• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

FAQs

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Первый выпуск

Алтайская осень будто специально для этого события приберегла ясный солнечный день. 26 октября 1971 года — первый выпуск летчиков-инженеров в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. На плацу училища выстроились четкие шеренги офицеров и курсантов.

Поздравить молодых летчиков с окончанием учебы прибыл Главнокомандующий Военно-воздушными силами Герой Советского Союза маршал авиации II. С. Кутахов, член Военного Совета — начальник Политического управления ВВС генерал-лейтенант авиации И. М. Мороз, командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М. Г. Хомуло, Член Военного Совета — начальник Политического управления СибВО генерал-майор И. С. Лыков, командующий авиацией Сибирского военного округа, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев, первый, секретарь Алтайского крайкома партии, член ЦК КПСС А. В. Георгиев, первый секретарь Горно-Алтайского обкома КПСС Н. С. Лазебный, первый секретарь Барнаульского горкома партии В. В. Поляков, первый секретарь Каменского горкома КПСС Герой социалистического труда Е. Е. Парфенов, первые секретари Славгородского горкома и Калманского райкома партии, другие партийные, советские и комсомольские работники.

Замер на плацу строй молодых лейтенантов. Начальник училища полковник А. А. Парфенов зачитывает приказ Министра обороны СССР о присвоении выпускникам воинского звания «лейтенант». Четким строевым шагом подходят молодые летчики к членам выпускной комиссии. Им вручаются дипломы и нагрудные знаки об окончании училища. Первым называется ленинский стипендиат Александр Федченко. За высокие показатели в овладении наук, летное мастерство он награждается золотой медалью.

Дипломы с отличием получили десять выпускников училища: лейтенанты С. Ильин, С. Булгаков; Г. Тувиков, Г. Арапов, А. Перевалов, Г. Милькин, А. Еременко, В. Тилинин, Л. Киреев, И. Лебедев, В. Голубев.

Молодую смену летчиков-инженеров приветствует и поздравляет командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант И. А. Куличев. Он призвал их постоянно, совершенствовать боевую и политическую подготовку, летное мастерство, приложить все силы, умение, знания на освоение новой авиационной техники в строевых частях.

...Торжествен и величав Ленинский проспект. Чеканным шагом идут выпускники Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков по главной магистрали города. Как и несколько лет назад, после принятия Военной присяги, они н на этот раз направляются на площадь Советов, к памятнику Владимиру Ильичу Ленину.

Молодые летчики возлагают к подножию монумента живые цветы. Вместе с ними ветераны авиации: начальник штаба училища полковник Ш. X. Габдрахманов, начальник учебного отдела полковник А. А. Пашковский, начальники кафедр полковники Н. С. Гаврилов, М. В. Земчихин, А. М. Ходарковский, Н. С. Курьеров, преподаватели офицеры 10. М. Черепенин, С. Я. Чуриков, В. М. Пантелеев, Е. И. Ма- рушко, Е. М. Иванов, Н. С. Евсеев, Ю. Ф. Чернорот, Ю. П. Трофимов. Н. П. Иваненчук, А. Ф. Мошков, Л. И. Евстафьев и многие другие, которые весь свой опыт и знания на протяжении четырех лет передавали своим питомцам.

Под барабанную дробь колонна подходит к памятнику павшим борцам за социализм. Полыхает на ветру вечный огонь. Он напоминает о величии, дел, свершенных трудящимися Алтая на заре Советской власти.

Замер строй. В присутствии партийных и советских работников, ветеранов гражданской и Великой Отечественной войн, офицеров Барнаульского гарнизона, многочисленных гостей группа молодых офицеров возложила венки к памятнику. Дань уважения борцам за власть Советов отдает молодая армейская смена, в эту торжественную минуту еще раз присягает на верность Родине!

Во второй половине дня состоялось торжественное собрание, посвященное выпуску летчиков-инженеров. Собрание открыл начальник политического отдела училища полковник А. П. Марков. В своем вступительном слове начальник училища полковник А. А. Парфенов отметил, что сегодняшние выпускники — это грамотные, хорошо обученные воины-авиаторы. В их воспитание немалый вклад внесли партийные и советские организации, все труженики Алтая. От имени выпускников, курсантов и преподавателей училища он заверил партию и советское правительство в том, что Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков будет и впредь повышать военную, техническую и политическую подготовку курсантов, готовить достойное пополнение для Военно-воздушных сил страны.

С приветственным словом обратился к выпускникам член ЦК КПСС, Герой социалистического труда, первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев. Он рассказал о большой трудовой победе алтайских земледельцев в первом году новой пятилетки, о том высоком политическом и творческом подъеме, с которым труженики края боролись за претворение в жизнь решений XXIV съезда партии. А. В. Георгиев преподнес командованию училища каравай алтайского хлеба в знак нерушимого единства армии и народа.

Затем с речью выступил Главнокомандующий Военно- воздушными силами СССР маршал авиации П. С. Кутахов.

Тепло поздравили новый отряд военных летчиков командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М. Г. Хомуло, директор завода «Трансмаш», депутат Верховного Совета СССР А. 3. Колосов, первый секретарь крайкома ВЛКСМ В, В. Кирюшов, представители промышленных предприятий и вузов краевого центра, пионеры и школьники.

По окончании торжеств в училище, в крайкоме ВЛКСМ состоялся прием в честь выпускников Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков.

Открыл встречу секретарь краевого комитета комсомола

В. Леонтьев. Он поздравил выпускников с окончанием училища, пожелал им дальнейших успехов в воинской службе.

Со словами напутствия к летчикам обратились Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке П. Д. Козин, генерал-майор в отставке М. Т. Корначев.

От имени выпускников выступил секретарь курсового комсомольского бюро, ленинский стипендиат Алексей Еременко. Он заверил собравшихся, что воспитанники Барнаульского ВВАУЛ будут достойны боевых и трудовых традиций дважды ордена Ленина Алтайского края.

Секретарь крайкома комсомола В. Леонтьев вручил Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ выпускнику училища Сергею Ильину, которой он удостоен за отличные успехи в боевой и политической подготовке и активную работу по воспитанию молодежи.

Многие выпускники были награждены Почетными грамотами крайкома ВЛКСМ. Трое из них — Александр Федченко, Сергей Булгаков и Анатолий Перевалов — занесены в Книгу почета краевого комитета комсомола. 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Мужество и отвага

За проявленные мужество и отвагу курсанта Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков Владимира Ананьина наградить именными часами «Полет».  (Из приказа командующего Сибирским военным округом).

 

Это произошло в октябре 1969 года. Рано утром курсантов первой авиационной эскадрильи разбудил сигнал подъема. Курсант В. П. Ананьин вместе со своими товарищами прибыл на аэродром. Командир эскадрильи подполковник Купстас улетел на разведку «воздушной погоды». От результатов разведки зависело разрешение на учебные полеты, а полеты в этот день предполагались интересные, по маршруту, причем самостоятельные, на сей раз без инструктора.

Комэска вернулся. Полеты разрешены. Володя уже в самолете. Услышал в наушниках низкий голос подполковника Купстаса: — 24-й, взлетайте!

После полета полчаса отдыха. И снова полет. Второй полет курсанта Ананьина в это утро. Маршрут тот же, хорошо видны с заданной высоты ориентиры. Слушая радиообмен между аэродромом и самолетами, Володя знал, что в двухстах метрах сзади него летит инструктор — лейтенант Останин. А вот сейчас слышит: взлетел его друг — курсант Певень. Затем Володин инструктор — лейтенант], ныне подполковник Н. Н. Горид. Володя летит первым по маршруту, и в этом тоже есть свой праздник. Вот под крылом виднеется деревушка в несколько домов, вдали Иртыш. Володя следит за работой приборов... Что это?

Перед третьим поворотным пунктом маршрута глаза мгновенно зафиксировали падение скорости, стрелки поползли вверх. Решив, что «зазевался» и непроизвольно уменьшил обороты двигателя, Володя увеличил их до максимальных. Но стрелка указателя числа оборотов не сдвинулась с места, «обороты зависли», падает скорость, снижается высота.

С этой секунды, сообщив руководителю полетов подполковнику Купстасу о происходящем, переключил сознание на аварийный радиообмен. Впереди по маршруту — озеро, лесополоса, деревня, поле, на котором работают комбайны, шоссе с насыпью, по которому идут машины.

С первого же курса курсант Ананьин понял, что учеба в военном училище не только требует от человека ума, предельной собранности, подтянутости, но выкристаллизовывает в нем то лучшее, что заложено в характере, натуре.

В этом Володе помогли и строжайший режим дня занятий, и безукоризненный порядок в казарме, учебных кабинетах, и даже та изысканность, с которой оформлена курсантская столовая. Но главное — взаимоотношения между курсантами, преподавателями. Они складывались по какому-то большому человеческому счету. И Володя научился сверять себя ежедневно, ежечасно по этому большому счету.

Стрелка указателя числа оборотов двигателя «запрыгала». Володя услышал неравномерную работу (хлопки) двигателя, почувствовал толчки корпуса самолета. Почти одновременно с приказом подполковника Купстаса о включении изолирующего клапана рука Володи уже двинула вперед тумблер клапана. Автоматика топливной системы двигатели отключилась. Теперь все зависело от действий летчика. Володя до предела двинул вперед рычаг управления двигателем, но это не помогло, обороты падали...

Мысль о катапультировании Володя исключал сразу, ибо самолет мог упасть на деревню, на шоссе с шедшими по нему автомобилями, на комбайнеров, убиравших хлеб. Высота и скорость продолжали падать, и Володя, в каждое мгновение оценивая показания приборов, решил идти на вынужденную посадку. Он слышал, что ему приказывают сбрасывать подвесные баки с горючим, но баки уже летели вниз, ибо Володя еще до приказа принял это решение. С подвесными баками немыслимо идти на вынужденную, ибо при ударе баки могут взорваться. Володя сбросил и фонарь передней кабины. Спокойнее. Удалось обойти озеро. Мелькнула мысль садиться перед деревней, но это риск. Впереди дома. Значит остается один путь — планировать налево, на поле. Самолет планирует, а на поле комбайны, люди. Володя отворачивает левее. Затем уже машинально: рванул на себя ручку стоп- крана, перекрыл доступ топлива в двигатель, остатки топлива сгорели. За самолетом образовался черный шлейф дыма, который создал видимость, как потом рассказывали колхознику, что самолет горит.

Курсант Ананьин садился в ста метрах от комбайнов. Коснувшись земли, самолет подскочил, снова сел,, подняв столб пыли.— Живой! Сел! — кричал, как потом рассказывали Володе, лейтенант Останин, чей самолет снова пронесся над полем.

Живой! Молодчина! — кричали десятки людей, бегущих по нолю навстречу Володе. Поняв, что произошло, они стали подбрасывать смелого молодого летчика в воздух, не давая ему опомниться. Вскоре он увидел подходящих к самолету майора Орлова и летчика-инструктора, который непосредственно обучал Володю Ананьина, лейтенанта Горида. Курсант приложил руку к головному убору, хотел доложить, но командир звена не дал ему говорить. Он крепко обнял курсанта и трижды поцеловал его.

...Можно бы еще бесконечно рассказывать, как чествовали курсанта Ананьина, как он получал благодарности — был награжден за проявленное мужество именными часами «Полет». Можно бы сказать, что, видимо, он достоин и еще большей награды. Для нас важно другое. Комсомолец курсант Владимир Ананьин вложил первый, один из главнейших фактов в свою биографию, обучаясь в училище. Ныне подполковник Ананьин Владимир Петрович, работая в летно-методическом отделе училища, сам обучает и воспитывает не только курсантов, но и опытных летчиков. Летчик первого класса, один из лучших летчиков-методистов, постоянно совершенствует летное мастерство, является примером для новых поколений курсантов, приобретающих стальные крылья и путевку в небо в Барнаульском ВВАУЛ.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

Глава третья. Растем и мужаем

 

Первое испытание на мужество

Погожим июльским утром 1967 года поезд увозил из Усть-Каменогорска группу ребят. Все они ехали сдавать экзамены в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Был среди них и Анатолий Лямкин. В училище абитуриентов встречали приветливо, но уже после первой беседы с начальником войскового приемника подполковником С. Я. Чуриковым стало ясно, что испытания их ожидают серьезные. Первым барьером, который предстояло преодолеть ребятам была медицинская комиссия, затем экзамены по математике, физике, русскому языку и литературе.

И вот наступил заветный день, когда па плечи Анатолия и его товарищей легли погоны курсантов-авиаторов.

Пожалуй, никто из новичков, поступивших на первый курс училища, не был свободен от мысли, что уже через пару недель, в крайнем случае через пару месяцев, их повезут на аэродром, и там. они, заняв место в кабине пилота, начнут осваивать профессию летчика. На самом деле все обстояло иначе. Оказывается, весь первый курс курсанты изучают теоретические дисциплины: физику, математику, теоретическую механику, некоторые специальные и общественные науки.

Анатолию, как и его однокурсникам, приходилось часами корпеть над книгами, разгадывая, словно самый сложный ребус, какую-либо физическую формулу или же математическую задачу.

Вместе со своими друзьями первокурсниками сержантом Анатолием Артамоновым, курсантами Владимиром Шорниковым, Валерием Власовым, Виктором Ахалиным и другими /выдержал Анатолий и первое испытание на мужество. Этим испытанием, вспоминает он, были прыжки с парашютом. Нельзя сказать, что и Анатолий, и его сокурсники не волновались перед первым прыжком. У каждого закрадывался в грудь предательский холодок. Но вида не подавали. Смеялись, шутили. Сотрясая прохладный утренний воздух, заработал мотор Ан-2, и крылатая машина, вздрогнув, тронулась с места и направилась к взлетной полосе. Разбег, и самолет незаметно оторвавшись от земли, поднялся в воздух.

Высота увеличивалась с каждой минутой. Исподволь наблюдая за своими товарищами, Анатолий видел, что лица их становились все сосредоточеннее. И только находящийся рядом с курсантами начальник парашютно-десантной службы училища подполковник Андреев, имевший квалификацию мастера по парашютному спорту, кажется совсем и не думал о предстоящих прыжках. На его лице была подбадривающая улыбка: ничего, дескать, все когда-то с этого первого прыжка начинали. Глядя на офицера, успокаивались и Курсанты.

А вот и сигнал выброски. Один за другим исчезают в проеме дверцы курсанты. Настала очередь Анатолия. Миг - и он прыгает в воздушную бездну. Тугие струи воздуха охватили его, не успел опомниться, как почувствовал резкий рывок... и вслед за этим какая-то необыкновенная тишина. Посмотрев вверх, Анатолий увидел раскрывшееся над ним широкое белое полотнище парашюта. А внизу — земля и маленькие фигурки людей на ней.

Впечатление такое, будто смотришь на них через бинокль с обратной стороны. Настроение — хоть песню пой. Выполнив все рекомендации перед приземлением, Анатолий удачно приземлился и вскоре принимал горячие поздравления товарищей. Так, можно считать, состоялось первое знакомство курсанта Анатолия Лямкина и его однокурсников с небом.

После сдачи государственных экзаменов и присвоения Анатолию воинского звания «лейтенант» мы спросили его: считает ли он, что уже стал настоящим летчиком? Анатолий уклонился от прямого ответа и тут же привел в пример своих сокурсников — курсантов Александра Бондарева, Владимира Ананьина. Мол, эти ребята делом доказали, что они настоящие пилоты. Оба попадали в воздухе в аварийные ситуации и оба нашли в себе силу и мужество, чтобы благополучно совершить посадку. А он что? Учился все эти годы! па хорошо и отлично, в числе первых получил разрешение на самостоятельный вылет, заслужил не одну похвалу от инструкторов за технику пилотирования. Сдал госэкзамеиы на отлично. И все. Но разве он такой один? А Николай Бубнов, Владимир Шорников, Виктор Ахалин? Да и вообще все ребята с их курса ничем не хуже, а даже лучше его.

Что же, с тем, что большинство курсантов первого и последующих выпусков — народ замечательный согласиться можно, особенно сейчас, спустя много лет. Когда нам известны десятки фамилий мастеров своего дела — командиров частей и подразделений, летчиков-испытателей, воинов-интернационалистов, награжденных несколькими боевыми наградами.

Жизнь показывает: если ты не спасовал перед трудностями, если упорно борешься за осуществление своей мечты, значит ты выдержишь любое испытание. Выдержал его и Анатолий Лямкин. Коммунист. Полковник. Командир одной из лучших частей ВВС.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Первый шаг и небо

5 мая 1969 года запомнился курсантам и офицерам Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков на всю жизнь. В этот майский день в училище начались первые полеты с курсантами.

Раннее утро. По-праздничному выглядит Славгородский аэродром. Ровными шеренгами выстроились перед самолетами курсанты, техники, летчики-инструкторы. Здесь же гости — летчики, участники Великой Отечественной войны, знатные рабочие, представители советских и партийных организаций городов Барнаула и Славгорода.

Митинг, посвященный первым полетам курсантов, открыл начальник училища генерал-майор авиации В. Н. Филимонов. С приветственным словом к личному составу обратился Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. А. Куличев: Он зачитал телеграмму от командующего войсками Сибирского военного округа генерал-полковника В. Ф. Тулубко и члена Военного Совета — начальника политического управления округа генерал-лейтенанта И. В. Бойченко.

Слово взял заведующий административным отделом Алтайского крайкома КПСС И. В. Журавлев. Алтайский край, — сказал он, — богат революционными и боевыми традициями. Свыше трехсот уроженцев Алтайского края стали Героями Советского Союза. Здесь получил путевку в небо наш прославленный земляк, покоритель космоса Герой Советского Союза Герман Степанович Титов. Вам есть у кого учиться мужеству, отваге, мастерству. Есть кому подражать. Путь в небо открыт. Идите смело по этому пути, будьте достойными продолжателями славных традиций советского народа и его Вооруженных Сил.

На трибуне заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами по вузам генерал-лейтенант авиации Д. А. Матвеев. Он пожелал курсантам в совершенстве овладеть летным мастерством и быть достойными защитниками любимой Отчизны.

В заключение выступили командир учебной эскадрильи майор В. П. Кузнецов и отличник учебы курсант Игорь Лебедев. Они заверили командование, гостей, что приложат все силы, чтобы овладеть летным мастерством, стать достойными защитниками Родины.

После окончания митинга, под звуки Гимна Советского Союза был поднят флаг Военно-воздушных сил.

Над аэродромом нарастал гул. В небе появился истребитель. На большой скорости он прошел над аэродромом, потом стремительно взмыл в небесную высь, Летчик-инструктор первого класса, мастер спорта СССР майор Владимир Николаевич Кузнецов продемонстрировал фигуры высшего пилотажа.

Послышалась команда. Курсанты, инженерно-технический состав и летчики-инструкторы направились к самолетам.

Право первому подняться в воздух предоставлено отличнику учебы Ленинскому стипендиату сержанту Алексею Еременко. Алексей, как и его старший брат Владислав, окончивший Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе, еще в детстве решил стать офицером. Но, в отличие от старшего брата, его манило небо. И вот он па пороге своей мечты.

Сержант Еременко сел в первую кабину самолета. Место во второй кабине занял летчик-инструктор, старший лейтенант Анатолий Берестов. Это был опытный летчик. Он уверенно летал днем и ночью, в любых метеоусловиях.

Техник самолета старшина сверхсрочной службы Петр Суховаров помог курсанту надеть парашют, пристегнуться к сиденью.

Запущен двигатель, закрыты фонари, проверены кабины на герметизацию. Руководитель полетов подполковник Комираков разрешил выруливать.

Белокрылый самолет на мгновение остановился. Потом, сорвавшись с места, быстро помчался по полосе, оставляя за собой шлейф пыли и, оторвавшись от земли, стремительно набрал высоту.

Вслед за первой машиной в небо стартовала вторая. В экипаж входил курсант Сергей Ильин и заместитель командира учебной эскадрильи по политической части майор Василий Яковлевич Приходько.

Еще накануне полетов Василий Яковлевич договорился с командиром эскадрильи, чтобы в плановую таблицу его записали вместе с курсантом Ильиным. Почему именно с Ильиным? На этот вопрос офицер ответил так: «Хочу поднять в небо сына моего друга, бывшего командира эскадрильи Сталинградского (Сибирского) военного училища летчиков подполковника запаса Дмитрия Филипповича Ильина. Когда-то он принимал экзамен па летное мастерство у Германа Степановича Титова. А теперь надо дать путевку в небо сыну учителя космонавта. В настоящее время Сергей Дмитриевич — полковник, летчик первого класса, мастер спорта СССР, служит в штабе ВВС Московского военного округа, в 1984—1986 и 1991 годах в качестве заместителя председателя Государственной экзаменационной комиссии принимал у четырех выпусков курсантов родного училища государственные экзамены.

А вот и первое приземление, К остановившемуся самолету подошел генерал-майор авиации И. А. Куличев и сердечно поздравил сержанта Еременко с успешным завершением первого полета.

Над аэродромом нарастал гул реактивных двигателей. Полеты продолжались....

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Госэкзамены по летной подготовке

Утро 10 сентября 1971 года для выпускников Барнаульского ВВАУЛ началось с торжественного построения на аэродроме. Взволнованность курсантов вполне объяснима. С этого дня они приступили к сдаче государственного экзамена по летной подготовке.

С этим большим событием выпускников поздравил председатель Государственной экзаменационной комиссии генерал-майор авиации Пургин.

Государственная комиссия решала, можно ли доверять штурвал боевых машин новому поколению летчиков. Как покажут они себя в воздухе?

...Прозвучала команда руководителя полетов подполковника В. Ф. Шайдурова.

Взлетел курсант Петр Петропавловский. Одному из первых ему было доверено показать свою летную зрелость, Старший лейтенант Виктор Милушкин спокоен за своего питомца. Он — отличный спортсмен, перворазрядник по легкой атлетике, по лыжам, комсомольский вожак подразделения.

Самолет зашел на посадку, отличное приземление и вот они: ученик и учитель вместе.

Петр жестикулирует, возбужденно объясняет своему наставнику детали полета, за который он не получил от летавшего с ним вместе подполковника В. П. Стрельцова, члена государственной экзаменационной комиссии, ни одного замечания.

Упражнение, выполненное Петром Петропавловским, не из простых. Как рассказывал он, летать по приборам под шторкой — это равносильно полету с завязанными глазами: летчик все должен видеть по приборам. За проявленное мастерство комсомольский вожак получил заслуженную отличную оценку.

Полеты продолжались... По команде с земли одна за другой, раскалывая воздух ревом турбин, уходили в небо машины. Курсанты-выпускники Сергей Медведев и Владимир Качалов уверенно вели их и по приборам, и в самостоятельном полете в составе звена. И тот и другой еще с первого курса отлично зарекомендовали себя.

Владимир, паренек из Новосибирска, поступил в училище уже после свидания с небом, успев совершить тридцать пять прыжков с парашютом. Не покинула курсанта Качалова привязанность к любимому виду спорта и здесь. За время учебы Владимир стал парашютистом-инструктором. На его счету было более восьмидесяти прыжков.

Сергей Медведев — потомственный авиатор. Его старший брат несколькими годами раньше стал летчиком-истребителем, средний — трудился на трассах гражданского воздушного флота. Сергей тоже выбрал для себя профессию военного летчика-инженера.

Нелегко удивить членов государственной экзаменационной комиссии, но так произошло, что уже вскоре после успешного полета курсанта Медведева, аэродром облетела весть: Сергею за его четкие твердые действия в воздухе объявлена благодарность.

Высота... Ею грезил в юношеские годы барнаулец Саша Попов. После окончания средней школы был передовым рабочим на котельном заводе, мастерски играл в хоккей, получил первый разряд, но все это было не для него. Только став курсантом училища, понял Александр,, что обрел то, без чего, кажется, и жить-то невозможно.

Я, восемьдесят седьмой, — запросил младший сержант Попов руководителя полетов, — разрешите запуск.

Запуск разрешаю, — услышал Александр голос руководителя полетов. Вскоре, когда машина вырулила на полосу, он попросил разрешения на взлет и, получив его, поднял самолет в воздух.

Земля золотистыми квадратами пшеничных полей, голубыми блюдцами озер распласталась внизу. В другой раз пилот не упустил бы возможности полюбоваться земной красотой, но сейчас...

В передней кабине сидел проверяющий, с секунды на секунду от него поступят вводные.

Так и было. Член государственной комиссии «убрал» один двигатель, самолет, потеряв половину мощности, резко накренился. Слово тебе, пилот!

Александр Рафаилович Попов в настоящее время подполковник, летчик первого класса, окончил заочно Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, работает в ВВС СибВО. Он длительное время учил летному делу курсантов училища, обучал и воспитывал не одно поколение выпускников, занимая должности заместителя командира авиаэскадрильи по политической части, секретаря парткома авиационного полка, заместителя командира батальона курсантов по политической части.

Он до сих пор вспоминает, что во время того полета на госэкзаменах забыл думать о проверяющем и со скоростью электронной машины решил задачу об «отказавшем» двигателе и мгновенно прибавил обороты, выражаясь термином авиаторов, «дал ногу в сторону работающего двигателя». Крен еще больше увеличился, но Александр быстро вывел машину в горизонтальный полет.

Боевая машина, послушная воле летчика, согласно вводным проверявшего набирала высоту, то пикировала и, ненадолго возвратясь в устойчивое горизонтальное положение, вновь выписывала детали упражнения — экзамена.

С безукоризненной точностью младший сержант Попов вывел самолет на взлетно-посадочную полосу, уверенно посадил его. И только тогда, смахнув капли пота, почувствовал волнение. Из кабины вышел проверяющий.

Разрешите получить замечания! — обратился к нему младший сержант. — Особых замечаний нет, отлично летаете. Дальнейших Вам успехов в летном деле.

Прошло несколько дней. Над стартовым командным пунктом взвилась сигнальная ракета. Следом за ней ушли в воздух вторая, третья, известив о том, что полеты закончены, что курсанты первого выпуска Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков сдали государственный экзамен по технике пилотирования. А напряжение на аэродроме еще не спало. Все ждали решения государственной экзаменационной комиссии, ее заключения — можно ли доверять новому пополнению летчиков боевые машины, ключи от мирного неба Родины.

На подведение итогов собрались члены государственной комиссии, руководители училища, командиры и политработники подразделений. Вскоре заместитель председателя ГЭК полковник М. Ф. Тимохин объявил результаты государственного экзамена по технике пилотирования курсантов-выпускников. Он отметил, что выпускники эскадрильи, где командиром был подполковник В. Ф. Шайдуров, заместителем по политической части майор В. А, Алешков сдали госэкзамен по летной подготовке отлично, со средним баллом 4,9І.

С отличной сдачей госэкзамена, выпускников поздравил начальник политического отдела полковник А. П. Марков и только что назначенный на должность начальника училища полковник А. А. Парфенов, который руководил училищем до октября 1975 года. И тогда, поздравляя подразделение подполковника Василия Федоровича Шайдурова с высоким результатом, пожелал ему закрепить завоеванные позиции и передать свой опыт другим подразделениям. В ответном слове Василий Федорович сказал -

«Здесь, на аэродроме мы и все летчики-инструкторы, и штурманы, и техники, и младшие авиационные специалисты, и воины аэродромно-эксплуатационного подразделения сдали экзамен вместе с курсантами-выпускниками. Успешно сдали! Считаю, что и мы, и весь коллектив училища полностью выполнили социалистические обязательства подготовить выпуск с отличным качеством.

Итак, курсанты первого выпуска сдали государственные экзамены по летной подготовке. Теперь они накрепко связали свою судьбу с небом. Самодеятельный поэт, штурман авиационной эскадрильи старший лейтенант Владимир Шилов, посвятив выпускникам стихи, очень верно подметил, что «...выросли в училище летчики отличные, небесам отдавшие жар своих сердец», что они с честью выполнят свою миссию покорителей пятого океана. Вскоре сыновья земли и неба, сдав успешно теоретические госэкзамены, стали в строй защитников Родины. Среди них был и лейтенант Анатолий Лямкин, который считал, первый прыжок с парашютом началом формирования мужества у курсантов.

Первое испытание на мужество

Погожим июльским утром 1967 года поезд увозил из Усть-Каменогорска группу ребят. Все они ехали сдавать экзамены в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Был среди них и Анатолий Лямкин. В училище абитуриентов встречали приветливо, но уже после первой беседы с начальником войскового приемника подполковником С. Я. Чуриковым стало ясно, что испытания их ожидают серьезные. Первым барьером, который предстояло преодолеть ребятам была медицинская комиссия, затем экзамены по математике, физике, русскому языку и литературе.

И вот наступил заветный день, когда па плечи Анатолия и его товарищей легли погоны курсантов-авиаторов.

Пожалуй, никто из новичков, поступивших на первый курс училища, не был свободен от мысли, что уже через пару недель, в крайнем случае через пару месяцев, их повезут на аэродром, и там. они, заняв место в кабине пилота, начнут осваивать профессию летчика. На самом деле все обстояло иначе. Оказывается, весь первый курс курсанты изучают теоретические дисциплины: физику, математику, теоретическую механику, некоторые специальные и общественные науки.

Анатолию, как и его однокурсникам, приходилось часами корпеть над книгами, разгадывая, словно самый сложный ребус, какую-либо физическую формулу или же математическую задачу.

Вместе со своими друзьями первокурсниками сержантом Анатолием Артамоновым, курсантами Владимиром Шорниковым, Валерием Власовым, Виктором Ахалиным и другими /выдержал Анатолий и первое испытание на мужество. Этим испытанием, вспоминает он, были прыжки с парашютом. Нельзя сказать, что и Анатолий, и его сокурсники не волновались перед первым прыжком. У каждого закрадывался в грудь предательский холодок. Но вида не подавали. Смеялись, шутили. Сотрясая прохладный утренний воздух, заработал мотор Ан-2, и крылатая машина, вздрогнув, тронулась с места и направилась к взлетной полосе. Разбег, и самолет незаметно оторвавшись от земли, поднялся в воздух.

Высота увеличивалась с каждой минутой. Исподволь наблюдая за своими товарищами, Анатолий видел, что лица их становились все сосредоточеннее. И только находящийся рядом с курсантами начальник парашютно-десантной службы училища подполковник Андреев, имевший квалификацию мастера по парашютному спорту, кажется совсем и не думал о предстоящих прыжках. На его лице была подбадривающая улыбка: ничего, дескать, все когда-то с этого первого прыжка начинали. Глядя на офицера, успокаивались и Курсанты.

А вот и сигнал выброски. Один за другим исчезают в проеме дверцы курсанты. Настала очередь Анатолия. Миг - и он прыгает в воздушную бездну. Тугие струи воздуха охватили его, не успел опомниться, как почувствовал резкий рывок... и вслед за этим какая-то необыкновенная тишина. Посмотрев вверх, Анатолий увидел раскрывшееся над ним широкое белое полотнище парашюта. А внизу — земля и маленькие фигурки людей на ней.

Впечатление такое, будто смотришь на них через бинокль с обратной стороны. Настроение — хоть песню пой. Выполнив все рекомендации перед приземлением, Анатолий удачно приземлился и вскоре принимал горячие поздравления товарищей. Так, можно считать, состоялось первое знакомство курсанта Анатолия Лямкина и его однокурсников с небом.

После сдачи государственных экзаменов и присвоения Анатолию воинского звания «лейтенант» мы спросили его: считает ли он, что уже стал настоящим летчиком? Анатолий уклонился от прямого ответа и тут же привел в пример своих сокурсников — курсантов Александра Бондарева, Владимира Ананьина. Мол, эти ребята делом доказали, что они настоящие пилоты. Оба попадали в воздухе в аварийные ситуации и оба нашли в себе силу и мужество, чтобы благополучно совершить посадку. А он что? Учился все эти годы! па хорошо и отлично, в числе первых получил разрешение на самостоятельный вылет, заслужил не одну похвалу от инструкторов за технику пилотирования. Сдал госэкзамеиы на отлично. И все. Но разве он такой один? А Николай Бубнов, Владимир Шорников, Виктор Ахалин? Да и вообще все ребята с их курса ничем не хуже, а даже лучше его.

Что же, с тем, что большинство курсантов первого и последующих выпусков — народ замечательный согласиться можно, особенно сейчас, спустя много лет. Когда нам известны десятки фамилий мастеров своего дела — командиров частей и подразделений, летчиков-испытателей, воинов-интернационалистов, награжденных несколькими боевыми наградами.

Жизнь показывает: если ты не спасовал перед трудностями, если упорно борешься за осуществление своей мечты, значит ты выдержишь любое испытание. Выдержал его и Анатолий Лямкин. Коммунист. Полковник. Командир одной из лучших частей ВВС.

<<К оглавлению

Читать дальше>> 

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Совместными усилиями

Период с 1968 по 1971 год занимает особое место в истории училища. За эти годы сформированы все части и подразделения училища, освоены и приступили к ритмичной четкой работе коллективы авиаторов под руководством офицеров С. М. Антонкина, И. П. Блошенко, А. Д. Дунаковского в Славгороде, Калманке и Камне-на-Оби. Осуществлен первый выпуск летчиков-инженеров. В решении стоящих перед училищем задач принимал самое активное участие командующий авиацией СибВО генерал – лейтенант авиации товарищ II. А. Куличев.

В годы Великой Отечественной войны он водил в бой Илы, штурмовал гитлеровские колонны, бомбил вражеские объекты. Высоким мастерством, мужеством и храбростью прославился на фронте. За это Родина удостоила его звания Героя Советского Союза. В послевоенный период ветеран - летчик продолжал совершенствовать свое боевое мастерство. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в авиации Советских Вооруженных Сил указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-лейтенанту авиации И. А. Куличеву было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Командующий часто бывал в авиационных подразделениях училища, глубоко вникал в ход формирования училища - организации и проведения боевой и политической подготовки, жизни н учебы курсантов. Нередко генерал, умудренный фронтовым опытом, рассказывал личному составу, как сражались в годы войны советские летчики старшего поколения, проявляя исключительное мужество и высокое летное мастерство.

Наряду с решением задач по формированию и вводу в строп личного и инженерно-технического состава, он вместе с командованием училища уделял исключительно большое внимание строительству новых служебных и жилых помещений.

5 января 1968 года началась закладка фундамента под новый учебный корпус учебно-летного отдела, несколько позже трехэтажного жилого помещения для курсантов. Строительство осуществляла мощная строительная организация Барнаулжилстрой. 7 августа была заложена первая бетонная плита на аэродроме Камень-на-Оби, а в сентябре этого же года были развернуты работы по строительству новой взлетно-посадочной полосы и подсобных помещений на аэродроме Славгород. Все вопросы, связанные со своевременны м и высококачественным строительством объектов для управления н частей училища, оперативно рассматривались на заседании бюро краевого комитета партии, на совещаниях краевых, городских и районных Советов депутатов трудящихся. Над училищем с. самого начала взяли шефство коллективы трудящихся многих предприятий и учреждений Алтайского края: ордена Ленина завода транспортного машиностроения, Славгородского химического завода имени Г. С. Верещагина, моторного завода, управления «Главзапсибстрой», завода «Геофизика», Алтайской опытной станции садоводства, государственных политехнического, педагогического и сельскохозяйственного институтов.

В свою очередь, командование, партийные и комсомольские организации училища, отмечалось на первой комсомольской конференции, состоявшейся 10 января 1968 года, помогали городским и районным партийным и комсомольским организациям вести оборонно-массовую работу: личный состав шефствовал над восемью средними общеобразовательными школами и училищами профтехобразования. Более шестидесяти воинов-авиаторов руководили кружками г. школах города.

Решением краевого комитета ВЛКСМ в год 50-летпя Советских Вооруженных Сил и 50-летия Ленинского комсомола для награждения лучших воинских коллективов было учреждено переходящее Красное знамя и ежегодное присуждение стипендии имени Алтайского комсомола лучшим курсантам, комсомольцам-активистам.

В октябре на собрании комсомольского актива секретарь крайкома ВЛКСМ тов. В. А. Сафронов вручил это знамя за достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь пятидесятилетия Ленинского комсомола коллективу авиаторов Славгородского авиационного полка.

Первыми стипендиатами Алтайского комсомола стали комсомольские активисты, отличники боевой и политической подготовки, курсанты второго курса Сергей Булгаков и Александр Казанцев.

В последующие годы высокой чести носить звание стипендиатов Алтайского комсомола удостоились комсомольские работники учебных рот и батальонов, отличники боевой и политической подготовки курсанты: А. II. Коробов, П. Б. Безносюк, Ю. А. Кузнецов, Е. А, Кузнецов, С. И. Ольховский, А. И. Мансуров, С. В. Рогачев, В. П. Чалых, В. Н. Полежаев, П. Е. Мозжилин, П. С. Мелехин, А. И. Гусев, О. Н. Волобуев, А. С. Ванеев, В. Г. Московцев, И. И. Козлов, Ю. В. Афганов.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Готовность к подвигу

Весь личный состав эскадрильи построили на стоянке самолетов.

Когда командир доложил об этом генералу, тот скомандовал:

Курсант Маковский, выйти из строя!

Печатая шаг, Владимир Маковский вышел из строя и застыл по стопке «Смирно».

Товарищи! — тихо, заметно волнуясь, произнес генерал-лейтенант И. А. Куличев — заслуженный военный летчик СССР.

Товарищи! — повторил он снова. — Разрешите мне, от имени Военного Совета округа, вручить именные часы курсанту Маковскому н поблагодарить его за добрую службу, за готовность к подвигу. В трудную, сложную н напряженную летную ситуацию попал курсант Маковский. Но он верил в технику, верил в себя и предотвратил катастрофу самолета.

Еще раз спасибо, Володя, за верную службу! — тепло, по-отцовски сказал генерал!

Что же произошло в тот день, отчего был взволнован заслуженный и опытный генерал?

В тот день у курсантов Барнаульского ВВАУЛ точно по расписанию начались полеты. У всех было приподнятое настроение. Курсанты, участвуя в социалистическом соревновании в честь XXIV съезда КПСС, перед полетами взяли обязательства с высокой оценкой выполнить очередное упражнение. Теперь они приступили к реализации своих стремлений. На одном из самолетов ушел в зону курсант Пырков. Не прошло и четверти часа, как он зарулил на стоянку. Вслед за ним готовился к полету на этом же самолете Владимир Маковский. Летчик-инструктор лейтенант Виктор Благин еще раз проверил его теоретические знания и разрешил выполнить задание. Владимир произвел взлет. На высоте 200 метров, на первом развороте курсант почувствовал запах гари. Радист рядовой Павел Кирсанов доложил:

Горит левый двигатель.

С земли руководитель полетов передал то же самое.

За самолетом тянулся шлейф черного дыма, из-под плоскости вырывались языки пламени.

У Володи Маковского все сложилось так, как он мечтал. Еще в школе начал посещать аэроклуб и, будучи учеником десятого класса, уже летал на планере, совершил несколько прыжков с парашютом.

Пятый океан манил его с детства. А когда прочитал мемуары А. Покрышкина, твердо, решил стать военным летчиком. Отец его, Владимир Андреевич, иногда подшучивал над сыном: «Какой из тебя летчик, ведь ты — флегматик, а флегматиков в авиацию не берут».

Нет, стану летчиком, — упрямо твердил Володя.

Мать, Фаина Дмитриевна, как многие матери, не разделяла желание сына. Она в душе надеялась, что сын пойдет по стопам отца, будет инженером-строителем.

Когда Володя окончил десять классов с серебряной медалью, после выпускного вечера пришел домой на рассвете, отец спросил его:

Ну, как, летчик, куда думаешь идти учиться?

В Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков, — ответил Владимир.

Шутишь, сын, или серьезно?

Вполне серьезно.

А ты подумал, Володя, о трудностях и опасностях этой профессии? — вмешалась в разговор мать. Хватит ли у тебя мужества преодолеть все преграды на пути к цели?

Думаю, что хватит, — ответил сын.

И как мать не отговаривала, как ни упрашивала, он стоял па своем.

Тогда так и порешим, — сказал отец. — Иди в летчики.

Экзамены Владимир выдержал блестяще. И вот он — курсант училища. А потом был день, когда он самостоятельно сел за штурвал и повел в воздух машину. С волнением ощутил, как она легко оторвалась от земли. Полет был несложным, но Владимир испытывал такое чувство, словно не машина летит, а он парит.

С тех пор прошел еще год. На счету Владимира уже было семнадцать самостоятельных полетов. В общей сложности он провел в воздухе .около сорока часов. С каждым вылетом росло его мастерство, привязанность к машине. Радостно было, что самолет становился все послушнее его воле.

Летчику-инструктору В. Благину полюбился Маковский. Ему нравились в нем неторопливость, спокойствие, четкость мысли и уверенность при управлении машиной, качество его работы. Нравилось и то, что Владимир был скромен, ничем себя не выделял среди товарищей.

 

«Из него будет толк», — не раз про себя думал летчик-инструктор. И вот очередной самостоятельный полет. В воздухе загорелся двигатель...

Курсант знал, что секунды бегут неумолимо, и теперь все зависит от него. Ни штурман, ни радист помочь ему не могут. Как и требует инструкция, он включил двигатель, перекрыл топливо и нажал на кнопку противопожарного оборудования. С земли увидели, что шлейф дыма отсекся и больше уже не появлялся.

Заходите на посадку! — приказал руководитель полетов. «Выполняю!» — ответил Маковский и повел самолет на одном работающем двигателе на посадку. Когда наступило время выпускать шасси, он перевел кран в положение «выпущено», но система не сработала. Оказалось, нет в системе воздуха. Но и здесь не покинула его выдержка и спокойствие. Курсант воспользовался аварийной системой. Посадка была произведена нормально. Когда Владимир вышел из самолета и доложил, что полет окончен, руководитель схватил его в объятия и крепко прижал к себе, произнося лишь одно слово: «Молодец, молодец!».

Вот почему был так взволнован генерал. Он выразил твердую уверенность, что двадцатилетний алтайский парень будет хорошим летчиком, всегда готовым на подвиг. Ивана Андреевича Куличева уже нет в живых. Но предвидение его сбылось. Ныне полковник Маковский В. В. служит в одной из частей Военно-воздушных сил. Летчик первого класса за мужество и храбрость награжден несколькими правительственными наградами.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава вторая. Формирование и развитие учебных авиационных полков и обслуживающих их частей

 

Из истории каменского полка

14 сентября 1970 года гул реактивных турбин приковал внимание трудящихся города Камеиь-на-Оби. В этот день начальник училища генерал-майор авиации В. Н. Филимонов, командующий авиацией СибВО генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев и первый секретарь Каменского горкома КПСС Е. Е. Парфенов принимали первые самолеты ЯК-28.

Полк сформирован в г. Купянске Харьковской области в период с 5 по 12 октября 1969 года на базе 2-х авиационных эскадрилий самолетов ЯК-28. Его первыми руководителями были:

командир полка — подполковник Дунаковский А. Д.

зам. командира полка но политчасти — майор Янгуразов Т. Э.

начальник штаба — майор Чечуков А. Я.

Перебазирование личного состава и авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром Камеиь-на-Оби производилось в два эшелона:

- воздушного в периоде 14, по 26.сентября 1970г.

- наземного с 28 сентября по 4 октября 1970 г.

Головные двенадцать самолетов ЯК-28 поднялись в воздух 14 сентября 1970 года. Первым на аэродром Камень-на-Оби приземлился самолет бортовой номер 32 с экипажем в составе командира полка подполковника Дунаковского А. Д. и штурмана звена ст. лейтенанта Доброго Э. С. Затем совершили посадку и другие экипажи.

Остальные группы перелетели с трехдневным интервалом.

20 сентября 1970 г. последний самолет ЯК-28 № 36 поднял в воздух майор Горелик А. Г.

В 1970 году были сформированы первые парторганизации (управления и 1-й АЭ). Количество коммунистов составляло 63 человека. Секретарями избраны офицеры: майор Яковенко А. Н., ст. лейтенант Добрый Э. С.

Кроме этого создана комсомольская организация с правами первичной 1-й АЭ в количестве 118 человек, секретарем бюро ВЛКСМ избран ст. лейтенант Бокач, секретарем комитета ВЛКСМ ст. лейтенант Непогодов Ф. Г.

Первые, полеты начались зимой 1970 года силами летного состава 1-й АЭ (командир майор Акимышев, зам. по политической части капитан Разумовский, начальник штаба АЭ — капитан Казаков).

Перед полетами с курсантами на базе 1-й АЭ и перелетевшей с аэродрома Славгород эскадрильи ЯК-28 были сформированы 3 авиационные эскадрильи.

Осенью 1971 г. произведен выпуск летчиков-инженеров.

В 1973 году образован политический отдел. Начальником политического отдела назначен майор Колотов Ю. В., заместителем капитан Киндзерский Ю. Ю., помощником по комсомольской работе ст. лейтенант Скутов Г. Я, пропагандистом ст. лейтенант Шаповалов Г. В. В полку имелось 6 первичных парторганизаций, которые насчитывали 145 коммунистов, численный состав комсомольских организаций составлял 478.членов ВЛКСМ.

22 февраля 1973 года полку вручено Боевое Знамя части. Годовой праздник 5 декабря установлен приказом МО СССР от 1 мая 1972 года.

В 1983 г. состоялся первый выпуск летчиков-инженеров на самолете МиГ-21 (выпущено 36 человек, общий балл составил 4,57).

Далее продолжалось освоение нового для полка самолета МиГ-21 и выпуск новых отрядов летчиков для ВВС страны. Лучшим из них было предоставлено право остаться инструкторами в родном училище. Они и сегодня в строю: капитан Самуйлик И. П., капитан Кацюба В. Л., капитан Бойко С. А., майор Васильев С. А., подполковник Стрельцов И. В., капитан Бодажков П. П., капитан Шелковников С. В. и другие.

Достойно выполняют свой долг, свято чтут традиции, заложенные ветеранами полка; офицеры: подполковник Хоботов В. С., подполковник Скоркин Н. Н., майор Глебов 3. 3., майор Самоцкий К. С., майор Крыцин С. Н. Они в мирное время награждены боевыми орденами.

Пример самоотверженного ратного труда показывают и воины-интернационалисты: майор Евсеев Ю. П., Петровский В. В., Долгих А. К., ст. прапорщик Лобков А. И., прапорщик Колодий А. К.

Выпускник училища 1984 года Герой Советского Союза старший лейтенант Павлюков К. Г. становился на крыло в этом полку. Летчиком-инструктором у него являлся подполковник Горохов И. П. — ныне командир авиаэскадрильи. Лучшие качества современного летчика показал 5 февраля 1988 г. курсант Бабин А. Л. Действуя смело и решительно в экстремальной ситуации, остался жив и сегодня находится в строю.

Двадцать один выпуск произведен в полку. Это значительный вклад в общее дело и им есть чем гордиться.

Сегодня выпускники полка занимают высокие должности в частях и ВУЗах ВВС, округе.

С особой теплотой хочется сказать о ветеранах. Они честно пронесли через годы высокое звание воинов-авиаторов. Называем их имена: подполковники Хоботов В. С., Сарычев В. П.; майоры: Иконников Ю. И, Зинченко В. Б., Гавриш В. Н, Карпенко С. П.; капитаны: Мозгляков А. В. Рузгин Н. Г.; прапорщик Шалей И. Ф., сл. СА Афанасьева В. А., Лемешева С. В.

Вместе с ветеранами и всем личным составом в историю полка внесли значительный вклад командиры полка:

полковник Дунаковский Аркадий Давыдович (1969— 1970 г.г.), подполковники: Алипкин Александр Иванович (1971 —1976 гг.), Петрюк Ирис Дмитриевич (1976—1981 гг), полковник Берест Александр Дмитриевич (1981 —1982 гг.), подполковник Блинов Сергей Андреевич (1982—1984 гг.), полковники: Нестеров Николай Александрович (1984— 1988 гг.), Кравцов Юрий Васильевич с июля 1988 г.

Начальники штаба полка:

майоры Чечуков Алексей Яковлевич (1970—1971 гг.), Никитин Федор Семенович (1971—1972 гг.), Мармаза Иван Григорьевич (1972—1978 гг), подполковники Антонов Лев Тимонович (1978—1981 гг.), Егоров Валерин Николаевич (1981—1982 гг.), Ветликов Владимир Леонидович (.1982— 1987 гг.), Старцев Эдуард Фёдорович с июля 1988 года.

Начальники политотдела полка:

подполковник Янгуразов Тамерлан Хусович (1969— 1973 гг.), майор Колотов Юрий Васильевич (1973—1980 гг.), подполковники Балакин Николай Васильевич (1980 - 1988гг.), Гусев Владимир Иванович с 9 июля 1988 года.

Заместители командира полка по НАС:

подполковник Майхер Яков Ефимович (1969—1972 гг.), майор Рогонов Борис Иванович (1972—1977 гг.), подполковники Титов Геннадий Кириллович (1977—1983 гг.), Спольник Сергей Иванович (1983—1986 гг.), майор Владимиров Владимир Алексеевич с 25 июля 1986 года.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Иду на посадку

Был последний в этот день полет в зону. Курсант третьего курса Александр Бондарев успешно выполнил задание. Виражи с креном 30—45 градусов, полет по прямой и разворот на одном двигателе, нисходящая спираль с креном 30 градусов — упражнения эти были уже знакомы, и он повторял их, чтобы закрепить приобретенные навыки.

— Чисто отработал! — заметил по самолетному переговорному устройству штурман лейтенант Вольдемар Миллер, выполнявший роль командира экипажа. — Берем курс на аэродром.

Александр любил небо. Ему всегда не терпелось окунуться в его прозрачную глубину. Сколько бы не летал, привязанность его к Пятому океану не ослабевала. Напротив, это чувство, наполняясь конкретным содержанием, становилось рельефнее, сильнее. И небо он сравнивал с прохладным живительным родником в жару: чем больше из него пьешь, тем больше пить хочется.

Самолет взял курс на аэродром. Бондарев вошел в круг и в установленном месте выпустил шасси, и, когда на приборной доске вспыхнули три зеленые лампочки, начал заход на посадку. И вдруг раздался голос воздушного стрелка-радиста Виктора Ситникова:

Колесо левой стойки шасси стоит не по оси полета! Оно развернулось влево на 30 градусов,

«Вот это задача», — подумал Александр.

Вначале надо трезво разобраться в обстановке. Был же случай, когда его нервы чуть не сдали. Вот так же, как сегодня, выпустил шасси, а заветные зеленые лампочки не загорелпсь. Тогда ему было стыдно перед руководителем полетов, который сразу определил, что он забыл включить один из тумблеров.

Александр проверил положение крана выпуска шасси, давление баллона сжатого воздуха. Каких-либо отклонений не обнаружил, доложил о случившемся руководителю полетов.

Пройди на второй круг, — послышался спокойный голос командира эскадрильи майора А. Н. Гончаренко.

Повторите выпуск шасси.

Повторный выпуск шасси положение колеса не изменил.

Уберите шасси и пройдите на безопасной высоте над стартом, — услышал он приказ майора.

Александр переключил кран. С приборной доски па него уставилось три «глазка»: два красных и один зеленый. Неужели левая стойка не полностью встала на место? Догадку подтвердил Ситников:

Левая стойка приоткрыта.

Уходите еще на один круг, — уверенно и успокаивающе распорядилась земля.

Земля жила напряженным ожиданием. Бомбардировщик, набрав высоту, кружился над аэродромом, но как посадить его с неисправным шасси? В одно мгновение этот вопрос завладел экипажем, руководителем полетов и летчиком первого класса подполковником В. С. Чайченко, прибывшим на командный пункт.

В баках самолета оставалось топливо, следовательно, в запасе было еще время. На командном пункте офицеры В. С. Чайченко и А. Н. Гончаренко, не сговариваясь, взвешивали все «за» и «против». Оба отлично понимали, что единственным человеком, способным спасти бомбардировщик и его экипаж, был курсант Александр Бондарев. Но хватит ли у него выдержки, веры в технику и, наконец, в богатый опыт своих командиров?

Майор А. Н, Гончаренко запросил мнение экипажа. Высказать его предстояло летчику-курсанту. Для Александра Бондарева наступил самый ответственный момент. Он решал не только за себя. За лейтенанта В, Миллера, за воздушного стрелка-радиста Ситникова.

Что предложить? — сверлила мозг навязчивая мысль, — оставить боевую машину и тем самым спасти жизнь? А не малодушие ли это? Да, конечно, но что делать?

Что бы ему сейчас сказал Герой Советского Союза генерал-лейтенант Иван Андреевич Куличев, который не так давно выступал перед ними? Что посоветовал бы? Видимо, прежде всего, быть хладнокровным, как Володя Ананьин. А еще довериться опыту руководителя полетов. Майор А. Н. Гончаренко окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, сам летал отлично, был летчиком-инструктором.

Самолет управляем, еще есть топливо, если все же посадить машину не на фюзеляж, если...

От одной этой мысли на лице выступила испарина, но голос курсанта, услышанный на командном пункте, не выдал его волнения.

Прошу разрешения произвести посадку на шасси...

Решение принято всем экипажем (Александр по внутренней связи сообщил штурману и воздушному стрелку-радисту о выбранном варианте приземления).

Посадку разрешаю, — немного погодя,, прозвучал в шлемофоне пилота спокойный голос майора А. Н. Гончаренко. — Четко выполняйте команды!

Самолет сделал последний заход над аэродромом, и по приказу с командного пункта Александр Бондарев выключил двигатели, аварийно обесточил аккумуляторы и уверенно повел машину на посадку. Земля росла с каждой секундой, долей секунды.

Выравнивайте. Перед касанием земли дайте правую ногу, но сразу не тормозите, ловите момент, когда опустится переднее колесо.

Впервые Александр испытывал неприятное чувство встречи с землей. А она неумолимо неслась навстречу. В этот же миг почувствовал привычный толчок. Какую- то сотню метров бомбардировщик бежал почти нормально, а потом его резко повело в сторону. Александр тут же увеличил усилие на правый тормоз и потянул штурвал на себя.

Так и сидел он с крепко прижатым к груди штурвалом, пока над самолетом не развеялись клубы рыжей пыли. К месту посадки бежали те, у кого на глазах было проявлено высокое самообладание. Машина не получила ни одного повреждения, если не считать изорванной в клочья покрышки левого колеса, Александр перевел взгляд туда, откуда он только что возвратился.

За самоотверженный поступок Командующий авиацией Сибирского военного округа генерал-лейтенант И. А. Куличев наградил летчика-курсанта А. Бондарева и лейтенанта В. Миллера ценными подарками — часами «Командирские», рядовой В. Ситников поощрен краткосрочным отпуском с выездом на родину, майору А. И. Гончаренко объявлена благодарность.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

Глава вторая. Формирование и развитие учебных авиационных полков и обслуживающих их частей

 

Из истории каменского полка

14 сентября 1970 года гул реактивных турбин приковал внимание трудящихся города Камеиь-на-Оби. В этот день начальник училища генерал-майор авиации В. Н. Филимонов, командующий авиацией СибВО генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев и первый секретарь Каменского горкома КПСС Е. Е. Парфенов принимали первые самолеты ЯК-28.

Полк сформирован в г. Купянске Харьковской области в период с 5 по 12 октября 1969 года на базе 2-х авиационных эскадрилий самолетов ЯК-28. Его первыми руководителями были:

командир полка — подполковник Дунаковский А. Д.

зам. командира полка но политчасти — майор Янгуразов Т. Э.

начальник штаба — майор Чечуков А. Я.

Перебазирование личного состава и авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром Камеиь-на-Оби производилось в два эшелона:

- воздушного в периоде 14, по 26.сентября 1970г.

- наземного с 28 сентября по 4 октября 1970 г.

Головные двенадцать самолетов ЯК-28 поднялись в воздух 14 сентября 1970 года. Первым на аэродром Камень-на-Оби приземлился самолет бортовой номер 32 с экипажем в составе командира полка подполковника Дунаковского А. Д. и штурмана звена ст. лейтенанта Доброго Э. С. Затем совершили посадку и другие экипажи.

Остальные группы перелетели с трехдневным интервалом.

20 сентября 1970 г. последний самолет ЯК-28 № 36 поднял в воздух майор Горелик А. Г.

В 1970 году были сформированы первые парторганизации (управления и 1-й АЭ). Количество коммунистов составляло 63 человека. Секретарями избраны офицеры: майор Яковенко А. Н., ст. лейтенант Добрый Э. С.

Кроме этого создана комсомольская организация с правами первичной 1-й АЭ в количестве 118 человек, секретарем бюро ВЛКСМ избран ст. лейтенант Бокач, секретарем комитета ВЛКСМ ст. лейтенант Непогодов Ф. Г.

Первые, полеты начались зимой 1970 года силами летного состава 1-й АЭ (командир майор Акимышев, зам. по политической части капитан Разумовский, начальник штаба АЭ — капитан Казаков).

Перед полетами с курсантами на базе 1-й АЭ и перелетевшей с аэродрома Славгород эскадрильи ЯК-28 были сформированы 3 авиационные эскадрильи.

Осенью 1971 г. произведен выпуск летчиков-инженеров.

В 1973 году образован политический отдел. Начальником политического отдела назначен майор Колотов Ю. В., заместителем капитан Киндзерский Ю. Ю., помощником по комсомольской работе ст. лейтенант Скутов Г. Я, пропагандистом ст. лейтенант Шаповалов Г. В. В полку имелось 6 первичных парторганизаций, которые насчитывали 145 коммунистов, численный состав комсомольских организаций составлял 478.членов ВЛКСМ.

22 февраля 1973 года полку вручено Боевое Знамя части. Годовой праздник 5 декабря установлен приказом МО СССР от 1 мая 1972 года.

В 1983 г. состоялся первый выпуск летчиков-инженеров на самолете МиГ-21 (выпущено 36 человек, общий балл составил 4,57).

Далее продолжалось освоение нового для полка самолета МиГ-21 и выпуск новых отрядов летчиков для ВВС страны. Лучшим из них было предоставлено право остаться инструкторами в родном училище. Они и сегодня в строю: капитан Самуйлик И. П., капитан Кацюба В. Л., капитан Бойко С. А., майор Васильев С. А., подполковник Стрельцов И. В., капитан Бодажков П. П., капитан Шелковников С. В. и другие.

Достойно выполняют свой долг, свято чтут традиции, заложенные ветеранами полка; офицеры: подполковник Хоботов В. С., подполковник Скоркин Н. Н., майор Глебов 3. 3., майор Самоцкий К. С., майор Крыцин С. Н. Они в мирное время награждены боевыми орденами.

Пример самоотверженного ратного труда показывают и воины-интернационалисты: майор Евсеев Ю. П., Петровский В. В., Долгих А. К., ст. прапорщик Лобков А. И., прапорщик Колодий А. К.

Выпускник училища 1984 года Герой Советского Союза старший лейтенант Павлюков К. Г. становился на крыло в этом полку. Летчиком-инструктором у него являлся подполковник Горохов И. П. — ныне командир авиаэскадрильи. Лучшие качества современного летчика показал 5 февраля 1988 г. курсант Бабин А. Л. Действуя смело и решительно в экстремальной ситуации, остался жив и сегодня находится в строю.

Двадцать один выпуск произведен в полку. Это значительный вклад в общее дело и им есть чем гордиться.

Сегодня выпускники полка занимают высокие должности в частях и ВУЗах ВВС, округе.

С особой теплотой хочется сказать о ветеранах. Они честно пронесли через годы высокое звание воинов-авиаторов. Называем их имена: подполковники Хоботов В. С., Сарычев В. П.; майоры: Иконников Ю. И, Зинченко В. Б., Гавриш В. Н, Карпенко С. П.; капитаны: Мозгляков А. В. Рузгин Н. Г.; прапорщик Шалей И. Ф., сл. СА Афанасьева В. А., Лемешева С. В.

Вместе с ветеранами и всем личным составом в историю полка внесли значительный вклад командиры полка:

полковник Дунаковский Аркадий Давыдович (1969— 1970 г.г.), подполковники: Алипкин Александр Иванович (1971 —1976 гг.), Петрюк Ирис Дмитриевич (1976—1981 гг), полковник Берест Александр Дмитриевич (1981 —1982 гг.), подполковник Блинов Сергей Андреевич (1982—1984 гг.), полковники: Нестеров Николай Александрович (1984— 1988 гг.), Кравцов Юрий Васильевич с июля 1988 г.

Начальники штаба полка:

майоры Чечуков Алексей Яковлевич (1970—1971 гг.), Никитин Федор Семенович (1971—1972 гг.), Мармаза Иван Григорьевич (1972—1978 гг), подполковники Антонов Лев Тимонович (1978—1981 гг.), Егоров Валерин Николаевич (1981—1982 гг.), Ветликов Владимир Леонидович (.1982— 1987 гг.), Старцев Эдуард Фёдорович с июля 1988 года.

Начальники политотдела полка:

подполковник Янгуразов Тамерлан Хусович (1969— 1973 гг.), майор Колотов Юрий Васильевич (1973—1980 гг.), подполковники Балакин Николай Васильевич (1980 - 1988гг.), Гусев Владимир Иванович с 9 июля 1988 года.

Заместители командира полка по НАС:

подполковник Майхер Яков Ефимович (1969—1972 гг.), майор Рогонов Борис Иванович (1972—1977 гг.), подполковники Титов Геннадий Кириллович (1977—1983 гг.), Спольник Сергей Иванович (1983—1986 гг.), майор Владимиров Владимир Алексеевич с 25 июля 1986 года.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика