• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

FAQs

 

Развивающимся Военно-Воздушным Силам как воздух были нужны специалисты, способные качественно обслуживать поступающую на вооружение реактивную авиационную технику.

Формирование Ачинской военной авиационной школы механиков дальней авиации началось с 25 декабря 1947 года. Начальником школы был назначен полковник Федор Савельевич Чумак (впоследствии генерал-майор авиации) - участник Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. В 1927 году за активное участие в пропаганде воздушного флота он был награжден знаком «За звездный перелет». В начале 30-х годов был командиром 1-й авиаэскадрильи Борисоглебской военной школы летчиков.

Костяком школы стал офицерский состав. Среди них: участник штурма Зимнего В. А. Касьянов, три участника Гражданской войны, 171 участник Великой Отечественной войны. Многие из них были награждены боевыми наградами. Кавалерами ордена Ленина было 7 человек, среди них - полковник Ф. С. Чумак, полковник П. Д. Панов - заместитель начальника школы по МТО, майор А. Ф. Зуйков - преподаватель конструкции самолетов. Орденом Красного Знамени было награждено 22 человека: полковник Ф. С. Чумак, полковник П. Д. Панов, майор А. Ф. Зуйков, И. Я. Ржавин и другие. Орденом Красной Звезды - 128 человек.

К середине 1948 года были укомплектованы офицерским составом 3 учебных батальона. Среди первых офицеров были: Н. В. Ширяев, П. И. Пухов, И. А. Смирнов, К. Ф. Щеткин, П. М. Скобелев, Н. И. Тихомиров.

Начальниками циклов были назначены офицеры: тактического - А. А. Буянов, СЭЦ - Я. Я. Тэ-тэр, авиационного - подполковник В. А. Игнатович, эксплуатационного - майор Ф.Г. Курнис, моторного - С. А. Вотинцев, стрелково-пушечного - майор В. И. Иванов, учебный отдел возглавил майор М. И. Галахов.

Им, первым командирам и преподавателям, пришлось начинать практически на пустом месте. Для организации учебного процесса не было авиационной техники и учебного аэродрома. В помещениях было печное отопление. В классах и казармах - цементные полы. Не было ни дорог, ни тротуаров. Водокачка не обеспечивала города водой. Не хватало электроэнергии. Приходилось пользоваться керосиновыми лампами.

Трудности также заключались и в том, что в большинстве своем офицерский состав прибыл из строевых частей и не имел опыта преподавательской работы. На первых порах из-за отсутствия переменного состава и небольшого числа солдат срочной службы даже в караулы назначались разводящими лейтенанты, капитаны, а подчас и майоры. Но эти и другие трудности не испугали тех, кто закладывал традиции училища.

В период с января по октябрь 1948 года небольшой по численности коллектив офицеров, сверхсрочнослужащих, рабочих и служащих создал необходимую учебно-материальную базу. Бывшие армейские конюшни и склады были превращены в учебные классы и цеха для проведения практических работ, а оголенные и запущенные корпуса - в классы и лаборатории для проведения теоретических занятий.

Пустырь между городком и кирпичным заводом в результате огромных усилий офицеров и сверхсрочнослужащих эксплуатационного цикла был превращен в учебный аэродром. Вскоре на нем были размещены поступившие в школу самолеты Ту-4 (летающая крепость) и американский Б-25. На моторном цикле были установлены двигатели АНШГК и «Райт Циклон».

«Под цех практического обучения,- писал в своих воспоминаниях начальник цикла майор Алексей Семенович Вотинцев,- мы приспособили кирпичную конюшню бывшей кавалерийской дивизии. Получилось очень неплохо. Установленные двигатели на рабочих местах в две линии выглядели весьма внушительно. Помню, как-то зашел в цех начальник школы полковник Ф. С. Чумак, посмотрел и сказал: «Вот это мощь!»

Офицеры материально-технического отдела П. Д. Панов. В. А. Афонин. А. С. Грищин, И. Г. Егоров. А. Г. Михайлов, В. Г. Сиваев и др. проделали большую работу по оборудованию складских помещений ПФС, ОВС, склада техимущества.

Много труда вложили офицеры и члены их семей в облагораживание территории военного городка. Она была обнесена оградой, перед зданием клуба построен стадион. Весной 1948 года впервые была проведена широкая озеленительная кампания. С тех пор эта работа стала предметом особого внимания.

Так создавалась база для обеспечения полнокровной жизни школы младших авиационных специалистов. К 30 октября 1948 года школа была подготовлена к приему первого набора курсантов. 1 ноября начался первый учебный год. 17 ноября 1948 года по поручению Президиума Верховного Совета СССР член Военного Совета дальней авиации генерал-лейтенант авиации А. Н. Ромазанов вручил школе Знамя части.

Подготовка будущих младших авиационных специалистов проводилась по трем профилям обучения: эксплуатация самолетов и моторов; эксплуатация стрелково-пушечного вооружения; эксплуатация бомбардировочного вооружения и прицелов. Срок обучения длился один год. В ходе занятий курсанты получали хорошие теоретические знания и практические навыки по эксплуатации авиационной техники и вооружения.

8 июня 1950 года военный министр СССР установил годовым юбилейным праздником школы 23 февраля. По этому поводу в батальонах, ротах, на циклах и службах были проведены собрания личного состава, на которых единодушно было решено высоко держать честь воинского коллектива, крепить боевую готовность, успешно овладевать секретами военного мастерства. И свое слово личный состав школы сдержал.

Примечательной страницей истории школы была подготовка в ее стенах техников по профилям: «техник авиационный» и «техник авиавооружения». Набор по этим специальностям был проведен 10 ноября 1950 года. Было отобрано 200 человек из числа выпускников второго комплектования. Это была единственная рота, где учились на техников. Обучение проходило по сложной программе. За девять месяцев необходимо было изучить теоретические дисциплины, освоить новую материальную часть и пройти войсковую стажировку. Изучение авиатехники усложнялось тем, что количество учебных часов, отводимое на изучение конструкции самолета, двигателя, включая техническую эксплуатацию, не превышало 40 часов на каждый предмет, поэтому курсантам приходилось самостоятельно по книгам изучать данный предмет.

В сентябре 1951 года было выпущено техников авиационных - 149, техников авиавооружения -49. Это был первый выпуск офицеров-техников. Всего за период с 1948 по 1951 годы в школе прошло пять выпусков. Военно-Воздушные Силы получили свыше 4,5 тысяч авиационных специалистов.

В начале 50-х годов начинается переход от подготовки младших авиационных специалистов к подготовке техников для обслуживания реактивной авиации. В соответствии с требованиями времени 25 июня 1951 года по решению Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР школа была переформирована в Ачинское военное авиационно-техническое училище Дальней Авиации. В училище стали прибывать новые офицерские кадры, окончившие военные академии и высшие училища. В числе офицеров, окончивших инженерную академию в 1951 юду, на должность начальника учебного отдела прибыл инженер-подполковник Иван Трофимович Редька. Приказом министра обороны от 30 мая 1952 года он был назначен начальником училища и находился на этом ответственном посту до декабря 1969 года. С его именем связан почти 20-летний период истории училища.

Плановое обучение офицеров-техников началось с октября 1951 года. К учебе приступило 32 классных отделения. Одним из батальонов командовал Иван Яковлевич Ржавин, назначенный на эту должность как лучший из лучших командиров-воспитателей. Не одно поколение молодых офицеров воспитал он, находясь на этой должности до начала 70-х годов.

В июле 1953 года состоялся первый выпуск офицеров-техников. С 1953 года курсанты успешно начали изучать реактивную авиацию первого поколения - самолеты Ил-28 и МиГ-15. Переход на новую авиационную технику потребовал коренного переоборудования классов и лабораторий, подготовки новой учебно-материальной базы. Над созданием действующих макетов и тренажеров успешно работали многие офицеры: С. Панов, А. Крылов, Г. Ва-рыгин и др. Действующие макеты, созданные Г. Ва-рыгиным, безотказно работали и использовались в учебном процессе более десяти лет. В лаборатории аэродинамики под руководством начальника самолетного цикла А. Д. Каштан была создана действующая сверхзвуковая аэродинамическая труба.

В сентябре 1955 года состоялся выпуск авиатехников по эксплуатации самолетов Ил-28 и МиГ-15. По первому разряду училище окончили 19,4 процента выпускников, по второму - 48,8 процента. Со второй половины 50-х годов в войска начали поступать самолеты МиГ-17 , Ту-16 и с 1956 года в училище началась подготовка авиационных техников на эти типы самолетов.

После временного перерыва в 1956 году в училище вновь организован цикл авиационного вооружения, которые возглавляли в свое время Г. С. Прохоров, Г. В. Павлоцкий, Решетняк. На цикле создается совершенно новая учебно-материальная база по самолету Ту-16. Действующие стапели артиллерийского и бомбардировочного вооружения самолета и другие учебно-наглядные пособия позволили успешно готовить специалистов по авиационному вооружению высокой квалификации.

Большую работу проводил коллектив эксплуатационного цикла, который в 1954 году возглавил подполковник В. И. Макаров. Будучи начальником цикла, он много сделал по обучению и воспитанию коллектива цикла, по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. 

Из частей ВВС в училище поступает большое количество самолетов, которые силами личного состава цикла вводятся в строй и успешно используются в учебном процессе.

В 1961 году перед училищем была поставлена задача по подготовке авиационных специалистов по эксплуатации электрооборудования и приборного оборудования самолетов Дальней Авиации. Работу цикла возглавил выпускник ленинградской ВВИА им. Можайского офицер Г. А. Черномордик. Обладая хорошими организаторскими способностями, имея большой опыт эксплуатации авиационной техники в годы Великой Отечественной войны и глубокие теоретические знания, он умело руководил работой коллектива. Много труда в создание новой учебно-материальной базы вложили офицеры В. М. Гу-зовский, М. В. Ельцов, И. Т. Курганников, Г. И. Моисеев, Б. А. Аристов и другие.

В 1964 году был произведен первый выпуск офицеров - специалистов по электро- и приборному оборудованию самолетов.

В 1977 году неузнаваемо изменился учебный аэродром. На нем были оборудованы стоянки самолетов с бетонным покрытием, значительно изменилось содержание учебно-материальной базы эксплуатационного цикла. Большой вклад в это дело внесли офицеры: В. С. Ковшов, С. 3. Курсанов, X. А. Танке-левич, А. С. Завелин, Е. Г. Киндоп. К 1978 году училище уже подготовило более 20 тысяч грамотных авиационных специалистов, ВВС получили пять отличных выпусков.

29 октября 1978 года приказом Министра обороны СССР в ознаменование 60-летия Ленинского комсомола и учитывая многолетнее шефство комсомола над Военно-Воздушными Силами, за высокие показатели, достигнутые в социалистическом соревновании в честь юбилея комсомола, училищу было присвоено имя «60-летия ВЛКСМ», а комсомольская организация награждена переходящим Знаменем ЦК ВЛКСМ.

В 80-е годы училище вступило, имея богатые традиции обучения и воспитания будущих авиационных техников, которые продолжаются и умножаются в делах командиров, преподавательского и инструкторского состава.

Сегодня училище ведет подготовку специалистов для обслуживания реактивной авиационной техники четвертого поколения. На цикле иностранных языков введена в строй и эффективно используется аудитория автоматизированного обучения на базе лингафонного кабинета. Активно внедряется программированное обучение.

Немалую роль в дальнейшем совершенствовании учебно-методической работы, в приближении ее к требованиям сегодняшнего дня играет учебно-материальная база. Положительный опыт в ее совершенствовании накоплен в коллективах эксплуатационного и самолетного циклов, цикла авиационных двигателей, приборного оборудования.

Широкий размах получила в училище изобретательская и рационализаторская работа, по состоянию которой вот уже на протяжении нескольких лет училище занимает ведущее место среди ВАТУ.

Важное место в системе военно-патриотического воспитания занимает открытие в 1988 году музея истории училища. Экспозиция музея рассказывает о становлении и деятельности училища на протяжение пятидесятилетней истории его существования. Сегодня в музее проводятся экскурсии личного состава. Воины встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны полковником в отставке Г. Г. Голубевым - Героем Советского Союза, ветеранами училища полковником В. И. Алексеевым, подполковником И. Е. Козловым, летчиком- космонавтом генерал-майором авиации А. А. Губаревым.

В 1991 году в училище введены в строй две новые благоустроенные казармы для курсантов, силами умельцев отреставрирован старый разваливающийся дом постройки 1915 года. Ныне в нем размещено офицерское собрание. Построен дом для офицеров и прапорщиков и их семей. Совершенствуются учебный аэродром и учебные корпуса, благоустраивается территория училища.

Во всех военных округах и группах войск проходят службу наши выпускники. Они добросовестно трудятся, обеспечивая надежную эксплуатацию авиационной техники. Сотни выпускников училища удостоены высоких правительственных наград. Есть среди них и генералы, и умелые организаторы обслуживания авиационной техники, и инженерно-технический состав, качественно с отличной оценкой готовящий самолеты к вылетам, и командиры , и ученые. Есть среди них и те, кто добросовестно выполнял свой интернациональный долг в Афганистане.

Сегодня мы гордимся выпускником училища генерал-полковником Станиславом Григорьевичем Кочемасовым. В 1954 году он окончил по первому разряду училище, служил в войсках. Затем, в 1961 году, окончил высшее инженерное училище и был направлен для прохождения службы в только что созданные ракетные войска стратегического назначения. «Я очень любил и сейчас люблю авиацию, и не хотел уходить из этого вида Вооруженных Сил,- отмечал он в беседе с автором этих строк.- Но приказ есть приказ».

Службу в РВСН Станислав Григорьевич начал с дежурного офицера, нес боевое дежурство, затем окончил академию им. Ф. Э. Дзержинского. После ее окончания проходил службу в должности заместителя, а затем командующего армией. В последнее время до увольнения в запас генерал-полковник С. Г. Кочемасов являлся начальником Главного штаба ракетных войск стратегического назначения - первым заместителем Главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения.

Многие выпускники училища отличились во время афганской войны. 26 февраля 1986 года, в составе экипажа вертолета, выпускник училища старший лейтенант Юрий Молоденков участвовал в высаживании воздушного десанта на горном перевале. На посадке вертолет был обстрелян душманами и выведен из строя. Личный состав вертолета и десант, покинув его, заняли оборону, разбившись на три группы. Юрий, вооруженный пулеметом, прикрывал свою группу. В этом бою он погиб, но своим поступком обеспечил выполнение задания десанта, который уничтожил более 200 бандитов, склад с боеприпасами. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, старший лейтенант Юрий Молоденков посмертно награжден орденом Красного Знамени.

За смелые, решительные действия при выполнении интернационального долга в Афганистане награжден орденом Красной Звезды (посмертно) капитан В. Ф. Шемунь - выпускник 1963 года, старший лейтенант В. И. Мишуткин - выпускник 1972 года, старший лейтенант В. Г. Штейнгауэр - выпускник 1981 года, старший лейтенант В. В. Перминов - выпускник 1983 года.

Высокой правительственной наградой - орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени - отмечен выпускник 1985 года лейтенант Андрей Викторович Чернышенко за высокие морально-политические и боевые качества, проявленные при выполнении правительственного задания по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В период с 27 по 30 апреля 1986 года в числе первых лейтенант Андрей Чернышенко в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, производил вручную выброску грузов непосредственно в реактор через открытый люк вертолета Ми-6. Своими решительными действиями обеспечил точную выброску 17 тонн грузов, получив при этом дозу облучения 17 рентген.

В рядах профессорско-преподавательского состава только Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского в разное время проходили службу 42 выпускника училища, ставших докторами и кандидатами наук. Среди них полковник Борис Ефимович Локтев, выпускник 1954 года, доктор технических наук, доцент, старший преподаватель; полковник Владимир Васильевич Кузнецов - выпускник 1959 года, кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель; полковник Николай Николаевич Телятников - выпускник 1961 года, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника кафедры; полковник Александр Андреевич Логинов - выпускник 1962 года, кандидат технических наук, преподаватель; полковник Иван Михайлович Избеков - выпускник 1969 года, кандидат технических наук, преподаватель и другие.

Выпускником училища 1959 года является бывший начальник Васильковского ВАТУ генерал-майор авиации Леонид Павлович Коснырев, кавалер двух орденов Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

Гордостью училища является полковник Юрий Семенович Никаноров, выпускник 1958 года и полковник Владимир Тимофеевич Сапрыкник, выпускник 1966 года - бывшие главные инженеры ВВС Забайкальского военного округа.

На командных должностях от заместителя командира полка по ИАС и выше проходили службу не один десяток выпускников, среди них офицеры: В. А. Зайковский, Ю. К. Манин, Ю. М. Тетерятник, В. К. Лобов и многие другие.

Среди офицерского состава Ачинского училища 75 процентов - его выпускники. Абсолютное большинство из них проходили службу в строевых частях и после окончания высших учебных заведений направлены в училище на командные и преподавательские должности. Среди них многие начальники циклов: полковник Виталий Григорьевич Самбулов, полковник Николай Яковлевич Гераскин; заместители начальника училища: полковник Виктор Вольде-марович Гейгер и полковник Алексей Иванович Овчаренко.

С 1996 года начальником Ачинского военного авиационно-технического училища является генерал-майор Валентин Елизарович Лесков - опытный инженер, прошедший все ступени должностей инженерно-авиационной службы.

У входа в училище сооружена стела, на которой заботливые руки бережно поддерживают самолет в полете. Это - символ нелегкого, но важного и нужного труда офицеров-техников, которые обязаны не только иметь прочные навыки в обслуживании и эксплуатации современных авиационных комплексов, но обладать прочными теоретическими знаниями, быть идейно убежденными, физически и морально-психологически закаленными защитниками нашей Родины.

Начальниками училища являлись: 1947-1952 гг. - генерал-майор авиации Федор Савельевич Чумак;

1952-1969 гг. - генерал-майор - инженер Иван Трофимович Редька;

1969-1975 гг. - генерал-майор - инженер Павел Трофимович Поздняк;

1975-1981 гг. - генерал-майор - инженер Александр Игнатьевич Лавренчук;

1981-1985 гг. - генерал-майор авиации Борис Васильевич Петров;

1985-1996 гг. - генерал-майор авиации Владимир Павлович Барабаш.

Продолжение >>> 

<<<К оглавлению

 

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика