Эта страница создана по просьбе родственников нашего однокурсника Бориса Васенина, трагически погибшего в авиакатастрофе на самолёте Як-28пп 3-го февраля 1982 года, которая произошла на аэродроме Бжег в Польше (799 орап СГВ ). В сборе материала самое активное участие принимала племянница Бориса Марина Михайлова, а так же его сёстры Зоя Дмитриевна, Нина Дмитриевна и вдова Светлана, бережно сохранившие немногие фотографии и память о нашем товарище.
- выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1973 года погиб 03.02.1982г. в Бжеге на Як-28
Из письма Марины Михайловой:
«[17:49, 10.05.2020] Я родилась в 1985 году, дядю видела только на фото, сестёр не видела вообще, но иногда звоним по телефону. Моя мама родная сестра рассказывала, что он определился с профессией в 5 лет, ушёл в армию и написал письмо Министру обороны и его направили в БВВАУЛ. Почему он разбился, и что случилась так и нет точной информации. Может Вы что-то знаете или у Вас есть фото с дядей, сфотографируйте, пожалуйста.
Мы четыре сестры, у нас есть мальчишки, мы надеемся, что может кто-нибудь возьмёт профессию военного лётчика.»
На форуме «Авиация СГВ» не сложно было найти ссылку https://www.sgvavia.ru/forum/57-817-6
Также о лётном происшествии февраля 1982 года имеется пост на форуме avia.ru https://www.forumavia.ru/t/53724/6/
Вот что пишет свидетель той трагической ночи (внесены мелкие поправки):
«VVV 10.02.2006 11:56
В Бжеге в полку постановщиков помех на самолётах Як-28пп в период с 1981 по 1986 год произошло 3 катастрофы. Одна на Як-28пп и две на Як-28у.
1. 1982 год, февраль месяц. При проведении полётов НПМУ на взлёте произошла катастрофа самолёта Як-28пп, пилотируемого командиром звена капитаном Васениным и штурманом звена ст.л-м Позолотиным. Трагическая нелепость, у Бориса сложился перерыв в ночных полётах, но срок ещё не вышел (осталось несколько дней). Командир запланировал контрольный полёт на спарке, который получился в конце смены в шестом часу, а боевого самолёта не хватило по плану. В процессе полётов один из боевых самолётов закончил плановую таблицу раньше, и Борис уговорил командира выпустить его на боевом, а в плановой РП дорисует полёт. Командир нехотя согласился, сказав, чтобы тот прошёл тренаж в кабине перед полётом и в тетради расписал самостоятельный полёт. На КПИ дали команду готовить самолёт к повторному вылету с заправкой 3000 литров. Техник самолёта ст.л-т Дурнев ( во как "карты легли")в это время уже заправля 3+4 бак, который находился сразу за закрылками и при проведении послеполётной подготовки должен был заправляться вторым после первого ( на Як-28 их шесть и при "коротких" заправках в каждый заливалось определённое количество топлива). Одному Дурневу известно сколько топлива залито было в этот бак и сколько в первый. На топливомере было ровно 3100л, как положено. Борис, я думаю, допустил роковую ошибку, не проверив топливо побачно, доверился технику самолета Дурневу, парень-то вроде не плохой, пьёт как все, нарушений как у всех и т.д. Какая была центровка - одному богу тогда было известно, а она была задняя. Полёт вроде-бы не сложный - по "кругу" 10 минут, взлетел и уже садиться.
На Яке стабилизатор устанавливается во взлётное положение лётчиком в зависимости от заправки и центровки ( но он всё равно в пределах 0 и 0, 25 ) Комиссия потом долго удивлялась как можно точно выставить стабилизатор по такому прибору.
Быстренько запустили, быстренько вырулили, быстренько взлетели. Самолёт, по рассказу РП, 200м набрал до центра полосы и перевернувшись упал носом в сторону взлёта, оба члена экипажа погибли в миг.
На разборе при прослушивании МС-61 карты контрольных докладов между летчиком и штурманом не было, был только радиообмен между лётчиком и РП и четыре слова перед падением -" Боря, уголок поменьше держи", как оказалось, после экспертизы голосов РП, ПРП это был голос штурмана, который по жизни был очень спокойным не многословным и грамотным штурманом...»
Известно, что законы в авиации написаны кровью и всё изложеное это целиком подтверждает. У Бориса осталось две дочери Алёна и Ольга, которые живут вместе с мамой в Перми, а сам он похоронен на родине в Бийске. В июне 2020-го года на могиле был установлен новый памятник.