Стовбер Владимир Антонович – выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1971 года
В октябре 1985 года закончилась моя летная служба. К этому времени на самолете Л-29 налет составлял 3000 часов. Перешёл я на службу в РЦ города Оренбурга в 1992 году СССР уже не было, армию во всю сокращали, да и возраст мой уже подошёл (45лет). Уволился и стал как все военные пенсионеры жить на гражданке. То да сё, мелкий бизнес, в 1995 году занялся продажей смазочных материалов для автомобилей, затем поездки в Минск за запчастями для иномарок, потом открыл автосервис, в 2003 году автосалон. Сейчас официальный дилер в городе Оренбурге «Хендэ Мотор Компании». Но это всё прелюдия к главному.
Частенько брал в руки лётную книжку, и вся летная жизнь вставала перед глазами. Вот допуск на пилотаж, вот на боевое применение, вот min и т.д.
И казалось все это прошло безвозвратно…НО не тут то было. Года 4 назад появилась у меня в голове идея: «А как бы слетать снова на Л-29?». Начал искать пути. То Мячково советовали - что-то не сложилось, то Ульяновск (аэродром Белый Ключ – там в 1978 году проходил 11 чемпионат СССр по самолетному спорту, был и я там). Уже созвонился с начальником, но тоже что-то не получилось. И вот в этом году исполняется мне 60 лет, и мой друг Юра Певень - однокашник по БВВАУЛ и сослуживец по Оренбургскому ВВАУЛ посоветовал мне позвонить в Калугу. «Там, говорит, начальник летного наш выпускник 1979 года Лучинин Володя, у него есть «элки». Сказано – сделано. Созваниваюсь: «В чем вопрос – приезжай».
И вот 5 октября 2007 года. Я в Калуге, встречаемся, докладываю: «Товарищ полковник! - такой – такой-то прибыл для полётов». Володя - добрейшей души человек (одним словом БВВАУЛ - он хоть где БВВАУЛ). Приезжаем на аэродром. Вот они родные стоят. Тренаж - подошел к самолету, заглянул в кабину.
«Боже мой» - этот запах кабины как - будто в Славгороде в 1969 году. Сел в кресло – и не было 22 лет перерыва. Потом мед. осмотр, предполетные указания. Решили сделать 3 контрольных полёта по кругу, а там как получиться (на усмотрение начальника). Я всё время волновался, что не смогу «читать» приборы, а потом оказалось: а чего их читать!
Взлетели, убрал шасси, закрылки, обороты 97%. Слышу инструктор (Тарас Ильич) по СПУ: «Сделаем доразведку погоды по большому кругу, H-2500м, Вы там по плавней, а то я приболел, поясница.» А что там по плавней по кругу? А зря я не обратил на это внимание!!! Летим, душа поёт, красота. Инструктор докладывает погоду на КП , то да сё , видимость, облачность , я пилотирую. Выходим на 4 разворот , ну, думаю, сейчас плавно на первый и по кругу .
Слышу по СПУ: « Ну, давай». Заметьте 22 года перерыв у меня. Вижу, ручка пошла вниз, крен 60* , угол пикирования 60* «Давай-ка петлю!» Где наша не пропадала без ППК-У.
Полез в кузов-…
Петля, нисходящая восьмёрка, переворот на горке. «Как самочувствие? – нормально Ильич – «давай ещё?» - «Давай». Помню ещё: где живот напрячь, где голову задрать и т.д. Короче половину мастерского комплекса отпилотировали. На 3-й 500, - 60*, вот здесь немного повело, открыл обдув, к 3 развороту всё встало на свое место. Дальше 3 полета по кругу сам. На планировании, на выравнивании сложностей никаких. Зарулили, выключили.
Подходит Володя Лучинин – «Ну, как?» Рот у меня до ушей, а ногой в подножку самолета попал с 3-й попытки. Вылезли - разбор. Тарас Ильич: «Ну, что: землю видит, взлетает, садится, замечаний особых нет». Это самое я говорил своим курсантам, но для меня эти слова имели совершенно другой смысл. «Вот только на пилотаже как-то вяловато». «А кто вообще просился на пилотаж???» - мой вопрос. «Ну командир сказал, что Вы мастер спорта и всё такое».
Посмеялись от души, рука ещё дня 3 в изгибе локтя чувствовалась. Но это все мелочи. Мужики, это надо попробовать, это классно, супер!
- Кто желает в небо - контакты Лучинина на сайте БВВАУЛ, вып.1979г.
Дай бог здоровья всем, кто принимал участие в этом событии.
С уважением – выпускник БВВАУЛ 1971года, Стовбер Владимир Антонович (теперь уже точно дедушка-летчик).
P.S. Будете летать – заранее обговаривайте условия полёта.