• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

FAQs

  45 лет назад

Белый ветер за висками развевается,

время молодости нашей – авиация.

Время честности, и чести, и содружества,

голубого, обжигающего мужества.

Но не зря Земля считает цветом нации

тех, кто был, кто есть, кто будет в АВИАЦИИ!

Замечательные стихи любимого всеми авиаторами поэта Феликса Чуева пронзительно точно передают чувства каждого, к кому мы сегодня обращаемся с поздравлениями и чьими воспоминаниями делимся в преддверии сорок пятой годовщины 96 учебного авиационного полка Барнаульского ВВАУЛ.

Память — удивительная способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. С её помощью мы возвращаемся к событиям давно прошедших лет. Всякий раз, когда оживают воспоминания о том, теперь уже далёком времени, поражает именно подлинное, абсолютное, а не мнимое единство Армии и народа, желание каждого сделать всё возможное для своей Армии и укрепления обороноспособности страны. Вот как вспоминал эти события человек, верой и правдой служивший своему любимому городу, людям, честно и самоотверженно трудившийся во имя своей мечты, воплотившейся в жизнь благодаря величайшему трудолюбию и неуёмной энергии и его самого, и возглавляемого им коллектива единомышленников, первый секретарь горкома партии г. Камня-на-Оби, фронтовик, полковник авиации, Герой Социалистического Труда Евгений Ерофеевич Парфёнов. Его воплотившаяся мечта — наш авиационный полк!

В период работы ХХIII съезда КПСС состоялось совещание в Генеральном штабе ВС СССР. Первый секретарь крайкома КПСС А.В.Георгиев, принимавший участие в его работе, сообщил делегатам с Алтая, что вопрос об открытии БВВАУЛ решён. “Сообщение было встречено с восторгом, — рассказывал Евгений Ерофеевич, — но у меня как-то по-особому застучало в груди, и голову сверлила одна мысль: хоть бы один полк разместить в Камне. …Уж очень хотелось вернуть родному городу авиационный титул. Вернуть потому, что в годы Великой Отечественной войны в Камне была размещена одна из эскадрилий Сталинградского истребительного училища, в которой для фронта обучались лётчики. И надо сказать, авиаторов неплохо учили, так как из 17 Героев Советского Союза, жителей нашего города и района, четверо —лётчики”.

И началась работа. Уже летом того же года в город Камень-на-Оби была откомандирована группа ответственных лиц Министерства обороны с полномочиями на выбор места для строительства аэродрома. Сентябрь 1967г., 23 число. Прибывает передовая команда инженерно-аэродромного батальона, чтобы в январе 1968г., после прибытия всего личного состава батальона и техники, приступить к работе.Из воспоминаний Е.Е.Парфёнова: “Тогда мы договорились: всё, о чём попросят военные для более успешного решения поставленной задачи, …для каждого из нас закон. Аэродром мы строили, как говорят, всем миром и в добром темпе. Одновременно возводились жильё и столовые, казармы и склады для размещения авиаполка и частей обеспечения”.

Полк был сформирован в г. Купянске Харьковской области 12 октября 1969 года на базе 2-х авиационных эскадрилий самолетов ЯК-28. Его первыми руководителям были: командир полка — подполковникДунаковский А. Д.; зам. командира полка по политчасти — майор Янгуразов Т. Э.; начальник штаба — майор Чечуков А. Я.

Перебазирование личного состава и авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром Камень-на-Оби производилось в два эшелона: воздушного — в период с 14 по 26 сентября, наземного — с 28 сентября по 4 октября 1970 г.

 Головные двенадцать самолетов ЯК-28 поднялись в воздух 14 сентября 1970 года. Первым на аэродром Камень-на-Оби приземлился самолет, бортовой номер 32, с экипажем в составе командира полка подполковника Дунаковского А. Д. и штурмана звена ст. лейтенанта Доброго Э. С. Затем совершили посадку и другие экипажи. Остальные группы перелетели с трехдневным интервалом. 26 сентября 1970 г. последний самолет ЯК-28 № 36 поднял в воздух майор Горелик А. Г.

Вскоре благополучно завершился перегон всех самолетов, прибыли технический состав и семьи, и началась обычная работа со всеми сложностями и трудностями. Надо было разместить людей и имущество, привести в порядок всю технику (наземную и самолеты). Но, главное, надо было подготовить летчиков-инструкторов для обучения курсантов.

10 ноября 1970 года полк приступил к полётам, вначале в составе одной эскадрильи под командованием майора В.П. Акимышева, но уже в апреле 1971 года и 2-я эскадрилья (командир — майор А.Г. Горелик) были подготовлены в полном объёме к обучению курсантов.

И вот впервые в истории полка сразу же после майских праздников лётный состав приступил к обучению курсантов. Курсанты первого набора, показав прекрасные знания материальной части и особых случаев в полёте, успешно освоили лётную программу и осенью 1971 года сдали Государственные экзамены по лётной подготовке. Две авиаэскадрильи проводили обучение на самолётах Як-28 и одна (базировалась в Славгороде) на Ил-28. В октябре этого же года эскадрилья Ил-28 под командованием В.Ф. Шайдурова перебазировалась в г. Камень-на-Оби, и до конца 1977 г. полк готовил курсантов на двух типах: 1-я и 2-я эскадрильи на Як-28 и 3-я —на Ил-28.

Первый выпуск лётчиков-инженеров — это страница в летописи не только полка, но и авиационного города Камня-на-Оби! Полк становился неотъемлемой частью города, улицу Пушкина украсили воинские дома-пятиэтажки, в трудовые коллективы пришли высококвалифицированные специалисты — члены семей военнослужащих, увеличился объём работы у местного отдела ЗАГСа по регистрации счастливых браков, в детских садах и школах возросло количество ребятишек. Крепли шефские связи и взаимовыручка между авиагарнизоном и предприятиями. Воины-авиаторы стали неизменными участниками многочисленных городских мероприятий. Все, от офицера до солдата, совместно с горожанами к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне участвовали в строительстве (это была народная стройка) городского мемориала Славы, этого святого, красивейшего памятника всем павшим землякам за свободу и независимость страны Советов.

А сколько радости принесли каменской детворе и восхищения молодежи показательные прыжки парашютистов на воду группы летчиков во главе с большим любителем этого мужественного вида спорта командиром полка   И. Д. Петрюком и начальником ПДС капитаном Г. Я. Скутовым. Тогда на обском пляже весь город собирался. Так создавалась наша совместная история.

22 февраля 1973 года полку  было вручено Боевое знамя части, а приказом министра обороны СССР от 1 мая 1973 г. был установлен ежегодный праздник полка 5 декабря.

Время шло, устаревала техника, менялись взгляды военного руководства на применение авиации, и в апреле 1982 г., в соответствии с принятым в Главном штабе ВВС решении, первая группа лётного состава убыла в г. Бердянск для переучивания на самолёт МиГ-21, параллельно шло переучивание инженерно- технического состава. В этом же году состоялся последний выпуск курсантов для фронтовой бомбардировочной авиации на самолёте Як-28.  Скажу от себя: это было грустное расставание, мы гордились своей машиной и восхищались одновременно.

В 1983 году полк полностью был перевооружён на самолёты типа МиГ-21, а первая авиационная эскадрилья приступила к обучению 36 курсантов на этом типе самолёта. Продолжив обучение на следующий год, выпустила очередной отряд лётчиков-инженеров по профилю фронтовой истребительно-бомбардировочной авиации. Наступила эпоха Миг-21, она продлится девять лет и вместит в эти годы столько событий и судеб, описать даже часть которых — занятие непосильное ни мне, ни кому-то другому. Только курсантов-выпускников, унёсших в своём сердце воспоминания о пребывании в городе Камне-на-Оби, более тысячи человек, а ещё офицеры и прапорщики, солдаты срочной службы, все те, кто исполнял свой воинский долг в нашем авиационном гарнизоне.

 Наши дети, родившиеся или просто выросшие в Камне, когда уезжают в другие города и веси, услышав в небе гул самолёта, вскидывают голову и вспоминают Камень-на-Оби, наш авиационный городок. И помнят его, и любят далеко за пределами Алтайского края, в том числе и потому, что он авиационный.

Мы же помним и то, что к исходу 1991 года наш полк, как того требовало новое видение строительства ВВС, переучился на учебно-тренировочный самолёт Л-39, успев при этом вспомнить и Л-29.

Нам и сегодня еще трудно говорить про 90-е годы, они перемололи не только людские судьбы, Армию, страну. 1991 год, события, произошедшие в этом году, разделили нашу жизнь на ДО и ПОСЛЕ.

Вначале полк ещё летал и в составе Барнаульского ВВАУЛ, выполнял задачу по подготовке лётчиков для ВВС страны, но уже в 1997 году всё чаще стали распространяться слухи о расформировании училища. В январе 1998 года самолёты полка небольшими партиями стали перегонять на консервацию для длительного хранения в г. Славгород. Оправдались самые худшие ожидания: полк расформировывали.

В тот тяжёлый для всех нас день, 30 октября 1998 года, на аэродром устремились все, чья жизнь так или иначе была связана с родным сердцу полком. Самолёты последней группы уходили через город, максимально снизившись над ним и тем самым кланяясь ему, как артисты благодарному зрителю — за то, что он принял их и на протяжении 28 лет любовался их полётами.

Владимир ГУСЕВ, полковник запаса, ветеран военной службы.

 

 

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика