Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков им. Вершинина К.А.

 

45 лет назад

 

Белый ветер за висками развевается,

время молодости нашей – авиация.

Время честности, и чести, и содружества,

голубого, обжигающего мужества.

Но не зря Земля считает цветом нации

                      тех, кто был, кто есть, кто будет в АВИАЦИИ!

 

Замечательные стихи любимого всеми авиаторами поэта Феликса Чуева пронзительно точно передают чувства каждого, к кому мы сегодня обращаемся с поздравлениями и чьими воспоминаниями делимся в преддверии сорок пятой годовщины 96 учебного авиационного полка Барнаульского ВВАУЛ.

 

Память — удивительная способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. С её помощью мы возвращаемся к событиям давно прошедших лет. Всякий раз, когда оживают воспоминания о том, теперь уже далёком времени, поражает именно подлинное, абсолютное, а не мнимое единство Армии и народа, желание каждого сделать всё возможное для своей Армии и укрепления обороноспособности страны. Вот как вспоминал эти события человек, верой и правдой служивший своему любимому городу, людям, честно и самоотверженно трудившийся во имя своей мечты, воплотившейся в жизнь благодаря величайшему трудолюбию и неуёмной энергии и его самого, и возглавляемого им коллектива единомышленников, первый секретарь горкома партии г. Камня-на-Оби, фронтовик, полковник авиации, Герой Социалистического Труда Евгений Ерофеевич Парфёнов. Его воплотившаяся мечта — наш авиационный полк!

В период работы ХХIII съезда КПСС состоялось совещание в Генеральном штабе ВС СССР. Первый секретарь крайкома КПСС А.В.Георгиев, принимавший участие в его работе, сообщил делегатам с Алтая, что вопрос об открытии БВВАУЛ решён. “Сообщение было встречено с восторгом, — рассказывал Евгений Ерофеевич, — но у меня как-то по-особому застучало в груди, и голову сверлила одна мысль: хоть бы один полк разместить в Камне. …Уж очень хотелось вернуть родному городу авиационный титул. Вернуть потому, что в годы Великой Отечественной войны в Камне была размещена одна из эскадрилий Сталинградского истребительного училища, в которой для фронта обучались лётчики. И надо сказать, авиаторов неплохо учили, так как из 17 Героев Советского Союза, жителей нашего города и района, четверо —лётчики”.

И началась работа. Уже летом того же года в город Камень-на-Оби была откомандирована группа ответственных лиц Министерства обороны с полномочиями на выбор места для строительства аэродрома. Сентябрь 1967г., 23 число. Прибывает передовая команда инженерно-аэродромного батальона, чтобы в январе 1968г., после прибытия всего личного состава батальона и техники, приступить к работе.Из воспоминаний Е.Е.Парфёнова: “Тогда мы договорились: всё, о чём попросят военные для более успешного решения поставленной задачи, …для каждого из нас закон. Аэродром мы строили, как говорят, всем миром и в добром темпе. Одновременно возводились жильё и столовые, казармы и склады для размещения авиаполка и частей обеспечения”.

Полк был сформирован в г. Купянске Харьковской области 12 октября 1969 года на базе 2-х авиационных эскадрилий самолетов ЯК-28. Его первыми руководителям были: командир полка — подполковникДунаковский А. Д.; зам. командира полка по политчасти — майор Янгуразов Т. Э.; начальник штаба — майор Чечуков А. Я.

Перебазирование личного состава и авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром Камень-на-Оби производилось в два эшелона: воздушного — в период с 14 по 26 сентября, наземного — с 28 сентября по 4 октября 1970 г.

 Головные двенадцать самолетов ЯК-28 поднялись в воздух 14 сентября 1970 года. Первым на аэродром Камень-на-Оби приземлился самолет, бортовой номер 32, с экипажем в составе командира полка подполковника Дунаковского А. Д. и штурмана звена ст. лейтенанта Доброго Э. С. Затем совершили посадку и другие экипажи. Остальные группы перелетели с трехдневным интервалом. 26 сентября 1970 г. последний самолет ЯК-28 № 36 поднял в воздух майор Горелик А. Г.

Вскоре благополучно завершился перегон всех самолетов, прибыли технический состав и семьи, и началась обычная работа со всеми сложностями и трудностями. Надо было разместить людей и имущество, привести в порядок всю технику (наземную и самолеты). Но, главное, надо было подготовить летчиков-инструкторов для обучения курсантов.

10 ноября 1970 года полк приступил к полётам, вначале в составе одной эскадрильи под командованием майора В.П. Акимышева, но уже в апреле 1971 года и 2-я эскадрилья (командир — майор А.Г. Горелик) были подготовлены в полном объёме к обучению курсантов.

И вот впервые в истории полка сразу же после майских праздников лётный состав приступил к обучению курсантов. Курсанты первого набора, показав прекрасные знания материальной части и особых случаев в полёте, успешно освоили лётную программу и осенью 1971 года сдали Государственные экзамены по лётной подготовке. Две авиаэскадрильи проводили обучение на самолётах Як-28 и одна (базировалась в Славгороде) на Ил-28. В октябре этого же года эскадрилья Ил-28 под командованием В.Ф. Шайдурова перебазировалась в г. Камень-на-Оби, и до конца 1977 г. полк готовил курсантов на двух типах: 1-я и 2-я эскадрильи на Як-28 и 3-я —на Ил-28.

Первый выпуск лётчиков-инженеров — это страница в летописи не только полка, но и авиационного города Камня-на-Оби! Полк становился неотъемлемой частью города, улицу Пушкина украсили воинские дома-пятиэтажки, в трудовые коллективы пришли высококвалифицированные специалисты — члены семей военнослужащих, увеличился объём работы у местного отдела ЗАГСа по регистрации счастливых браков, в детских садах и школах возросло количество ребятишек. Крепли шефские связи и взаимовыручка между авиагарнизоном и предприятиями. Воины-авиаторы стали неизменными участниками многочисленных городских мероприятий. Все, от офицера до солдата, совместно с горожанами к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне участвовали в строительстве (это была народная стройка) городского мемориала Славы, этого святого, красивейшего памятника всем павшим землякам за свободу и независимость страны Советов.

А сколько радости принесли каменской детворе и восхищения молодежи показательные прыжки парашютистов на воду группы летчиков во главе с большим любителем этого мужественного вида спорта командиром полка   И. Д. Петрюком и начальником ПДС капитаном Г. Я. Скутовым. Тогда на обском пляже весь город собирался. Так создавалась наша совместная история.

22 февраля 1973 года полку  было вручено Боевое знамя части, а приказом министра обороны СССР от 1 мая 1973 г. был установлен ежегодный праздник полка 5 декабря.

Время шло, устаревала техника, менялись взгляды военного руководства на применение авиации, и в апреле 1982 г., в соответствии с принятым в Главном штабе ВВС решении, первая группа лётного состава убыла в г. Бердянск для переучивания на самолёт МиГ-21, параллельно шло переучивание инженерно- технического состава. В этом же году состоялся последний выпуск курсантов для фронтовой бомбардировочной авиации на самолёте Як-28.  Скажу от себя: это было грустное расставание, мы гордились своей машиной и восхищались одновременно.

В 1983 году полк полностью был перевооружён на самолёты типа МиГ-21, а первая авиационная эскадрилья приступила к обучению 36 курсантов на этом типе самолёта. Продолжив обучение на следующий год, выпустила очередной отряд лётчиков-инженеров по профилю фронтовой истребительно-бомбардировочной авиации. Наступила эпоха Миг-21, она продлится девять лет и вместит в эти годы столько событий и судеб, описать даже часть которых — занятие непосильное ни мне, ни кому-то другому. Только курсантов-выпускников, унёсших в своём сердце воспоминания о пребывании в городе Камне-на-Оби, более тысячи человек, а ещё офицеры и прапорщики, солдаты срочной службы, все те, кто исполнял свой воинский долг в нашем авиационном гарнизоне.

 Наши дети, родившиеся или просто выросшие в Камне, когда уезжают в другие города и веси, услышав в небе гул самолёта, вскидывают голову и вспоминают Камень-на-Оби, наш авиационный городок. И помнят его, и любят далеко за пределами Алтайского края, в том числе и потому, что он авиационный.

Мы же помним и то, что к исходу 1991 года наш полк, как того требовало новое видение строительства ВВС, переучился на учебно-тренировочный самолёт Л-39, успев при этом вспомнить и Л-29.

Нам и сегодня еще трудно говорить про 90-е годы, они перемололи не только людские судьбы, Армию, страну. 1991 год, события, произошедшие в этом году, разделили нашу жизнь на ДО и ПОСЛЕ.

Вначале полк ещё летал и в составе Барнаульского ВВАУЛ, выполнял задачу по подготовке лётчиков для ВВС страны, но уже в 1997 году всё чаще стали распространяться слухи о расформировании училища. В январе 1998 года самолёты полка небольшими партиями стали перегонять на консервацию для длительного хранения в г. Славгород. Оправдались самые худшие ожидания: полк расформировывали.

В тот тяжёлый для всех нас день, 30 октября 1998 года, на аэродром устремились все, чья жизнь так или иначе была связана с родным сердцу полком. Самолёты последней группы уходили через город, максимально снизившись над ним и тем самым кланяясь ему, как артисты благодарному зрителю — за то, что он принял их и на протяжении 28 лет любовался их полётами.

Владимир ГУСЕВ, полковник запаса, ветеран военной службы.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить