Безупречная работа на ТАНТК дала основание руководству Комплекса доверить Ульянову испытание Ве-103 - самолета не просто опытного, а по своему замыслу самолета будущего. На странице материалы повествующие о некоторых подробностях гибели Ульянова - выпускника Барнаульского ВВАУЛ 1980 года.
Ульянов Владимир Николаевич - Летчик-испытатель второго класса
Окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в морской авиации Черноморского флота, где стал командиром эскадрильи самолетов-амфибий Бе-12. В 1990 году опытный морской летчик перешел на испытательную работу по приглашению Тагонрогского А НТК им Г.М. Бериева (ТАНТК). «Нам тогда нужно было принять пилота опытного, умеющего летать с воды, - рассказывал один из ветеранов ЛИКа (летно-испытательного комплекса) Б.И Лисак, - чтобы мы успели передан» ему свой опыт. Вода - по очень серьезно. Это не то, что летать с суши. По крайней мере, я только на восьмой год мог сказать о себе, что я что-то понимаю в этом. Нам предлагали много кандидатур, но мы остановились на Ульянове».
После окончания в 1992 г. Школы летчиков-испытателей МАП Ульянов участвовал в испытаниях самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», самолета МВЛ Бе-32К, летал на модифицированных самолетах-амфибиях Бе-12НХ и Бе-12П, в том числе для отработки методики тушения лесных пожаров с самолета Бе-12П в реальных условиях. Впервые поднял в воздух опытный самолет-амфибию Бе-103 и начал его летные испытания.
Погиб 18 августа 1997 года в тренировочном полете на самолете Бе-103 в процессе подготовки к демонстрационным полетам накануне открытия московского международного аэрокосмического салона МАКС-97.
Безупречная работа на ТАНТК дала основание руководству Комплекса доверить Ульянову испытание Ве-103 - самолета не просто опытного, а по своему замыслу самолета будущего - носителя конструкторских идей, с которыми фирма связывает свои большие надежды. Это был его первый опытный самолет, который он должен был поставить на крыло, дать путевку в небо.
От первого появления самолета на ЛИКе до открытия МАКС-97, на котором во что бы то ни стало требовалось показать Бе-103, времени было в обрез, оставалось всею два месяца. Первый полет опытного самолета-амфибии с суши для проверки его устойчивости и управляемости был благополучно выполнен В.Н. Ульяновым 15 июля 1997 года. Такого неординарного события, неизменно привлекающего внимание широкою круга авиаспециалистов, не было в Таганроге уже более 10 лет (12.12.86 - первый взлет с суши опытного экземпляра самолета-амфибии А-40 «Альбатрос»). До перелета в г. Жуковский на Бе-103 успели совершить еще около 30 испытательных полетов.
Самолет-амфибия Бе-103 разработки ТАНТК им. Г. М. Бериева, работы по которому начались еще в начале 90-х годов, находился в стадии сертификации типа. Несмотря на постоянный дефицит средств, на Комсомольском- на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) была подготовлена оснастка и задел деталей для серийного производства, в связи с чем публичной демонстрации самолета на очередном авиасалоне в Жуковском придавалось большое значение.
В роковой день 18 августа 1997 года Ульянов в 11 часов 14 минут взлетел с аэродрома ЛИИ в г. Жуковском, набрал высоту около 100 метров, затем, видимо, стремясь вписаться в зону пилотирования, вошел в крутой вираж с набором высоты. Последовал непреднамеренный выход самолета на закритические углы атаки и сваливание, для вывода из которого летчику не хватило высоты. Машина упала в районе ВПП-4. прямо около вышки руководителя полетов, и загорелась. При ударе самолета о грунт Пилота выбросило из кабины. По заключению медиков, он скончался на месте от травм, несовместимых с жизнью. Причиной катастрофы сочли недостаток скорости для выполнения маневра.
Однако, менее чем через 2 года, второй экземпляр амфибии (RA-03002) потерпел катастрофу в Германии при схожих обстоятельствах - в результате сваливания на взлете. Результаты расследования обеих катастроф сводились к тому, что самолет вел себя адекватно поведению летчика. Другими словами, летчики допускали ошибки в его пилотировании.
Тем не менее, на сей раз последовала доработка конструкции для повышения устойчивости самолета и повышения порога сваливания с установкой на крыло предкрылка, предварительно прошедшего продувку на моделях в СибНИИА По данным аэродинамических исследований, Су доп. удалось отодвинуть на величину до 3,5, соответственно подняв критический угол сваливания с 16° до 21°. В результате улучшились характеристики продольной и поперечной устойчивости самолета, он стал не таким строгим в управлении.
Катастрофа с самолетом Бе-103 потрясла и глубоко омрачила его создателей, ведь последний раз трагедия с подобным исходом в Таганроге имела место в далеком 1961 году (24.11.61. Бе-12, командир экипажа летчик-испытатель П.П.Бобро).
После панихиды на ТАНТК В.Н. Ульянов был похоронен в Таганроге на аллее Славы нового городского кладбища. У него остались жена и двое детей.
Источники информации:
- «Катастрофа самолета СЛ-А Альфа» / Б. Волков, Журнал АОН № 7-1999/
- «Апрельские выставки» / С Арасланов, С Соложенец, П.Изюмский Журнал АОН №5 2001/
- Морское притяжение. / В. Н. Мартыненко. Издателоство «Рестарт» Москва 2002/
- Самолеты ТАНТК им.Г.М Бериева 1945-1968 / Г.С. Панатов А.Н.Заблоцкий, А.И.Сальников - М.: Рестарт+. 2001. - 224 с. /
- Легкий самолет-амфибия Бе-103 / А. Заблотский. А.Сальниксв «Авиация» №11 (№3-2001)
- Праздник воздушного флота оказался щедр на катастрофы К.Дыбский, Сегодня (Москва)-
19.08.1997/
- Самолет упал по вине пилота / А Раскин Коммерсант (Москва) - 04.09.1997/
«Скоро осень. На улице август...» / А Булейко. «Город» (Таганрог) - 23.08.1997/
Помогали:
- С.С. Еремин
- Ю.М. Кабанов