Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков им. Вершинина К.А.
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового

через 8 лет после прекращения на нем полётов в 1998 году. Он располагается вблизи деревни Панфилово, потому и получил такое название. Радио позывной аэродрома - "Волжанка". 

 

Сейчас прошло уже 18 лет. Восстановить его до пригодности к эксплуатации будет очень сложно.

  

Снимки сделаны 28 сентября 2004 года (как раз снежок выпал неожиданно, но уже начал таять). На этих снимках внизу под крылом маленького "Синтала" виден весь аэродром. Инфраструктура разрушена полностью. Все электрические и прочие кабели выдернуты и утащены, все железное вырвано и сдано на металлолом.  Полоса заросшая, плиты начали "гулять" относительно друг друга. Эксплуатация этого аэродрома сейчас не возможна. Не исключено, что и никогда его уже не оживит рев реактивных турбин! 

 Командный пункт - здание откуда руководили полетами. В нем сидел руководитель полётов на аэродроме и вся группа руководства.

 

Одно из оставшихся СКП, там сидел помощник руководителя полётов и контролировал посадку самолётов, так как летали и курсанты, то и подсказывал им на посадке.

 

пункт управления ИАС, ну и прочие службы там размещались, класс предполетной подготовки, комната мед осмотра, объективный контроль, курилка. От всего остались только стены. Все когда-то умирает.  Но этому аэродрому помогли умереть.

 

 

полоса и все что рядом летом зарастают густой травой, она пробивается сквозь плиты. Но энтузиасты врукопашную выкашивают травку и умудряются летом, да и по осени и весной летать с него на этих маленьких самолетиках.

  

Самолётик, двухместный, "Синтал", взлетает с рулёжки. Вот из него, сидя пассажиром во второй (задней) кабине, я заснял маленький видеоролик о полёте почти смешного самолётика и эти печальные кадры аэродрома.

 

Аэродром "Панфилово" - несколько лет назад (2008 год)

Снимки аэродрома "Панфилово" в 2015 года, взяты напрокат у двух знаменитых поисковиков

Взлетная полоса и рулёжки, стоянки и заправочная, в районе бывшей заправочной уже построили ангары, и, видимо, там находятся какие-то самолётики

Судя по аккуратно нанесённой разметке на ВПП (виден порог 22 т.е. посадочный курс 220 градусов), построенным ангарам, стоящим рядом с ними автомобилям на аэродроме появился хозяин. Уж насколько самостоятельный и состоятельный, но на краску и ангары деньги нашли. На этом снимке видно, что жгут траву.

Правда на разметку всего аэродрома ни денег ни сил не хватило, да и ни к чему это пока.

Аэродром и ближайшие окрестности по состоянию на 2015 год

На аэродроме видна разметка - нанесена осевая линия, обозначены пороги 04 и 22 и даже КТА (круг в центре аэродрома - контрольная точка аэродрома)

В этом кадре бывший военный городок, в принципе он им и остался, только радикальным образом поменял свое назначение, теперь там тюрьма.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить