В 1924-1925 годах в Военно-Воздушных Силах, как и во всей Красной Армии, была осуществлена военная реформа. Ее основные задачи: дальнейшая организационная перестройка и укрепление центрального и местного аппарата управления ВВС; создание более четкой системы их снабжения; совершенствование организационно-штатной структуры авиачастей; перестройка системы подготовки летных и технических кадров; улучшение воспитательной работы среди авиаторов.

В 1924 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск) создается 16-й отдельный разведывательный авиационный отряд имени Сибревкома. Несмотря на острую нехватку материальной части, боевая подготовка летного и технического состава непрерывно совершенствовалась.

К развитию авиации и ее материально-технической базы были привлечены широкие народные массы. Лозунг «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!»- нашел горячий отклик среди населения и стал одним из самых популярных. Всенародное движение охватило все уголки нашей необъятной страны. Строительство авиации стало делом всего народа, ударной задачей тех лет.

Формы участия советских людей в авиастроительстве, их личного вклада в это государственное дело носили самый разнообразный характер. На предприятиях практиковались отчисления трудящихся от своего месячного заработка, устраивались воскресники. Крестьяне производили дополнительную запашку земли и собранное зерно сдавали в фонд авиации. Творческие работники различных городов организовывали спектакли, концерты и т. д., средства от которых поступали на строительство авиации. Трудящиеся Донбасса внесли первый взнос в виде поставки 200 пудов сверхплановых кавалерийских подков.

С 1923 года в частях округа с большим подъемом проходил добровольный сбор средств на постройку самолетов для Воздушного Флота. Личный состав 62-го Краснознаменного полка 21-ой Пермской дивизии собрал в этот фонд 3661 рубль (по тому времени большие деньги). Курсанты окружной военно-политической школы внесли 2042 рубля и постановили на эти цели отчислять ежемесячно 1% денежного содержания. Их поддержали воины всех частей округа. За 1923-1924 годы было собрано по стране 6 млн. рублей золотом.

В 1924 году Западно-Сибирский Военный округ переименован в Сибирский Военный округ. 14х октября 1924 года утвержден новый штат управления авиации округа и разработано положение о его деятельности. В штате управления были: совет управления, техническая инспекция, оперативно-строевая часть, воздухоплавательная часть, технико-хозяйственная часть. Всего - 48 человек.

Приказом начальника ВВС И. П. Баранова от 27 марта 1926 года Управление авиации округа переименовано в Управление ВВС СибВО. Начиная с 1926 года авиационные отряды в летний период выезжали на полевые аэродромы. Учеба в лагерях заканчивалась участием авиачастей в осенних маневрах войск военного округа, подводивших итоги боевой подготовки.

В 1928 году с получением отечественных самолетов различных типов особое внимание стало уделяться дальним и ночным полетам, полетам в сложных погодных условиях, «бреющим» полетам в составе подразделений, взлетам и посадкам на точность. Летчики настойчиво повышали искусство стрельбы по наземным и воздушным целям, приобретали навыки бомбометания по малоразмерным и движущимся целям. На маневрах 1928 года авиаторы округа показали высокое боевое мастерство. В связи с оргштатными мероприятиями в 1929 году на территории округа остался один - 16-й - корпусный авиаотряд.

15 января 1930 года командующий войсками СибВО Н. В. Куйбышев возбудил ходатайство о расширении Военно-Воздушных Сил. Однако, по пятилетнему плану, исходя из экономических возможностей и согласно плану военного строительства, только в 1933 году началось создание новых частей на территории округа. В 1934 году в Омске и Красноярске созданы авиационные бригады. Был переформирован в авиабригаду корпусный авиаотряд в Толмачево (Новосибирск), образован Омский авиаремонтный завод.

В 1937 году серьезных успехов достигла советская авиация. У всех на устах были имена участников беспосадочного арктического перелета Москва - Северный Ледовитый океан - Камчатка - остров Удд (Чкалов). Воинам Омского гарнизона посчастливилось принимать их у себя в летнем лагере. Незабываемая, волнующая встреча! На ней выступил один из славной чкаловской тройки - уроженец Татарского района Новосибирской области Герой Советского Союза Г. Ф. Байдуков. 20 июня 1997 года этому историческому событию исполнилось 60 лет.

В эти годы авиацию СибВО возглавлял славный сын венгерского и советского народа Г. К. Киш, проявивший себя способным военачальником, а затем К. В. Маслов - один из основателей Монинского авиагарнизона.

Таким образом, начало 30-х годов является важным рубежом в строительстве советской военной авиации, ознаменовавшим переход ее на более высокую ступень в общей системе строительства Вооруженных Сил, превращение ВВС из вспомогательного средства вооруженной борьбы в самостоятельный род войск.

С апреля 1938 года по всем Военно-Воздушным Силам проходили организационные мероприятия, связанные с перевооружением ВВС на новую материальную часть. Программа всестороннего укрепления воздушной мощи страны на базе технической реконструкции, намеченная на вторую пятилетку, успешно выполнялась.

Основными типами самолетов в ВВС стали: в бомбардировочной авиации - ТБ-1 и ТБ-3, а затем СБ и ДБ-3; в легкобомбардировочной и разведывательной авиации - Р-5; в истребительной авиации - И-5, а затем И-15, 16, И-16 бис. В эскадрильях разведывательной и легкобомбардировочной авиации количество самолетов возросло с 19 до 32, в истребительной - до 43.  

В ВВС округа вместо авиационных бригад были созданы шесть авиаполков и разведывательная эскадрилья. Для обслуживания авиаполков сформированы три авиационные базы: в Омске, Толмачево, Красноярске. Общий налет часов за 1938 год составил 20522.

Для подготовки авиационных кадров в 1939 году были сформированы: Новосибирская школа на самолетах СБ с дислокацией в Толмачево, две окружные школы по подготовке младших авиаспециалистов в городах Омске и Красноярске.

В 1936 году Германия и Италия, поддержав мятеж генерала Франко против республиканского правительства, разожгли гражданскую войну в Испании.

Страны-агрессоры начали открытую интервенцию, направив в Испанию большое количество войск, в том числе немецко-фашистский «Легион Кондор», насчитывавший до 400 самолетов.

Верный своему интернациональному долгу советский народ пришел на помощь Испанской республике. Сюда были направлены 722 авиатора-добровольца, в т. ч. 141 летчик, а также 648 самолетов И-15, И-16, СБ. Советские летчики вели напряженные бои с вражеской авиацией.

Добровольцем уехал в Испанию питомец Новосибирской авиационной школы лейтенант А. Г. Романов. Вместе с товарищами он собирает присланные из Союза самолеты И-16, доставленные затем на прифронтовой аэродром Реус, южнее Барселоны.

Трижды в день авиагруппа, в которой воевал Романов, вступала в бой с фашистскими захватчиками. И каждый раз - побеждала. За три месяца боев в небе Валенсии бесстрашный советский сокол сбил 30 фашистских самолетов. Во время облета самолета после ремонта Александр Георгиевич Романов погиб. Его похоронили в Испании. 14 ноября 1938 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кавалером Золотой Звезды стал также командир эскадрильи сибиряк майор И. И. Евсевьев (в годы войны командовал авиадивизиями и корпусами, награжден семью орденами. В послевоенное время -генерал-лейтенант авиации).

Доблестно бился в небе Испании опытный советский ас, впоследствии с ноября 1938 года по декабрь 1940 года - командующий ВВС СибВО, майор Георгий Нефедович Захаров. Он командовал интернациональной авиационной истребительной бригадой. Фашистские летчики боялись ее как огня. У них были для этого основания. Только один Г. Н. Захаров сбил лично свыше десятка машин. В воздушном бою над Мадридом с 12 самолетами противника он сбил 3 из них. Его грудь украсил третий орден Боевого Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Г. Н. Захаров командовал истребительной авиадивизией, в состав которой входил авиаполк «Нормандия-Неман».

Знакомясь с материалами, хранящимися в архиве музея истории СибВО и относящимися к 1939-1940 годам - времени конфликта с Финляндией, мы обратили внимание на фотографию, где запечатлен седоватый генерал-майор авиации в парадном мундире. Это - Василий Ильич Клевцов, Герой Советского Союза. Человек удивительной судьбы!

Василий Ильич участвовал почти во всех войнах, в которые была втянута наша страна. Родился в 1909 году в Риге. В 19 лет добровольцем ушел в авиацию. Учился в ленинградской военно-теоретической школе летчиков, в Качинской военно-авиационной школе, Военно-воздушной академии. Прошел путь от младшего летчика до командира авиадивизии.

В сентябре 1941 года Клевцов получил назначение в 60-ю смешанную авиадивизию на Брянском фронте. Командиром этой дивизии в составе 17-й воздушной армии он прошел с боями от Сталинграда до Вены. Василий Ильич имел свою многократно апробированную методику обучения: учил не столько на земле, сколько в воздухе.

Он сам вел воздушных снайперов на бомбометание, первым брался за решение самой сложной боевой задачи, личным примером внушал молодым летчикам уверенность в своих силах, возможностях нашей боевой техники. Умелое и смелое маневрирование бомбардировщиком в воздухе не раз помогало Василию Ильичу выходить из самых сложных ситуаций при встрече с истребителями противника.

Об этом красноречиво говорит случай из летной работы В. Клевцова. Группа бомбардировщиков СБ возвращалась на свою базу в Ханькоу (Китай). Клевцов замыкал строй боевых машин. Вдруг наблюдатель доложил: «Вижу группу истребителей японцев. Похоже, собираются атаковать нас в хвост...» Клевцов сориентировался: бомбардировщики находятся в самом невыгодном положении, начни бой сейчас - потери будут неизбежны. Он отрывается от группы и навязывает бой противнику. Атака на группу бомбардировщиков, таким образом, была сорвана. Своих он догнал уже неподалеку от аэродрома.

28 лет отдал службе в ВВС генерал-майор авиации Василий Ильич Клевцов. Десять лет, с 1946 по 1956 год, был заместителем командующего ВВС СибВО по боевой подготовке.

Ветеран ВВС СибВО живет в Новосибирске. Молодые воины - частые гости героя.