Захаров Анатолий - вот о сложных посадках на различных аэродромах этот рассказ.

Выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года

 Захаров Анатолий Викторович17 января 1981 года, во время полётов, была очень неустойчивая погода. Решили вместо большого маршрута, на 5100-5400 вокруг Днепропетровска летать по малому: 3 прохода по маршруту в пределах Ворошиловградской области, на 2400-2700-3000. Чтобы в случае чего – сразу на посадку. Отлетали полностью, на малой, относительно, высоте, естественно, расход керосина больше. Пошли на посадку с 5-минутным интервалом, ночь уже на дворе. Передо мной командир полка «присел». Слышу по радиообмену – обеспокоен он, РП даёт указания – повнимательнее. Захожу за ним – всё ОК, полосу вижу с дальнего и после него. Проходим ближний – исчезла ВПП, точнее – огни ВПП. Какой-то приземный туман, в слое 0,75-50 метров, как потом оказалось. Я хотел садиться, но правый – Шишков Володя уговорил – не стоит. Когда уходил на 2-й круг штурман сказал – «осевая точно под нами».

И с РСП нас видели. Но было уже поздно менять решение. Остальные гуськом потянулись за мной. Хуже всех пришлось Кудряшову Вадиму, майор такой у нас был, командир экипажа. В Миргороде служил на ТУ-16, потом в Рязани на Ту-22 летал, потом к нам перебрался на ТУ-134. Он шёл с Челябинска, дошёл до точки с малым остатком топлива, а тут всех в Багерово посылают. Он чует – по трассе не хватит, а напрямки через Азовское море РЦ не пускает, типа – не положено. Правый договориться не может. Тогда Вадим давит кнопку и говорит: «Я командир, принимаю решение идти напрямую, обеспечьте проводку». На земле поняли, что дело пахнет керосином, пропустили, заход с прямой обеспечили. Он вообще с пустыми баками сел. Тогда было понятие: уход на запасной – это грамотное решение. Хотя чувство вины у меня осталось – не смог посадить.

А 17 октября 1995 года на Ан-30 я выполнял перелёт Воронеж-Орск-Душанбе. В Орске с размещением был напряг, а в Душанбе погода была не очень. Думаю, раз КП дало добро, значит, дойду и сяду. А они по аэрофлотовскому сценарию отработали – раз КК принял решение на вылет, значит, взял ответственность на себя.. Долетели мы с попутным ветерком до Душанбе быстрее, чем обычно на такой перелёт уходит. Там посадочный с одним курсом, со стороны гор и в хорошую погоду не берут, а тут жёсткий минимум. И главная неприятность – попутный ветер.

Меня РП спрашивает: какая максимальная попутная составляющая ветра для вашего типа? Я честно говорю – 5 метров. У нас, говорит, 10 метров, попытаетесь? Попробуем. Заход только по приводам, коробочка у них, если не ошибаюсь, на 2100 м, ниже – горы. 1-й раз зашли точно, с ближнего полосу увидел. РП: «Уходи, говорит, на 2-й, ветер до 12 метров усилился». Повторили попытку, здесь чуть левее выскочил, после ближнего довернул вправо – проскочил малость.

Скорость непривычно жутко большая. Снова довернул влево, под углом градусов 5-10 подошёл к осевой. Как потом оказалось, РП нас вообще не видел с КДП. Спрашивает – сели? Ушли на второй – говорю, на запасной пойду, на Худжант (Ленинабад бывший). Нет, говорит, он уже закрылся, на Ташкент следуйте. Честно, до сих пор не помню – как я сунул РУДы на взлётный. Не исключаю, это сделал помощник командира – Валера Сергеев. Но решение было грамотное, судя по всему.

Набрали где-то 5000, чтобы хребет перевалить. Потом на снижение. И где-то в районе 2000м на кабине появилось пламя. Ощущение – как будто кто-то костёр развёл над головой. Не синенькие огоньки «святого Эльфа», а натуральное рыжее пламя. Но вроде всё работает и пламя исчезло.

Сели, зарулили, таможню дождались – об этом я уже как-то писал. По-тёмному ничего подозрительного не увидели. Утром к диспетчеру, получил добро, к самолёту. Мы же летели на 3 месяца в Таджикистан, с нами были свои спецы всех профилей. Они мне показывают: триплекс на моём рабочем месте в трещинах, на солнышке хорошо видно, внешний слой, где обогревающий элемент. Это при наших заходах в дожде в микротрещины в герметике попала вода, потом над хребтом она замёрзла, при снижении оттаяла и замкнула проводку. Вот и «костёр» на кабине.

Здесь, в чужой уже стране Узбекистане мы никому не нужны, в Душанбе хоть КМС (коллективные миротворческие силы), и нас там ждут. Принимаю решение – лететь потихоньку. Всё обошлось. Дня 4 ушло на замену стекла, пока герметик замесили, пока он застыл. Хорошо, там, на складах с советских времён всё было, даже левое стекло (левое-в смысле командирское) для Ан-30.

Кстати, через недельку или две в Душанбе подсела АЭ Су-25 с Черниговки, бывшие однополчане Валеры Сергеева, он к нам оттуда пришёл. Там оказалось много барнаульских выпускников, но уже через 15 лет после нас. Совсем другое поколение. Общих знакомых я с ними, по-моему, не нашёл.

Анатолий Захаров. 08.06.2008г.

Добавить комментарий