Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового в "Курилке"

 

 В НЕБЕ АЛТАЯ

vnebealtaya 1Книга написана кандидатом исторических наук, доцентом, полковником Ермольчиком Михаилом Васильевичем. В Советских Вооруженных Силах он прослужил более тридцати семи лет, из которых тридцать два года в Краснознаменном Сибирском военном округе. В Барнаульском ВВАУЛ прошел путь от преподавателя  до начальника кафедры.

 

 

БАРНАУЛЬСКОЕ ЛЁТНОЕ

 

obl 1Книга «Барнаульское летное», посвящена 25-летию со дня его основания. Первая попытка написать историю Барнаульского ВВАУЛ была предпринята полковником Ермольчиком М. В. и подполковником Басмановым О. М. в 1983 году, но это, скорее всего, была краткая историческая справка об основных этапах жизни училища. В этом издании уже все подробно.

 

РОСПУСК - ЭЛЕМЕНТ ПОЛЁТА, А НЕ ЕГО ОКОНЧАНИЕ...

 

rospusk 1В книге отражены важнейшие страницы славной истории Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина. На протяжении 33 лет в его стенах получили военное образование более 3500 будущих летчиков. Многие из них стали профессионалами высокого класса, достойными авиационными командирами, а также государственными и политическими деятелями, учеными, преподавателями. 

 

АВИАЦИЯ СИБИРИ

 

avsibvoОчерки истории Военно-Воздушных Сил Сибирского военного округа

(под общей редакцией полковника Б.В. Прожоги) Новосибирск 1997. Книга «Авиация Сибири» - краткий исторический очерк, посвященный 75-летию ВВС Сибирского военного округа. Созданное в числе первых в ВВС страны объединение в силу географического положения непосредственно не участвовало в боевых действиях. ВВС СибВО в годы Великой отечественной воины готовило авиационные кадры.

 

 

 

 
 

 

ЗА ОБЛАКАМИ НЕБО

zaoblakamiКогда-то в раннем детстве отец взял меня на аэродром. Ехал в автобусе с летчиками полка, слушал их разговоры, шутки. Потом меня посадили в кабину истребителя МиГ-17. Сидел там довольно долго. Приборы, ручка управления, прицел и… запах самолета! Ничем не передаваемый запах… Мне тогда было слишком мало лет. Все что связано с авиацией – берет начало именно с того дня.

 

МОИ САМОЛЁТЫ

tu22Юрий Нагаев - выпускник БВВАУЛ 1981 года.

"Дембельские рассказы или шуточный отчёт о тридцати пяти годах службы в ВВС (часть первая)".  "Первым делом, первым делом самолёты... " - поётся в знаменитой песне. Для настоящего лётчика это на самом деле так. Основное - небо и самолёты.  точно не железо.

 

ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ КРАТКОЕ 

  

dejurАндрей Смолин - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1983 года.  

 

"В дежурном звене выпивали. Шутка ли сказать – преддверие Нового года. Все прогрессивное человечество по стародавней традиции ходит с друзьями в баню, в умилении наряжает пушистые елочки и радостно готовится к неумеренному усугублению под тазик оливье, а ты, как самый разнесчастный неудачник, обязан хранить ключи от неба.Да кому и в какое место сдались эти ключи! ...

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК ЯК-28

 

Yak 28R smallЯк-28 является советским многоцелевым реактивным боевым самолетом, который выпускался в различных версиях. Наиболее распространенными были модификации фронтового бомбардировщика (по классификации НАТО Brewer), самолета перехватчика (по классификации НАТО Firebar), а также разведчика, самолета РЭБ и учебно-тренировочной машины (по классификации НАТО Maestro).

 

НОВОЕ НА САЙТЕ

Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба — плод долгих лет. Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени. Так устроена жизнь.

«Планета людей». Антуана де Сент-Экзюпери

 

 

 

23.05.2018  Медведь заглянул в  гости  Фотографии Валерия Пустовойтенко

05.04.2018 kir068 1 Про конфеты - рассказ Евгения Жигалова про то как собираются на перелет

04.04.2018 1v Очередной винт - Иван Брюханов - любитель-авиаконструктор рассказывает про изготовление пропеллера для своего самолета

27.03.2018 Lidogeneraciya 1 "Лидогенерация" - Совет юриста, как защититься от непрошеных звонков на телефон - рассказ Ивана Брюханоа

21.02.2018  Как всё было...  - расказ Владимира Стовбера о вручении Боевого Знамени Барнаульскому ВВАУЛ

18.02.2018 mig23 3 МиГ-23 - рассказ Бориса Максименко, выпускника БВВАУЛ 1977 года. 

13.02.2018 il 28 1  20-летние мажоры 70-х -  Борис Максименко, выпускник БВВАУЛ 1977 года, рассказ

05.02.2018 Scan 111201 0008 small Над сатртом задымили вылетные - Борис Максименко, выпускник БВВАУЛ 1977 года, рассказ

01.02.2018 5 small Гость из ЦК КПСС  - фоторепортаж времен 1987 года 

11.01.2018 История БВВАУЛ - взгляд студента - курсовая работа Сапельникова Валерия по истории Барнаульского ВВАУЛ

10.01.2018 "Массовый гипноз" или внушение в авиации - Владимир Гуревский

05.12.2017   Юбилей 44 УАП  - 50 лет, 1 декабря 2017 года, Барнаул

29.10.2017   Через 30 лет в Барнауле. Фоторепортаж Павла Иванова о Юбилее выпуска 1987 года