Воскресенье 22 июня 1941 года никогда не изгладится из памяти народов нашей страны. Гитлеровская Германия, нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на Советский Союз.

Ее авиация произвела массированные налеты на города и селения. Бомбовым и штурмовым ударом немецкой авиации подверглись 66 военных аэродромов. Общие потери советских ВВС 22 июня составили 1200 самолетов (ЦАМО, хр. 32 оп. 11302, д. 65, л. 202-211). Основная часть была уничтожена на земле, не успев вступить в борьбу с захватчиками.

Вечером 22 июня Военный Совет СибВО собрался на экстренное заседание. «Нам предстоит ознакомиться с директивой Генштаба и принять меры по быстрому формированию и отправке на фронт армии», - безо всякого вступления объявил командующий войсками СибВО генерал-лейтенант С. А, Калинин.

Через трое суток 24-я армия была готова к отправке на фронт. Армия по боевому и численному составу, полевой выучке, моральному духу воинов, техническому оснащению была одной из самых сильных в Советской Армии. Она направлялась на Западный фронт, где противник развернул свою наиболее мощную группировку. 3 июля 24-я армия заняла оборону на рубеже Оленино, Белый, Дорогобуж. В ее задачу входило не допустить прорыва немецко-фашистских войск в направлении Смоленск, Вязьма.

24-й Сибирской армии предстояло встречными ударами под основание ельнинского выступа окружить и уничтожить ельнинскую группировку врага, продолжая в дальнейшем продвижение на запад. Задача была сложной. Немцы сильно укрепились в Ельне и окружающих населенных пунктах: на переднем крае своей обороны и в глубине они закопали в землю танки, штурмовые и артиллерийские орудия, превратив ельнинский выступ в своеобразный укрепленный район. Противник превосходил нас также в численности и вооружении (исключая артиллерию).

В подобной ситуации 24-я армия в августе несколько раз переходила в наступление. Наиболее значительное из них началось 8 августа. Согласно приказу 107-я стрелковая дивизия во взаимодействии с другими соединениями при поддержке двух артиллерийских полков и 38-й авиационной дивизии Героя Советского Союза генерал-майора И. И. Евсевьева должна была нанести главный удар с севера на юго-запад, перерезать железную и шоссейную дороги и выйти в тыл противника; 127-я стрелковая дивизия осуществляла встречный удар с юга на северо-запад. Остальные соединения армии получили задачу сковать неприятеля с фронта, лишив возможности маневрировать живой силой и техникой.

Боями в районе Ельни и Духовщины закончилось длившееся два месяца Смоленское сражение. В ходе его наши войска и 24-я Сибирская армия проявили величайшую стойкость, нанесли гитлеровцам сильные контрудары и вынудили их перейти к обороне.

Командующий ВВС 24-й армии генерал-майор авиации Борис Андреевич Погребов (с декабря 1940 года по июль 1941 года был командующим ВВС СибВО) все время находился в частях и соединениях. Совместно со штабом решал вопросы взаимодействия с другими родами войск, материально-технического снабжения и боевого обеспечения, помогал командирам, летному и техническому составу в организации подготовки к боевым вылетам.

На ВВС округа в ходе войны легло много задач. Главная из них - формирование и отправка на фронт авиационных полков и дивизий. Всего их было сформировано около сорока пяти. Из них: 7 полков ночных бомбардировщиков, остальные полки истребителей и бомбардировщиков, в том числе в Новосибирске - прославленная 38-я авиадивизия, ставшая впоследствии 2-й гвардейской авиационной бомбардировочной Берлинской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизией и в Красноярске - 22-й гвардейский ночных бомбардировщиков авиационный Краснознаменный ордена Суворова полк.

Принимались, переукомплектовывались, передислоцировались в Сибирь школы авиационных специалистов (летного и инженерно-технического состава) из зон, захваченных фашистами. Например, Таганрогская, Воронежская, Ленинградская, Балашовская и другие. Перегонялись самолеты из-за рубежа (США) и местных заводов. Для этого были сформированы: авиабаза по перегонке авиатехники и авиаполк в городе Красноярске. Подготавливались части и авиашколы для других округов. В августе 1941 года приказом НКО СССР создан Омский центральный авиационно-технический склад.

Созданная в 1940 году Омская военная авиационная школа, сделавшая до войны два выпуска военных летчиков на самолетах СБ, в 1941 году расширилась за счет эвакуированных из Европейской части СССР Борисоглебской, Коростеньской, Харьковской авиашкол. За 1941 год подготовлено для фронта 1162 пилота, а всего за годы войны более 1500 летчиков на самолеты СБ, ПЕ-2, ТУ-2. Училище дало Родине 28 Героев Советского Союза. В городе Барнауле именами двух летчиков Героев Советского Союза выпускников Омского училища - Ивана Васильевича Глушкова и Николая Михайловича Малахова - названы улицы.

В годы войны майор И. В. Глушков выполнял задания разведывательного характера. Уничтожил около ста танков и автомашин, сбито несколько самолетов врага. В сентябре 1943 года И. В. Глушков за один вылет сфотографировал 12 аэродромов фашистов.

Мужественно сражался с захватчиками выпускник 1941 года Н. М. Малахов. На его счету 122 боевых вылета на Южном. 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. В апреле 1944 года группа самолетов, которую вел капитан Н. М. Малахов, за три захода на цель под огнем зениток уничтожила свыше 30 самолетов фашистов.

В районе Орша-Борисов малаховская шестерка штурмовиков уничтожила вражеский эшелон, разбила железнодорожное полотно, что способствовало срыву гитлеровских планов контрнаступления. В районе Пильвишки в Литве во главе семи самолетов Малахов вступил в бой с 40 самолетами противника и лично сбил два самолет врага.

Храбро сражались в небе войны питомцы Омского летного училища Герои Советского Союза: Василий Петрович Борисов, Алексей Дмитриевич Перелет. Иван Егорович Давыдов. Николай Игнатьевич Быстров. Николай Егорович Криволуцкий. Федор Васильевич Буслаев. Борис Иванович Лазаренко. Виктор Степанович Богутскин. Николай Васильевич Кузнецов. Михаил Федорович Шатило. Иван Григорьевич Проскуряков и многие другие, подвиги которых будут вечно жить в умах и сердцах поколений авиаторов.

Героику ВВС СибВО приумножила основанная 23 февраля 1930 года в городе Сталинграде и получившая название «Авиационная школа № 7», передислоцированная в годы войны в Сибирь, и ставшая Сибирским училищем летчиков. За годы войны оно подготовило 80 полков летного состава. Четыре питомца училища удостоены звания дважды Героя Советского Союза и пятьдесят пять - Героя Советского Союза.

В годы войны питомцы училища снискали заслуженную славу. Первыми Героями Советского Союза стали выпускники училища С. И. Здоровцев. М. П. Жуков. Это звание было присвоено им 8 июля 1941 года. Младший лейтенант Здоровцев таранил в Ленинградском небе вражеский бомбардировщик, а младший лейтенант Жуков в неравном воздушном бою сбил несколько вражеских самолетов.

Бывший курсант 7-й школы, В. С. Ефремов за годы войны совершил 340 боевых вылетов, уничтожил 36 самолетов противника, за что был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Бронзовый бюст Героя сооружен в центре Волгограда. Героически сражались в огненном небе войны и другие воспитанники училища: В. Каменьшиков, П. Величко, Р. Рябов, А. Кулиев, А. Габрилец, В. Кулигин, Н. Шту-кин, В. Жилин и т.д.

В разное время школу закончили дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий, бывший главком ВВС Герой Советского Союза Главный маршал авиации Павел Степанович Кута-хов, летчики-космонавты Герман Степанович Титов и Борис Валентинович Волынов. Вместе с Титовым училище закончил генерал-полковник авиации Владимир Геннадьевич Шканакин, который с 1983 по 1984 годы был командующим ВВС СибВО.

38-я авиационная дивизия (впоследствии 2-я гвардейская) Героя Советского Союза генерал-майора И. И. Евсевьева прибыла из Сибири на Западный фронт на третий день войны. Уже через сутки частью сил она вела воздушные бои с фашистами.

Эскадрилья истребителей старшего лейтенанта Гороховского из состава дивизии получила задачу: прикрыть сосредоточение и передвижение советских войск в районе Орши. Старший лейтенант построил личный состав эскадрильи и коротко напутствовал своих товарищей. Взвилась красная ракета. Зарокотали моторы. Один за другим взмывали в безоблачное небо краснозвездые «миги». Эскадрилья только успела построиться в боевой порядок, как с запада в сопровождении истребителей появилась большая группа немецких бомбардировщиков.

«Внимание! Приготовиться к бою!» - в шлемофонах летчиков послышался спокойный голос командира. Расстояние между «мигами» и фашистскими стервятниками сокращалось с каждым мгновением. Гитлеровцы не выдержали и открыли огонь с дальних дистанций. «Атаковать в лоб!» - передал команду Гороховский.

Расчет был прост: воспользоваться пассивностью немецких истребителей, дерзкой атакой расстроить боевой порядок бомбардировщиков, сорвать замысел врага. Фашисты были ошеломлены. Они привыкли к давно установившимся приемам, когда истребители вступают в бой против истребителей и частью сил стремятся с тыла атаковать бомбардировщики. Гороховский нарушил эту традицию. Ускользая от огня немцев, он первый дал очередь по головной машине. «Хейнкель-110», объятый пламенем и густым дымом, вонзился в землю.

Воодушевленные примером командира, сибиряки-авиаторы открыли прицельный огонь и смело врезались в гущу фашистских самолетов. Немцы не успели опомниться, как еще 2 машины, оставляя длинный шлейф огня и дыма, полетели вниз. Боевой порядок врага сломался. Сбрасывая бомбы куда попало, неприятельские бомбардировщики отвернули под защиту своих истребителей, тщетно! Внезапно вывернувшись из-за облаков, младшие лейтенант Шилов, Куприянов и Морозов атаковали гитлеровцев, сбили еще один «хейнкель». Деморализованный враг начал поспешно отступать. Наши истребители, преследуя гитлеровских пиратов, сбили пятую машину.

Первый воздушный бой завершился большой победой сибирских соколов. Он окрылил их, укрепил веру в собственные силы и боевую технику. Эскадрилья старшего лейтенанта Гороховского была вооружена первоклассными по тому времени боевыми машинами «МиГ-3». Главное же - все летчики являлись отличными воздушными бойцами.

Трое суток они дрались с фашистскими стервятниками, которые потеряли 15 машин, но к Орше не прорвались. Нелегко это далось. Было ранено семь наших летчиков, в том числе командир эскадрильи. Техники еле успевали латать пробоины и исправлять повреждения. Но как только подавался сигнал воздушной тревоги, пилоты во главе с Гороховским, поправляли повязки, на израненных машинах поднимались в небо и вновь мужественно громили врага.

8 августа 1941 года, когда фашисты на весь мир кричали о полном уничтожении советской авиации, самолеты авиации дальнего действия под командованием полковника Е. Н. Преображенского (впоследствии генерал-полковник авиации, командующий авиацией Военно-Морского Флота), нанесли бомбовый удар по Берлину. Участвовали в этом беспримерном боевом вылете и летчики, с которыми плечом к плечу громил врага наш земляк Алексей Гаранин. Именем его названа улица города Новосибирска, на которой живут ветераны и офицеры управления ВВС СибВО.

Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Гаранин сделал 134 боевых вылета, из них 114 ночью, сквозь неласковую мглу неба, сквозь сгустки разрывов зенитных снарядов, сквозь слепящий заслон прожекторов. В последний полет сибиряк ушел 28 июня 1943 года на бомбежку города Орша. Штурман доложил: «Подходим к цели!» «Выходим на цель!» - подал команду капитан Гаранин. В это время сильный удар встряхнул машину. Пылающий самолет устремился к земле и огненной стрелой крылатая машина вонзилась в гущу скопления боевой техники.

Подвиг Гастелло повторил и сибиряк Герой Советского Союза Сергей Петрович Даньшин, о котором писал главный маршал авиации А.Е. Голованов; «высокоодаренный летчик, отлично владеющий машиной...»

В один из декабрьских дней 1941 года два наших бомбардировщика получили приказ нанести удар по скоплению вражеских автомашин на станции Чудове. Самолет младшего лейтенанта сибиряка Ивана Черных при подходе к цели был подбит. По крыльям бомбардировщика полз огонь. И все же горящий самолет вышел на боевой курс. Штурман С. Косимов бомбил врага, радист Н. Губин расстреливал противника из пулемета. Сбросив все бомбы, летчик направил самолет в центр фашистской автоколонны. Экипаж И. Черных повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло. Всем членам экипажа самолета посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Массовый героизм проявили сибиряки при защите Ленинграда. Еще в июле 1941 года страна узнала имя летчика-красноярца старшины Николая Тотмина. 9 июля в воздушной схватке с гитлеровцами западнее Пскова он сбил вражеский бомбардировщик. Все боеприпасы были израсходованы. Немецкие самолеты пытались безнаказанно уйти на свой аэродром. Тотмин смело сблизился с «юнкерсом» и таранил его.

Летчик лейтенант Захар Сорокин - уроженец Карасукского района новосибирской области - в воздушном бою был ранен. Таранив вражеский самолет, он вынужден был посадить свою поврежденную машину в узкий овраг. Тут же приземлился подбитый вражеский самолет. Сорокин оказался перед двумя фашистскими летчиками. В схватке с ними он вышел победителем, но был ранен в ногу и лицо.

Преодолевая боль, отважный летчик двинулся в путь. Он передвигался с одной мыслью - только вперед, к своим. Лишь на шестые сутки обессиленный лейтенант добрался до берегового поста Северного флота. В госпитале летчику ампутировали ступни обеих ног. Но это не сломило боевой дух героя. Он горел желанием обязательно вернуться в авиацию. После настойчивых просьб лейтенант Сорокин, оказался вновь среди своих товарищей. Первое время тяжело было летать с протезами, но любовь к Родине и жгучая ненависть к врагу помогли сибиряку преодолеть все трудности. В воздушных боях он уничтожил 15 самолетов и удостоился звания Героя Советского Союза. Воины-сибиряки совершили немало героических подвигов на волжской земле. На Сталинградском и Южном фронтах все знали летчика-сибиряка майора Г. П. Кузьмина. В одном из воздушных боев сорок первого года он получил тяжелое ранение и потерял ступни обеих ног. Но несчастье не сломило волю летчика. Он научился летать с протезами и снова начал сбивать фашистские самолеты, приближая своим ратным трудом победу над врагом. К апрелю сорок третьего года на счету сибиряка было уже 270 боевых вылетов, 90 воздушных боев, 15 лично сбитых самолетов и 6 - в групповых сражениях. Отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сибирские авиаторы отличились и в воздушной операции на Кубани. Сибирская 278-я истреби-тельно-авиационная дивизия полковника В. Т. Лисина начала сражаться в небе Кубани в апреле 1943 года. Она получила самолеты новейших конструкций, пополнилась подготовленным летным составом.

Первое боевое крещение летчики-сибиряки приняли 19 апреля. В небе - наши пилоты из состава 178-й над во главе с командиром полка майором Исаковым. Вдали показалось 27 бомбардировщиков и 9 истребителей противника. «Приготовиться к бою!» - послышалась в шлемофонах команда майора Исакова. «Первая эскадрилья за мной, вторая и третья - с флангов. Атаковать бомбардировщиков». - Майор Исаков с 1 -и эскадрильей пошел на девятку «мессершмиттов». Одна машина врага, прошитая пулеметной очередью командира полка, загорелась. В это время 2-я эскадрилья лейтенанта Моргунова и 3-я капитана Тюлькина обрушила удар против бомбардировщиков. Лейтенант Боровской и младший лейтенант Банников сбили два «юнкерса». Гитлеровцы, почувствовав серьезную угрозу, стали беспорядочно сбрасывать бомбы и удирать. Преследуя противника, командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Тужилин поджег еще один «мессершмитт». Советские летчики потерь не имели. Первое испытание дивизия выдержала с честью.

Гитлеровцы начали действовать осторожнее, усилили прикрытие бомбардировщиков истребителями. Но и это им не помогло.

С 19 апреля по 16 июня 278-я истребительная авиационная дивизия совершила 1993 боевых самолетовылета, провела 133 групповых и 519 одиночных воздушных боев. Сибиряки сбили 233 самолета, из них 79 бомбардировщиков.

Верховное Главнокомандование высоко оценило заслуги летно-технического состава 278-й дивизии. Ей первой из соединений, отправленных нашим округом на фронт, было присвоено почетное наименование «Сибирская». Ее летчики умножили традиции соколов-сибиряков, славную плеяду которых уже в ту пору украшал А. И. Покрышкин, ставший на Кубани Героем Советского Союза.

Войну А. И. Покрышкин начал рядовым летчиком. 23 июня 1941 года наш земляк вступил в схватку с пятью вражескими самолетами и сбил одного фашистского стервятника. С этого дня его боевой счет непрерывно увеличивался. В апреле 1943 года, в дни тяжелых сражений на юге страны, он командовал эскадрильей истребителей. На земле и в воздухе офицер учил летчиков искусству побеждать. Каждый его бой являлся образцом высокого воинского мастерства, мужества и отваги. Однажды 5 самолетов под командованием бесстрашного сибиряка одержали победу в сражении против 10 вражеских бомбардировщиков. Прошло немного времени и страна узнала о новом замечательном подвиге советского аса. Группа истребителей во главе с Покрышкиным вступила в бой с 50 вражескими бомбардировщиками, шедшими под охраной большого количества «мессершмиттов». И на этот раз наши летчики вышли победителями. Александр Иванович Покрышкин получил вторую «Золотую Звезду».

Наши вооруженные силы нанесли врагу сокрушительное поражение, у него из рук вырвали стратегическую инициативу. В разгроме гитлеровцев на Левобережной Украине и освобождении ее от немецкофашистской оккупации большую роль сыграла 278-я Сибирская истребительная авиационная дивизия полковника В. Т. Лисина, о которой уже речь шла выше. Сибиряки вместе со всеми советскими летчиками нанесли врагу одно поражение за другим. Наши соколы надежно прикрывали свои наземные войска и обеспечивали успех их наступательных операций.

79-я гвардейская Запорожская Краснознаменная стрелковая дивизия полковника Вагина 25 октября 1943 года форсировала Днепр южнее Войскового и развивала наступление на Никополь. Штурман 17-го истребительного авиационного полка капитан Слизень, летчики - лейтенанты Горохов, Кривобок и младший лейтенант Павлинов - прикрывали ее с воздуха. В одном бою им пришлось встретиться с десятью бомбардировщиками и девятью истребителями. Срочно радировав об этом на свой аэродром, капитан, не ожидая подкрепления, смело вступил в неравную схватку.

По команде флагмана сибиряки врезались в армаду гитлеровских самолетов. Боевые порядки врага расстроились. Одна за другой, объятые пламенем, фашистские машины падали на землю. Вскоре подоспела эскадрилья капитана В. И. Сувирова. Она внезапно атаковала гитлеровцев. Потеряв 16 машин, фашистские летчики пустились наутек. Доблесть и умение капитанов В. И. Сувирова и Л. Н. Слизеня были отмечены присвоением им звания Героя Советского Союза.

Летчики 278-й Сибирской дивизии внесли достойный вклад в разгром немецко-фашистских полчищ и в Крыму. Десять офицеров - майор Волчков, капитаны Сувиров, Слизень, Маковский, Климов, старшие лейтенанты Камардинкин, Маркин, Кочетов, Ситковский и лейтенант Меркулов - в этих сражениях сбили 177 фашистских самолетов. Звания Героя Советского Союза получили летчики: Сувиров, Слизень, Камардинкин, Маковский, Маркин, Ситковский.

Ими гордилась вся дивизия, которая за отличное выполнение заданий командования была награждена орденом Красного Знамени. 43-й истребительный авиационный полк получил почетное наименование «Севастопольский».

При проведении операции «Багратион» 278-й Сибирской Краснознаменной истребительной авиационной дивизией командовал полковник К. Д. Орлов. Еще до начала наступления она перебазировалась на 3-й Белорусский фронт, в район станции За-ельша, и вошла в состав 1-й воздушной армии, С 23 июня по 9 сентября дивизия провела 140 групповых воздушных боев с участием 446 самолетов. В воздухе ею уничтожено 125 бомбардировщиков и истребителей, на земле - 220 автомашин, 13 артиллерийских батарей, около 3600 гитлеровских солдат и офицеров.

Наиболее напряженные бои летчики вели в Небе Орши, Борисова, Сморгони, Вильнюса, Каунаса, при форсировании наземными войсками Березины, Немана, у границ Восточной Пруссии.

В боях против фашистских стервятников отвагу, мужество и высокое летное мастерство показали командир эскадрильи 43-го Севастопольского истребительного авиационного полка новосибирец капитан С. И. Маковский, командир звена этого полка лейтенант С. П. Комаров, командир эскадрильи 274-го полка капитан А.Д. Осадчиев. Каждый сбил по 10 самолетов. Первый из них удостоился звания Героя Советского Союза.

За отличные боевые действия в период Белорусской операции 278-я Сибирская Краснознаменная истребительная авиационная дивизия получила орден Суворова II степени. Все ее полки удостоились орденов Красного Знамени. 15-му и 274-му полкам было присвоено наименование «Оршанский».

Тысячи сибиряков в ходе операции «Багратион» заслужили государственные награды. Прославленный советский летчик полковник А. И. Покрышкин первым в стране удостоился третьей «Золотой Звезды».

Летчики 278-й Сибирской Краснознаменной истребительно-авиационной дивизии полковника Орлова принимали участие и в Берлинской операции. Только в первый день операции они сбили 16 самолетов и уничтожили воинский эшелон. Всего в завершающей наступательной операции советских войск летчики дивизии уничтожили 308 вражеских самолетов.

Заслуги личного состава 278-й дивизии были отмечены присвоением звания Героя Советского Союза 12 летчикам. В воздушных боях на Висле и в Чехословакии летчик Герой Советского Союза майор С.И. Кретов увеличил свой счет на 12 сбитых фашистских самолетов.

Сокрушительные удары по врагу в Берлине наносила гвардейская авиационная дивизия новосибирца, прославленного истребителя, трижды Героя Советского Союза полковника А.И. Покрышкина.

Летчиками этого соединения были сбиты сотни фашистских самолетов. Враг буквально был прижат к земле и не мог оказать поддержки с воздуха своим войскам.

Берлинская операция - одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Она явилась завершающим ударом Красной Армии, сокрушившим фашистскую Германию. Но после нее бои с немецкими захватчиками на отдельных участках продолжались еще несколько дней. Наши войска, в числе которых были сибирские 96-я, 140-я, 237-я, 303-я дивизии, завершили изгнание гитлеровцев из Чехословакии, 9 мая вновь обрела свободу ее столица - Прага.

8 мая 1945 года представители гитлеровского верховного командования подписали в Берлине акт о безоговорочной капитуляции.

Победа!

В исторической победе советского народа немалый вклад сибиряков. Об этом красноречиво говорят их дела: 1255 человек удостоились звания Героя Советского Союза, трое - дважды, один - трижды; десятки тысяч получили другие государственные награды. 26 сибирских формирований стали гвардейскими. Соединения, создавшиеся в нашем округе, за исключением немногих, награждены орденами. 5 экипажей бомбардировщиков под командованием Черных, Коляды, Винокурова, Даньшина, Гаранина повторили подвиг Николая Гастелло. Летчики Н. Тотмин и С. Здоровцев тараном сбили немецкие самолеты. Летчики Кузьмин и Сорокин совершили такой же подвиг, как Алексей Маресьев.

Авиаторы Сибири законно гордятся своим прославленным соединением - 278-й Сибирской Краснознаменной ордена Суворова истребительной авиационной дивизией, давшей 28 Героев Советского Союза.

Сибирь законно гордится также другими соединениями, которые формировались в военном округе и удостоились наград Родины, почетных наименований.

Через три месяца после победы над фашистской Германией Советская Армия, верная союзническому долгу, начала боевые действия против милитаристской Японии. В ночь на 9 августа 1945 года 1-й и 2-й Дальневосточные и Забайкальский фронты во взаимодействии с Тихоокеанским флотом и Амурской военной флотилией перешли в наступление. Им противостояла миллионная Квантунская армия противника, занимавшая сильно укрепленные оборонительные районы.

На одном из участков фронта в составе 39-й армии генерал-полковника И. И. Людникова действовали сибирские 17-я Духовщинская Краснознаменная ордена Суворова и 19-я Руднянская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворов гвардейские стрелковые дивизии генерал-майоров А. П. Квашни-на и П. Н. Бибикова.

В одной из частей обеспечивал связь Василий Иванович Комариков - впоследствии полковник -заместитель начальника отдела кадров ВВС СибВО, воспитавший, взрастивший и давший дорогу не одному поколению авиаторов-сибиряков.