Евгений Жигалов - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года
Весна. Учебный полк собирался улететь на лагерные аэродромы. Звучит как ссылка. Но то и была ссылка. Так как на базовом аэродроме летать с курсантами нельзя, слишком сложные условия. Полк перемещался на два полевых аэродрома в Тамбовской области, всего-то за 400 километров. Семьи оставались в городе Герое Туле, ну а весь состав полка с самолетами и батальон обслуживания вместе с бензовозами, тракторами и поварихами отправлялись на весну, лето и часть осени. Две эскадрильи полка в деревню Новгородовка, две в городок Кирсанов.
Наземный эшелон уже убыл и готовится на месте встречать лётный эшелон (приблизительно по 25 - 26 самолетов на каждый аэродром).
Летный состав в классе предполетной подготовки, готовится к перелету. Мы, молодые лейтенанты, готовились к этому событию как космонавты дублеры, которые все равно не полетят, так как ни класса, ни особого налета, ни допусков у нас еще не было. Сидели и пачкали чернилами бумажки. Известную поговорку – «Шорох бумаги в авиации заглушает рев турбин» мы узнали еще курсантами.
Заходит штурман эскадрильи майор Конягин, и, произносит:
- Так, сбрасываемся по три рубля!
Мы, лейтенанты, задаем вопрос:
-Товарищ майор, это на что по три рубля?
- На конфеты! (Получаем ответ).
- Какие такие конфеты? (Уже с небольшим возмущением спрашиваем мы).
- Для детей! (Отвечает майор Конягин).
- Для каких или чьих детей? (Законно вопрошаем мы).
- Ну как же, мы прилетим в Кирсанов, пойдем в город и по дороге будем раздавать конфеты детям! (Пояснил нам майор).
- Анатолий Федорович, так зачем мы будем раздавать конфеты детям? (Задаем мы наводящий вопрос).
- Так ведь когда мы будем раздавать конфеты детям может и нашим достанется! (С хитринкой в глазах пояснил майор).
Тут мы в голос:
- Так мы же первый раз туда летим, откуда у нас там дети? Это Вы туда уже лет 20 летаете, может у вас и есть, а мы при чем? (Резонно, как нам показалось, ответили мы ему).
- Ребята, сейчас Вы нам поможете по три рубля на конфеты для детей, а потом вам другие лейтенанты помогут! (Подытожил Анатолий Федорович).
Это была шутка, видимо, основанная на каких-то давних или недавних реальных событиях, детали нам не разъяснили. Легенды редко имеют авторов.
Но сборы денег продолжались уже на звеньевом уровне.
В звене пять человек, жить будем в отдельном домике – три летчика в большой комнате, командир звена и старший летчик в другой поменьше и была еще одна комнатка поменьше на одного, у нас там жил метеоролог.
И вот, на маленьком совещании из пяти человек лётного состава звена происходит совещание по поводу чего и сколько покупать для праздника прилета и открытия лагерного сезона. Майор, два капитана, старлей и я, молодой лейтенант, впервые отправляющийся на полевой аэродром. Моего слова по количеству и составу закупаемого никто не спрашивал, как бы рассуждали сами. Но услышав про количество закупаемой водки, я вклинился в обсуждение и задал вопрос:
- А может быть лучше пива вместо водки купим? (Посчитал я свой вопрос уместным).
На что услышал ответ командира звена:
- Правильно лейтенант! Молодец! И пиво купим тоже! Тебе поручение – возьми три литра.
Мне давно было известно, что инициатива в армии наказуема, но в очередной раз решил проверить сам – убедился, точно наказуема!
На другой день я улетал в качестве пассажира на самолете Л-29 в незнакомый мне городок Кирсанов, сидя в задней кабине с двумя портфелями (свой и командира) и банкой пива.
Это был 1976 год.