Образованная в 1946 году отдельная смешанная авиационная эскадрилья с местом дислокации в городе Обь (аэродром Толмачево) выполняет множество задач. Главная из них - обеспечение управления ВВС СибВО.

Летная работа экипажей этой части связана с выполнением захватывающих дух фигур высшего пилотажа. В этом плане военно-транспортная авиация оказывается несколько оттененной громкой славой своих более скоростных собратьев. Да и сама специфика службы в ней предполагает некоторую степенность и размеренность, присущие выруливающему на взлетно-посадочную полосу самолету-транспортнику и не свойственные задиристо-резвому истребителю-перехватчику. И все-таки даже обделенная лаврами славы военно-транспортная авиация по-прежнему остается в своем роде незаменимой труженицей и равноправной служительницей Пятого океана.

Взять хотя бы круг задач, выполняемых авиаторами данной эскадрильи, которой командует в настоящее время полковник Петр Николаевич Кожевников. Это: перевозка представителей командования и личного состава; доставка различных грузов в интересах СибВО; поисково-спасательное обеспечение в регионе и в районах запусков и посадок космических кораблей и другие полеты в условиях различной сложности. В биографии эскадрильи и ее экипажей есть и участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выполнение правительственных заданий в Республике Афганистан, в Сирии и Испании, участие в демаркации государственной границы. И совсем свежие страницы: полеты в нынешней «горячей точке» - в небе Таджикистана. Только в Чечню за 1996 год авиаторами эскадрильи было выполнено 25 рейсов, кстати, одним из которых была доставлена на родину группа освобожденных дудаевцами новосибирских милиционеров. Но все это - лишь видимая часть той большой работы подчиненных полковника П. Н. Кожевникова по выполнению поставленных задач и... обеспечению собственного выживания в нынешних, непростых для, армии и ее авиации условиях.

- Проблем у нас, чего уж скрывать, хватает с избытком,- начал разговор командир эскадрильи. Это и отсутствие запчастей, и катастрофическая нехватка топлива, если говорить о ней, исходя из выделяемых лимитов. Это и устаревший парк самолетов и вертолетов, когда машины эксплуатируются по 30-35 лет, оказываясь старше тех, кто на них летает. В результате этого периодически случаются в полетах некоторые неисправности, правда, не влияющие на безопасность полетов. Но это ведь все до поры до времени... Однако этих проблем было бы куда больше, если бы мы сами не пытались их разрешать, и довольно-таки успешно.

В частности, полковник П. Н. Кожевников рассказал, что уже год как специалистам технико-эксплуатационной части расширен объем работ по ремонту авиационной техники и оборудования, позволяющий сэкономить время и средства, которые прежде затрачивались на соответствующие работы в заводских условиях. Правда, из-за отсутствия теплого ангара, наиболее сложные из них стараются осуществлять летом. Для исключения же различных поломок и неисправностей, связанных с изношенностью техники, максимальные возможности самолетов и вертолетов используются авиаторами только в экстренных случаях. Да и профессиональный уровень подготовки летного состава был бы куда ниже, если бы при этом приходилось надеяться лишь на выделенные лимиты горючего. Но и здесь нашли вполне приемлемый выход из сложной ситуации:, в связи с сокращением доставки на Север народнохозяйственных грузов баржами и недостатком у гражданских авиаторов самолетов ан-12 потребность в услугах авиационного арсенала эскадрильи в интересах народного хозяйства возросла. Причем этот способ удержаться на плаву, то есть в воздухе, позволяет военным авиаторам решить сразу несколько проблем. Во-первых, благодаря этим заказам, увеличивается налет часов экипажей, а заодно - и их мастерство при выполнении полетов и совершении взлетов и посадок в сложных условиях Крайнего Севера, чего нельзя было бы добиться при выполнении обычных тренировочных полетов. В результате этого средний налет экипажей эскадрильи за минувший год составил 210 часов, что значительно превышает установленный для совершенствования профессиональной подготовки авиаторов минимум. А почти все командиры кораблей являются летчиками 1-го класса. Во-вторых, автоматически решается проблема с топливом. И, кроме того, значительная часть заработанных от выполнения таких рейсов средств идет на покупку жилья для самих авиаторов. Ведь бесквартирных офицеров и прапорщиков в эскадрилье -более 60.

Главное достояние этой эскадрильи - ее люди. И уходящие в небо экипажи самолетов и вертолетов, и скромные трудяги-технари, делающие подчас невозможное для того, чтобы продлить жизнь крылатых машин. Ведь каждый вылет самолета или вертолета по меньшей мере готовят около 30 человек, цена труда которых - безопасность полетов. За время пребывания в эскадрилье немало хорошего довелось услышать о командире корабля майоре Ю. Бутакове, который служит здесь уже почти 20 лет. о другом командире корабля - майоре А. Красникове. получившем это звание досрочно за успешнее выполнение задания в период командировки в Республику Таджикистан, борттехнике вертолета капитане Н. Тка-чуке, имеющем в свои 42 года выслугу 47 лет. и многих других их коллегах. Как и о специалистах ТЭЧ -капитанах В. Кузнецове, А. Корсакове, А. Козлове, старшем лейтенанте А. Кузьменко, старшем прапорщике Ю. Зябрине, прапорщиках В. Череваче и А. Слипецком. Или об участниках афганской войны, среди которых сам командир эскадрильи полковник П. Н. Кожевников, майоры О. Стрижов и С. Шаповалов, капитаны В. Турбин, Е. Алипов, А. Стрижев-ский, А. Береславский, Ю. Тимченко, старший лейтенант С. Городилов и другие. Настоящая эскадрилья мастеров летного дела.

К сожалению, наша книга слишком мала, чтобы перечислить всех, о ком хотелось бы сказать доброе слово. Кто, несмотря ни на какие сложности нынешней жизни, все-таки остается патриотом своего дела, патриотом авиации.