Много интересной информации о выпускниках 1975 года Барнаульского ВВАУЛ 

 

 

  

 

 (Написано давно, естественно есть изменения. прим. ред)

Пятый по счёту набор для обучения в Барнаульском военном авиационном училище лётчиков проводился летом 1971 года. Конкурс при поступлении в тот год был примерно 10 человек на место. Большинство кандидатов отсеивались ещё на медицинской комиссии по месту жительства. В училище всех фильтровал в основном ЛОР-врач. К нему все шли с рентгеновским снимком пазух носа, и если обнаруживались затемнения, то это можно было расценивать как приговор. Кто пытался обмануть ЛОР-врача, отсеивались потом на барокамере. Прошедшим медкомиссию, предстояло ещё выдержать процедуру психического отбора по специальным тестовым заданиям. На заключительном этапе этого отбора нужно было набрать необходимое количество баллов на специальном кресле-тренажёре, устроенного по типу пилотского. С помощью ручки управления положение в пространстве кресла можно было менять, и таким способом, проецируя через прицел, от будущего пилота требовалось повторить рисунок синусоиды, начертанной на доске.

Прошедшим тестовый отбор предоставлялась возможность дальнейшей борьбы за место под солнцем уже на вступительных экзаменах. Здесь был свой конкурс между отобранными кандидатами, и всё зависело от количества набранных ими баллов. Однако, тем, кто не набрал проходного балла, бывалые люди рекомендовали всё же не торопиться с отъездом, а дожидаться окончания курса молодого бойца, ибо из опыта предыдущих наборов они знали, что по разным причинам могли неожиданно высвободиться места ещё до принятия присяги.

Абитуриентская среда состояла из двух категорий - военной и гражданской. Военные абитуриенты прибыли в училище первыми ещё в конце весны – в начале лета. Некоторые из них к этому моменту более года отслужили срочную службу, другие уже службу заканчивали. Таковых в 5-м потоке в общей сложности оказалось 24 человека. Были среди них и флотские ребята. Это гвардии старший матрос Вячеслав Кавардаков, Юрий Козлов, Владимир Середа, Тугельбаев, моряки-подводники Юрий Батенёв и Пётр Рогов. Из ВДВ пришли Николай Борзых и Валерий Сечко. Из других родов сухопутных войск пришли Анатолий Авраменко, Валерий Ачимов, Сергей Баскаков, Михаил Бормантов, Вячеслав Вьюгов, Евгений Данченко, Николай Есипов, Сергей Жихров, Алексей Макушев, Сергей Митягин, Владимир Пономаренко, Валерий Росляков, Александр Сорокунов, Александр Татолин, Юрий Цыганков, Иван Юрченко. (Кавардаков - ВВС Тоф стрелок-радист Ту-16, Ю Козлов, Тугельбаев, Батенев, Миль - флот надводный, Макушев и Середа - подводники, Рогов - конвой внутренние войска, Борзых и Сечко - вдв, Юрченко - дивизия Дзержинского, Сорокунов, Данченко - ввс, Митягин - водитель, Росляков - гсвсг вроде танкист. Авраменко и Жихров - мотострелки. Список ребят с кем плотно терся военной абитуре - поправки рт Середы В.В.)

Почти все, кто пришёл в 5-й поток из армии, во время учёбы и до окончания училища занимали должности младших командиров в строевых и классных отделениях, а так же заместителей в каждом из четырёх взводов.

Среди военных абитуриентов, выделялся особо один – Владимир Пономаренко. Потому что он на момент поступления в училище он состоял на сверхсрочной службе, имел воинское звание «старшина», носил офицерскую форму со старшинскими погонами в комплекте с курсантскими полосками. Естественно, он имел главную привилегию - свободный выход в город.

Ещё один из бывших военных абитуриентов Юрий Цыганков также занимал привилегированное положение, так как был бессменным каптёром курса от начала и до конца учёбы.

Изначально на основе четырёх курсантских взводов были сформированы 8 классных отделений – с 33-го по 40-е. Потому что до этого на четырёх предыдущих потоках было сформировано 32 классных отделения. Однако через некоторое время систему нумерации классных отделений решено было изменить. В новой системе нумерации первая цифра в номере классного отделения указывала на порядковый номер набора, а вторая – на порядковый номер отделения внутри него. Таким образом, пятому набору достались номера классных отделений с 51-го по 58-е. В последствии на последнем курсе исходный состав внутри классных отделений поменялся в зависимости от типа самолёта, на котором предстояло курсантам летать – либо второй год на Ил-28, либо на новом типе – Як-28.

Начальником курса в 5-м наборе БВВАУЛ, ещё до подписания главного приказа был майор Сурис Зельман Моисеевич. Командирами четырёх взводов были старшие лейтенанты Скударнов, Новожилов, Довбаш, Кузьмичёв, Едунов, Жуков. Чуть позднее, на 1-м курсе начальником курса был назначен майор Филиппенко Николай Григорьевич.

В списке приказа о зачислении в училище, подписанном 6 августа 1971 года, было более 200 человек. Из этого списка удалось восстановить 206 фамилий. Однако, есть информация, что изначально в списке 5-го набора значилось 217 человек. Известно, что дипломы об окончании училища получили 167 человек. Следовательно, за годы учёбы по разным причинам отсеялось ровно 50 человек, что составляет 23% от исходного числа курсантов.

Если же ориентироваться на фамильный список из 206 человек, в котором 39 человек можно отнести к категории «окунувшихся» в 5-й поток, то соотношение получится другим. В этом случае по факту, получается, что отсеялась почти четверть из первичного списка.

Военную присягу курсанты 5-го набора БВВАУЛ приняли 5-го сентября 1971 года.

Лётная практика началась с 4-го семестра на 2-м курсе. На последующих курсах проводилась в каждый чётный семестр. Общий налёт в училище за три лётных семестра составил около 200 часов. Из них самостоятельный налёт в среднем примерно 80 часов.

Первоначальное лётное обучение проводилось на учебном самолёте Л-29. Отъезд к месту проведения лётной практики в 1973 году состоялся 21 апреля. Изначально все прибыли на аэродром Калманка. Там остались 1-я и 2-я эскадрильи и выполняли полёты с бетонной полосы. Остальные две эскадрильи (3-я и 4-я) убыли на аэродром в город Алейск, где выполняли полёты с грунта. В начале августа туда же для продолжения лётной практики перебазировалась ещё и 2-я эскадрилья.

В процессе первой вывозной программы часть курсантов отсеялась по лётной успеваемости. Остальные успешно закончили лётную практику без происшествий и продолжили обучение.

На 3-м курсе отъезд к месту проведения лётной практики – город Славгород состоялся 21 апреля 1974 года. Полёты выполнялись на аэродроме Славгород-Южный, и с грунтовой полосы на аэродроме Славгоро-Северный, где незадолго до окончания полётов запустили бетонку. Обучение проходило на самолётах типа Ил-28. Лётная практика прошла без лётных происшествий.

На 4-м курсе лётная практика проходила на аэродроме в городе Камень-на-Оби. Половина личного состава занималась освоением нового типа самолёта – Як-28. Вторая половина продолжила совершенствование лётных навыков на самолёте Ил-28. Но часть курсантов летала в Славгороде на Ил-28.

В период лётной практики в 1975 году произошло одно крупное лётное происшествие. При заходе на посадку по приборам под шторкой потерпел катастрофу самолёт Ил-28, пилотируемый курсантом Валерием Шпортовым. Все трое членов экипажа погибли. Среди погибших выпускник 74-го года Челябинского ВВАУШ штурман лейтенант Мануйлов и воздушный стрелок-радист сержант-срочник.

Согласно подсчётам, из 206 человек, входящих в представленный ниже список 5-го набора, дошли до самого конца и получили дипломы об окончании училища 167 человек. Из них 6 челочек окончили училище по нелётному профилю.

Выпуск 5-го набора БВВАУЛ состоялся 18 октября 1975 года.


Список тех, кто окончил училище по нелётному профилю.

1. Авраменко Анатолий,
2. Ананьев Анатолий,
3. Кузнецов Игорь,
4. Кузнецов Юрий,
5. Миль Виктор,
6. Поваров Виктор
7. Середа Владимир.

Во время учёбы погибли 2 курсанта – Сергей Левин (на 2-м курсе от удара током в Алейске) и Валерий Шпортов (на 4-м курсе, на аэродроме Камень-на-Оби, в результате катастрофы самолёта Ил-28).

С золотой медалью окончили училище 4 выпускника:

1. Баранов Анатолий,
2. Городничев Юрий,
3. Кузнецов Юрий,
4. Кузин Александр А.

С красным дипломом окончили училище 10 выпускников, но фамилии удалось вспомнить пока шестерых:

1. Захаров Анатолий,
2. Баранов Александр,
3. Макушев Алексей
4. Митягин Сергей
5. Подоксёнов Владимир,
6. Шпук Александр,

 

 

Участники боевых действий и ветераны афганской войны из 5-го набора БВВАУЛ:

1. Бухалов Александр (истребительная авиация)
2. Ващенко Иван (на вертолётах перевозка войск и грузов)
3. Захаров Анатолий (на Ан-30 аэрофотосъёмка с 3.06.1987 по 1.02.1989),
4. Евдокимов Виктор (Ан-26 - перевозка войск и грузов 1988-1989г.г.)
5. Кислица Юрий (на Ми-24 боевые вылеты)
6. Косолович Владислав (на Ан-26 перевозка войск и грузов, погиб 24.6.1988 года)
7. Кузин Александр (истребительная авиация)
8. Лутковский Александр (на Ан-26 перевозка войск грузов с 13.3.1980 по 13.7.1981)
9. Мерзляков Александр (на Ан-26 перевозка войск грузов в 1981 году)
10. Нестеров Евгений (на Ту-22м3 с 7.12.1988 по 14.02.1989 с А/Б Мары-2 выполнил 47 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в ДРА)
11. Подоксёнов Владимир (на Ан-12, Ан-26 - перевозка войск и грузов 1988-1989г.г.)
12. Росляков Валерий (разведка на Як-28Р в 1980 году)
13. Сагановский Александр (разведка на Як-28Р в конце 1979-го)
14. Семёнов Александр (на Ми-6 перевозка войск и грузов в 1980 году)
15. Сорокунов Александр (на Ил-22 разведка 1984-1985 годы)
16. Суровцев Валерий (на Ан-26 перевозка войск и грузов с июня 1984 года)
17. Шпук Александр (на Су-24 бомбо-штурмовые удары по объектам в глубине противника с 22.10.1988 по 14.02.1989, 104 боевых вылета).

Лётчики-испытатели из 5-го набора БВВАУЛ:

1. Росляков Валерий (Нижний Новгород)
2. Чайченко Сергей (Киев, погиб)

Лётчики-снайперы из 5-го набора БВВАУЛ:

1. Шпук Александр.

От Захарова Анатолия - В Бердянске до лета 1978 года был учебный полк ВВВАУШ на Бе-12, много наших служили. Потом посадили туда отдельную АЭ, под командованием бывшего космонавта Шонина, там после службы в Германии служил и наш Коньшин Вадим, там и закончил службу после принятия украинской присяги. Но и Вадима уже не спросишь... Аэродром Бердянск - позывной "Побережье".

От Подоксёнова Владимира - В Бердянске был Центр переучивания. Барнаульские инструктора переучивались на МиГ-21. Потом и Су - 24 там Есипов послужил и ушел в Киев и курировал Бердянск.

От Середы Владимира - Это был конец мая, заканчивалась наземная подготовка экипажами. Инструктор капитан Ефлов П,К. Экипаж- Витя Евдокимов, Стас Деккер, Андрей Гертер и я. Второй инструктор Гетман Анатолий. Потом встретились с в ЗЦ ЕС УВД Северо-запада. Это 95-й год. Очень рано ушел тропой цветов, дату не помню.

От Лутковского Александра - Помнится как поздним вечером из иркутского аэропорта на такси с мешками и чемоданами несколько наших счастливчиков, попавших в ДА, подъехали глухими закоулками к военному городку в районе "Красных казарм". Потом мыкались, не зная, куда податься. Наконец, добрались до казармы ОСАЭ к дежурному по части, и тот разъяснил, что служить нам доведётся на Белой, но сначала надо представиться в штаб корпуса, который в центре города над ювелирным магазином "Алмаз". Пришлось добираться до гарнизонной гостиницы. Она находилась недалеко от штаба. Там мы и кантовались, дожидаясь приёма и отъезда на Белую. Ехали на электричке до станции Тайтурка. Боялись проскочить и надо было успеьь вышрузить вещи на короткой остановке. Потом долго ждали машину, ёжась от мороза в шинелках. Там же к нам присоединилась и группа молодых штурманов - челябинцев.
- Позже, когда через полтора года мне довелось служить в иркутской отдельной АЭ, я вспомнил того самого дежурного по части - штурмана ст.л-та Перетолчина, встречавшего нас ночью.

Добавить комментарий