За штурвалом маленькой Тушки Заслуженный военный летчик Российской Федерации, летчик-снайпер. Командир корабля невесомости с налетом почти 6000 часов

Поздравление с присвоением Заслуженного

Родился 24 декабря 1952 года

Проживает: 141160, МО, Звездный городок, 46-94, тел: 8(496)253-22-64 (дом), тел: 8(903)662-99-76 (моб), e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Летчики-инструкторы в БВВАУЛ:  С.Шапошников, В.Ананьин, В.Варфаламеев, В.Благин

Прохождение службы:

1974-1982 гг: помощник командира корабля - зам. ком. эскадрильи г.Шяуляй, г.Тарту Прибалтийский Военный округ ВТА.

с 1983 г. по н/в: от зам. ком. АЭ ст. летчика-испытателя до заместителя командира полка - ст.летчика-испытателя 70 отдельного испытательного тренировочного авиационного полка (особого назначения) им. Героя Советского Союза В.С.Серегина центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина Московский Военный округ (аэр.Чкаловский).

Общий налет - 5576 часов (может еще полетаю).

Квалификационная категория: летчик-снайпер.

Основные типы а/т: Л-29, Ил-28, Як-28,  Ил-76, Ту-154МЛК-1, ТУ-134-А, ЛЛ.

Награды - ордена, медали В статье написано: но самого главного добился... - Заслуженный военный летчик РФ.

С кем из выпускников поддерживается связь - всех и не перечислишь, но особенно с С. Сорокиным (братом), Ю. Зиновьевым, Н. Ожогиным.

 За штурвалом маленькой ТушкиKol090Вашингтон, недалеко от Белого домаИ Гречко и Джанибекова тоже возилМинистр обороны Сергеев, Секретарь Совбеза Батурин и много других начальников Любит Анатолий Николаевич попозировать - экстремалЕще какой-то известный пилот Формулы-1Парад в ЗвездномА это вид из квартиры в ЗвездномМикку Хакккинена возили на невесомоть70-ый оитапонБатурина тоже возили на невесомостьВасилий Васильевич Циблиев - будущий начальник ЦПК и А. КолмогоровКомандировка в Казахстан по набору космонавтов. В центре (в белом) командир отряда космонавтов Борис Валентинович ВолыновКиржач - На яме у Гагарина и Серегина9 мая полк на пенькахВ Звездном На заднем плане гостинница, в которой экипажи живут до отлета на Байконур и после возвращенияКурсант КолмогоровНу не нравится мне блок НАТО. Караулка БВВАУЛКурсантские полетыНемного склонен к жестокости - пытаемый - Гриша Никулин

дед с внуком

Командир корабля невесомости

 

Миллионы телезрителей на Земле видели сюжет о подготовке будущих космонавтов к жизни в условиях невесомости. Есть в нашей стране летающая лаборатория, где создается невесомость, подобная космической (в США есть нечто подобное, но гораздо меньших размеров и возможностей). Достигается это следующим образом.

САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЯ Ил-76 МДК разгоняется до максимальной скорости на высоте около 6000 метров и переводится “в крутую горку” до высоты порядка 9000 метров. Затем, отдавая штурвал от себя и уменьшая угол атаки настолько, чтобы не создавалось подъемной силы ни вверх, ни вниз. Перегрузка при этом становится равной нулю, а самолет двигается по баллистической траектории под действием только силы тяжести и снижается, переходя в пикирование, до 6000 метров. Это соответствует состоянию невесомости, которая продолжается 28—30 секунд.

Такой сложный “пируэт” на огромном четырехмоторном самолете весом около 140 тонн выполняет один летчик — полковник Анатолий Николаевич Колмогоров. Правда, он уже подготовил себе смену — полковника В.Н. Кислицына и подполковника С.Д. Магро.

Обычно экипаж за один полет не менее 10—15 раз “окунает” испытуемых в невесомость.

За кадром, показывающим людей, очутившихся, хотя бы и кратковременно, в “космосе”, не видно экипажа самолета-лаборатории. А как же они переносят перегрузки и состояние невесомости!?

Командир корабля полковник А.Н. Колмогоров уже более 15 лет выполняет этот полет высшей категории сложности, а уж про психологические ощущения виража говорить не приходится. Более трех тысяч раз совершил он “параболические горки” и испытал на себе состояние невесомости. Столь уникальным опытом не располагает ни один пилот в мире.

К таким полетам заместителя командира Отдельного испытательного тренировочного авиационного полка особого назначения имени В.С. Серёгина Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина готовила вся предшествующая жизнь. Вырос Анатолий Николаевич в трудовой семье Анны Яковлевны и Николая Дементьевича Колмогоровых в Новокузнецке. После школы окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина. Служил в частях ВВС, летал на фронтовых бомбардировщиках Ил-28 и Як-28.

Затем сел за штурвал более тяжелых боевых машин. С первых дней участвовал в афганской кампании. В декабре 1979 года Ан-12 заместителя командира эскадрильи по политчасти одним из первых в конвейере военно-транспортных самолетов с десантниками на борту приземлился в Баграме. Сразу после разгрузки — вновь полет за другими подразделениями, оружием, боеприпасами.

За время афганской кампании А.Н. Колмогоров приземлялся на аэродромах Кабула, Кандагара, Шиндада и других, в том числе в обстановке применения противником “стингеров” и других огневых средств. Доставлял воинам-интернационалистам боеприпасы, продовольствие, письма — всё, чем жив солдат на войне. Из Афганистана вывозил тяжелораненых. Сколько полетов совершил в зону боевых действий, полковник скромно умолчал.

С 1983 года родным аэродромом А.Н. Колмогорова стал Чкаловский. И с тех пор у военного летчика всё было связано с деятельностью в интересах космоса. Но этим работа далеко не ограничивалась. Даже в самое тяжелое для военной авиации время, когда пилоты, особенно в истребительной авиации, с трудом “набирали” 15—20 летных часов в год, А.Н. Колмогоров имел налет 250—300 часов. Летал много, дома бывал мало. Но тыл у летчика был надежным. Тамара Георгиевна, жена Анатолия Николаевича, всегда поддерживала в семье атмосферу оптимизма и уверенности. Только один раз чуть не дрогнула. Во время ввода войск в Афганистан от Анатолия Николаевича несколько суток не было вестей. А тут еще звонят сослуживцы, чтобы не беспокоилась. Потом командир посоветовал не волноваться. Это как раз и насторожило Тамару Георгиевну больше всего. Что уж там было, пусть останется в истории, но главное — вскоре капитан появился дома, уставший и весь пропахший керосином.

После завершения боевых действий в Афганистане на названный космический полк выпало испытание не менее тяжелое, чем война. “Перестройка” и “реформы” стали самым тяжелым периодом в деятельности части. Вооруженные Силы России испытывали недостаток финансирования, не хватало горючего, запчастей, стали досрочно увольняться офицеры. Некомплект летного состава составил почти 50 процентов. Дело дошло до того, что на три самолета остался один штурман. Так, например, капитан А.П. Луганский, не заходя домой, переходил из одного экипажа в другой — на взлет...

Всё чаще приходилось летать в “горячие точки”: Приднестровье, Средняя Азия, затем Чечня. Неоднократно Анатолию Николаевичу приходилось выполнять задания на летающем госпитале Ил-76 “Скальпель”. Каждый рейс был связан с перевозкой тяжелораненых, жизнь которых подчас напрямую зависела от того, насколько профессионально и твердо держит штурвал командир корабля.

Как-то во время событий в Приднестровье А.Н. Колмогоров поднял свой самолет. В районе Киева отказал один из двигателей. Ил-76 может лететь на трех моторах, но не просто удержать самолет в нормальном полете. Подобный случай был и во время рейса из Моздока с ранеными на борту. В таких случаях всё решает командир корабля. Не один раз приходилось полковнику А.Н. Колмогорову брать всю ответственность на себя. За почти 33 года летной работы (более 5000 часов в воздухе) он не имел ни одного летного происшествия по вине экипажа. При этом следует отметить, что и его полк не имеет ЧП со времени гибели В.С. Серёгина и Ю.А. Гагарина.

Полковник А.Н. Колмогоров награжден орденом “За военные заслуги”, медалью П. Нестерова, грамотой Верховного Совета СССР со знаком “За боевое братство” (за Афганистан). Скромный и весьма порядочный в быту человек. Во время нашей беседы он несколько раз переводил разговор на своих сослуживцев, командира полка, бывших и нынешних членов экипажа самолета. Убеждал, что надо написать о них, а не о нем. “Вот,— говорит,— встретьтесь с командиром полка полковником В.А. Платоновым. У него более 800 боевых вылетов в Афганистане, награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, заслуженный военный летчик”.

Кстати, в полку только два офицера имеют очень уважаемое в ВВС звание “Заслуженный военный летчик”. Кроме командира части, его заслужил полковник А.Н. Колмогоров. Это ас в своем крылатом деле, настоящий русский офицер.

Борис ГОЛЫШЕВ.

Газета «Правда» №71 за 06 – 09.07.2007

 

 

Добавить комментарий