• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

FAQs

 

Глава шестая. А было это так...

Е. Е. ПАРФЕНОВ, Герой Социалистического Труда

Авиация наступает тылом

В 1967 году передо мной предстал маленького роста подтянутый и бойкий подполковник, доложив, что он командир отдельного инженерно-аэродромного батальона, передовая команда которого в эшелоне уже следует к нам под руководством капитана Анатолия Ивановича Виноградова. (Она прибыла 23 сентября 1967 года в количестве 23-х человек).

Прослужив с 1952 по 1955 год на политработе, именно в таком батальоне, я знал его штаты и все табельное имущество. Жили мы с семьями в землянках и палатках, в заброшенных, но самими отремонтированных скотных дворах, скажем в Юрге. Как говорится, лиха хлебнули, но задачу четко выполнили.

Усадил Анатолия Ивановича в кресло, тогда они еще были в моде для секретарских кабинетов, и обо всем детально расспросил. В связи с тем, что до прибытия эшелона оставалась неделя, на следующий день собрались члены бюро горкома КПСС и обсудили — как быть? Кто что должен сделать. Мы и протокола никакого не вели, а просто договорились и сделали быстро.

1В сдающихся домах двадцать четыре квартиры решили отдать семейным офицерам и сверхсрочникам.

2 Освободившиеся два щитовых помещения, там размещалась восьмилетняя школа, переехавшая в новое здание, определили под казармы и штаб. Нашлись помещения под склады и для других нужд. Но все их нужно отремонтировать. Поэтому попросили городских строителей и предприятия оказать необходимую помощь, так как в передовой команде всего 23 человека, а до прибытия батальона времени осталось мало.

Все это мы рассказали руководителям и секретарям партийных организаций, партийному и комсомольскому активу в присутствии комбата и представителя тыла авиации округа.

Тогда мы договорились: все, что попросят военные для более успешного решения поставленной задачи — для каждого из нас закон. Ибо здесь как раз и проявляется, и подтверждается делом фактическая забота об укреплении наших Вооруженных Сил, чему обязывает нас Конституция СССР.

1 января 1968 года прибыл весь батальон (командир подполковник Иван Иванович Смирнов, заместитель командира по политчасти майор Евгений Михайлович Щукин, впоследствии заменивший командира, убывшего в Киевский военный округ) и сходу включился в подготовительную работу по строительству аэродрома. Нужно было до весны завезти десятки тысяч тонн грузов на строительную площадку (песок, цемент, железобетонные плиты), подготовить технику и обучить людей.

Аэродром мы строили, как говорят, всем миром и в добром темпе. Одновременно возводились жилье и столовые, казармы и склады для размещения авиаполка и всех частей обеспечения. Этим строительством руководил начальник мощной строительной организации инженер капитан Адольф Израйлевич Пинус.

За стройкой пристально следило и помогало командование и политуправление ЗапСибВО и ВВС округа. Часто сутками помогали организовывать добрую работу наших объектов: заместитель командующего генерал-майор Виктор Константинович Орловский (теперь он в отставке) и Василий Васильевич Суворов, работающий сейчас в Москве, и начальник управления строительством округа подполковник Евгений Васильевич Кулагин. Сейчас генерал-лейтенант Е. В. Кулагин — заместитель командующего ордена Ленина Московского Военного округа.

Неутомимым, взыскательным и строгим контролером за качеством строительства была Галина Михайловна Ильина, умело увязывавшая все проблемы с городскими властями и организациями. Она и поныне много помогает в дальнейшем обустройстве нашего авиагарнизона. Редкий день не были в Камне начальник тыла училища подполковник Евгений Михайлович Панов, а позже полковник Илья Давыдович Фейгельсон, принимая оперативные решения.

Да и крайком КПСС, лично первый секретарь крайкома А. В. Георгиев, всякий раз расспрашивал о делах сельских и городских, спрашивал и о делах на военных стройках. И такой спрос шел везде, где должны были размещаться учебные полки. Вот так всей силой краевой партийной организации было создано наше БВВАУЛ.

Уже заканчивался курс теоретической подготовки первых курсантов нашего училища. Как говорится, последний марафет наводился на аэродроме. Его приняла государственная комиссия. Командующий ВВС округа прилетел на реактивном самолете, совершил несколько взлетов и посадок, после чего обошел все летное поле и стоянки, высказав массу замечаний (мелких, как мне казалось, но очень важных). А потом пожал мне руку, попросил передать спасибо всем горожанам и селянам за помощь. Несколько позже он повторил эту благодарность на одном из партийных активов района и подчеркнуто строго добавил: «Все, Дорофеевич, жди днями соколов. Аж с Украины прилетят».

Вскоре в горкоме партии появился подполковник Аркадий Давыдович Дунаковский. Доложил, что он командир каменского авиаполка, толково рассказал, что это такое в современных условиях. Осмотрел все подготовленное сложное хозяйство и, назвав примерную дату прилета, как говорится, уехал восвояси.

План встречи полка мы обсудили с командующим авиацией округа генералом И. А. Куличевым, доложили в крайком КПСС и получили полное одобрение. Все мы обсуждали каждую деталь с какой-то особой заинтересованностью и понять нас можно, ведь впервые такие «грозные птички» должны были появиться на нашей алтайской земле.

Об Иване Андреевиче Куличеве хочется сказать чуть подробней. Это могучего телосложения человек, строгий, взыскательный, но добрый и простой в обращении, заботливый наставник. Все тяготы Великой Отечественной на себе перенес. Окончил академию, терпеливо передавал свой боевой опыт не только командирам, но и восемнадцатилетним парням, курсантам, начинающим свои первые самостоятельные полеты. Он запросто мог сесть в спарку вместо инструктора, сказав: «А ну, сынок, покажи чему уже научился». Слетает с парнем, да так подправит в воздухе и толково разберет на земле, что уверен, многим эти полеты запомнились на всю жизнь. При наблюдении со стороны всегда казалось, что эта пара только что вернулась с боевого задания и, сойдя по стремянкам с самолета, жестикулируя руками, разгоряченные обсуждают результаты только что законченного воздушного боя или штурмовки наземных объектов. Умел же Иван Андреевич простым языком, подчас казалось, мимолетным замечанием или жестом передать фронтовой опыт начинающему летать юнцу, не унижая и оскорбляя его, не поучая, а обучая, как добрый шеф-наставник.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

You have no rights to post comments

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика