Глава седьмая. Они были первыми
В. Н. Филимонов, генерал-майор авиации в отставке
Дух творчества, чувство личной ответственности
В декабре 1966 года я был назначен начальником Барнаульского ВВАУЛ. Приступил к исполнению обязанностей в первых числах января нового года.
Создание училища, становление большого коллектива — процесс трудный, сложный, но вместе с тем интересный, интересный потому, что творческий.
При решении многих вопросов требовалось применение коллективного разума, предшествующего опыта к конкретным местным условиям, к тому же в сжатые сроки приходилась создавать все заново.
у Трудности определялись тем, что возникала необходимость проектирования, согласования строительства, разумеется, с соответствующими организациями. Опыта у нас не было он приобретался на ходу, учились на практике, а желание учиться было огромное, ведь мы сознавали, что нам оказано большое доверие. Дух творчества, чувство личной ответственности, инициативы, активности были присущи начальному этапу создания училища. В этот период большую помощь нам оказывали местные партийные и советские органы, и особенно первый секретарь Алтайского крайкома КПСС Александр Васильевич Георгиев. Всюду, в крае, мы чувствовали доброжелательное отношение, моральную и материальную поддержку.
Вспоминается такой случай. На строительство училища было выделено 36 миллионов рублей. Наши военные строители осваивали процентов сорок из этой суммы, а шестьдесят — гражданские. И благодаря тому, что Александр Васильевич лично следил за ходом строительства дело шло успешно, план выполнялся. В одно время произошел сбой, отставание. Мы с командующим доложили об этом. Незамедлительно было созвано совещание, на котором управляющему трестом Барнаулжилстрой тов. Георгиевым было сказано: «Я вас второй раз предупреждаю. Учтите, третьего инфаркта не бывает». В то время так резко ставился вопрос со строительством не только служебных помещений, но и жилого фонда. Наряду с новым строительством, проводился капитальный ремонт зданий военного городка, который освободил нам: полковник Сергаев летом 196£ года.
Вместе с ремонтными бригадами, поработали очень здорово преподаватели. Спустя два месяца, я пошел проверить готовность учебно-материальной базы к началу первого учебного года с курсантами и остался очень доволен. Ветхие, неприспособленные для учебного процесса здания были приведены в надлежащий порядок, создано много наглядных пособий, написаны конспекты и методические пособия. Словом, мы, как и планировалось, начали учебный год с первого сентября 1967 года.
А теперь несколько слов о первом наборе курсантов. Будучи сначала в Омском, а затем в Тамбовском училищах летчиков, я и раньше занимался набором курсантов, но Первый набор в Барнаульское ВВАУЛ имел особенности. Во-первых, новое неизвестное училище, во-вторых, сибирские морозы, в-третьих, житейская неустроенность. Все это ставило перед нами вопрос: придет ли достаточное количество абитуриентов, чтобы отобрать необходимое количество курсантов. Наши тревоги были напрасными. Большая подготовительная и агитационно-массовая работа дала хорошие результаты. Конкурс был очень большой. Если не ошибаюсь, на 200 вакантных мест приехало более 1200 человек. Так что первый набор курсантов сделали вовремя и с высоким качеством.
Хочется сказать много добрых слов в адрес людей, которые, несмотря на неустроенность, трудности и сложности, свойственные этапу формирования и становления управления училища, подразделений и учебных полков, работали с. полной отдачей сил, честно и добросовестно выполняли свой долг, готовили высококвалифицированные кадры летчиков. Были, конечно, ошибки и неудачи, но главное дело было сделано. Поэтому самым радостным днем для меня был день торжественного выпуска первых летчиков-инженеров в 1971 году. Приятно было осознавать, что труд большого коллектива офицеров, прапорщиков, служащих Советской Армии, словом, всех тех, кто закладывал, образно говоря, первый камень в основание училища, принес свои весомые результаты. В заключение молодым мне хочется пожелать, чтобы берегли и приумножали уже сложившиеся добрые традиции и авторитет Барнаульского училища летчиков.