Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков им. Вершинина К.А.
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового

 

Алексей Васильевич Мозгляков  (Начальник объективного контроля 96 уап)

 

Формирование 96 учебного авиационного полка (условное название в/ч 48213) для Барнаульского ВВАУЛ началось на базе 812 УАП Харьковского ВВАУЛ в октябре 1969 года, на аэродроме Купянск, что юго-восточнее Харькова на 110 км.

На тот период 812 УАП Харьковского ВВАУЛ (в/ч32829) был оснащён самолётным парком МиГ-21 (1 АЭ) и ЯК-28 (2 и 3 АЭ). Самолётный парк Як-28 отошёл в формирование 96 УАП в количестве 60 единиц. На первом этапе формирования были определены руководящий состав управления полка из состава 812 УАП, а также техники звеньев для двух эскадрилий. В состав формирования были включены начальник ТЭЧ АП и командир роты связи и РТО. Из лётчиков-инструкторов, летающих на Як-28, был лишь один старший лётчик, командир 1 аэ, его заместители и командир 2 АЭ. В конце октября в в/ч 48213 стали прибывать лётчики-инструкторы из 809 и 810 УАП, соответственно, аэродромы Ахтырка и Чугуев. Кроме этого прибыли лейтенанты, выпускники ХВВАУЛ 1969 года, закончившие программу обучения экстерном по средней программе. Среди технического состава прибывали офицеры после окончания институтов, призванные в армию на два года. В дополнение были призваны из запаса офицеры, закончившие училища в 1960 году, но сразу же отправленные в запас при Хрущёвском сокращении в Вооруженных Силах СССР и авиации ВВС. Штурманский состав имевшийся в штате 812 полка полностью был переведён в 96 полк.

С началом 1970 года формирование 96 УАП приступил к полётам с имеющимся лётным составом. Из них было сформировано 12 лётных экипажей, которых необходимо было подготовить к перегонке самолётного парка по готовности аэродрома в Камне-на-Оби.

Из Купянского полка рота связи была частично укомплектована офицерами связи и РТО.

В феврале 1970 года командир полка полковник Дунаковский А.Д. совершил поездку в Камень-на-Оби с целью ознакомления с аэродромом Камень-на-Оби и местом постоянной дислокации полка. К этому времени была построена ВПП и велись работы по строительству мест стоянок самолётов, совмещённой РД и ЦЗТ. Строились эскадрильские домики. Заканчивалось строительство трёхэтажного здания на аэродроме для служб полка и служебных помещений.

 В городе велось строительство двух жилых домов: по улице Ленина на 54 квартиры и по улице Пушкина, напротив школы, на 129 квартир.

 В мае 1970 года в 96 УАП прибывают из Славгорода, из 44 УАП 8 лётчиков-инструкторов, выпускников ХВВАУЛ 1967 года, выпускавшихся на Як-28, с целью восстановления навыков пилотирования Як-28, с перспективой влиться в штат 96 полка. К сентябрю этот лётный состав восстановился на Як-28 и убыл в Славгород. В июне 1970 года из Купянска убывает группа офицеров-связистов с солдатами и средствами связи, чтобы начать оборудовать аэродром в Камне-на-Оби средствами связи и РТО. К этому времени завершалось в городке авиаторов Камня-на-Оби строительство 4-х этажной казармы. Жить пришлось в палатках, рядом с солдатской столовой. В помощь офицерам-связистам прибыли связисты из Славгорода, 59 УАП.

Общими усилиями офицеров и солдат связистов были развёрнуты БПРМ и ДПРМ в обоих направлениях. Кроме этого велись работы по оборудованию землянок для дежурных расчетов на точках связи и РТО. К исходу августа средства связи были облётаны. Облёт производил генерал-майор авиации Куличев. Он также выполнил несколько взлётов и посадок с нового, недостроенного аэродрома в Камне-на-Оби. Было принято решение, что аэродром сможет принять экипажи, перегоняющие самолётный парк Як-28 из Купянска.

В конце августа лётчики-инструкторы 1967 года выпуска были восстановлены в технике пилотирования и убыли в Славгород.

В это же время в Купянск прибывает много офицеров технических служб из различных авиационных училищ, которые вошли в штат 96 полка. Кроме этого прибывают офицеры лётного состава после окончания академии имени Гагарина.

Лётные экипажи сформированного полка продолжают полёты на групповую слётанность в составе пар.

5 сентября 1970 года, не смотря на выходной день личный состав полка был поднят по тревоге. На построении командир полка зачитал Директиву ГК ВВС, в которой предписывалось в сентябре произвести перегон авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром постоянного базирования в Камне-на-Оби и перебазирование железнодорожным транспортом офицерского состава, членов их семей, авиационно-технического имущества и оборудования. С этого момента формирование полка превратилось в разворошенный муравейник. Предстояло выполнить сложные задачи, с которыми не приходилось встречаться.

Старшим штурманом полка были разработаны три варианта маршрута предстоящего перелёта: основной, запасной и резервный. Согласно основному штурманскому плану перелёт должен быть с двумя промежуточными посадками на аэродромах Энгельс и Кольцово (Свердловск).

Перегнать самолётный парк предписывалось во второй и третьей декадах сентября. Времени было мало и штурманский состав принялся готовить штурманские карты перелёта.

Силами ИТС готовились самолёты к предстоящему перелёту. Как и предполагалось ранее, предстояло выполнить четыре рейса перегона самолётов, по 12 единиц в каждом рейсе.

Подготовка к перелёту шла под контролем ГШ, а перелёт обеспечивался ЦКП перелётов ВВС страны.

Первый рейс перелёта был выполнен 14-15 сентября 1970 года группой перегонщиков из 12 экипажей. В первый день перелёта экипажи выполнили два этапа: Купянск-Энгельс и Энгельс-Кольцово. Поскольку перелёт осуществлялся навстречу часовым поясам, то светового времени на третий этап не хватало. Экипажи остановились на отдых, а 15 сентября группа взлетела с аэродрома Кольцово и взяла курс на Камень-на-Оби. Но при пролёте траверза Омска поступила радиограмма, что аэродром Камень-на-Оби не может принять группу по причине малой видимости в приземном слое. Последовала команда следовать на запасной аэродром Толмачёво. Экипажи были готовы к этому и благополучно совершили посадку на указанном аэродроме.

В период подготовки к повторному вылету стало известно, что аэродром Камень-на-Оби открылся по видимости и готов принять экипажи. Заключительный этап перелёта оказался самым скоротечным повремени- 20-25 мин.

Не смотря на непредвиденные действия, возникшие при перелёте, на аэродроме в Камне-на-Оби экипажи перелётчиков встречало командование Сиб.ВО и авиации Сиб.ВО, общественность города и градоначальники. Экипажи перелётчиков решили удивить встречающих. Они проходили над стартом на высоте 100-150 метров на скорости близкой звуковой, т.е. около 1200 км/час, после чего на энергичном боевом развороте выполняли роспуск пар и одиночную посадку. Публика встречающих ликовала от увиденного.

После посадки всех экипажей состоялся митинг, посвящённый прибытию авиаторов в Камень-на-Оби. С 15 сентября 1970 года город приобрёл статус авиационного...

Закончился митинг и экипажи перелётчиков убыли в расположение части, находящейся на северо-западной окраине Камня-на-Оби. В солдатской столовой был устроен праздничный обед в честь прибытия авиаторов полка. В этот же день экипажи перелётчиков транспортным самолётом улетают обратно в Купянск. Как вспоминают участники перелёта, восторга от увиденного не ощутили, но было приятным то, что городские власти устроили достойный приём...

17 и 18 сентября согласно разработанного плана совершили перелёт без осложнений. В первый день было выполнено два этапа: Купянск-Энгельс и Энгельс - Кольцово, а на второй день был заключительный этап второго перелёта. Особенностью этого этапа было то, что на высоте 11 000 метров экипажи наблюдали стаи гусей, улетающих на юг. После посадки в Камне-на-Оби они себя сравнивали с птицами, но только летящими с тёплых мест в холода...

В этот же день экипажи самолётом сопровождения возвращаются в Купянск, чтобы выполнить очередной рейс перелёта.

Третий рейс перегона авиатехники из Купянска в Камень-на-Оби состоялся 21-22 сентября по отработанному плану без каких либо особенностей. Замыкающим при выполнении взлёта с Купянска на этот раз оказался майор Горелик - знаменитая личность Харьковского ВВАУЛ. В этот же день экипажи возвращаются на борту сопровождения в Купянск.

Четвёртый, окончательный рейс перегона авиатехника с Купянска в Камень-на-Оби состоялся 25-26 сентября. Это был самый тяжёлый в психологическом плане перелёт... Сам перелёт был совершён по накатанному пути, без каких-либо осложнений, но на душе было тревожно, что возможно никогда не представится возможности побывать в Купянске, где так приветливо всегда встречали авиаторов. Так и было на самом деле, ни кому не довелось больше побывать в Купянске...

А в это время в Купянске члены семей офицерского состава загружают в воинский эшелон на близлежащей станции Куриловка домашние вещи, мебель и прочие пожитки.

Военнослужащие загружают авиационно-техническое имущество, а 28 сентября литерный состав от станции Куриловка Ю.Вос. ЖД отправляется на станцию Камень-на-Оби Зап.Сиб Ж,Д. Почти шесть суток пришлось провести пассажирам этого состава, чтобы достичь конечного пункта.

Как рассказывают участники этого перебазирования, железнодорожным эшелоном, в вагонах самой любимой песней оказалась песня целинников, где звучат такие слова:

«Едем мы друзья, в дальние края, станем новосёлами и ты и я!»

А заводилой всему этому стал парторг полка капитан Кинзерский Юлиан Юлианович, который своим баяном поднимал настроение однополчан.

Железнодорожный состав в Камень-на-Оби прибыл 4 октября и начались повседневные бытовые заботы. Служебного жилья практически не существовало. Холостяки проживали в солдатской казарме, где отопление почти не работало... Семейные разместились на постой в частном секторе. Только руководящему составу были предоставлены квартиры и то с подселением, где проживало по две семьи в одной квартире в доме военторга...

В первых числах октября из Купянска транспортным самолётом прибывает группа военнослужащих срочной службы во главе со старшиной эскадрильи.

В это же время из Славгорода прибывают лётчики-инструкторы 44 УАП, выпускники ХВВАУЛ 1967 и 1968 годов. Из Славгорода прибывают офицеры технической службы 59 УАП, выпускники Иркутского ВАТУ, временно прикомандированные там до прибытия 96 УАП в Камень-на-Оби. Кроме этого в штат полка вливаются офицеры штаба из частей Сиб.ВО. К началу нового учебного года формирование имело штат не полных двух эскадрилий.

Перед личным составом была поставлена задача обжиться на новом месте дислокации, подготовить авиатехнику к зимнему периоду эксплуатации, а лётному составу изучить район полётов. В ноябре-декабре 1970 года прибыли штурманы, в большом количестве.

Первые полёты на аэродроме в Камне-на-Оби были запланированы на 10 ноября, но они фактически не состоялись. При выполнении разведки погоды была замечена ограниченная видимость в приземном слое. Вызвано это было тем, что грунтовой покров аэродрома был полностью взрыхлён, и три малейшем дуновении ветра пыль поднималась в воздух, что ограничивало видимость на посадке. Через пару часов была выполнена доразведка погоды, но улучшения видимости не предвиделось...

Первые, полномасштабные полёты в Камне-на-Оби состоялись лишь в декабре 1970 года. Полёты проводились на самолётном парке, закреплённом за техническим составом 1 эскадрильи. В зимний период полётов шла подготовка лётчиков-инструкторов к инструкторской работе. С началом весны формирование полка разделилось на две эскадрильи. В средине мая в Камень-на-Оби прибывают курсанты-выпускники Барнаульского ВВАУЛ на лётную практику на самолёте Як-28.

После проведения наземной подготовки в третьей декаде мая начинаются плановые курсантские полёты. Полёты с курсантами проводились до конца второй декады сентября 1971 года.

Ещё в сентябре прибыло в полк большое пополнение инженерно-технического состава из училищ и офицеров-двухгодичников.

Первые в истории полка Государственные экзаменационные полёты состоялись 22 и 23 сентября, соответственно 2 и 1 АЭ. Курсанты показали высокое качество в технике пилотирования сверхзвукового фронтового бомбардировщика.

В начале ноября 1971 года 96 УАП пополнился третьей эскадрильей, которая перебазировалась на самолётах Ил-28 59 УАП, из Славгорода. В составе эскадрильи была вся структура при наличии самолётного парка 30 единиц.

В этом же месяце в полк прибывают штурманы, выпускники ЧВВАУШ 1971 года на должности штурманов-инструкторов. А следом прибывают выпускники Барнаульского ВВАУЛ на должности лётчиков-инструкторов.

В формуляре 96 УАП в ноябре 1971 года произведены две записи. В первой записи говорится, что полк укомплектован полностью. Вторая запись информирует о том, что командир полка полковник Дунаковский А. Д. передал управление полком подполковнику Алипкину А. И., назначенному на эту должность.

Вот сколько времени формировался полк. А народ пишет, что полк был создан 12 сентября 1969 года...

 

Купянск. Сентябрь 1970 года. Штурманский состав формирования 96 УАП готовит полётные карты для предстоящего перегона самолётного парка в Камень-на-Оби. На первом плане Шилов В.А., Непогодов Ф. Г. и Козин В. Н. Фото выполнил Куницин Б. И.

 

Фото выполнено в сентябре 1970 г., во время перекура личного состава формирования 96 УАП в военном городке Купянска.  На первом плане экипаж перелётчиков: старший лейтенант Шилов В. А.,- штурман и лейтенант Еговцев В. Н., - командир экипажа.  Следует отметить, что Еговцев В.Н. на период перелёта был самым младшим как по возрасту, так и по воинскому званию, но с поставленной задачей на перебазирование формирования полка воздушным эшелоном справился без замечаний. Этот экипаж в период перелётов был ведомым у майора Утас А.А.

На дальнем плане просматривается майор Курьйоз Н.А, -заместитель командира полка по лётной подготовке и старший лейтенант Мармаза И. Г. - штурман-инструктор, выпускник ХВАУЛ 1960 года, который был сразу после выпуска отправлен в запас в виду Хрущёвского сокращения ВВС страны. В период формирования 96 УАП в Купянске Иван Григорьевич был призван из запаса на должность штурмана-инструктора на самолётах Як-28. На период перелёта , среди штурманского состава, задействанного на перелёт в Камень-на-Оби старший лейтенант Мармаза И.Г. был самым старшим по возрасту среди штурманского состава.

Дабы не было кривотолков по указанному выше, Харьковское (Чугуевское ВАУЛ)  готовило и штурманский состав до начала 1961 года.

 Фото выполнил штурман-инструктор, участник перелётов, старший лейтенант Куницин Б.И.

 

Капитан Игорь Иосифович Разумовский, замполит 1 аэ, запускает двигатель. Аэродром  Купянск  14  сентября  1970  года  перед  первым  вылетом  группы  перелётчиков  из  Купянска.

 

Начальник ТЭЧ звена старший Лейтенант Шевцов осуществляет контроль авиатехники перед вылетом с Купянска... Сентябрь 1970 г.

 

15 сентября 1970 года на новом аэродроме в Камне-на-Оби. На фото изображены: командование Сиб. ВО; командование авиации Сиб.ВО; градоначальники Камня-на-Оби и общественность города.

 

 

          А  это  фото было  сделано  в Камне-на-Оби.  Идейный организатор этого фото был старшина 1 АЭ, сстаршина сверхсрочной службы Гиренко Александр Иванович.  Художественное оформление было выполнено авиамеханиками эскадрильи.  А фотографические работы произведены в фотоотделении группы объективного контроля.

Думал  ли  тогда,  что  спустя  столько  лет   встречу  это  фото  и  продолжу  работу  с ним...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить