Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков им. Вершинина К.А.
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового

Первый начальник Барнаульского ВВАУЛ 

(с декабря 1966 г. по декабрь 1970 г.)

 

 

Генерал-майор авиации

Филимонов Виктор Николаевич

 Родился 9 ноября 1919 года в Астрахани в семье мастера-икрянника. Еще в средней школе «заболел» авиацией, после авиамодельного кружка пришел а аэроклуб, где стал сначала инструктором-парашютистом, затем инструктором-планеристом. Уже тогда в нем проявился интерес к инструкторской работе, что повлияло на всю последующую летную жизнь. В 1936 году по спецнабору был командирован в Сталинградское военное училище летчиков, по его окончании в декабре 1939 г. оставлен там же инструктором, а в марте 1941 года переведен в Коростеньскую военную авиационную школу, где обучал курсантов полетам на СБ.

Начало Великой отечественной войны застало его на полевом аэродроме под Коростенем Киевского ОВО. Никакой связи с училищем и командованием авиации полк не имел, приказов не получал. Немецкие бомбардировщики первые несколько дней проходили мимо аэродрома, поэтому инструктора возобновили полеты с курсантами по "коробочке". Это продолжалось недолго - противник нанес бомбовый удар, появились первые потери. Тогда на общем собрании офицеров приняли решение спасти уцелевшие самолеты. Поскольку о ситуации на фронтах ничего не знали, постановили лететь в Москву. Единственную имевшуюся в полку политическую карту мира взял экипаж ведущего самолета, остальные пристроились к нему. На маршруте полк попал в плотную облачность, поэтому до Москвы долетели лишь три самолета, и только Филимонов В.Н. сел на Центральном аэродроме.

Коростеньскую школу эвакуировали в Омск, где она влилась в Омское военное училище летчиков. Здесь Виктор Николаевич на СБ, УТБ и Пе-2 готовил летчиков до конца войны. Неоднократно ему приходилось перегонять самолеты для училища по дальним маршрутам (от Улан-Удэ до Шяуляя). Зимой 1942 года 10 экипажей училища перегоняли самолеты Пе-2 из Иркутска в Омск. На промежуточной посадке на станции Зима случилось непредвиденное - в местном магазине оказался огромный выбор вин, ликеров и коньяков, оказавшихся здесь случайно, так как из-за начала войны несколько железнодорожных вагонов с марочным спиртным «застряли» в этой глуши. Наутро пять погулявших экипажей были отстранены от дальнейшего полета «по состоянию здоровья», к тому же по маршруту резко ухудшилась погода. Остальные взлетели и взяли курс на Красноярск, но в пункт назначения из них не прилетел никто, четыре экипажа разбились и погибли. На самолете  В.Н.Филимонова  над Енисеем остановился один двигатель, и над городом - второй. Самолет рухнул на безлюдный в тот момент красноярский городской рынок, летчик вместе со штурманом Андриановым остались живы, хотя и сильно побились. Пять экипажей, задержанные на станции Зима, перелетели без происшествий на следующий день при отличной погоде.

С февраля по август 1946 года  служил командиром звена Высшей офицерской авиационной инструкторской школы в г. Грозном, затем - командиром аэ, помощником командира по летной подготовке, заместителем командира уап в Омском ВАУЛ. В 1952 г. за выслугу лет был награжден орденом Красной Звезды. Наградам значения не придавал, и других орденов больше не получал, хотя всегда был в числе лучших офицеров. С августа 1952 по август 1954 г. - старший инспектор-летчик по технике пилотирования и теории полета Управления ВВС Западносибирского ВО.

По окончании командного факультета монинской ВВА (1954-1957 гг.) назначен командиром уап (позже заместителем начальника) Кировоградского ВВАУЛ, затем с 1960 по 1966 г. командиром уап (позже заместителем начальника) Тамбовского ВВАУЛ.

С декабря 1966 по декабрь 1970 г. - начальник Барнаульского ВВАУЛ. На эту должность после тщательного изучения кандидатур по всем летным училищам его рекомендовал генерал-лейтнант Никишин Д.Т. Создание Барнаульского ВВАУЛ Виктор Николаевич считал главным делом своей жизни, вложив в него весь свой богатый опыт подготовки военных летчиков.

После списания с летной работы по состоянию здоровья он был назначен заместителем начальника специального (иностранного) факультета ВВА им. Ю.А.Гагарина, а с декабря 1972 г. и до увольнения в запас в августе 1976 г. - заместителем начальника НИИ ВВС (Чкаловская). Уйдя в запас, продолжал работать в различных организациях.

 

 

В. Филимонов

Май 1941 года, Львов, отпуск после выпуска из училища

 

 

 

В. Филимонов курсант Сталинградского училища (слева).

 

 

Виктор Филимонов в авиамодельном кружке 1935 год, второй справа

 

 

1943 год, В. Филимонов 4-й справа.

 

 

От УТБ

 

 

до Ил-28.

 

 

В.Н. Филимонов начальник БВВАУЛ, начало 1968 года.

 

 

Командующий ВВС Сибирского военного округа И.А. Куличев, 1969 год.

 

 

Тамбовское ВВАУЛ, 1964 год, 

полковник В.Н.Филимонов заместитель начальника училища (крайний справа)

 

 

Славгород, май 1969 года, открытие первых полетов с курсантами. В кабине Л-29 первый секретарь Каменского райкома КПСС Е.Е. Парфенов

 

 

Славгород, 1969 год, начало полетов с курсантами.

 

 

Славгород, май 1969 года, открытие первых полетов с курсантами

 

 

 

первые полеты в Славгороде

 

 

В центре летчик -космонавт Г.С. Титов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить