Летчики о полетах и жизни
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового в "Курилке"

 

Рассказы лётчиков о полётах и службе, в основном это произведения выпускников Барнаульского ВВАУЛ. Они пишут о жизни, полётах и службе и серьезно и смешно. Чаще всего это не придуманные истории, они происходили с авторами рассказов на различных поворотах службы и жизни.

Написать книгу, а потом ее издать, то есть напечатать. Казалось бы чего проще. И в то же время это сложно.  Не каждый пожелает делиться своими мыслями с бумагой, да еще имея в виду, что это потом будут читать другие. Но замечательно то, что все же есть такие отважные люди, которые пересилили лень, нашли время и возможность написать свою книгу, рассказ, повесть, стихи.   

Немного завидую Борису Максименко, который даже стал членом союза писателей Российской Федерации, своему сослуживцу по Тульскому полку Тамбовского ВВАУЛ Михаилу Рыкову, Кириллу Авеву выпускнику Барнаульского ВВАУЛ 1984 года и многим другим, кто не поленился и рассказал другим людям о своих воспоминаниях, наблюдениях, переживаниях. Они сумели найти время и пробудить в себе желание написать, написать не несколько строчек в соцсети, а написать столько, что хватило на книгу.  Мало того что написали, так они это все смогли оформить в книгу и напечатать (издать).

На нашем сайте набралось рассказов уже на пару книг. Вот только вопрос в том, чтобы все это обработать литературно, потому как мемуарный слог он и есть мемуарный. Но могу сказать, что у нас тут есть и такие рассказы, которые хоть сейчас в типографию.  

Остается найти типографию. Но оказывается даже искать то не надо, сами предлагают. Вот и нам предложили типографию, причем типографию из Барнаула  https://типография-новый-формат.рф/voprosyi/kak-napechatat-knigu1.html  Типография «Новый Формат» печать и доставка книг.

Но главное я прошу о том, что пишите и присылайте свои рассказы. О жизни, о полётах, о службе. Об охоте и рыбалке. Да разве возможно перечислить всё то, о чём можно интересно рассказать! Главное знать, о чем хотите написать, не полениться, сесть и написать!

Сейчас в списке 125 рассказов. Даже если каждый поместить только на страничке, то это уже 125 страниц. Но есть рассказы из нескольких десятков страниц. И получается, что уже можно набрать содержания на книгу рассказов «Летчики о полётах и жизни» на 300 страниц не меньше. Поздновато сообразил, что можно было бы это к 50-летию БВВАУЛ сделать. Сделаем к 55-летнему юбилею. Как раз рассказов и тем наберется больше.  

Мы ждем ваши рассказы! Присылайте

  

  1. Алька (кот на парашюте) - Борис Максименко

  2. А посадочку я все же запишу -  Александр Жибров

  3. А самолет летел в Тамбов… - Борис Макисменко

  4. Авиационный словарь - Смолин Андрей

  5. Авиация РОСТО - Евгений Жигалов

  6. Академия - Свет Далёкой Звезды... - Николай Сергеев

  7. Аллергия на тряпочки - Борис Максименко

  8. Александр Молодчий - человек и самолёт - Анатолий Захаров

  9. Балхаш - Александр Жибров

  10. Барбос - Александр Сорокунов

  11. Барнаульцы в морской авиации - Виктор Ягопцев

  12. Барокамера - Евгений Жигалов

  13. БВВАУЛские страдания - Юрий Черепенин

  14. Бои в Корее - Мухин Ю.И.

  15. Большой самолёт М-4 - Геннадий Курапов

  16. Бомберская авиация - Александр Жибров

  17. Братуха - Юрий Граздов

  18. Буду машинистом - Борис Максименко
  19. Бурняшев - Борис Максименко
  20. В авиации мелочей не бывает - Анатолий Усынин

  21. В небе - благодать - Игорь Захаров

  22. Ваш правый летчик Зверев - благодарный лётчик о своём командире

  23. Взлет с ЦЗТ - История рассказанная Юрием Граздовым и Борисом Максименко

  24. Вкус мечты - Геннадий Курапов
  25. Военно-прикладная кулинария - Андрей Смолин

  26. Военно-прикладная любовь - Андрей Смолин

  27. Военно-прикладное краткое - Андрей Смолин

  28. Военно-прикладное личное - Андрей Смолин

  29. Военно-прикладное разное - Андрей Смолин

  30. Возвращение в небо - Владимир Стовбер

  31. Война в Корее - три статьи разных авторов

  32. Война в Корее (наука на службе Родине) - В.В. Мацкевич 

  33. Восточная песня - Игорь Захаров

  34. Вот и всё, - мы …! - Сергей Сорокин

  35. Вот такая рыбалочка вышла - Валерий Пустовойтенко
  36. Гипнотизёр и будущие курсанты - Евгений Жигалов
  37. Голубь мира над Афганистаном - Александр Жибров

  38. Госпиталь - Сергей Жильников

  39. Госэкзамены - Сергей Жильников

  40. Дальнозоркость или острота зрения - Андрей Смолин

  41. Дембельские рассказы 1 - Юрий Нагаев 

  42. Дембельские рассказы 2 - Юрий Нагаев

  43. Диалоги о полётах - Игорь Захаров

  44. Две медали - Владимир Стовбер

  45. За барьером световым - стихи Юрия Загинайлова
  46. За облаками небо или записки военного летчика - Александр Жигалов

  47. Зачем военный лётчик ловил «Рыбу»? - Александр Лутковский

  48. Здравствуйте, товарищи курсанты!!! - Сергей

  49. Зелёные горят - Евгений Жигалов

  50. Интуиция - Евгений Жигалов

  51. К нам в гости Пушкин заходил - Борис Максименко

  52. Как казак Дорофеев негра летать учил - Сергей Тепляков

  53. Как погиб Гагарин - Николай Сергеев

  54. Как я не стал лётчиком - Олег Беркут

  55. Как я поступал в Барнаульское ВВАУЛ - Борис Максименко

  56. Как я изучаю английский - Евгений Жигалов
  57. Калейдоскоп - Александр Жибров

  58. Калейдоскоп 2 - Александр Жибров

  59. Классик аэродинамики - Андрей Смолин

  60. Командир корабля невесомости - Борис Голышев, газета «Правда» №71 за 06 – 09.07.2007

  61. Команды «Соображать» не было! -Владимир Иващенко

  62. Крайний полет на "памятнике" - Александр Жибров

  63. Кроткий как голубь - Игорь Захаров

  64. Кунмадараш - Александр Жибров

  65. Летать я никогда не уставал - Иван Брюханов

  66. Лётчикам-инструкторам Барнаульского ВВАУЛ - Юрий Кравцов
  67. Летять - Борис Максименко
  68. МеМу-Ары - стихи - Махамажан Мулла-Ахунов 

  69. Меня зовут Сергей Жильников - Сергей Жильников

  70. Моему курсу посвящается - Владимир Стовбер

  71. Мои велосипеды - Евгений Жигалов
  72. Мы академиев не кончали - Борис Максименко
  73. Мы "сделали" Kitty Hawk! - Андрей Островский

  74. Найдётся кому! Сергей Сорокин

  75. Нам сегодня 25 - Владимир Подоксёнов

  76. Начало службы - Анатолий Захаров

  77. Несостоявшийся медосмотр - Александр Жибров

  78. Ниже ноля - Геннадий Курапов

  79. Новогодний караул - Владимир Стовбер

  80. Новогодние поздравления - Андрей Ларионов
  81. О сложных посадках - Анатолий Захаров

  82. О трибунах - Борис Елисеев

  83. Особенности национальной летной подготовки - Владимир Гуревский

  84. Офицерская сага - Виктор Синолиц

  85. Очередной вылет был на перехват - Николай Душечкин 

  86. Пароходосамолёт? - Иван Брюханов
  87. Переворот - Леонид Королёв

  88. Перерывы в полетах или исповедь неудавшегося наёмника - Автор Неведомый (сказал, что позже назовётся)

  89. Пик Коммунизма - Анатолий Захаров

  90. Письма из Афганистана - Дмитрий Цветков

  91. По инструкции! - Евгений Жигалов

  92. По рассказам генерал-лейтенанта авиации Попкова В.И. - Борис Максименко

  93. Подвиг? Или.. - Евгений Жигалов

  94. Полёт в Рождество - Геннадий Курапов

  95. Полк и однополчане - Сергей Сорокин

  96. Полк летел в никуда - Сергей Жильников

  97. Посадку разрешаю… - Евгений Жигалов

  98. Посторонний предмет - Сергей Сорокин

  99. Предпосылка к лётному происшествию - Николай Смирнов

  100. Презревшие страх - Александр Седов

  101. Про Ан-2 и не только - Борис Максименко

  102. Про нас - Игорь Захаров

  103. Путь в небо - Николай Черкасов (стихи Николая Черкасова, майор, командир роты курсантов)

  104. Рассказ о друге - Андрей Ларионов
  105. С пивом я точно погорячился - Александр Жибров

  106. Саша - Евгений Жигалов

  107. Служба в разведке -  Анатолий Захаров

  108. Случайность или судьба? - Махамажан Мулла-Ахунов 

  109. Событие, не вошедшее в историю Барнаульского ВВАУЛ - Владимир Стовбер

  110. Старая карта - Игорь Захаров

  111. Су-24 в Афганистане - Виктор Марковский

  112. Танцы лётчику не помешают - Борис Максименко 
  113. Телефонный звонок - Сергей Сорокин

  114. "Тлидцать тли" - Евгений Жигалов
  115. Тот самый "Джохар Дудаев" - Александр Лутковский

  116. Тоцкое - Игорь Захаров

  117. Тракторист с "душою лётчика" - Евгений Жигалов

  118. Тренировочная поездка на лошади - Сергей Жильников

  119. Третий глаз - Борис Максименко

  120. Третий, но как первый! - Юрий Граздов 

  121. Три великих человека - Игорь Захаров

  122. Тридцатка - Георгий Пещеров
  123. Третья мировая война - Евгений Жигалов
  124. Ту-16. Вот таким должен быть хороший самолёт! - Леонид Королёв

  125. Учи матчасть! - Евгений Жигалов

  126. Удивительный вопрос - Евгений Жигалов 
  127. Фигура - Евгений Жигалов

  128. Что для летчика хорошо — для гаишника — смерть - Игорь Захаров

  129. Что такое для нас «Афган», и кто такие «Афганцы» - Александр Лутковский

  130. Штопор - Борис Максименко
  131. Экзамен - Владимир Стовбер

  132. Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было - Николай Сергеев

  133.  Як - двадцать восемь! Игорь Захаров

  134. Як-28 постановщик помех - Павел Попов