Из газеты "Алтайская правда", 7 марта 2003 года, материал Сергея Теплякова
Казаки от службы не отказываются
Но почему государство не может найти им применение?
Виктор Дорофеев, профессор, преподаватель социологического факультета АГУ, давно занимается исследованием сибирского казачества. Интерес этот - не чисто академический. Виктор Александрович - один из тех, кто начинал возрождать казачество на Алтае. С тех пор прошло десять лет. Пора подводить итоги?
Как казак Дорофеев негра летать учил
- Нас, летчиков-инструкторов, прислали в 1977 году на Кубу. Мне в ученики попался лейтенант Амадо Фонсека. Он был до этого списан с летной работы. Но потом Куба начала воевать в Анголе, всех приличных летчиков отослали туда, а нам сказали - обучить летать оставшихся. Фидель сказал: "Русские летчики все могут, научат и этих!"
Надо было в короткий срок научить вести воздушный бой пара на пару и действовать по наземным целям в составе звена. Полбеды - днем. Но надо было научить его летать и ночью!
И вот летим с Амадо мы ночью. Он уже взлетал и летал по прямой нормально. А вот садился как-то странно. Снижаемся. Ушли мы в облака.
Говорю: "Выводи". Смотрю по высотомеру: все ниже, ниже. Сам сжался, но молчу. Хотя мысли уже - не пора ли прыгать?
И тут вываливаемся из облаков! Земля - перед носом! И к тому же мы летим вверх колесами, так что земля у меня на голове! Я хватаю ручку, делаю пару переворотов и взлетаю! И начинаю материться.
А Амадо по-русски понимал. Выслушал он меня. И очень аккуратно посадил самолет.
Через несколько лет, уже в Союзе, я узнал, что Амадо погиб. Только подробностей мне не сказали: то ли в бою с американцами, то ли все же не сумел сесть...
Виктор ДОРОФЕЕВ в мундире и при всех наградах. Звезда на правой стороне - орден "За службу Родине в ВС СССР" третьей степени. Далее на правой стороне груди - знак летчика первого класса и знаки авиационных училищ, в которых Виктор Дорофеев учился и преподавал. Там же - сувенирный значок "Куба" (не виден). Дорофеев говорит: "На этом месте должен быть орден Красной Звезды за Кубу, но командиру полка он был нужнее".
На левой стороне груди - медали за службу в армии и казачьи медали. Особо отметим медаль "Ветерану-интернационалисту" (верхний ряд, третья от борта мундира; вручалась тем, кто служил в Корее, на Ближнем Востоке, на Кубе, в Испании); медаль " 100-летие В.И. Ленина" (вверху на квадратной колодке) - ее Виктор Дорофеев получил еще будучи курсантом-третьекурсником за отличные успехи в учебе. Рядом с нею - медаль "300 лет Российскому флоту" (вручена за то, что треть своих полетов Дорофеев совершил над морями - Азовским и Балтийским - и над Атлантическим океаном).
В руках Виктор Александрович держит шелковую нагайку -подарена в 1995 году. Над плечом - портрет очаровательной казачьей дочери. Замужем...
Начало
- Виктор Александрович, когда вы заинтересовались историей казачества?
- В начале 1992 года, когда я служил начальником кафедры в Барнаульском летном училище, заходит вдруг ко мне мой друг, преподаватель другой кафедры, Юрий Абрашкин, и говорит: "Ты слышал, что казачество возрождается?". Отвечаю: "Слышал что-то". Он продолжает: "Мы решили поддержать, у нас инициативная группа есть"... Ну, его-то видно, что он донской казак с примесью терской крови. А я себя казаком никогда не числил, всегда говорю: "Мой род каторжный и ссыльный". Удивился, спрашиваю: "А я-то чего?". Абрашкин отвечает: "Ну, я подумал, что ты против не будешь"... Что-то защемило вдруг, и я ответил: "Добро. Скажи, куда прийти"...
И получилось так, что я в нашем казачестве с первых его шагов.
Корни
- А вы свои корни выяснили -есть в вас казачья кровь?
- Мой род Дорофеевых находится здесь, в Сибири, больше двух веков. Я немного знаю историю моей семьи. Чего только у нас не было, доходило до того, что в роду оставался один мужичонка, остальные - бабы. Но с него род Дорофеевых снова поднимался. Знал, что у нас в семье крепкие были мужики. Дед наш, к примеру, уехал на заработки в Новосибирск. А всю семью тем временем раскулачили и на барже - в Нарым. Он вернулся домой, нашел семью, приехал к ним и вытащил их оттуда. Но я не думал, что у меня есть предки казаки.
В 1992 году начал печатать главы из своей книги по жизнеустройству казачьих войск. Полез в архивы. В том числе попала книга омского казака Катанаева по истории казачества. Так задушевно пишет! И вдруг строка: "В 1762 году новокузнецкий атаман Дорофеев с полусотней казаков устроил острог в устье Бии и Катуни". Меня это сразу зацепило. Но не было времени дальше ковыряться в архивах. Я пошел по кратчайшему пути: пришел к родному бате и начал его "допрашивать". Он говорит: "Что-то было. Дед говорил, что мы из казаков. Но сколько лет прошло... Какие мы теперь казаки"...
Казачий характер
- Была версия о том, что казаки - не социальная группа, а отдельная народность. Как вы к этому относитесь?
- Не исключено, что так было с самого начала. В XIV веке казаки говорили: "Мы не русские". Но, несмотря на этнические корни, это все же слишком давно было. И теперь в казаках намешано кровей и этносов - как раз с таблицу Менделеева.
- Какая черта казачьего характера для вас главная?
- Верность. Казаки всегда отличались преданностью, верностью присяге, Родине. В период Первой мировой войны среди русских пленных наименьшее число составляли гвардейцы и казаки.
Если казаки присягали на верность, то цари могли жить спокойно. Но и казаки знали цену своему слову, так что просто так заставить их присягнуть было невозможно. Первым царь Алексей Михайлович в XVII веке привел казаков к крестному целованию. Перед этим, правда, по Волге сплавили караван плотов с повешенными казаками. Такими мерами царь заставил казаков целовать крест на верность Москве.
Провокационные вопросы
- Вы как казак сколько раз в жизни соврали?
- (После паузы) Приходилось.
- А кому чаще врали? Женщинам?
- Что за провокационные вопросы? Конечно, больше греха перед женщинами. По службе врать было некогда, да и в жизни не ловчил. А женщинам, извини, приходится...
- А в Бога верите?
- Честно говоря, в душе - да.
- И при советской власти верили?
- Тогда разговор об этом был неуместный. Я 20 лет был коммунистом. Службу закончил начальником политотдела отдельного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков. Какой тут Бог...
- Казаки - отчаянные головы. А у вас лично какие отчаянные поступки за душой есть?
- Мой отчаянный поступок -то, как я стал летчиком. По всем данным я в летчики не годился. Зрение у меня не то, миопия. Но очень мне хотелось. И прошел.
- Карточку медицинскую подделали?
- Нет. Я занимался в Томском аэроклубе, прыгал в парашютом, летал на планерах. Загремел в армию, а там написал рапорт -"Хочу в летчики". И я поехал в Ейское летное училище. Таблицу проверки зрения выучил. До сих пор помню строчку стопроцентного зрения: "Н-К-И-Б-М-Ш-Ы-Б". Там ниже еще две строчки, но их я учить не стал -чересчур уже. А на вступительных экзаменах толпа, и я легко таблицу проскочил. Судьба, понимаешь...
Но потом, на третьем уже курсе, меня все же вычислили. Наш врач понял, что я мухлюю. Но меня уже не выгнали - я был один Ленинский стипендиат на курсе, начальники прикинули - несолидно терять последнего отличника... И обработали этого окулиста - мол,"проморгается". Я со своим зрением летал 14 лет - на Кубе, на финской границе. Бывало туговато, но справлялся.
- Под мостом летали?
- Глупостей и без этого хватало.
Наследство и наследники
- Какими были первые шаги по возрождению казачества?
- В 1992 году был всплеск
-: молва прошла, и те, кто точно помнил, что в их роду были казаки, потянулись к казачеству. Сразу собралось около ста человек. Нашли старых казаков. Был такой Борис Мефодьевич Астахов, художник, казак, царство ему небесное. Он тогда начал нам помогать. Стали принимать присягу.
Алтайский край богат наследством казачьим. У нас в нынешнем казачьем войске очень много потомственных казаков - около 20 процентов. В соседних регионах даже и этого нет, там приписные (не потомственные, принятые в казаки) составляют чуть не 90 процентов войска.
- Почему государство не доверило казакам их исторические функции - ту же охрану границ, например?
- Все упирается в деньги. Разрабатывали целевые программы, расписывали деньги... Но когда начали расписывать деньги для обеспечения пограничной стражи из казаков, федеральный бюджет пообещал выделить около 10 процентов средств, а все остальное свалили на регионы. Мол, если вам казаки нужны - вы с ними и разбирайтесь.
Да в то время и проблема административной границы не стояла так остро - наркотики мешками еще не возили. Но то упущенное время породило нынешнюю ситуацию. Оформились устоявшиеся контрабандистские структуры, наркокурьеры освоили дорогу. И сейчас поставить заслон у них на пути обойдется во много раз дороже. У нас все же есть опыт. На Алтае есть постановления по организации казачьей службы. В Табунах была группа казаков, участвовавших, вместе с пограничниками, в несении службы. Это был 1997-1998 год.
Государева служба
- Получается, что вопрос государевой службы - это только вопрос денег? Будут деньги - хоть завтра по коням?
- С точки зрения теории социального управления так просто эти вопросы не решаются. Все зажевывается потому, что бюрократический механизм больно сложен. Даже если будут деньги - но где четкий механизм того, кто и как этими деньгами распоряжается?
Эксперимент по участию казаков в пограничной службе проводился с 1996 года. В нем участвовали казаки трех регионов, в том числе на Алтае. Но ведь на границу людей посылали с нагайками и палками! А автомат -не положено, не военнослужащий! Издевательство!
- А потом казачество в России, и на Алтае в частности, разделилось: одни подались в реестровые (на государственную службу), а другие так и остались общественной организацией...
- Да, было такое. Возрождение казачества - это живой процесс, делают его живые люди. Так что без ошибок и удовлетворения амбиций не обойтись.
- И что получили те, кто пошел на государеву службу?
- Совершенно ничего. Были приняты правительственные постановления о льготах для казаков, которые пошли на государственную службу. За основу была выбрана дореволюционная схема: казаки служат государству и за это получают какие-то льготы. Но все так и осталось на уровне схемы. Надо было переводить все в практику. Но опять не было денег. Да и многое не было прописано юридически. При царях все устраивалось десятилетиями, и возродить такую систему за год-два-пять оказалось нереально.
Казаки держались за этот реестр. Но потом поняли, что все это от лукавого. И в 2000 году у нас прошел объединительный круг. Те, кто в 1997 году раскололись, помучавшись, подравшись, собрались и решили снова работать вместе. Так что сейчас при своих амбициозных интересах осталась только очень небольшая группа казаков. А основная масса казаков снова едина.
Есть такая профессия - елочки охранять
- А сейчас какие отношения между государством и казаками?
- Нынче на Алтае решается вопрос о расширении и усилении природоохранной службы в крае за счет как раз казаков. Это - охрана лесов, борьба с пожарами, с вредителями. Так что, может, государство привлечет к себе на службу тех, кто от службы никогда не отказывался.
- Известно, какой вид службы предпочли бы сами нынешние казаки?
- Я изучал этот вопрос. На первом месте - охрана объектов, сопровождение грузов, егерская, природоохранная служба. Так что желания казаков могут, наконец, совпасть с возможностями власти. Или наоборот...
- Я слышал о том, что в Псковской дивизии ВДВ сформирован полк из казаков. А в Сибири есть воинские части, состоящие из казаков?
- В Бердской дивизии спецназа есть рота, которую комплектуют казаками. И, думаю, оттуда выйдет много казачьих героев нового времени.
Справка "АП" Сибирское казачье войско
В 1563 году сибирский престол захватил хан Кучум. начавший грабить русские поселения.
Для обороны Перми купцы Строгановы наняли казака Ермака с дружиной. В 1581-1582 годах он разгромил Кучума. За это казаки Ермака были обращены в "царскую служилую рать". Так было положено начало Сибирскому казачьему войску.
В течение XVI-XV1I веков появились тюменские, тобольские, сургутские, березовские, тарские, нарымские, кетские, томские, кузнецкие, енисейские, красноярские, якутские, иркутские и другие казаки.
В обязанности казаков входили: дальняя разведка; охрана границы; курьерская, почтовая, конвойная повинности; крепостные и строительные работы; казенное земледелие; таможенная служба; заготовка леса, угля, сена, и т.д. Однако к началу XVIII века сибирские казаки были освобождены от казенного землепашества и получили во владение земельные наделы (по шесть десятин на душу мужского пола).
К 1914 году на Алтае насчитывалось около 170 тысяч человек казачьего населения. В советские годы казачье население было практически уничтожено. Сейчас казачьи войска России, в том числе и на Алтае, на 80-90 процентов состоят из "приписных" (принятых в казаки по желанию, а не потомственных) казаков.