Иван Брюханов - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1984 года

I 6

Уважаемые коллеги, мне, как и многим интересны фотографии зарождения авиации. Случайно наткнулся на фото старой мастерской по изготовлению воздушных винтов и музейную экспозицию на эту тему. Очень интересно и для меня познавательно. Дело в том, что уже несколько лет я занимаюсь небольшой винтомоторной группой мощностью около 40 л. с.

Винты естественно изготавливаю сам, двухлопастные деревянные винты диаметром до 1,6 м, в общем сделал уже около десятка, есть один, (подаренный), сувенирный винт. Такой какие были на самолете «Илья Муромец».

Думаю, коллегам будет интересно как делают такие винты, (в свое время я немного поработал модельщиком на нашем авиазаводе, после этого проблем с точной обработкой изделий не стало). Итак очень важно отыскать хорошее дерево, на сегодня это просто караул, лес рубят как попало дерево наихудшего качества, кроме того очень важен вопрос влажности. Я стараюсь находить заготовки на старых домах, их у нас активно сносят.

0N6Np4 Uw8 IyДалее склеивается блок, тут все банально, эпоксидный клеи и струбцины. И начинается процесс. Методику для себя я разработал упрощенную, но винты получаются. Правда сочетать их с мощностью двигателя получилось далеко не сразу. Расчеты делаю упрощенные. Диаметр определяется конструкцией и максимальным вращением концов лопасти, ширина лопасти стандартная, форму я упростил, шаг, (толщина заготовки), рассчитываю. Далее работа сводится к формированию плоскостей. Вначале делаю прямоугольник, наношу разметку, высверливаю ступицу. Затем по разметку формирую форму плоскости в плане. Далее еще 4 плоскости, нижние поверхности профилей, они плоские и вспомогательная плоскость на верхней поверхности.

Тут работа посложнее, запилил и скалывай, стесывай, шлифуй. Инструмент самый разный каким удобнее. После того как плоскости сформированы винт немного похож на оригинал. Далее самая трудная работа, придать плоскостям форму профилей. Тут все очень нудно и трудно и точность нужна. И уже прорабатывается балансировка. Шаблоны, измерительный инструмент, замеры и удаляешь и удаляешь все лишнее. Когда плоскости готовы  остается тщательная шлифовка и промежуточная балансировка.

I 4Далее необходимо покрыть стеклотканью и еще раз отшлифовать, (тот самый случай, когда раз, еще раз, да еще много, много раз). Тут я использую опыт советских умельцев, натягиваю на лопасти женские колготки вместо стеклоткани. Они естественно намного слабее,  но работать проще и прочность пока приемлемая, (простите дамы).

Далее самый нудный процесс, окончательная шлифовка, окончательная балансировка, окрашивание, изготовление чехла. Готовый винт нужно подогнать на ступицу редуктора и начинаются испытания.

 
Главный вопрос это наличие вибрации, иногда очень сильной, иногда резонансной. Исправляется дополнительной балансировкой. После испытаний винт готов и поступает в работу, наработки у меня пока небольшие. Вот такая необычная процедура.

Есть в планах сделать несколько винтов для работы, по форме как делали сто лет назад, больно уж они необычные, но это в будущем нужно будет технологию немного изменить. За все время сломались два винта по причине попадания посторонних массивных предметов, было страшно. Особенно второй раз, когда двигатель не выключался и молотил со страшной вибрацией. А ситуация на старых фотографиях мне очень понятно и близка, от заготовок до инструмента шаблонов и винтов.

 65Img 20180324 031947Img 20180329 151850 Img 20180324 031818

ЗАВЕРШЕНИЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА

Зимний сезон закончился небольшим приключением. К сожалению, времени свободного было немного и сроки растянулись, а снег все таял. Огромные залежи как то незаметно испарялись. Осталась в тени забора крошечная полоска, которую я немного разровнял. Винт решил испытать без оклеивания и отделки просто деревянной болванкой. Риск поломки возрастал, но характеристики нужно было зафиксировать.

Пришлось действовать аккуратно и с опаской. Собственно ВМГ стоит на стенде, который заодно и аэросани и аэролодка, (будет если не потонет) и т. д. Утром было прохладно, но подогревать двигатель я не стал, просто  руками покрутил вал. Далее пришлось подгонять винт на ступицу, это всегда несколько нудно т. к. высверливать отверстия приходиться вручную, (закосил). Но вот, наконец винт закреплен. Запуск с чиханиями, все-таки двигатель холодный, температура около -5-7. Наконец завелся, прогрев и собственно начало испытаний. Прошлый винт давал максимальные обороты 3200, далее мощности двигателя не хватало и двигатель быстро грелся. Педаль идет вперед, заслонки открываются, а обороты стоят.

У этого винта диаметр больше, но шаг меньше, 1,5м, 0,4 м. Максимальные обороты двигателя определены 4000. Страгивание происходит примерно на 2500. Добавляю обороты и руку держу на кнопке стоп. Снега совсем мало, сзади ангар, сбоку туалет впереди полянка снега. Погонял двигатель до 2000-2500 все  нормально, остановил, осмотрел винт, хорошо, вибрация в норме, добавляем.

На 2500 чуть поднимается задняя часть, значит сейчас поедем. По снегу и льду есть два показателя, сопротивление страгивания и сопротивление скольжения, скользить вдвое легче. Поэтому на льду после страгивания идет энергичный разгон, на снегу это выражено неярко. Добавляю обороты, 2500-2700-2900, трогаюсь немного еду и упираюсь в туалет. Сбасываю обороты и толкаю машину на старт, и так несколько раз. Небольшой косогор, путевая устойчивость плохая, елозит машина, идет боком плохо скользит. Ну и возможность сломать винт и редуктор и получить обломками, тоже давит на мозги.

Теперь определяем максимальные обороты, 2700-2900-3200, дальше не идет, оказывается от вибрации раскрутилась ручка газа, исправляю что-то опять не растут. Останавливаю двигатель оцениваю нагрев, хорошо перегрева нет, осматриваю ВМГ, все в порядке.

Пробую еще несколько раз, решаю заканчивать. Тем более что все происходит в движении, конечно нужна съемка и наблюдатель.

Из полученных результатов отмечаю следующее: немного закосил отверстия на ступице, страгивание оценил как приемлемое, но разгон оценить не получилось ввиду тесноты и бесснежья, максимальные обороты до конца не оценил, получено 3200 как на «прошлом» винте, уменьшился перегрев. Вибрация в пределах нормы, узлы крепления моторамы не ослабились.

В целом результаты оцениваю как успешные, главное ничего не поломалось. Теперь готовим летние испытания основной конструкции, аэробота, (по воде и суше), комплексное использование «модельного ряда» включая байдарки, (одиночно и как парусно-моторный катамаран). Пока все идет по плану.

Наверно кому то покажется скучным все эти перечисления, но это очень похоже на работу летчиков и техников лет 70 назад. Интересно, познавательно, романтично.

Img 20180329 145444 Img 20180324 031548 Img 20180329 145429Img 20180329 145357 Img 20180324 040247Img 20180324 040228 Img 20180324 040217 Img 20180324 032918 Img 20180324 031750Img 20180324 032856Img 20180324 031833Img 20180324 031522 Img 20180329 154858IMG 20180329 145504 

 

Добавить комментарий