Павлов Валерий"Катастрофа произошла 10 сентября 1980 года…Летали смену "день с переходом на ночь…" - рассказ Жиброва Александра

- выпускника Барнаульского ВВАУЛ 1978 года

 

Погиб 10 сентября 1980 года (Балхаш)

Павлов ВалерийВалера проучился с нами до середины третьего курса. Где-то неудачно оступился на спортивных занятиях, сломал ногу…"Приговор" врачей был нормальный, но год пришлось пропустить, поэтому выпускался он в 1978 году.

Еще по учебе в училище он многим запомнился добродушным, веселым, неунывающим парнем.  Наши пути "пересекались" неоднократно, как впрочем и со всеми однокашниками, но то чувство надежности, которое было присуще Валере, доброжелательности в отношениях оставило хорошую память в годы учебы в Барнаульском ВВАУЛ. Круговерть курсантских лет прошла быстро.

Но когда я его увидел , только что прибывшего в Балхашский разведполк, возле столовой, честно скажу, был очень рад!

Прибыли они вдвоем, Валера и Володя Остапенко, высокие, крепкие парни.

Коллектив встретил их очень хорошо. Быстро освоились на новом месте, сдали зачеты, приступили к полетам…Жизнь "потекла" , как обычно в боевом полку…

Рабочие будни ..Полеты, полеты… Не знаю, но я почему-то всегда считал, что Он нашего года выпуска, хотя никакой разницы в этом нет.

По летной подготовке он шел ровно, летал хорошо, уверенно…так обычно пишут в характеристиках, только за этими словами скрывалось гораздо больше.

Штурман у Валеры в экипаже был Марат Сайдалиев, 1978 года выпуска, казах по национальности и родом из Алма-Аты. Молодой горячий, иногда даже очень. Валера быстро нашел общий язык, полеты и остальная жизнь шла своим чередом.

Хорошо запомнилось, что не стеснялся спрашивать, если что-то не было понятно, живо интересовался особенностями выполнения тех или иных элементов воздушной разведки. Сам вникал до каждой мелочи, "заставлял" слушать  штурмана. Только эта черта говорит о том, что экипаж был подготовленный, одно целое.

Когда не было полетов, часто играли в футбол, причем время игры не ограничивалось положенными 90 минутами, играли до темна…Валера часто был в самом центре поля, играл хорошо, только иногда , остановившись рядом и переводя "дух", сожалел, эх! Если бы не нога…

Катастрофа произошла 10 сентября 1980 года…Летали смену "день с переходом на ночь…Простые метеоусловия, только дымка была сильная и к ночи немного ухудшилась, но все равно по "балхашским" понятиям нормальная, устойчивая погода. Уже наступила ночь, мы с Валерой экипажами играли в теннис (была эта игра в почете и возле стола  всегда очередь) в высотке, "отрывались" по полной программе ввиду отсутствия желающих поиграть.

Пришло время идти на самолет мне, и Валера с Маратом продолжали играть дальше. На ЦЗТ, уже перед посадкой в кабину увидел Валеру (самолеты стояли рядом). Я спросил, ты чего так рано? Ведь у тебя вылет почти через час..

"Да уже  "устали" играть вдвоем… Сейчас тренаж пройдем, да может чуть раньше разрешат взлететь?".

Мы ушли по маршруту и на полигон, отработали и были на втором развороте, когда Валера взлетел. В это время по погоде маршрут закрыли, Валера пошел сразу на полигон. Ничего необычно в этом не было…

Во время выполнения повторного захода на тактическом полигоне связь с экипажем прекратилась…Полеты прекратились, начались поиски…

Не буду говорить про "недостатки". Их всегда можно найти. Но в этой катастрофе были  и непонятные моменты…Самолет не нашли. Обычная глубина озера 4-6 метров, а в районе предполагаемого падения –16… большая "заиленность" дна… Многие задавали вопрос, почему от столкновения самолета с водной  поверхностью - не было вообще "глушеной" рыбы, при таком изобилии…

Говорили о возможном взрыве в воздухе (самолет был "ночной") из-за СОУ…

Самолет не нашли, как не нашли и Валеру с Маратом…Причину найти легче...

А Валера запомнился на всю жизнь веселым, неунывающим, жизнерадостным добрым другом и товарищем…

Правильно говорят, "Летчики улетают и не возвращаются…"

Вот и Валера с Маратом также…

Александр Жибров (выпускник 1977 года).

Семья Валерия Павлова.На тренаже один Валера.Сдаем МЛП, Валера подсказывает труды "Ильича"…Перед полетами.МаратОсмотр самолетаПеред полетами. Лето, 1979 год.Профилакторий. Павлов и Мариев.Предварительная подготовка. На заднем плане штурман-Марат  Сайдалиев.Памятник экипажу борта № 20. Озеро Балхаш.Ставим памятник…Поминаем…

Добавить комментарий