Максименко Борис - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1977 года
Лётчики- это тот народ, который моментально
оценивает ситуацию и влёт принимает решение.
Генерал-майор Василий Антонович Плавченко.
Начало 90-х, аэродром "Луговая".
Летал на двух типах: МиГ-23 и МиГ-29 (в разные смены). Возможно это и стало причиной.
Я забыл на МиГ-23 (и все просмотрели) перед взлётом переставить стреловидность крыла во взлётное положение: 16 градусов.
Крыло оставалось в положении стреловидности 45 градусов. Обычно в таком положении самолёт находился на стоянке, чтобы меньше занимать места. В положение 45 градусов крыло переводилось уже в полёте для выполнения пилотажных фигур. А третье фиксированное положение стреловидности крыла 72 градуса - для полёта на сверхзвуке.
Включил форсаж двигателя и начал взлёт при положении стреловидности крыла 45 градусов.
На разбеге скорость более 150 км в час. (Скорость подъёма переднего колеса). Доходит до 200, а я переднее колесо от ВПП оторвать не могу.
Беглый взгляд по кабине - в чём проблема? Крыло в положении 45!!!
Моментально оцениваю ситуацию: прекратить взлёт и остановиться в пределах ВПП уже не успею.
Влёт принимаю решение: продолжать взлёт!
В процессе разбега включаю перестановку крыла. И жду... жду...жду!!!
Указатель положения крыла пошёл.
Крыло на 16!
Переднее колесо поднято.
А закрылки то остались убранными - во взлётное положение не выпустились.
Ручку управления тяну на себя до предела.
И вот он, отрыв - с последней (крайней) плиты.
Тут же РУС чуть от себя - фиксирую угол тангажа.
Отрыв самолёта от ВПП произошёл с убранными закрылками, на повышенных углах атаки.
Лишь бы не перетянуть ручку управления и не сорваться.
Впереди АТУ (сетка поперёк аэродрома на тросах для улавливания и остановки самолётов, которым не хватило ВПП для торможения после посадки).
Весь сжался: теперь хватило бы высоты перелететь АТУ.
Как всегда - миновало!
РП (руководитель полётов) после полётов:
- Крыло?
Я:
- Крыло.
И долго молча смотрели друг на друга.
Самолёт МиГ-23 прощал многое.