"Катастрофа произошла 10 сентября 1980 года…Летали смену "день с переходом на ночь…" - рассказ Жиброва Александра
- выпускника Барнаульского ВВАУЛ 1978 года
Погиб 10 сентября 1980 года (Балхаш)
Валера проучился с нами до середины третьего курса. Где-то неудачно оступился на спортивных занятиях, сломал ногу…"Приговор" врачей был нормальный, но год пришлось пропустить, поэтому выпускался он в 1978 году.
Еще по учебе в училище он многим запомнился добродушным, веселым, неунывающим парнем. Наши пути "пересекались" неоднократно, как впрочем и со всеми однокашниками, но то чувство надежности, которое было присуще Валере, доброжелательности в отношениях оставило хорошую память в годы учебы в Барнаульском ВВАУЛ. Круговерть курсантских лет прошла быстро.
Но когда я его увидел , только что прибывшего в Балхашский разведполк, возле столовой, честно скажу, был очень рад!
Прибыли они вдвоем, Валера и Володя Остапенко, высокие, крепкие парни.
Коллектив встретил их очень хорошо. Быстро освоились на новом месте, сдали зачеты, приступили к полетам…Жизнь "потекла" , как обычно в боевом полку…
Рабочие будни ..Полеты, полеты… Не знаю, но я почему-то всегда считал, что Он нашего года выпуска, хотя никакой разницы в этом нет.
По летной подготовке он шел ровно, летал хорошо, уверенно…так обычно пишут в характеристиках, только за этими словами скрывалось гораздо больше.
Штурман у Валеры в экипаже был Марат Сайдалиев, 1978 года выпуска, казах по национальности и родом из Алма-Аты. Молодой горячий, иногда даже очень. Валера быстро нашел общий язык, полеты и остальная жизнь шла своим чередом.
Хорошо запомнилось, что не стеснялся спрашивать, если что-то не было понятно, живо интересовался особенностями выполнения тех или иных элементов воздушной разведки. Сам вникал до каждой мелочи, "заставлял" слушать штурмана. Только эта черта говорит о том, что экипаж был подготовленный, одно целое.
Когда не было полетов, часто играли в футбол, причем время игры не ограничивалось положенными 90 минутами, играли до темна…Валера часто был в самом центре поля, играл хорошо, только иногда , остановившись рядом и переводя "дух", сожалел, эх! Если бы не нога…
Катастрофа произошла 10 сентября 1980 года…Летали смену "день с переходом на ночь…Простые метеоусловия, только дымка была сильная и к ночи немного ухудшилась, но все равно по "балхашским" понятиям нормальная, устойчивая погода. Уже наступила ночь, мы с Валерой экипажами играли в теннис (была эта игра в почете и возле стола всегда очередь) в высотке, "отрывались" по полной программе ввиду отсутствия желающих поиграть.
Пришло время идти на самолет мне, и Валера с Маратом продолжали играть дальше. На ЦЗТ, уже перед посадкой в кабину увидел Валеру (самолеты стояли рядом). Я спросил, ты чего так рано? Ведь у тебя вылет почти через час..
"Да уже "устали" играть вдвоем… Сейчас тренаж пройдем, да может чуть раньше разрешат взлететь?".
Мы ушли по маршруту и на полигон, отработали и были на втором развороте, когда Валера взлетел. В это время по погоде маршрут закрыли, Валера пошел сразу на полигон. Ничего необычно в этом не было…
Во время выполнения повторного захода на тактическом полигоне связь с экипажем прекратилась…Полеты прекратились, начались поиски…
Не буду говорить про "недостатки". Их всегда можно найти. Но в этой катастрофе были и непонятные моменты…Самолет не нашли. Обычная глубина озера 4-6 метров, а в районе предполагаемого падения –16… большая "заиленность" дна… Многие задавали вопрос, почему от столкновения самолета с водной поверхностью - не было вообще "глушеной" рыбы, при таком изобилии…
Говорили о возможном взрыве в воздухе (самолет был "ночной") из-за СОУ…
Самолет не нашли, как не нашли и Валеру с Маратом…Причину найти легче...
А Валера запомнился на всю жизнь веселым, неунывающим, жизнерадостным добрым другом и товарищем…
Правильно говорят, "Летчики улетают и не возвращаются…"
Вот и Валера с Маратом также…
Александр Жибров (выпускник 1977 года).