• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

FAQs

 

Глава седьмая. Они были первыми

 

Д. Т. Никишин, генерал-лейтенант авиации в отставке

 

Быть летному ВУЗу на Алтае!

В 1966 году, летом, был я на совещании у главкома ВВС Главного маршала авиации Вершинина Константина Андреевича. Зашел разговор о подготовке летчиков-перехватчиков истребительной авиации. Я высказал мысль: «Константин Андреевич, давайте создадим в Сибири учебную воздушную армию и в этой воздушной армии будем готовить летный состав не только истребительной авиации, но и штурмовой, бомбардировочной и разведывательной до уровня 1-го класса. Тогда из частей не нужно выхватывать подразделения и затыкать дырки то в Венгрии, то в Германии, то в Польше. А уже будут готовы подготовленные летчики и их будем направлять куда это нужно».

Он говорит: «Я это дело должен отработать со своими товарищами, со штабом.» На этом разговор закончился. Через месяц получаю звонок в Новосибирск. Я сразу голос узнал. Константин Андреевич говорит: «Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?» Отвечаю: «С удовольствием!». «Тогда подумай, где можно его разместить».

После такого заявления, я собрал своих товарищей в штабе ВВС СибВО и довел им обстановку.

Естественно, для размещения училища нужен был областной или краевой центр, с тем, чтобы там можно было бы обеспечить и жильем, и научными кадрами. Переговорил с командующим Сибирским военным округом. Он сказал: «Думай, это твой вопрос».

После разговора с командующим поехал к секретарю Новосибирского обкома партии Горячеву Федору Степановичу. На мое предложение создать летное училище в Новосибирской области, он ответил отрицательно, в связи с отсутствием учебно-материальной базы. Я понял сразу, что он не захотел заниматься этим сложнейшим вопросом.

Чтобы разместить высшее училище в Новосибирске, нужно было предоставить территорию, аэродромы, здания или же строить. Я поехал к академику Лаврентьеву председателю сибирского отделения академии наук СССР. Мы с ним часто контактировали. Я им помогал в геологоразведывательных и атомных вопросах. Он сначала согласился разместить училище в академгородке, в корпусе строителей, но, когда я сказал, что будут летать реактивные самолеты, вопрос с обсуждения был снят и на этом разговор закончился. Я приехал к себе в штаб и позвонил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС Александру Васильевичу Георгиеву, попросил с ним встретиться. На следующий день самолетом я прилетел в Барнаул, изложил ему все вопросы. Александр Васильевич сразу поддержал эту идею. После моего рассказа, что будет из себя представлять высшее училище летчиков, какие люди будут привлечены для обучения, мы с ним договорились штаб, управление и учебный отдел разместить в г. Барнауле в военном городке школы младших авиационных специалистов, а ее перевести в г. Рубцовск.

После этого мы с Александром Васильевичем объездили и облетали все объекты. Рассмотрели территорию под аэродромы и военные городки со всех точек зрения. Слетали в Славгород, Панфилово, Бийск, Зональное. Договорились, чтобы разместить за счет Славгородского химзавода и летный, и технический состав, выделить там соответствующие квартиры. Все районы, которые можно было использовать в Алтайском крае для размещения училища, мы с А. В. Георгиевым осмотрели и решили, быть на Алтае летному ВУЗу. Я попросил у него строителей. Александр Васильевич выделил строительное управление для того, чтобы в минимально короткий срок приступить и построить главный учебный корпус Барнаульского ВВАУЛ, а затем другие жилые и служебные объекты.

После этого вместе со специалистами мы проанализировали метеорологические условия, количество солнечных дней и непогоды. Стало ясно, надо докладывать К. А. Вершинину, что единственное место, где можно разместить и где (Можно заниматься по-настоящему обучением летчиков — это Алтайский край. После моего доклада Вершинин прислал начальника тыла генерал-полковника Полынина и начальника управления ВУЗа — Александра Андреевича Матвеева. Я им доложил все свои расчеты, а они были против размещения и дислокации этого училища в Сибири, в Алтайском крае. Им хотелось создать его на юге. Мы крупно поговорили с Александром Андреевичем тем более, что я с ним был старый знакомый. После этого они согласились полететь в Алтайский край. Пришли к Георгиеву и начали обсуждать вопрос. Он выразил большое удовлетворение, что я поднял этот вопрос, о размещении в Алтайском крае училища и сказал: «Я вам обещаю, как секретарь крайкома партии всяческое содействие, как можно лучше разместить, обустроить и создать условия, чтобы высшее авиационное училище было на прекрасном счету».

Мы, обсудив все вопросы, попросили Александра Васильевича позвонить Министру обороны СССР, Маршалу Советского Союза Р. Я- Малиновскому, т. к. такой вопрос решается в Министерстве обороны.

Спустя некоторое время, я получил распоряжение — приступить к практическому осуществлению идеи о создании Барнаульского ВВАУЛ. Нужно было отработать план, подобрать соответствующие кадры. Я, прежде всего, начал передислоцировать школу авиационных механиков, которой командовал полковник Сергаев П. Е. Но у Сергаева было много авиатехники. Мы приступили к проработке, как перебазироваться из Барнаула в Рубцовск, где не было готового военного городка. С помощью местных властей решили все вопросы.

Прилетел в Москву, договорился с бывшим командующим ВВС Московского военного округа генерал-полковником Алексеем Михайловичем Горбатюком о подборе кадров для Барнаульского ВВАУЛ в Тамбовском училище летчиков. Начальником училища мы взяли полковника Филимонова Виктора Николаевича, затем и в других училищах подбирали летный, преподавательский, инструкторский состав для вновь созданного ВУЗа.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

  

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика