Во второй половине 60-х годов авиация в нашей стране начала бурно развиваться. Особая роль отводилась фронтовой реактивной, сверхзвуковой авиации. Сложность авиатехники привела к тому, что уровень теоретической подготовки летного состава начал отставать от развития авиации.

Правительство, пересмотрев систему подготовки военных кадров, приняло решение о создании в стране высших военно-учебных заведений. Наряду с переводом средних летных вузов на положение высших, создаются новые вузы, среди которых - Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.

Формирование управления училища началось с ноября 1965 года на учебно-материальной базе ВАШМ, которая была переведена в Рубцовск.

Вот как проходило формирование училища по воспоминаниям генерала-лейтенанта авиации в отставке Дмитрия Тихоновича Никишина, бывшего с 1960 по 1968 год командующим ВВС СибВО:

«1966 год. Летом я был на совещании у Главкома ВВС Главного маршала авиации Константина Андреевича Вершинина. Зашел разговор о подготовке летчиков истребительной авиации. Я предложил создать в Сибири учебную воздушную армию и в этой воздушной армии готовить летный состав не только истребительной авиации, но и штурмовой, бомбардировочной и разведывательной до уровня 1-го класса. Тогда из частей не нужно будет выхватывать подразделения и затыкать дырки то в Венгрии, то в Германии, то в Польше. А уже будут готовы летчики и их будем направлять куда нужно.

В ответ услышал: «Я это дело должен отработать со штабом». На этом разговор закончился. Через месяц раздался звонок в Новосибирске. Я сразу узнал голос. Константин Андреевич мне и говорит:

«Как ты смотришь, если предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?» Отвечаю: «С удовольствием!» «Тогда подумай, где можно его разместить?»

После этого заявления, я собрал своих товарищей в штабе ВВС СибВО и довел им обстановку. Естественно, для размещения училища нужен был областной или краевой центр, для того, чтобы курсантов обеспечить и жильем, и научными кадрами. Переговорил с командующим Сибирским военным округом. Он сказал: «Думай, это твой вопрос».

После разговора с командующим поехал к секретарю Новосибирского обкома партии Федору Степановичу Горячеву. На мое предложение создать летное училище в Новосибирской области, он ответил отрицательно, из-за отсутствия учебно-материальной базы. Я понял сразу, что он не хочет заниматься этим сложным вопросом.

Чтобы разместить высшее училище в Новосибирске, нужно было предоставить территорию, аэродромы, здания или же все это начать строить. Я поехал к академику М.А. Лаврентьеву - председателю Сибирского отделения Академии наук СССР. Мы с ним часто помогали друг другу. Я им помогал в геолого-разведывательных и атомных вопросах. Он сначала согласился разместить училище в Академгородке, в корпусе строителей, но, когда я сказал, что будут летать реактивные самолеты, вопрос с обсуждения был снят и на этом разговор закончился. Приехал к себе в штаб и позвонил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС Александру Васильевичу Георгиеву. Договорились о встрече. На следующий день я прилетел в Барнаул и изложил ему суть дела. Александр Васильевич сразу поддержал эту идею. После моего сообщения, что из себя будет представлять высшее училище летчиков, какие люди будут привлечены для обучения, мы с ним договорились о том, что штаб, управление и учебный отдел разместится в г. Барнауле в военном городке школы младших авиационных специалистов, а ее переведут в г. Рубцовск.

После этого мы с Александром Васильевичем объездили и облетали все объекты. Рассмотрели территорию под аэродромы и военные городки со всех точек зрения. Слетали в Славгород, Панфилово, Бийск, Зональное. Договорились о размещении за счет Славгородского химзавода летного и технического состава, о выделении гам соответствующих квартир. Все районы, которые можно было использовать в Алтайском крае для размещения училища, мы с А. В. Георгиевым осмотрели и решили, быть на Алтае летном вузу. Я попросил у него строителей. Александр Васильевич выделил строительное управление для того, чтобы в минимально короткий срок построить главный учебный корпус Барнаульского ВВАУЛ, а затем другие жилые и служебные объекты.

После этого, вместе со специалистами, мы проанализировали метеорологические условия, количество солнечных дней и непогоды. Стало ясно, надо докладывать К. А. Вершинину, что единственное место, где можно разместить и где можно заниматься по-настоящему обучением летчиков - это Алтайский край. После моего доклада К. А. Вершинин прислал начальника тыла генерал-полковника Ф. П. Полынина и начальника управления вузов -Александра Андреевича Матвеева. Я им доложил все свои расчеты. Они были против размещения и дислокации такого училища в Сибири, тем более в Алтайском крае. Они хотели создать его на юге. Мы крупно поговорили с Александром Андреевичем, тем более, что мы с ним были старые знакомые. После этого они согласились слетать в Алтайский край. Пришли к Георгиеву и начали обсуждать вопрос. Он выразил большое удовлетворение в том, что я вел с ним переговоры о размещении в Алтайском крае училища, а затем сказал: «Обещаю как секретарь крайкома партии всяческое содействие в размещении, обустройстве и создании нормальных условий, для высшего авиационного училища».

Обсудив все вопросы, мы попросили Александра Васильевича позвонить Министру обороны СССР, Маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому, т. к. такой вопрос решался только в Министерстве обороны.

Спустя некоторое время, я получил распоряжение - приступить к практическому осуществлению идеи создания Барнаульского ВВАУЛ. Нужно было отработать план, подобрать соответствующие кадры. Прежде всего - начал передислоцировать школу авиационных механиков, которой командовал полковник П. Е. Сергаев. У него было много авиатехников. Мы проработали вопрос о перебазировании школы из Барнаула в Рубцовск, где не было готового военного городка. С помощью местных властей решили все вопросы.

Прилетел в Москву, договорился с бывшим командующим ВВС Московского военного округа генерал-полковником Алексеем Михайловичем Горбатюком о подборе кадров для Барнаульского ВВАУЛ в Тамбовском училище летчиков. Начальником училища мы взяли полковника Виктора Николаевича Филимонова, затем и в других училищах подобрали летный, преподавательский, инструкторский состав для вновь созданного вуза.

В декабре 1966 года генерал-майор авиации В. Н. Филимонов был назначен первым начальником Барнаульского ВВАУЛ. Приступил к исполнению обязанностей в первых числах января нового года.

Создание училища, становление большого коллектива - процесс трудный, сложный, но. вместе с тем, интересный. При решении многих вопросов требовалось применение коллективного разума, предшествующего опыта к конкретным местным условиям, к тому же в сжатые сроки приходилось создавать все заново.

Трудности определялись тем, что возникала необходимость проектировать, согласовывать вопросы строительства, разумеется, с существующими организациями. Опыта у нас не было, он приобретался на ходу, учились на практике. Желание учиться было огромное, ведь мы понимали, что нам оказано большое доверие. Дух творчества, чувство личной ответственности, инициативы, активности были присущи начальному этапу создания училища. В тот период большую помощь училищу оказывали местные партийные и советские органы и особенно первый секретарь Алтайского крайкома КПСС Александр Васильевич Георгиев. Всюду в крае мы чувствовали доброжелательное отношение, моральную и материальную поддержку.

Вспоминается такой случай. На строительство училища было выделено 36 миллионов рублей. Наши военные строители осваивали процентов сорок из этой суммы, а шестьдесят - гражданские. Только благодаря тому, что Александр Васильевич лично следил за ходом строительства, дело шло успешно, план выполнялся. В одно время произошел сбой, отставание. Мы доложили об этом Георгиеву. Незамедлительно было созвано совещание, на котором Георгиев сказал управляющему трестом Барнаулжилстрой: «Я вас второй раз предупреждаю. Учтите, третьего инфаркта не бывает». В то время так резко ставился вопрос со строительством не только служебных помещений, но и жилого фонда. Наряду с новым строительством, проводился капитальный ремонт зданий военного городка, которые освободил для училища полковник Сергаев летом 1967 года.

Вместе с ремонтными бригадами, поработали очень здорово преподаватели. Спустя два месяца я пошел проверить готовность учебно-материальной базы к началу учебного года с курсантами и остался очень доволен. Ветхие, неприспособленные для учебного процесса, здания были приведены в надлежащий порядок, создано много наглядный пособий, написаны конспекты и методические пособия. Словом, мы, как и планировали, начали учебный год с первого сентября 1967 года.

А теперь несколько слов о первом наборе курсантов. Будучи сначала в Омском, а затем в Тамбовском училищах летчиков, я и раньше занимался набором курсантов, но первый набор в Барнаульское ВВАУЛ имел особенности. Во-первых, новое неизвестное училище; во-вторых, сибирские морозы; в-третьих, житейская неустроенность. Все это ставило перед нами вопрос: придет ли достаточное количество абитуриентов, чтобы отобрать необходимое количество курсантов. Наши тревоги были напрасными. Большая подготовительная и агитационно-массовая работа дала хорошие результаты. Конкурс был большой. Если не ошибаюсь, на 200 вакантных мест приехало более 1200 человек. Так что первый набор курсантов сделали вовремя и с высоким качеством.

Хочется сказать много добрых слов в адрес людей, которые, несмотря на неустроенность, трудности и сложности, свойственные этапу формирования и становления управления училища, подразделений и учебных полков, работали с полной отдачей сил, честно и добросовестно выполняли свой долг, готовили высококвалифицированные кадры людей. Были, конечно, ошибки и неудачи, но главное дело было сделано. Поэтому самым радостным днем для меня был день торжественного выпуска первых летчиков-инженеров в 1971 году. Приятно было осознавать, что труд большого коллектива офицеров, прапорщиков, служащих, словом, всех тех, кто закладывал, образно говоря, первый камень в основу училища, принес свои весомые результаты. В заключение, мне хочется пожелать молодым, чтобы берегли и приумножали уже сложившиеся добрые традиции и авторитет Барнаульского училища летчиков».

Формирование БВВАУЛ началось с 11 ноября 1966 года. В этот день командующий авиацией Сиб-ВО генерал-лейтенант авиации Д. Т. Никишин, прибывший в Барнаул, назначил старшего инструктора политотдела школы механиков майора Михаила Васильевича Ермольчика (впоследствии полковник, кандидат исторических наук, начальник кафедры общественных наук Барнаульского ВВАУЛ) старшим по приему и размещению прибывающих офицеров, так как первый из руководителей училища, начальник штаба подполковник Ш. X. Габдрахманов прибыл только 25 ноября.

Полковник в отставке А. П. Марков - первый начальник политотдела училища вспоминает: «В августе - октябре 1966 года начался подбор руководящих кадров училища. В октябре 1966 года я был вызван в Москву и прошел собеседование во всех инстанциях. В декабре получил распоряжение отбыть в г. Оренбург для изучения опыта работы старейшего в стране училища летчиков (которое, по иронии судьбы, руководство России сократило в 1991 году). В те годы Оренбургское училище возглавлял генерал-майор авиации И. А. Куличев, который оказал мне большую помощь в детальном изучении работы училища.

Тогда ни я, ни он не предполагали, что ровно через два года судьба сведет нас, но уже в другом качестве. Герой Советского Союза, «Заслуженный военный летчик СССР» Иван Андреевич Куличев был назначен командующим ВВС СибВО и принял непосредственное участие в становлении училища.

Для оперативности в решении всех вопросов становления организации и формирования училища в мае 1967 года в Барнауле находилась группа офицеров аппарата Главкома ВВС во главе с заместителем Главкома по тылу генерал-полковником Ф. П. Полыниным. Решался вопрос о размещении учебных полков на аэродромах Алтая: Славгороде, Калманке, Камне-на-Оби, Зональном, Алейске. Постоянное внимание училищу уделял командующий авиацией СибВО генерал-лейтенант авиации Д.Т. Никишин.

В октябре 1967 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР подписал грамоту о вручении Барнаульскому ВВАУЛ боевого знамени. Боевое знамя и грамота Президиума Верховного Совета СССР были вручены личному составу училища 23 февраля 1968 года, в год 50-летия Советских Вооруженных Сил, командующим авиацией СибВО, генерал-лейтенантом авиации Д. Т. Никишиным.

Знаменательным днем в жизни училища стало 25 декабря 1967 года. Приказом Министра обороны СССР 9 сентября 1966 года было определено годовым праздником училища, в последствии эта дата перенесена на 1 декабря.

Создание летного училища очень сложное и ответственное дело. Ведь помимо коммуникаций, зданий и сооружений необходимо было построить аэродромы. Как строился Камнеобский аэродром рассказывает Е. Е. Парфенов, Герой Социалистического Труда, бывший первый секретарь Камнеобского горкома КПСС. «Нужно было до весны завезти десятки тысяч тонн грузов на строительную площадку (песок, цемент, железобетонные плиты), подготовить технику и обучить людей.

Аэродром мы строили, как говорят, всем миром и в добром темпе. Одновременно возводились жилье и столовые, казармы и склады для размещения авиаполка и всех частей обеспечения. Этим строительством руководил начальник мощной строительной организации инженер капитан Адольф Израйле-вич Пинус.

За стройкой пристально следило и помогало командование СибВО и ВВС округа. Помогали организовывать добрую работу наших объектов: заместитель командующего ВВС генерал-майор авиации Виктор Константинович Орловский (ныне в отставке) и Василий Васильевич Суворов, начальник строительного управления округа, подполковник Евгений Васильевич Кулагин, впоследствии генерал-лейтенант, заместитель командующего Московским военным округом по строительству и расквартированию войск».

Уже заканчивался курс теоретической подготовки первого набора курсантов нашего училища.

Как говорится, последний марафет наводился на аэродроме. Его приняла госкомиссия. Командующий ВВС округа генерал И. А. Куличев прилетел на реактивном самолете, совершил несколько взлетов и посадок, после чего обошел все летное поле и стоянки, высказав пожелания и предложения.

В годы Великой Отечественной войны он водил в бой Илы, штурмовал гитлеровские колонны, бомбил вражеские объекты. Высоким мастерством, мужеством и храбростью прославился на фронте. За это Родина удостоила его звания Героя Советского Союза. В послевоенный период ветеран-летчик продолжал совершенствовать свое боевое мастерство. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в авиации Советских Вооруженных Сил указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-лейтенанту авиации И.А. Куличеву было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Командующий часто бывал в авиационных подразделениях училища, глубоко вникал в ход формирования училища, организации и проведения боевой и политической подготовки, жизни и учебы курсантов. Нередко генерал, умудренный фронтовым опытом, рассказывал личному составу, как сражались в годы войны советские летчики старшего поколения, проявляя исключительное мужество и высокое летное мастерство.

Наряду с решением задач по формированию и вводу в строй летного и инженерно-технического состава, он вместе с командованием училища уделял исключительно большое внимание строительству новых служебных и жилых помещений.

Иван Андреевич Куличев был могучего телосложения человек, строгий, взыскательный, но добрый и простой в обращении, заботливый наставник. Все тяготы Великой Отечественной войны перенес. Терпеливо передавал свой боевой опыт не только командирам, но и восемнадцатилетним парням, курсантам, начинающим свои первые самостоятельные полеты. Он запросто мог сесть в спарку вместо инструктора, сказав: «А ну, сынок, покажи, чему уже научился». Слетает с парнем, да подправит в воздухе и толково разберет на земле так, что многим эти полеты запомнились на всю жизнь. При наблюдении со стороны всегда казалось, что эта пара только что вернулась с боевого задания и, сойдя по стремянке с самолета, жестикулируя руками, разгоряченные обсуждают результаты только что законченного воздушного боя или штурмовки наземных объектов. Умел же Иван Андреевич просто, доходчиво, а подчас казалось, мимолетным замечанием передать фронтовой опыт начинающему летать юнцу, не унижая его, не поучая, а обучая как добрый шеф-наставник.

И вот настал незабываемый день 14 сентября 1970 года, к исходу которого должна была прилететь к нам первая эскадрилья Як-28 фронтовых бомбардировщиков из Харьковского ВВАУЛ.

Як-28 № 32 на аэродром Камень-на-Оби посадил экипаж в составе командира полка подполковника Аркадия Давыдовича Дунаковского и штурмана звена старшего лейтенанта Эдуарда Степановича Доброго, потом совершила посадку группа из одиннадцати самолетов.

4 апреля 1967 года газета «Алтайская правда» объявила о первом наборе курсантов в БВВАУЛ и назначении экзаменов с 20 июля по 20 августа 1967 года. В училище было подано более 1500 заявлений о приеме.

Каков первый набор, таково и будущее училища. А первый набор и первый выпуск получился исключительным.

Алтайская осень будто специально для этого события приберегла ясный солнечный день. 26 октября 1971 года первый выпуск летчиков-инженеров в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. На плацу училища выстроились четкие шеренги офицеров и курсантов.

Поздравить молодых летчиков с окончанием учебы прибыл Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Герой Советского Союза маршал авиации П. С. Кутахов; член Военного Совета, начальник Политического управления ВВС генерал-лейтенант авиации И. М. Мороз; командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М. Г. Хомуло; член Военного Совета, начальник Политического управления СибВО генерал-майор И. С. Лыков; командующий авиацией Сибирского военного округа Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации И.А. Куличев; первый секретарь алтайского крайкома партии, член ЦК КПСС А.В. Георгиев; первый секретарь Горно-Алтайского обкома КПСС Н.С. Лазебный; первый секретарь Барнаульского горкома партии В.В. Поляков; первый секретарь Каменского горкома КПСС Герой Социалистического Труда Е.Е. Парфенов; первые секретари Славгородского горкома и Калманского райкома партии, другие партийные, советские и хозяйственные работники.

Замер на плацу строй молодых лейтенантов. Начальник училища полковник А.А. Парфенов зачитывает приказ Министра обороны СССР о присвоении выпускникам воинского звания «лейтенант». Четким строевым шагом подходят молодые летчики к членам выпускной комиссии. Им вручают дипломы и нагрудные знаки об окончании училища.

Молодую смену летчиков-инженеров приветствует и поздравляет командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант И. А. Куличев. Он призывает их постоянно совершенствовать боевую и политическую подготовку, летное мастерство, приложить все силы, умение, знания на освоение новой авиационной техники в строевых частях.

Затем с речью выступил Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами СССР маршал авиации П.С. Кутахов. Тепло поздравили новый отряд военных летчиков командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М.Г. Хомуло, директор завода «Трансмаш», депутат Верховного Совета СССР, А. 3. Колосов, первый секретарь Алтайского крайкома ВЛКСМ В.В. Кирюшов, представители промышленных предприятий и вузов краевого центра, школьники.

Из 220 поступивших в училище, только 143 человека окончили училище, из них 130 стали летчиками и 13 офицерами штабного профиля.

Золотым медалистом стал Александр Федченко. Дипломы с отличием получили десять выпускников: С. Ильин, С. Булгаков, Г. Тувиков, Г. Арапов, А. Перевалов, Г. Малькин, А. Еременко, В. Тилинин, Л. Киреев, И. Лебедев, В. Голубев.

За отличные успехи в боевой и политической подготовке и активную работу по воспитанию молодежи ЦК ВЛКСМ наградил Сергея Ильина Почетной грамотой. Полковник С. Ильин в последнее время служил старшим летчиком-инспектором одного из авиаобъединений.

Трое из выпускников - Александр Федченко, Сергей Булгаков и Анатолий Перевалов занесены в книгу почета алтайского краевого комитета комсомола.

Полковник Сергей Николаевич Булгаков закончил службу начальником зонального центра ЕС УВД ВВС СибВО.

Училище закончили два Героя Советского Союза: А.В. Руцкой и Павлюков К.Г. (звание присвоено посмертно).

Первый выпуск (1971 года) дал трех генералов: А.В. Руцкой - ныне губернатор Курской области, А.А. Перевалов, В. Н. Лазебный.

В 1987 году более двадцати выпускников первого выпуска занимали должности командиров полков, среди них: А.Н. Голубев, А.А. Перевалов, Г.Е. Чернов, В.А. Колбаско, В.Е. Абрамов, A.С. Левченко, А.Л. Лабковский, В. А. Попов и другие.

Большинство офицеров первого выпуска через 15 лет службы стали полковниками. А полковники В.И. Сивков, В.С. Поташов, С.Г. Иванов, B.Н. Исупов, В.А. Коротков, И.И. Маликов, C.В. Чайченко (Чайченко выпускался в 1975 году прим. Е.Жигалова), Ю. М. Кабанов, С.Н. Завалкин и другие стали летчиками-испытателями.

Полковник В. А. Коротков - преподает в ВВА им. Ю.А. Гагарина. Полковник В. А. Насонов возглавлял летно-методический отдел Борисоглебского ВВАУЛ (ныне учебный центр). В Барнаульском ВВАУЛ служил полковник Г.Ф. Щербинин - в должности заместителя начальника училища по летной подготовке (сейчас в запасе); служили преподавателями В.П. Ананьев, В.В. Калямин, О.И. Смертин.

Двое из курсантов летной группы полковники Борис Васильевич Прожога и Александр Рафаилович Попов - были политработниками. Последняя летная должность у Б. В. Прожоги - начальник политотдела бомбардировочной авиадивизии в Северной группе войск, 10 лет (до 1990 года перелетал на фронтовом бомбардировщике Су-24). В настоящее время - заместитель командующего ВВС СибВО по воспитательной работе.

А. Р. Попов летал до 1981 года сначала в Одесском военном округе на Як-28р, затем в родном училище, инструктором «ставил на крыло» курсантов. С 1987 года до вывода войск был в Афганистане, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Закончил службу в должности старшего офицера отдела по работе с личным составом ВВС СибВО в 1992 году.

Выпускники БВВАУЛ разных лет, проходившие службу в управлении ВВС СибВО в последние 5 лет:

1971 года полковники Б.В. Прожога, A.Р. Попов, О.Н. Булгаков, подполковник Н.И. Москалюк; года - полковник В.В. Гореликов, подполковник В. Н. Черников; года - полковники В. С. Смоглиев и B.Н. Медведев, подполковник Г.А. Никоненко; 1974 года - полковники В.Г. Голубицкий и B.А. Ибуков, подполковник С.Д. Лапковский; 1975 года - полковник В.Г. Симаков и подполковник А. В. Богомолов.

Из них служат сейчас в управлении: Б. В. Прожога, В.С. Смоглиев, В.Г. Симаков, C.Д. Лапковский, А.В. Богомолов.

Командование и профессорско-преподавательский состав училища.

Руководство Вооруженных Сил с большим вниманием отнеслось и относится к подбору и расстановке военных кадров в высших учебных заведениях и особенно в летных вузах.

С момента образования училища и до марта 1970 года училище возглавлял, как известно, генерал-майор авиации Виктор Николаевич Филимонов. В связи с переводом В. Н. Филимонова на должность заместителя начальника факультета в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, начальником училища стал полковник Иван Антонович Лысенко, но он руководил училищем недолго.

8 октября 1971 года начальником училища был назначен полковник Александр Андреевич Парфенов. 4 ноября 1973 года ему присвоено воинское звание генерал-майор авиации, а 18 августа 1974 года за особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в авиации Вооруженных Сил СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». 22 октября 1975 года А.А. Парфенов был назначен на должность заместителя командующего авиацией Приволжского военного округа, а затем командующим ВВС этого же округа.

С октября 1975 года по июль 1979 года начальником училища был полковник Анатолий Николаевич Гончаренко. 30 октября 1978 года ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. После назначения его на должность заместителя командующего ВВС Сибирского военного округа по боевой подготовке и вузам, училище возглавил полковник Алексей Михайлович Серажим, работавший до этого в качестве заместителя начальника училища. В ноябре 1983 года в звании генерал-майора авиации он был переведен на должность старшего преподавателя в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

В ноябре 1983 года училище возглавил полковник Яким Иванович Янаков. Обладая большим опытом командной и летной работы в вузах, хорошими организаторскими способностями, полковник Я. И. Янаков быстро вошел в курс работы и особенностей училища, организовал и направил усилия коллектива училища на решение стоящих перед ним задач. Под его руководством успешно продолжалось совершенствование учебного процесса, подготовка научно-педагогических кадров, развернулась настоящая реконструкция всего училища. В мае 1987 года Я. И. Янакову присвоено воинское звание генерал-майор авиации, вскоре он был назначен первым заместителем командующего ВВС Приволжского военного округа. В настоящее время генерал-лейтенант Я. И. Янаков является начальником Управления военно-учебных заведений ВВС страны.

С сентября 1987 года по 1995 год начальником училища был летчик первого класса генерал-майор авиации Владимир Дмитриевич Поздняков. До назначения на эту должность Владимир Дмитриевич в течение двух лет был заместителем начальника училища. Он глубоко и всесторонне знал специфические особенности летного вуза, умел сосредоточить основное внимание на главном в учебном процессе и боевой подготовке, разумно сочетал в себе высокую требовательность с постоянной заботой о жизни и деятельности солдат, курсантов, офицеров, рабочих и служащих. И многотысячный коллектив училища в сложной, противоречивой обстановке последних лет целенаправленно и, в целом, успешно решал задачи по подготовке новых отрядов высококвалифицированных летчиков-инженеров для ВВС. До мая 1997 года училище возглавлял генерал-майор Анатолий Николаевич Максимов, в настоящее время начальник штаба ВВС Приволжского военного округа.

После ухода первого начальника политического отдела училища полковника Александра Павловича Маркова в запас по состоянию здоровья, на эту должность 17 сентября 1973 года был назначен подполковник Юрий Иванович Ланышин. Проработал Юрий Иванович в училище до 12 марта 1976 года, затем был переведен начальником политотдела Васильковского авиационно-технического училища, а потом более четырех лет являлся первым заместителем начальника политического отдела ВВС Сибирского военного округа, с 1987 года в запасе, живет в г. Новосибирске.

В период с 12 марта по 15 декабря 1976 года начальником политотдела училища работал подполковник Анатолий Тимофеевич Нетсев, который трагически погиб в авиационной катастрофе в г. Славгороде.

В апреле 1977 года на должность начальника политического отдела училища прибыл полковник Виктор Федорович Свичкарь, который отработал на этой должности до августа 1983 года, затем был переведен для прохождения дальнейшей службы в Рижское высшее военное авиационное инженерное училище им. Якова Аксниса.

В период с 1983 года по 1987 год должность начальника политического отдела занимал полковник Анатолий Васильевич Капелян. Он длительное время работал на руководящих должностях в строевых частях ВВС, затем заместителем начальника политотдела училища. Летчик первого класса, обладает хорошими организаторскими способностями. Назначен с повышением в Киевский военный округ.

В ноябре 1987 года на должность начальника политотдела - заместителя начальника училища по политической части - прибыл подполковник Юрий Николаевич Кулибаба. Он не только опытный политработник, но и летчик первого класса, летал на четырех типах самолетов, был заместителем начальника политотдела истребительной авиационной дивизии. Знание дела, исключительная инициатива и энергия позволили Юрию Николаевичу вскоре получить звание полковника и успешно возглавить политотдел до его ликвидации в сентябре 1991 года (в настоящее время в запасе).

За тридцатилетнюю историю училища сменилось шесть начальников штаба. После перевода на центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров полковника Шамиля Хабибовича. Габдрахманова, 13 мая 1971 года начальником штаба училища был назначен полковник Александр Кириллович Шумилев. Его сменил на этой должности в июле 1975 года полковник Геннадий Владимирович Андриенко, который успешно и плодотворно возглавлял штаб училища в течение восьми лет. В марте 1983 года ушел в запас по возрасту.

Непродолжительное время эту должность занимал полковник В. Л. Григорьев.

С августа 1985 года и по 1992 год начальником штаба училища был полковник Вячеслав Иванович Душко, знающий свое дело офицер. Опыт штабной работы пришел не сразу. Являясь заместителем начальника штаба, а затем и начальником штаба училища, он кропотливо, с присущей ему целеустремленностью и энергией вникал во все детали служебных обязанностей, стремился к постоянному творчеству и совершенствованию всех сторон жизни и деятельности штабов училища, частей и подразделений. В настоящее время начальником штаба училища трудится полковник Тагир Вафич Хазбулин - опытный штабист, высокой культуры офицер, прекрасной души человек.

Заместителем начальника училища с декабря 1968 года и до ухода на пенсию в январе 1977 года был полковник Евгений Яковлевич Рожков. Его сменил на этой должности полковник Алексей Михай--лович Серажим, а после утверждения его начальником училища, заместителем стал с сентября 1979 года полковник Валентин Алексеевич Челышев. Через два года его перевели на равноценную должность в Ворошиловградское высшее военное авиационное училищ штурманов имени Пролетариата Донбасса.

Заместителем начальника училища стал полковник Виктор Романович Кузюбердин, который в 1985 году был назначен начальником Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков имени Ленинского комсомола.

С октября 1985 года по сентябрь 1987 года заместителем начальника училища был полковник Владимир Дмитриевич Поздняков. В связи с назначением его на должность начальника училища с марта 1989 года заместителем начальника училища является полковник Николай Александрович Нестеров. В течение четырех лет (1984-1988 гг.) он был командиром полка в г. Камне-на-Оби, затем непродолжительное время работал заместителем начальника боевой подготовки ВВС СибВО. Летчик первого класса. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени и шестью медалями. В настоящее время заместителем начальника училища является полковник Георгий Михайлович Вербило.

Первым заместителем начальника училища по летной подготовке был активный участник Великой Отечественной войны, летчик первого класса, бывший командир полка Омского училища летчиков Дмитрий Николаевич Панкратьев. После ухода его в запас, с января 1969 по март 1971 года эту должность занимал полковник Сергей Михайлович Антонкин. Он уехал для прохождения дальнейшей службы в другую часть и его сменил полковник Виктор Сергеевич Чайченко, проработавший в училище до августа 1976 года, после чего был переведен в Харьковское высшее военное авиационное инженерное Краснознаменное училище.

Заместителем начальника училища по летной подготовке с августа 1976 по сентябрь 1979 года был полковник Александр Иванович Алипкин, бывший командир авиаполка.

С введением в городе Барнауле районного центра руководства воздушным движением он был назначен его начальником.

В период с сентября 1979 по 1986 год заместителем начальника училища работал полковник Анатолий Николаевич Коновалов. Его сменил на этой должности полковник Алексей Иванович Плотников, который в феврале 1989 года был назначен на должность заместителя командующего ВВС СибВО по БП и вуз.

Более года заместителем начальника училища по летной подготовке был выпускник Барнаульского ВВАУЛ полковник Геннадий Федорович Щербинин. После его увольнения в запас по состоянию здоровья, с октября 1990 года и по 1994 год на этой должности находился полковник Георгий Михайлович Вербило. В настоящее время эти обязанности исполняет полковник Юрий Анатольевич Фильчо.

Заместителями начальника училища по инженерно-авиационной службе работали: полковник Николай Артемьевич Лимарь с января по декабрь 1970 года; полковник Александр Иванович Бугаев с декабря 1970 по июль 1977 года; полковник Николай Иванович Кетенко с июля 1977 по март 1983 года; подполковник Петрухин Александр Антонович с марта 1983 по 1986 год. Затем полковник Сергей Иванович Спольник, сейчас - полковник Сиротинин Владимир Александрович.

Много и плодотворно трудились в разное время на должности заместителя начальника училища по тылу полковник Владимир Степанович Украинский, Евгений Михайлович Панов, Илья Давыдович Фейгельсон. 16 августа 1983 года на эту должность назначен подполковник Виктор Иванович Василевский. В 1987 году Виктору Ивановичу присвоено очередное воинское звание - полковник. В сентябре 1988 года убыл на новое место службы, а его сменил на этой должности подполковник Виктор Алексеевич Китченко. (Сейчас в запасе). В настоящее время начальником тыла училища является полковник Виктор Борисович Юдин.

Большой вклад в обучение и воспитание высококвалифицированных летчиков-инженеров внесли начальники учебно-летного и летно-методического отделов: полковники Анатолий Анисимович Пашковский, Борис Петрович Кропанев, Антон Тимофеевич Бабяк, Аркадий Давыдович Дунаковский, Петр Васильевич Барбашев, Николай Николаевич Герасимов, Иван Иванович Рурич, Вадим Михайлович Карпов; подполковники Владимир Анатольевич Ефремов, Анатолий Павлович Загорулько и другие.

С особой теплотой выпускники училища и сослуживцы отзываются о бывших начальниках кафедр: полковниках Николае Степановиче Гаврилове, Михаиле Васильевиче Земчихине, Семене Михайловиче Скотникове, Николае Сергеевиче Курьерове, Алексее Моисеевиче Ходарковском, Юрии Михайловиче Черепенине, Юрии Владимировиче Морозове, Николае Дмитриевиче Сальникове, Альфреде Викторовиче Павлове, Рудольфе Федоровиче Савельеве, Валентине Ивановиче Светличном, Борисе Ильиче Катаеве, Николае Егоровиче Павлюке, Борисе Александровиче Ошарине, которые многие годы передавали своим питомцам свой богатый опыт и педагогическое мастерство, подготовили себе хорошую замену и достойных продолжателей их славных дел.

В настоящее время преподавательский состав училища представляет собой сочетание опытных педагогов-ветеранов с молодыми, полными энергии и творческих сил офицерами.

Профессия военного педагога - сложная и ответственная. Она требует любви к делу, обширных научных знаний, методического мастерства, педагогического такта. Именно так понимали свою профессию, свой долг перед Родиной преподаватели училища: кандидат физико-математических наук доцент И.В. Левкин; кандидаты наук В.А. Дорофеев, С.И. Терлецкий, В.Г. Юферев, Е.Н. Авдеев, С.Д. Еремин, Т.А. Федулов, М.П. Пасека, П.Д. Аксенов, офицеры Л.А. Ткач, В.В. Лизунов, A.Н. Багель, В.А. Кузнецов, В.П. Яковенко, B.Г. Ганжа, Е.С. Топчиев, Ю.А. Махов, В.В. Колямин, В.И. Тураев, А.Е. Романишин, Б.М. Редин, В.Ф. Кабицкий, Н.Н. Верба, Н.В. Балакин, В.М. Кладов, В.И. Баштовой, В.Г. Власов, В. Н. Крапивин, Ю.Н. Загинайлов, Р.Ф. Тухбатулин, А.В, Меркулов, В.В. Пронин, Е.И. Головин, К.Е. Денисюк, В.М. Метелкин, Н.А. Чернышев, И.С. Перминов, Ю.А. Абрашкин, Г.А. Воробьев, В.В. Неупокоев, А.П. Телегин, В.И. Жарин, Г.А. Олезов, Д.Г. Ганжур, А.П. Ляпин, В.М. Васильев, А.П. Лещенко, A.А. Костин, В.А. Ермолов, В.В. Барышников, B.А. Яньшин, В.П. Горов, Н.С. Сергиенко, Н.П. Федосимов, Е.П. Жигалов, В.П. Сотов, А.В. Павленко, Г.А. Федюнин, А.В. Бранец, Ю.В. Кулешов, В.К. Максимов; кандидаты технических наук А.В. Деев и В.В. Мазнев и многие другие.

В училище высоко ценится нелегкий, но очень важный труд преподавателей общенаучных кафедр, которые закладывали теоретические основы у будущих летчиков: А. И. Апанасенко, В.А. Агафоновой, А.В. Коронатовой, Н.В. Тананушко, В.А. Бажиро-вой, В.П. Неженцева, В.А. Пекшева, А.А. Грибановой, С. В. Горашенко, Т.М. Черненковой, Г.П. Локтевой, Л.И. Тимашковой, рабочих и служащих Советский Армии Е. Г. Эндека, Ю.М. Шумакова, А.С. Чемцовой, Н.А. Нетсевой, В.Г. Василенко, Г.С. Шабалковой, К.Н. Урусовой, Л. К. Ивановой, Е.С. Степиной, Е.Ф. Мацко, Т.П. Селезневой, Г.И. Гладышевой, Л.М. Василенко, М.А. Савенковой, Л.А. Емельяновой, Г.И. Курйоз, Р.Ф. Абрдашитовой, Т.И. Архиповой, Л.В. Прохоровой, Т.В. Бородиной, Т.Н. Дамковцевой, всех тех, кто обеспечивает учебный процесс, обучает и воспитывает курсантов.

Многоплановую работу по проведению всего комплекса подготовки квалифицированных летчиков-инженеров осуществляют опытные офицеры, заместители начальника училища: А. П. Макаров, Т.В. Хизбулин, Ю.А. Фильчо, Г.М. Вербило, начальник связи В.А. Глебов, командир батальона курсантов С. Д. Акопян, командиры учебных авиаполков Н.И. Яшин, Г.П. Кликушин, Ю.В. Зиновьев и другие.

На этапе формирования, а затем и дальнейшего развития училища много сделано по сплочению воинских коллективов, их обучению и воспитанию офицерами частей и подразделений товарищами: А.С. Демидовым, А.П. Слезка, А.И. Морозовым,

A.Д. Берест, С. Е. Бормотовым, А.И. Васильевым,

B.А. Алешковым, Н.Е. Штанченко, М. Я Стребковым, А.Г. Бардась, A.И. Плотниковым, В.А. Авдюковым, B.И. Светличным, В.В. Александровым, П.Н. Киселевым, В.В. Зайцевым, Т.X. Янгуразовым, Ю.В. Колотовым, Н.В. Балакиным, А.Д. Дунаковским, A.И. Нестеровым, И.Д. Петрюк, С.А. Блиновым, Н.Т. Локтионовым, М.Г. Гайлиш, В.И. Пуховским, B.С. Ильиным, Н.А. Курйоз, А.А. Дорониным, А.Г. Павленко, 3.М. Сурисом, Н. Г. Филиппенко, И.И. Бобреневым, А.Р. Поповым, П.Я. Миненковым, Ю. П. Меркуловым, A.П. Мушкатеровым, Е.В. Мозжилиным, Ф.И. Ляшкиным, Е.А. Кузнецовым, Р.Т. Кайербековым, К. И. Кулаговым, Г.Н. Корниец, В.И. Курбатовым, С.И. Куприяновым, И.Ф. Коваленко, Н.М. Кореневым, B.П. Казаковым, А.Г. Купрановым, А.Д. Малошенко, В.В. Улезько, П.С. Бойко, В.А. Кузьмичем, С.И. Самосоновым, Ю.В. Друговым, А.А. Едуновым, С.Н. Здором, А.В. Гавриленко, В.П. Полховцевым, Н.В. Черкасовым, В.Е. Ар-хиповым, В.И. Резеповым, Г.Г. Богуславским, A.И. Бычковым, И.П. Гопций, А.Г. Омельчуком, И.В. Талько, В.К. Паршаковым, В.Я. Олейник, Н.Н. Герасимовым, Е.И. Головиным, И.И. Руричем, А.Е. Рудковским, В.А. Кузнецовым, Н.А. Ковалевым, Н.В. Скударновым, B.В. Шороховым, С.Д. Акопяном, А.И. Пасынковым, М.А. Афониным, А.В. Буланковым, В.С. Владыкиным, А.П. Лисовец, В.М. Фоминым, В.Н Пономаревым, В.В. Кругловым, Э.О. Кравцовым и многими другими.

Коллектив училища в настоящее время - боевая многонациональная семья. В нем служат, работают и учатся представители более сорока национальностей. В едином монолитном и сплоченном строю они вносят достойный вклад в дело подготовки для ВВС новых отрядов воздушных бойцов, решения задач боевой подготовки.

В настоящее время этот замечательный коллектив возглавляет полковник Юрий Иванович Кононов, опытный летчик-методист и организатор учебно-воспитательного процесса.