Первый начальник Барнаульского ВВАУЛ
(с декабря 1966 г. по декабрь 1970 г.)
Генерал-майор авиации
Филимонов Виктор Николаевич
Родился 9 ноября 1919 года в Астрахани в семье мастера-икрянника. Еще в средней школе «заболел» авиацией, после авиамодельного кружка пришел а аэроклуб, где стал сначала инструктором-парашютистом, затем инструктором-планеристом. Уже тогда в нем проявился интерес к инструкторской работе, что повлияло на всю последующую летную жизнь. В 1936 году по спецнабору был командирован в Сталинградское военное училище летчиков, по его окончании в декабре 1939 г. оставлен там же инструктором, а в марте 1941 года переведен в Коростеньскую военную авиационную школу, где обучал курсантов полетам на СБ.
Начало Великой отечественной войны застало его на полевом аэродроме под Коростенем Киевского ОВО. Никакой связи с училищем и командованием авиации полк не имел, приказов не получал. Немецкие бомбардировщики первые несколько дней проходили мимо аэродрома, поэтому инструктора возобновили полеты с курсантами по "коробочке". Это продолжалось недолго - противник нанес бомбовый удар, появились первые потери. Тогда на общем собрании офицеров приняли решение спасти уцелевшие самолеты. Поскольку о ситуации на фронтах ничего не знали, постановили лететь в Москву. Единственную имевшуюся в полку политическую карту мира взял экипаж ведущего самолета, остальные пристроились к нему. На маршруте полк попал в плотную облачность, поэтому до Москвы долетели лишь три самолета, и только Филимонов В.Н. сел на Центральном аэродроме.
Коростеньскую школу эвакуировали в Омск, где она влилась в Омское военное училище летчиков. Здесь Виктор Николаевич на СБ, УТБ и Пе-2 готовил летчиков до конца войны. Неоднократно ему приходилось перегонять самолеты для училища по дальним маршрутам (от Улан-Удэ до Шяуляя). Зимой 1942 года 10 экипажей училища перегоняли самолеты Пе-2 из Иркутска в Омск. На промежуточной посадке на станции Зима случилось непредвиденное - в местном магазине оказался огромный выбор вин, ликеров и коньяков, оказавшихся здесь случайно, так как из-за начала войны несколько железнодорожных вагонов с марочным спиртным «застряли» в этой глуши. Наутро пять погулявших экипажей были отстранены от дальнейшего полета «по состоянию здоровья», к тому же по маршруту резко ухудшилась погода. Остальные взлетели и взяли курс на Красноярск, но в пункт назначения из них не прилетел никто, четыре экипажа разбились и погибли. На самолете В.Н.Филимонова над Енисеем остановился один двигатель, и над городом - второй. Самолет рухнул на безлюдный в тот момент красноярский городской рынок, летчик вместе со штурманом Андриановым остались живы, хотя и сильно побились. Пять экипажей, задержанные на станции Зима, перелетели без происшествий на следующий день при отличной погоде.
С февраля по август 1946 года служил командиром звена Высшей офицерской авиационной инструкторской школы в г. Грозном, затем - командиром аэ, помощником командира по летной подготовке, заместителем командира уап в Омском ВАУЛ. В 1952 г. за выслугу лет был награжден орденом Красной Звезды. Наградам значения не придавал, и других орденов больше не получал, хотя всегда был в числе лучших офицеров. С августа 1952 по август 1954 г. - старший инспектор-летчик по технике пилотирования и теории полета Управления ВВС Западносибирского ВО.
По окончании командного факультета монинской ВВА (1954-1957 гг.) назначен командиром уап (позже заместителем начальника) Кировоградского ВВАУЛ, затем с 1960 по 1966 г. командиром уап (позже заместителем начальника) Тамбовского ВВАУЛ.
С декабря 1966 по декабрь 1970 г. - начальник Барнаульского ВВАУЛ. На эту должность после тщательного изучения кандидатур по всем летным училищам его рекомендовал генерал-лейтнант Никишин Д.Т. Создание Барнаульского ВВАУЛ Виктор Николаевич считал главным делом своей жизни, вложив в него весь свой богатый опыт подготовки военных летчиков.
После списания с летной работы по состоянию здоровья он был назначен заместителем начальника специального (иностранного) факультета ВВА им. Ю.А.Гагарина, а с декабря 1972 г. и до увольнения в запас в августе 1976 г. - заместителем начальника НИИ ВВС (Чкаловская). Уйдя в запас, продолжал работать в различных организациях.