09.05.2007, ОмскКомандир 44 учебного авиационного полка Барнаульского ВВАУЛ, Калманка

       Родился в г. Новозыбкове, Брянской области 30.07.44г.

Жили рядом с летной частью, отсюда и пошло желание стать летчиком.

Обучение лётному делу начал с 1961 года в аэроклубе на самолёте Як-12 и там же одновременно осваивал прыжки с парашютом.

 

Имею налет на ЯК-12 - 42час., и 352 прыжка с парашютом в аэроклубе.

В 1962 году окончил 11- летнюю среднюю школу и поступил в Тамбовское ВВАУЛ им. М. Расковой.

В училище летать начали с первого курса на самолёте Як-18а.

Первым моим летчиком-инструктором был Егор Михайлович Жильников. Кстати, многие наши Барнаульцы могут помнить его по Калманскому полку (потом он ушел в систему ДОСААФ). Командир звена - майор Фролов. На втором курсе летчиком-инструктором был Владимир Данилов, ком. звена - м-р Побожий. Общий налет на с-те ЯК-18а составил 161 час. Эти два курса летали на аэродроме Рассказово под Тамбовом.

На 3-м курсе стали осваивать Ил-28. Летчик-инструктор - Александр Яковлевич Громовенко, добрейшей души человек. Летали на аэродроме Мичуринск. Чудное было время. По осении студенты ездили копать картошку, а мы яблоки собирать, в совхоз "Зеленый Гай".

4-й курс и опять на ИЛ-28. Аэродром Тамбов, летчик-инструктор м-р Комков. Общий налет на ИЛ-28 за училище-169час. Частым гостем у нас тогда был знаменитый И.Н. Кожедуб. Он же присутствовал у нас на госэкзаменах, вручал дипломы и был почетным гостем на выпускном.

19.10.1966, Выпускник Тамбовского ВВАУЛУчилище окончил в 1966 году с общим налётом 330 часов и с удостоверением и знаком "Военный лётчик 3-го класса". В училище продолжал прыгать с парашютом и добавил еще 121 прыжок. Диплом и знак военного лётчика получал из рук И.Н. Кожедуба. Зачетные полеты на госэкзаменах выполнял с зам. Начальника училища полковником Филимоновым, впоследствии первым начальником Барнаульского ВВАУЛ. Сел он в кабину и говорит: " Ну, сынок, показывай и рассказывай мне, как тебя учили летать на самолете". Я по простоте душевной и выдал ему показ с рассказом. Знал бы, чем это мне грозит, молчал бы как рыба. Зарулили после полета, он вышел из самолета, сказал: " Спасибо, я думаю, мы с тобой еще встретимся". Сначала я не понял, а когда узнал, что меня планируют оставить в училище инструктором, ходил трижды к нему на прием и слезно просил: "Хоть на Диксон, но в строевую часть". Ведь дальше у нас были в перспективе ТУ-16, ТУ-95, короче дальняя авиация. Но получилось, как по Гоголю, "Я тебя породил, я тебя и убью." Может и не совсем уместно об этом говорить сейчас, но факт имел место. С нами вместе выпускался и Джохар Дудаев.

После выпуска, был оставлен в Тамбове лётчиком-инструктором на самолёте Л-29. За зиму освоил новый тип из 2-х кабин и в 1967 году приступил к обучению курсантов. Выпустил 4-х курсантов. Летали на аэродроме Кирсаново. Командиром звена был м-р Скляр. Там же были к-н Котляр, м-р Збиранник.

После отпуска был откомандирован в город Барнаул, куда прибыл в январе 1968 года, а затем и в город Славгород для дальнейшего прохождения службы. Попал в 1-ю эскадрилью п/к-а Купстас. Вместе со мной прибыло еще 2 лейтенанта, выпускники Оренбургского училища 1966г, Алексеев Саня и Малиновский Юра. Командир полка был п-к Антонкин. Первый полк был сборной солянкой из всех училищ Союза.

В 1968 году летали на себя и переучивали лётчиков, прибывших из Харьковского училища (Скоркин, Дылев, Притоманов, Жильцов и иже с ними). Парашютные прыжки не забывал, и в январе 1969г. было присвоено звание "Инструктор ПДС". А в 1969 взялись за первый набор славного Барнаульского ВВАУЛ.

Курсанты Крышелович, Стрельцов и Тихонов - были первыми барнаульцами из числа тех, кого лично я научил и выпустил самостоятельно в 1969 году. Летали на аэр. Бурла. Полеты заканчивали по лужам и под дождем, но закончили успешно. После окончания программы с курсантами был отпуск, а после отпуска прощание с полком. Был переведен в 59-й УАП на с-т ИЛ-28 во 2-ю эскадрилью п/п-ка Стрельцова В.П. Пришлось быстро вспоминать уже освоенный с-т и учиться из кабины инструктора.

В июне 1970г. был назначен ком. звена, так что своего экипажа уже не было. А стало сразу 3, и многие курсанты, кого знал по первому полку, опять встретились в моем звене и Bse003эскадрилье. В начале 1971 года незначительное пребывание в должности зам. ком. аэ и в мае назначение на должность ком. 3 аэ., и опять встреча со знакомыми курсантами. Эскадрилью принимал у п/к-а Андриенко Геннадия Владимировича, в последствии НШ БВВАУЛ. Переписываемся и говорим по телефону до сих пор. 13.12. 07 ему исполнится 77 лет. Поэтому курсанты первого выпуска мне наиболее запомнились. Губа, Казанцев, Кирпото, Калямин, Лысухин, Лямкин, Прокудин, Ровкин, Павлов, Ананьин, Попов А.Р., Тихонов И., Крышелович, Стрельцов. 2-й выпуск- Гетман, Волкунович, Гореликов. И так можно перечислять до бесконечности. Очень жалко, что многих из них уже нет с нами. Земля им пухом. Со многими встречался при перегонках авиатехники на различных аэродромах, со многим пришлось вместе летать, когда они стали инструкторами, а с некоторыми служили вместе уже на земле в системе РЦ ЕС УВД. А Сергей Николаевич Булгаков был даже моим начальником. Он был начальником ЗЦ в Новосибирске, а я нач. РЦ в Омске. С Лазебным В.Н. вместе поступали в ВВА в 1976г. Жили в одной комнате. Так, что, перечислить всех, кого помню, просто не возможно. За 16 лет моей службы в БВВАУЛ произошло 13 выпусков, попробуй всех упомнить и перечислить.

В 1974г., опять же у Андриенко, принял должность зам. ком. ап по летной подготовке.

В 1977г. присвоена классификация "Военный летчик 1 класса".

В 1979г. мы опять перешли на обучение курсантов на с-те Л-29. Итого, вместе с курсантскими в ТВВАУЛ на ИЛ-28(У, Б, Ш) налет составил 2475час.

В 1976г. поступил в ВВА им. Ю.А. Гагарина (заочно), в 1980г. закончил и 22.01.81 был назначен ком. ап. в Калманке. Летать любил, летал много на себя и очень много за инструктора. В иные годы налет доходил до 270-290 час. в год. Как-то на сборах ком. полков в Харькове вывесили таблицы налета. Красным была выделена моя фамилия, а синим Береста, он тогда был ком. ап. в Камне. Зам. ГК ВВС по ВУЗ генерал Дольников поднимает меня и спрашивает: " Вы ком. ап. или летчик-инструктор? Когда полком руководите"? Я ему отвечаю: "Полк то экспериментальный, 6 эскадрилий, вместо 3-х в обычном полку, 3 аэродрома, до 300 курсантов каждый год и до 10 молодых летчиков-инструкторв, которым инструкторские допуска мог давать только ком. ап. или его замы". Пронесло. С парашютными прыжками тоже был казус. На военном совете ВВС округа Командующий, кажется Шинкаренко, поднимает 3-х "Б": Бормотова, Бардась, Береста (командиры полков) - любителей попрыгать и спрашивает: " Вам, что денег не хватает? Так мы военным советом сбросимся. Как не позвонишь утром, где ком. полка? Ответ: на прыжках". Пришлось доказывать, что это наоборот хорошо. Мы даже раньше разведчика погоды поднимаемся в воздух, оцениваем метеообстановку и т.д. "Запрещаю! Положено 2 в год и баста".

Летную работу и службу в БВВАУЛ закончил 11.04.84г. И, как итог: общий налет на ЯК-12, ЯК-18а, ИЛ-28, Л-29 -5156 час. Прыжков с парашютом - 682. С "соской" и повязкой РП - 480 смен или 2880 час. Крайний раз удалось полетать на Л-29 в Омском УАЦ в 1987г.

Из послужного списка:

- курсан09.05.2007, Омскт - 21.08.62 - 28.10.66;

- лётчик - инструктор, старший летчик-инструктор - 28.10.66 - 29.06.70;

- командир звена - 29.06.70 - 29.01.71;

- зам.ком.аэ - 29.01.71 - 6.05.71;

- ком.аэ - 6.05.71 - 28.11.74;

- зам. ком. ап по л.п. - 28.11.74 - 22.01.81;

- ком.ап. (Калманка) - 22.01.81 - 11.04.84;

- начальник 760 РЦ ЕС УВД (Омск) -11.04.84 - 28.12.89;

- начальник отдела международных полётов Берлинского

Центра Воздушной Безопасности - 28.12.89 - 20.07.92;

- зам. начальника совместного ЦУВД - начальник

отдела координирования (Вюнсдорф) 20.07.92 - 26.04.94;

С 31.12.94 нахожусь в запасе (по возрасту). В 2005г. умерла жена. Есть дочка, зять и внук на 3-м курсе университета. Проживаю в городе Омске, работаю в службе охраны. Поддерживаю контакты с Кирпото (1-й выпуск), Подоксёновым (5-й выпуск), полковниками Андриенко Г.В., Коноваловым А.Н., Казаковым Ю.А. Недавно связался по телефону со своим первым курсантом из БВВАУЛ Тихоновым И.А. и как-то звонил мне Володя Стовбер. Получал письма от Захарова А., Махамажана, Жиброва-младшего, Лутковского. Очень приятно, что помнят.

Мои координаты:

644081 г.Омск-81 ул. Дианова д.4. кв.85.

 Тел - 8(381-2)749-341;

моб - 8-905-921-68-61.

почта Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Да, немного о фото. Там есть фото, где я с американским подполковником Нельсоном, начальником американского сектора БЦВБ за штурвалом с-та  братьев Райт. Так вот, на следующий день, этот самолет летал на дне открытых дверей на аэр. Темпельхоф, и пилотировали его уже их внуки. Смотрелось очень здорово.

Вот, коротенько, пожалуй, и все. Всех благ и здоровья вам и вашим близким.

С уважением,

С.Е. Бормотов

 У самолёта Як-12. Брянск, аэроклуб, 1961 г.Герой Советского Союза - генерал-лейтенант Дольников - зам ГК ВВС по ВУЗ. Калманка, 1981 г.За штурвалом самолёта Як-12. Город Брянск, аэроклуб, 1961 г.Славгород Северный, ком АЭ, 1972 г.Руковожу полётамиПервый самостоятельный 16.06.61Славгород Северный.1-й курс. Полёты строем на самолётах Як-18а.Тамбовское ВВАУЛ, 1963 г.Классификационное свидетельство военного летчика 1-го классаГосэкзамен по лётной подготовке. И.Н. Кожедуб делится делится воспоминаниями. ТВВАУЛ, 1966 г.Bs074Командир АЭ С.Бормотов - руководитель полётов на аэродроме Славгород-Северный. Славгород, 1974Были и мы курсантами, тамбовское ВВАУЛ, 1964г., аэродром РасказихаАэроклуб, парашют Т-2, 1961 годНа Ил- 28 налетал 2475 час.3 АЭ, Набок, Бормотов, Розов. Барнаульское, аэродром Славгород-Северный, 1972 г.Экипаж лётчика-инструктора Бормотова. Курсанты - Крышелович, Стрельцов и Тихонов. 1969 гМои первые курсанты в Тамбовском ВВАУЛст.л-т Носков, капитан Бормотов и ст.л-т Казаков.Город Славгород, 1973 г.Казаков, Бормотов, Коротков! Половине выпускников БВВАУЛ эти фамилии знакомы.Бормотов и БыкасовГенерал-лейтенант Дольников - зам ГК ВВС по ВУЗ. Калманка, 1981 г.В первом ряду слева на право - Бормотов, Максименко, Машканцев и Леванов. Город Славгород, 1973 г.Bs077на парашютных прыжках. Аэродром Славгород-Северный., 1975г.Экипаж ст. л-та С. Бормотова. БВВАУЛ, Аэродром Бурла, 1969 г.Набок С.Я. и Бормотов С.Е. Барнаульское ВВАУЛ, аэродром Славгород-Северный, 1972 г.Начальник штаба славгородского УАП - Иванов Г.А. и зам.ком УАП по лётной подготовке Бормотов С.Очередной выпуск летчиков БВВУЛРазбор полётов. Лётчики - Замуруев, Бормотов и Ершов. Город Славгород, 1979гЛётчики 3 АЭ. 1-й ряд: Дёмин, Забара, Моисеев, Милешников, Бабурин. 2-й ряд: Киреев, Зотов, ... Рыжков, ГудинСотрудники 4-х секторов Берлинского центра воздушной безопасности.Сотрудники 4-х секторов Берлинского центра воздушной безопасности.Восточный Берлин, стена, Брежнев - Хонекер, 1990 год.Bs097п/п-к Нельсон , начальником американского сектора БЦВБ и Бормотов за штурвалом с-та  братьев РайтФранцуз Жан Робер Казаре, СССР - Бормотов С.Е., американец - Рональд Нельсон, англичанин - Питер Донлан. Западный Берлин, Берлинский Центр Воздушной Безопасности, 1991г.Bs096Зал управления совместного центра УВД, Вюнсдорф 1993 г.18 августа 2007 годаРабочий момент 1994 год, ВюнсдорфBs098

 

 

Добавить комментарий