Самсон - Бронзовая скульптура мускулистого мужика, раздирающего пасть льву, из которой вылетает высоченная струя воды в Петергофе.

Добавить комментарий