Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков им. Вершинина К.А.
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового

 

Командир 96  учебного авиационного полка Барнаульского ВВАУЛ 1978-1981 гг.

 

 

 

Полковник Петрюк И.Д. справа

 

На парашютных прыжках (слева)

 

 

 

Всеукраинская ассоциация "Аэроклуб Украины" с глубокой печалью извещает,

что 11 октября 2001 г. на 61 году жизни умер ПЕТРЮК Ирис Дмитриевич,

заместитель председателя - начальник авиационного отдела ЦК ОСО Украины,

президент Всеукраинской ассоциации "Аэроклуб Украины",

вице-президент федерации авиационного спорта Украины.

 

Родился Ирис Дмитриевич 27 мая 1941 г. в городе Пловдиве (Болгария) в семье крестьянина. В 1955 году вместе с родителями переехал в с. Стрелецкий Кут Черновицкой области, где закончил среднюю школу и работал радистом-оператором колхозного радиоузла.

С 1959 по 1963 год - курсант Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков, которое закончил с золотой медалью. По окончании служил летчиком, старшим летчиком в Московском военном округе.

В 1966 году поступил и в 1969 году закончил с золотой медалью Военно-Воздушную Краснознаменную академию.

После академии продолжал службу в авиационных частях Прикарпатского и Сибирского военных округов в должностях заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка по летной подготовке, командира учебного авиационного полка Барнаульского высшего военного училища летчиков, председателя квалификационной комиссии ВВС.

Отличная подготовка, личные качества, большой опыт летной работы позволяли Ирису Дмитриевичу, летчику 1 класса, умело организовывать и проводить летную работу в воинских частях, готовить молодых пилотов. За успехи в летной работе награжден орденом "Красная Звезда" и медалями.

В 1987 году откомандирован в ДОСААФ УССР, где был назначен на должность начальника авиационного отдела ЦК и избран заместителем председателя ОСО Украины.

14 лет Ирис Дмитриевич руководил авиационными организациями ОСОУ, летал, учил, переживал, отвечал...

Ириса Дмитриевича отличали компетентность и инициатива, справедливость и уважение к людям. Он умел находить общий язык и с правительственными органами, и с самодеятельными авиаторами.

За большой личный вклад в развитие и популяризацию авиационных видов спорта Президент Украины наградил Ириса Дмитриевича орденом "За заслуги ІІІ степени".

Во многом благодаря его решимости и энергии была образована Всеукраинская ассоциация "Аэроклуб Украины", объединившая многих пилотов-любителей и общественные авиаклубы.

Ирис Дмитриевич стал первым ее президентом, был нашим коллегой, другом, руководителем. И останется им в наших сердцах.

 

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ "АЭРОКЛУБ УКРАИНЫ" А.ПИХАЛО

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить