Интересный и подробный рассказ о своей службе и жизни
Выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года
Родился 28.08.1954г.
Живет в Вологде, тел +79115239971 почта
В Барнаульском ВВАУЛ на Л-29 я летал в Алейске, летчик-инструктор ст.л-т Ковешников Ю.Е., на ИЛ-28 в 59-м полку в Славгороде, летчик- инструктор ст.л-т Кирпото В.А. на ЯК-28 в Камне на Оби в96-м полку, летчик-инструктор ст.л-т Тимошенко С.М.
После выпуска попал служить в УАП г Канск Красноярского края в 662 УАП на ЛИ-2 вместе с Косоловичем, Харловым, Мерзляковыми Мулла-Ахунов потом перевелся на Л-29, с дальней авиации. У нас там было 5-ть выпускников 73 г.в.,9-ть выпускников 74г.в. и 5-ть, плюс один с Балашова 75г.в. В полку было две эскадрильи на ЛИ-2 и в каждой эскадрильи по звену Л-29. Всего на ЛИ-2 было 32 экипажа. На ЛИ-2 мы пролетали 1,5г. После чего их списали, а мы в 1977 году переучились на АН-24Т, а истребители с Л-29 на Л-39. В полку на АН-24Т осталось 20 экипажей, все старики ушли на дембель. Оба комэски, замкомэски, командиры звеньев и экипажей переучившиеся с ЛИ-2 довольно молодые летчики из них, только один стал командиром корабля 1973г.в., который вел политзанятия с солдатами, пришлось снова осваивать самодеятельность, я руководил полковым хором, а Влад Косолович женской вокальной группой. В Канске в 662-м УАП, который входил в состав Школы Воздушных Стрелков Радистов, полк занимался подготовкой ВСРадистов для фронтовой и дальней авиации. На Ли-2, а затем и на АН-24 были оборудованы классы с радиоаппаратурой и кинофотопулеметами установленными в блистерах. Они назывались АН-24ВСР. Их оборудовали на авиазаводе в Киеве. В задней части фюзеляжа были установлены два блистера с обоих сторон в которых стояли кинофотопулеметы, на ЛИ-2, полк летал строями по 9-ть самолётов, вокруг них летал Л-29, самолёт-мишень, по которому ВСР вели стрельбу из кинофотопулеметов. На АН-24ВСР, самолёт мишень был Л-39. Летали также десятками, а на нас эмитировали заходы " Альбатросы".
На ЛИ-2, я налетал 235часов, на АН-24 - 1360 часов. Остальной налет на АН-26. Общий налет - 4500 часов, 1-й Класс
В апреле 1984 года, прошел переучивание на АН-26 в Новосибирске в "Толмачёво", там базируется придворная эскадрилья, половина пилотов из Канска. 22-го июня 1984г. Я прибыл в Афган в "Полтинник" 50 ОСАП.
В Афгане на седьмой день пребывания в Кабуле, полк там базировался и состоял из трёх эскадрилий, 1-ая транспортные и спецсамолеты, ретрансляторы Ан-26РТ, радиоразведки, Ан-26РР, топографической разведки Ан-30, Ан-26М санитарные, так называемые "Таблетки". 2-я боевые вертолеты Ми-24, 3-я транспортно-боевые Ми-8МТ. Так вот на седьмой день пребывания командир звена АН-26РТ, дал мне контрольный полет по почтовому маршруту. Кабул-Баграм-Кундуз-Джелалабад-Кабул. Из которых Кабул и Баграм-Высокогорные. И уже на следующий день мы полетели на операцию в Джелалабад а там жарища ужас... За год пребывания в Афгане мы выполнили 495 боевых вылетов с налетом 1200 часов, облетали почти все аэродромы Афгане. Участвовали практически во всех крупных операция проводимых в Афгане. В Афгане мне предложили сменить СибВО на Московский округ и мы всем экипажем поддержали это предложение. Нам сказали, что в Липецком 4-ЦБППЛС центре боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации, стоит уже почти год, новый с завода АН-26 индивидуального базирования для 344 ЦБППЛС армейской авиации, а у них нет экипажа. Совсем забыл, как меня бог отвёл от гибели. При проведении Падшерской операции на высоте 6600метров сбили мой борт номер 12, произошло это 22.01.1985г. Теперь мы отмечаем этот день, как второй день рождения. А получилось всё так... У меня воспалились среднее ухо, а моего правака уложили в госпиталь с брюшным тифом, как он нас не позаражал, не знаю, но понимаю, нас спас самолёт, ведь он спиртоносец. Меня уложили в санчасть, посадили на антибиотики, а экипаж отправили в Союз в профилакторный отпуск, вслед за экипажем отправили и меня на 10-ть суток. А у нас в эскадрильи был безлошадный экипаж все старлеи и три прапора. Он подменяли экипажи, если что... Все ребята из Хабаровска, может не все, но командир экипажа ст.л-т Голубев Серёжа точно. А вернувшись из профилакторного отпуска мы в Ташкенте узнали, что самолёт сбили и все погибли. Но мы не знали, что в Канск прошла инфа,что экипаж Суровцев сбили, а мы только в октябре гоняли этот самолёт на 600-т часовые регламентные работы в Канск и у меня в октябре налет уже был почти 450 часов. Духи стали применять новую тактику, им пиндосы снимали самоликвидаторы с ПЗРК и они их затаскивал в горы, а уже на высоте ждали жертву. После Афгана мы приехали в Канск сделали отвальную, собрали вещи и уехали к новому месту службы, в город Торжок сейчас Тверской, а тогда Калининской области. Приехали, нас очень хорошо встретили, как Афганцам сразу всему экипажу дали квартиры, трудоустроили жен, холостякам, а это правому и штурману, общежитие для летного состава, в летной столовой наш один экипаж питался по реактивной норме. В Калинине стоит полк стратегической транспортной авиации на "Антеях" АН-22. Наше руководство договорилось, нам там у них выделили стоянку, т.к. в Торжке вертолетодром он длинной метров 600 или 800.
Прибыв в 344 Центр Боевого Применения и Переучивания Летного Состава армейской авиации, представились начальнику Центра. Он пригласил к себе в кабинет, спросил как у меня имя отчество, я сказал Валерий Константинович и с тех пор меня по воинсому званию никто не называл, кроме как Константиныч не звали. Назначили меня командиром звена управления 344 ЦБППЛС на самолёте АН-26. Самое приятное для нас был момент, когда мы узнали распорядок службы Центра, если у нас в Канске было по три построения в день, то тут два в неделю...В 8,30 в понедельник и в 8,30 в пятницу. В наряды экипаж не ходил, занимались только летной подготовкой и полётами. Стоянку нам выделили в Калинине, ныне Тверь. От Торжка до Твери 50км, для поездок на полеты на выделили автобус "Фантомас" с шофером. Полеты летали вместе с АН-22 и АН-124, часто прилетающими из г.Сеща Смоленской области, поэтому по кругу приходились летать на скорости 350 до входа в глиссаду. У нас в Торжке был свой класс с действующими полутренажорными стендами...Топливная система самолёта, система запуска, пожарная система, система флюгирования . Мы их получили вместе с самолётом, кроме того, кучу стремянок ключей, для выполнения разного вида регламентных работ. В общем не служба, а сказка. Начальником Центра был самолетчик, полковник Цвет, бывший зам по летной 4-го Липецкого ЦБППЛС фронтовой авиации и штурман Центра полковник из транспортной авиации остальные заместители и инженер все вертолетчики. Всего 8-мь полковников, плюс командир Вертолетного УАП. В Центре переучивали вертолетчиков на самые современные вертолеты, Тяжёлые МИ-26, боевые МИ24, транспортно- боевые МИ-8МТ, КА-50 "Черная акула", морские КА-27ПС, КА-29, КА-32.Сейчас переучивают на КА-52 "Аллигатор", МИ-28Н "Ночной охотник", МИ-35.
Кроме УАП в Торжке в состав полка входили ещё две эскадрильи одна базировалась в Воронеже, вторая во Владимире, там же недалеко находился полигон, куда на стрельбы летали вертолетчики Центра. Куда мы только не летали...На Кавказ, в Тбилиси и Баку, на восток до Читы, ну и в Среднюю Азию в Ташкент и Чирчикский вертолетный Центр. К стати, бывший начальник этого Центра полковник Воробьёв позднее возглавил 344 ЦБППЛС, получил генерала, и разбился на "Чёрной Акуле" выполнял высший пилотаж над точкой, перетянул ручку выводя из петли Нестерова, винты соосные, нижние ударили по верхним и разлетелись вдребезги, после чего была сделана доработка, увеличили расстояние между винтами. В феврале 1988 года мы летали плановые полеты при УМП на аэродроме Мигалово, на посадку заходил прилетевший из Сещи "Руслан" и выкатился за пределы полосы из-за обледенения полосы. Полеты забили и мы поехали домой в Торжок. Дорога была сплошной каток... По дороге в Торжок, нас обгоняет фура, т.к. мы из-за гололёда ехали медленно и её заболтало по всей дороге, наш водила, молодой солдатик скинул газ и наш автобус понесло в кувет, он упал на бок, задняя дверь открылась и Серёгу Кольцова ПКЭ, выбросило из автобуса и он со всего маха припечатал его к сосне. Серёга погиб... Начались разбирательства, приехала комиссия из Москвы... Итог : вероятность повторения подобного случая очень высока, т.к. такая погода в Калининской обласи зимой бывает очень часто, расстояние до аэродрома базирования 50км, слишком велико для содержания экипажа и повторения подобных случаев... Короче нас расформировали и я вместе с самолётом поехал служить в Вологду...
Перед уходом в Вологду, мне в Торжке предложили подполковничью должность старшего офицера-исследователя, но надо было списаться с летной работы, я сказал, нет я ещё полетаю и у ехал в Вологду, где на гражданском аэродроме формировалась ОСАЭ по государственной программе "Дороги Нечерноземья", набирали только лётчиков первого класса, т.к. экипажи должны были возить Правительственные комиссии для приемки построенных автодорог. Эскадрилья была придана ФДСУ (федеральному дорожно строительному управлению), во главе генерал полковника Аракеляна, шеф пилотом которого был я, командир 1- го звена АН-26. Ещё в составе эскадрили было три вертолетных звена на вертолетах МИ-8МТ. Командир эскадрильи полковник Бабкин В.М. Территориально эскадрилья подчинялась 15-й Воздушной армии ЛенВО. В 1995 году меня по здоровью списали и Я уволился. В 1996 году в Вологде стали создавать Поисково-спасательную службу Вологодской области МЧС России, она входила в состав и подчинялась Ленинградской Региональной ПСС МЧС России. Меня взяли на должность заместителя начальника ПСС . В Учебно-методическом центре МЧС мы прошли подготовку по спасательной программе, альпинистскую, медицинскую, пожарную, техническую (работа с Аварийно-спасательной инструментом), химическую (химкокостюмы, дыхательные аппараты), после сдачи зачётов была присвоена квалификация спасатель 3-го класса, через 5-ть лет получил 1-й класс, как а авиации. Через три года начальник уволился и меня назначили на должность начальника ВОПСС МЧС России. Потом, со временем ПСС реформировали, Аварийно-спасательной службу, перевели на областной бюджет... Короче много воды утекло в Службе я проработал 21-ть год и уволился с должности замначальника Аварийно-спасательной службы Вологодской области. Заработал вторую пенсию, теперь дембель!