Глава четвертая. К новым высотам
Новые примеры мужества
Мне посчастливилось служить в училище двадцать один год, быть свидетелем десятков мужественных поступков курсантов-летчиков в экстремальных ситуациях. О части из них я уже написал в главе «Растем и мужаем». Мы воспитывали и воспитываем на этих примерах все новые и новые поколения молодежи. О них рассказывали «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Советский вони», «Алтайская правда» и другие печатные органы. Политический отдел училища в семидесятые годы храбрости и мужеству курсантов посвятил и издал типографским путем шесть листовок, И мы были бы в долгу перед этими смельчаками, если бы не рассказали о некоторых из них.
Это было в августе 1973 года. За мужество и высокое летное мастерство, проявленные при выполнении задания, курсанту Барнаульского ВВАУЛ Сергею Пяткову командующий авиацией СибВО генерал-майор авиации В. С. Абрамов объявил благодарность и наградил ценным подарком.
На взлете отказал двигатель. Мала скорость — невелика высота. И земля стремительно неслась на самолет. Секунда - другая — больше их не дано, и полет для экипажа мог быть последним.
Но Сергей Пятков действовал уверенно, спокойно, и полет закончился благополучно.
Вот что рассказал сам курсант: «Задание было обычным — полет на полигон и обратно. На маршруте — визуальная ориентировка и полет с автопилотом. Сел в кресло, пристегнул лямки парашюта: верхние, боковые. Затем пристегнулся привязными ремнями. Осмотрел кабину. Провожал меня старший лейтенант — Вячеслав Беляев. Опытный летчик.
К полету готов! — доложил штурман.
Потом доложил стрелок-радист. Попросил разрешения на запуск. Проверил двигатели на всех режимах. Руководитель полетов задал эшелон, разрешил взлет. Это был девяносто второй полет в этом году, а всего их у меня несколько сот, поэтому особых эмоций не испытывал. Дал максимальные обороты, отпустил тормоза. Машина резко пошла вперед. Взлетел. Метрах на тридцати поставил край шасси в верхнее положение. Скоро уберутся».
Дальше, по выражению Сергея, началось непонятное. Самолет резко дернулся, потом начал заваливаться влево. На кабину понеслось полотно железной дороги. Времени на размышление не было. Взял штурвал вправо, и крен уменьшился. Ушли в сторону блестящие рельсы, но перед глазами засверкали нити линии электропередач. Была отчетливо видна каждая жилка. Правая педаль выжата до конца, скольжение прекращается, но слишком медленно. Наконец, почти не ощущается. Теперь выровнять самолет, набрать скорость. С ней придет высота.
Самолет выровнялся у земли и начал уходить к облакам. Медленно, метр за метром, избирал он высоту, удаляясь от раскаленной солнцем степи. Только тогда, после долгих секунд борьбы, Сергей окончательно понял, что сдал левый двигатель. Посмотрел на прибор и доложил на командный пункт.
Правому — максимальные, набирайте высоту, — приказал руководитель полетов и добавил, — Спокойно, все идет нормально,
До нормы, конечно, было далеко. Заход по кругу и на посадку осложнялся боковым ветром. Он сносил машину влево, и это было опасно.
На посадочную вышел точно, — говорил Сергей. Над дальним приводом выпустил закрылки, стал убавлять обороты и помаленьку отпускать педаль и штурвал. Сел нормально, говорят, даже отличную оценку можно поставить. Правда, вспотел маленько. Радист наш — Саша Золотухин — бледненький был.
Из воспоминаний рядового А. Золотухина: «Вообще-то я испугался. Когда самолет дернуло, подумал, что закрылки убрались несинхронно. Потом земля стала приближаться, неприятно, но я верил в курсанта».
Высоко оценивал летную подготовку курсанта С. Пяткова и другой член экипажа — штурман-инженер, старший лейтенант Эдуард Кусков:
Сергей летал грамотно, мы с ним выполняли задания и раньше. Это очень вежливый, тактичный товарищ. Вот и в этом полете он чисто взлетел, своевременно убрал шасси, а когда случилась неприятность, действовал, как опытный летчик.
Конечно, удовольствие не из приятных смотреть, как земля идет на тебя. Не случайно фронтовики говорят, что при резком сближении самолетов заклепки с тарелку кажутся. Крен у нас был критический, а скорость мала. Через две - три секунды могли перевернуться. Курсант не растерялся.
В тот день за полетом бомбардировщика с тревогой следили десятки людей. Нынешний преподаватель кафедры аэродинамики и динамики полета самолетов подполковник В. Г. Ганжа, а тогда курсант товарищ Сергея, вернувшийся с задания, не мог поверить, что с двигателем что-то случилось. Он буквально несколько минут назад летал на этом самолете. Все шло хорошо, а теперь вот Серега — первый друг попал в критическое положение. Еще утром он выступал с политической информацией, шутил перед полетом.
Все обойдется хорошо, — вглядываясь вдаль, шептал курсант Михаил Сладков. Взрыва не было.
Он видел взлет. Чистый, стремительный. Потом на сердце похолодело — самолет падал на лесопосадку. Скрылся за деревьями, а взрыва нет. «Значит, выбирается землячок, тянется на высоту». Выжидая томительные секунды, Михаил вспоминал, как вместе с Сергеем приехали в училище. Конкурс был огромный, но они его выдержали. Их, вместе с другими кузбассовцами — Анатолием Колмогоровым и Сергеем Лобашевым, зачислили в училище. Рады были. Потом летать начали. Годы учебы промелькнули быстро...
Идет с набором высоты!
Эта весть о товарище заставила многих улыбнуться. Теперь и Михаил Сладков понял, что встретятся они с Сергеем в родном городе и еще полетают вместе в сибирском небе.
Событиям того дня подвел итоги бывший заместитель командующего авиацией СибВО, активный участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза генерал- майор авиации С. И. Мосиенко:
«Случай с экипажем бомбардировщика действительно редкий. Как показывает фронтовой опыт и послевоенная практика, наша авиационная техника работает безотказно в самых сложных условиях. Но служба военного летчика тем и отличается от других профессий, что он должен быть постоянно готовым к встрече с опасностью. Высокие скорости, резкое изменение метеоусловий и ряд других факторов заставляют воздушного бойца быть собранным, действовать решительно и осмысленно. В этом плане курсанта Пяткова можно поставить в пример и иным более опытным летчикам.
Зная методику обучения и воспитания курсантов этого училища, хочу сказать, что в подобной обстановке также умело и мужественно действовали бы и другие товарищи. Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков стало настоящей кузницей офицерских кадров.
Многие выпускники являются классными специалистами, летчика ми-инструкторами. Хорошим летчиком-инженером будет и Сергей Пятков. Вне всякого сомнения»!
Опытный летчик фронтовик генерал-майор авиации С. И. Мосиенко не ошибся.
После окончания Барнаульского ВВАУЛ лейтенант С. П. Пятков получил назначение на должность летчика-инструктора в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации А. А. Новикова.
Летает смело, уверенно, передает свой богатый опыт новым поколениям летчиков. А когда в одном из полетов заклинило руль высоты действовал спокойно, грамотно и только после того, как были исчерпаны все возможности посадить самолет, выполнил команду руководителя полета о катапультировании. Курсант и он благополучно приземлились. Нелегкая, но почетная служба обучать и воспитывать молодых летчиков продолжается...
Спустя год после мужественного поступка курсанта Сергея Пяткова, в аналогичную ситуацию попал курсант А. Гусев: Вот что писала газета «Красная Звезда» за 10 июня года в статье «Балл за мужество».
«Скоростной бомбардировщик выруливал на старт. После короткого разбега машина легко оторвалась от земли, но в момент когда выполнявший полет курсант А. Гусев должен был убрать шасси, послышался его голос:
— Отказал левый двигатель...
Самолет со значительным креном и разворотом влево пошел на снижение. Наблюдавшие за полетом замерли в тревожном ожидании. Все понимали, что в этот критический момент многое зависит от самообладания курсанта. Как он там? Не растерялся ли?
Однако в голосе курсанта Гусева, докладывающего руководителю полетов о своих действиях, чувствовались спокойствие и уверенность. Быстро сбросив подвесные баки, он ликвидировал крен и уверенно повел самолет в набор высоты. Убралось шасси. Бомбардировщик снова был переведен в горизонтальный полет. Вскоре удалось запустить и отказавший двигатель. Выработав топливо до нормального посадочного веса, пилот успешно приземлился. За умелые действия в сложной ситуации и проявленное при этом мужество, курсант был награжден именными часами «Полет».
Шло время... Сентябрь 1976 года, у курсантов училища шли полеты. Совершал свой очередной полет с одним из курсантов летчик-инструктор капитан Ю. Оськин. Все шло нормально, строго по программе. И вдруг случилось непредвиденное — заклинило управление. В воздухе создалась критическая ситуация. Экипаж мог покинуть самолет, катапультировавшись. Но коммунист Оськин принял решение посадить машину. Руководитель полетов майор Л. Соколов с земли подбадривал экипаж, давал советы.
Капитан Оськин, обладающий солидной летной подготовкой, прочными техническими знаниями, проявил мужество и волю. Ведомый им самолет возвратился на свой аэродром и благополучно произвел посадку.
А это произошло во время первого самостоятельного полета курсанта Александра Зеленцова, спустя четыре года выше описанного. Осуществляя набор высоты после взлета, он заметил прямо по курсу птицу. Столкновение казалось неизбежным... Не растерялся курсант Зеленцов, в долю секунды ушел от прямого столкновения. Глухой удар справа... И в этот момент летчик нашел правильный выход. Четкие и грамотные действия привели к благополучной посадке. И только на земле выяснилась степень опасности: двигатель оказался поврежденным.
Мужественные поступки в эти годы совершили и многие другие летчики-инструкторы, курсанты училища. Среди них заместитель командира эскадрильи майор В. М. Быков, комэски подполковники О. И. Смертин, А. И. Семенов, И. И. Рурич, В. А. Яркин, курсант Юрий Жарков и другие.
Они имели исключительное значение для организации и проведения профилактической работы по безопасности полетов, но прежде всего являлись и являются золотым фондом для совершенствования морально-психологической подготовки курсантов и всего летного состава училища.
Морально-психологическая подготовка курсантов
Особые случаи в полете, которые произошли с офицерами и курсантами, описанные в статье «Новые примеры мужества», довольно редки в нашем училище.
Тем не менее, происшедшее заставило командование училища серьезно задуматься. Вывод был таков: морально-психологической подготовке курсантов, летающих на современных самолетах, необходимо уделять особое внимание.
На Совете училища было решено поставить вопросы морально-психологической подготовки будущих летчиков в один ряд с задачами обучения их знанию аэродинамики, авиационной технику, тактики, пилотажного мастерства. Причем сделать это надо было в рамках существующих программ, без расчета на то, что в психологическом отношении молодых лейтенантов «дотянут» в войсках, куда они придут после окончания училища.
С этой целью внесли коррективы в содержание и методику обучения курсантов на всех кафедрах. В содержание лекций, проводимых, например, на кафедре общественных наук, было включено немало положений, способствующих развитию у курсантов глубокого понимания мотивов своей деятельности, любви к профессии военного летчика, стремления постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
С учетом выработки у курсантов необходимых психологических качеств организовывались в те годы, а ныне особенно, занятия и на других кафедрах. Еще в недалеком прошлом, отдельные преподаватели на лекциях по аэродинамике, конструкции самолетов и двигателей, другим предметам очень мало говорили об отклонениях от правил, в том числе летных и технических. В результате, когда курсант сталкивался с таким отклонением в повседневной жизни, он не был готов к нему, не умел находить выхода из создавшейся ситуации. Теперь этот пробел устранен.
На каждой кафедре заведен журнал особых случаев в полете, происшедших в училище в процессе летной практики курсантов и в ВВС. Они глубоко анализируются, обсуждаются на заседаниях предметно-методических комиссий и вносятся в тексты лекций, а при необходимости, и в методические разработки на практические занятия.
Делается это не только для того, чтобы предостеречь будущих летчиков от возможной опасности в полете, но и научить их выходить из трудных положений победителями.
Полезны в этом смысле наглядные демонстрации острых ситуаций с помощью технических средств обучения, лабораторных опытов, действующих макетов и т. п. Постепенно курсанты не только со слов преподавателей, но и на практике убеждаются, что в допустимом диапазоне высот, скоростей и перегрузок надежность современного самолета вполне обеспечена.
Особое значение в морально-психологической закалке будущих летчиков придается специальным занятиям на тренажерах. Обучаемые становятся в необычные ситуации, которые могут возникнуть в воздухе: самовыключение двигателя, возникновение пожара, несинхронный выпуск закрылков, отказ системы выпуска шасси и многое другое.
Таким образом, сев за тренажер, курсант готов не только к действиям, предусмотренным расписанием занятий, но и к любым неожиданностям. Такая организация тренажей вырабатывает у курсантов постоянную готовность к непредвиденному, способность в любой обстановке принимать единственно верное решение.
Выработке у курсантов высоких психологических качеств способствует и несколько изменившийся стиль работы непосредственных наставников воздушных бойцов — летчиков-инструкторов. Теперь они не дожидаются, когда пришедшая в училище молодежь «повзрослеет» и приедет на аэродром для выполнения вывозных полетов.
Летчики-инструкторы знакомятся со своими будущими питомцами сразу, как только юноши становятся курсантами. Внимательно следят за их учебой, Дисциплиной, изучают особенности характера каждого курсанта.
Так что во время наземной подготовки к полетам и освоения вывозной программы инструкторы уже имеют дело со старыми знакомыми. Это помогает точнее определить формы индивидуальной работы с курсантами, направленной на формирование у них эмоционально-волевой устойчивости, других необходимых качеств. Скажем, при розыгрыше полета в динамике офицеры Ю. А. Казаков, В. П. Яковенко,
В. Жильцов, Б. И. Куницин и другие специалисты летного дела с постановкой вводных по особым случаям для каждого курсанта создавали свою обстановку, которая способствовала выработке у них недостающих качеств и навыков.
Их опыт не потерял актуальности и в наши дни. Он широко используется летчиками-инструкторами новых поколений.
С учетом индивидуальных особенностей обучаемых во время полетов нередко создаются определенные ситуации. Ведь, как сказал замечательный советский педагог А. С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, где бы он мог проявить мужество.
Терпеливо и настойчиво, с завидным педагогическим тактом влияют па формирование воли, решительности, самостоятельности курсантов подполковники А. И. Семенов, И. Г. Саллин, майоры А. Г. Хахаев, В. И. Фролов, А. А. Пернай, И. Комаров, А. А. Хлебников, Ю. М. Сучков, офицеры - руководители И. Н. Герасимов, И. И. Рурич, Ю. В. Кравцов, Ю. А. Фильчо и многие другие.
Ежегодно по итогам выпуска новых отрядов летчиков-инженеров у большинства из них в характеристиках записано: в полете действует хладнокровно, расчетливо, проявляя решительность, смелость. А это значит — готов вступить в бой и добиться победы. Эти выводы подтверждают своей службой в строевых частях сотни и сотни наших питомцев. Среди них старшие лейтенанты А. А. Евсеев, А. А. Смолин, офицеры-интернационалисты, в разное время посетившие училище: А. Чачуро, О. Яковлев, А. Калугин, В. Тютрин. Все они проявили высокие морально-психологические качества при выполнении боевых заданий и награждены правительственными наградами.
Заслужить такую оценку — большая честь. Но, думается, не меньшей чести заслуживают те, кто вкладывает свои труд в подготовку таких воздушных бойцов. Это дело почетное и ответственное. Ведь, ставя высший балл выучке, подготовке летчика, мы тем самым поручаемся за него, за успешное выполнение им любых задач по защите социалистической Родины. Высокое это поручительство.
Вот почему командиры, летчики, профессорско-преподавательский состав, весь коллектив училища продолжают поиск еще более эффективных методов подготовки умелых и стойких воздушных бойцов.
По новому профилю
С октября 1982 года училище перешло на новый профиль обучения, с самолетов ЯК-28 па самолеты типа Ми Г-21. Эти изменения потребовали существенных преобразований не только в штатах, но и во всем учебно-воспитательном процессе, особенно в методике летного обучения постоянного и переменного состава, обновлении учебно-материальной базы и т. д.
Сложную и ответственную работу по переходу на новый профиль обучения возглавили начальник училища генерал- майор авиации А. М. Серажим, а спустя год полковник Я. И. Янаков.
В учебном отделе, авиационных полках и подразделениях проведены партийные собрания, на которых всесторонне был рассмотрен вопрос: «Задачи коммунистов в связи с переходом па новый профиль обучения». С докладами на них выступали руководители тт. А. М. Серажим, Я. И. Янаков, Ф. Свичкар, А. В. Капилян, В. Ф. Кузюбердин, А.Н Коновалов, Н. И. Котенко, А. Т. Бардась, В. В. Зайцев, А. Блинов, Н. В. Балакин, С. Е. Бормотов, М. Я. Стребков, Б. П. Кропанев и др. Партийные и комсомольские организации развернули активную работу по мобилизации коммунистов и комсомольцев, всех военнослужащих, рабочих и служащих училища на перестройку учебной базы, решение других неотложных задач.
Необходимо было изучить новую авиационную технику руководящим летным, преподавательским и инженерно-тех ническим составом училища с целью подготовки их как руководителей занятий для переучивания летчиков-инструкторов и всего личного состава авиационных подразделений. Эта категория должностных лиц, обладая прочными теоретическими знаниями и большим практическим опытом эксплуатации самолетов ИЛ-28 и ЯК-28, составила основное ядро для переучивания всего летного, ннженерно-технического и курсантского состава училища.
Значительный вклад в решение этих сложных задач внесли офицеры В. Е. Милушкин, М. В. Денисов, В. С. Сыркин,
А. Е. Рудковский, И. И. Рурич, В. Д. Жадько, П. И. Крюков, Г. Т. Черепанов, А. М. Глинкин, В. И. Варфоломеев, А. Г. Бабяк и многие другие.
Особая роль в период переучивания отводилась заместителю начальника училища полковнику В. Р. Кузюбердину, В то время он был единственным летчиком в училище, который владел техникой пилотирования и боевого применения МиГов. Виктору Романовичу пришлось раньше, до прибытия в наше училище, летать на этом типе самолетов, обучать в строевых частях летчиков технике пилотирования на МиГах. Поэтому он активно включился в эту работу еще с сентября 1981 года, потом, после переучивания, вместе с ним обучал на новый самолет руководящий летный состав, заместитель начальника училища по летной подготовке полковник А. Н. Коновалов.
Летом 1982 года группа летчиков в составе полковников А. В. Жильцова, Ю. В. Короткова, В. И. Варфоломеева, майоров В. Ф. Штояк, В. М. Быкова, А. А. Шлотгауэра, В. Г. Голубпцкого, В. И. Мочалова, В. В. Ковалевского, Ю. В. Кавешиикова, В. И. Смирных, В. А. Демина, В. А. Никулина, капитанов М. В. Бормантова, С. П. Кайгородова, В. И. Семенова, старших лейтенантов И. Н. Латанского, А. В. Носачева, М. В. Кувшинова, А. И. Кузьмина, А. И. Иванова, Г. В. Юшина во главе с полковником А.Н. Коноваловым прошли переподготовку на специальных центральных курсах в других училищах по переучиванию летного состава. Они и составили костяк, основную базу, на основе которой к маю 1983 года весь летно-инструкторский состав был введен в строй па новую технику.
Разумеется, освоение сверхзвукового самолета представляло собой не сплошную цепь триумфальных успехов, случались и летные происшествия.
Переучивание инженерно-технического состава возглавили офицеры Н. И. Котенко, Ю. А. Титов, Б. И. Роганов, В. В. Шадрин и Б. В. Родионов.
Наряду с летным и инженерно-техническим составом большая работа по переучиванию и практическому освоению новой авиационной техники проводилась в учебно-летном отделе.
Главной задачей в начале переучивания являлось создание учебной базы на самолетах типа МиГ-21. Часть преподавателей со специальных кафедр была командирована в другие ВУЗы и на авиационные заводы. Им было дано задание изучить самолет и двигатель, кроме того подобрать материалы по отдельным системам, агрегатам и узлам самолета. Это дало возможность, по возвращении из командировок, им самим и другим преподавателям более полно изучить новую для училища авиационную технику, собрать и обобщить иллюстрированный материал в виде схем, чертежей и рисунков, которые вместе с конспектами и описаниями конструкции самолета и двигателя послужили базой для создания учебных классов. Одновременно с этим изготавливались схемы и другие наглядные пособия по присланной технической литературе, своими силами был переоборудован ангар, создавались действующие стенды, разрезы деталей и агрегатов.
Здесь много потрудились офицеры Ю. М. Черепенин, В. Д. Жадобин, Н. Д. Сальников, Р. Ф. Савельев, Е. И. Марушко, Ю. Ф. Чернорот, Е. Г. Эндека, А. В. Деев, Я, Е. Майхер, Л. И. Евстафьев, П. М. Ляпин, В. И. Жарин, В. М. Васильев, А. А. Костин, С. Д. Еремин, Е. М. Иванов, П. В. Сотов, С. М. Молин, А. Н. Шайдуров, В. П. Безлепкин, Н. П. Федосимов, Ю. А. Абрашкин, Л, А. Шмуйлов, В. М. Шмонов, В. Н. Киреев, прапорщики Е. Г. Кравцов, Е. В. Степанов, Н. А. Белкин, В. П. Целищев и многие другие.
В аудиториях и учебных кабинетах, в ангаре и лабораториях ими была развернута напряженная работа по подготовке к занятиям с будущими летчиками-инженерами. Чувство высокой ответственности, дух взаимопомощи, соревнования и творчества пронизывал буквально все стороны жизни училища.
Благодаря энтузиазму офицеров, прапорщиков, солдат и курсантов в короткие сроки была создана необходимая учебная база, что позволило приступить к обучению курсантов по специально разработанным программам, в которых учитывалась специфика и особенности преподавания общенаучных и специальных дисциплин в целях усиления практической направленности процесса теоретической подготовки летчиков-инженеров, по новому профилю.
В интересах дальнейшей интенсификации учебного процесса
Поднять качество профессиональной подготовки курсантов на уровень, соответствующий современным требованиям— одна из главных задач училища.
Выпускники сегодняшнего дня, наряду с профессиональной, должны обладать основательной общественно-политической подготовкой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы, активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой. Их должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь, Именно с этих позиций командование Барнаульского ВВАУЛ рассматривает все вопросы перестройки и деятельности своего вуза.
Основные направления дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса были изложены в докладе начальника училища генерал-майора авиации В. Д. Позднякова «Итоги 1990 года и задачи на новый учебный год». Их сердцевиной является интенсификация теоретической и летной подготовки курсантов с учетом специфики их будущей службы в боевых частях.
Дальнейшее повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процессу, усиление борьбы с послаблениями и упрощенчеством неотделимы от улучшения профессиональной подготовки преподавательского состава.
За последние три года шесть преподавателей защитили кандидатские диссертации, семь офицеров продолжают соискание ученых степеней, причем, впервые за всю историю училища, полковник Дорофеев Виктор Александрович и подполковник Авдеев Евгений Николаевич работают над докторскими диссертациями. Прошли обучение на академических курсах при военных академиях и факультетах повышения квалификации около сорока человек.
Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей осуществляется в системе командирской подготовки, а также на учебно-методических сборах, инструкторско-методических, открытых и показных занятиях. Этому способствуют методические совещания и конференции, проводимые в масштабе училища, учебного отдела и кафедр.
В процессе учебы преподаватели углубляют знания, получают советы и рекомендации по организации, проведению и материальному обеспечению занятий, а также обретают умение применять при обучении курсантов наиболее эффективные приемы и методы.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса немыслима без наличия добротной учебно-материальной базы. Благодаря творческим поискам и усилиям преподавателей на кафедрах конструкции и эксплуатации авиационной техники, аэродинамики и динамики полета, авиационного радиоэлектронного оборудования и других значительно обновлены и усовершенствованы учебные классы, наглядные пособия, электрофицированные стенды, тренажеры, макеты техники и т. п.
Успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс средства современной информатики и вычислительной техники. Инициатором в этом деле выступила кафедра АРЭО. Она имеет опыт применения программируемой электронноклавишной машины типа «Искра-226».
Еще в 1986—1987 учебном году кандидатом физико-математических наук майором И. В. Левкиным и кандидатом технических наук подполковником М. П. Пасека впервые читался курс «Основы устройства и применения вычислительной техники», рассчитанный на 60 часов. Имея в наличии одну персональную ЭВМ и пять программирующих микрокалькуляторов, преподаватели И. В. Левкин и М. П. Пасека столкнулись с трудностями представления машинного времени, необходимого курсантам для приобретения практических навыков работы на ЭВМ и микрокалькуляторах. Это положение усугубилось еще тем, что отсутствовала учебная литература по данной дисциплине. Пришлось параллельно с проведением занятий создавать лекционный фонд и методическую документацию для преподавательского состава, писать и издавать учебные пособия для курсантов.
Под непосредственным руководством доцента кандидата технических наук полковника В. Д. Жадобина на кафедре была разработана система контроля знаний каждого курсанта по каждой теме, создан консультационный пункт по вычислительной технике и программированию.
Были разработаны и подготовлены более двухсот слайдов и два альбома схем. При кафедре работает кружок военно-научного общества курсантов, которые активно трудятся над созданием библиотеки программ, используемых в вычислительной технике.
Применение электронно-вычислительной машины «Искра-226» позволило в определенной степени интенсифицировать методическую работу преподавателей.
Было создано автоматизированное рабочее место преподавателя путем внедрения программы «Методист ОУиПВТ», (основа устройства и применения вычислительной техники), что позволяет быстро и эффективно создавать методическую документацию, размножать ее в необходимом количестве и, что самое, ценное, непрерывно ее совершенствовать.
По указанию командующего ВВС в учебном отделе проводилась научно-исследовательская работа, направленная на применение ЭВМ. в управлении подразделениями училища.
Изучен вопрос использования ЭВМ «Искра-226» и стандартного программного обеспечения «Велобод» для организации учета и анализа характеристик курсантского состава.
Была создана соответствующая программа «АСС курсант», опробован пробный пример по ее применению и выработаны рекомендации по ее дальнейшему использованию.
Реализован ряд частных задач по автоматизации планирования летной подготовки курсантов (программа «Аэродром») .
В настоящее время разработаны новые программы и тематические планы по дисциплинам: «Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолетов», «Основы электротехники, радиоэлектроники и автоматики», «Основы вычислительной техники». В программах основной упор сделан на введение активных видов занятий с курс антами.
В процессе преподавания дисциплины «Основы вычислительной техники» майор Левкин И. В. и преподаватели его ПМК подполковник Максимов В. К., майор Бранец А В. творчески, с большой заинтересованностью используют дисплейные классы. В них средства ЭВТ применяются для проведения оперативного контроля знании курсантов; иллюстрации лекций и групповых занятий; сбора информации об успеваемости курсантов; самостоятельной работы курсантов с помощью обучающих программ.
Начиная с 1990 года, средства ЭВТ стали применяться в учебном процессе при изучении основ электротехники, радиоэлектроники и автоматики. Более двух лет кафедра АРЭО совместно с кафедрой КЭАТ проводят комплексные практические занятия на аэродроме.
Отрадно, что в этой работе наряду с кафедрой АРЭО активное участие принимают преподаватели кафедры аэродинамики подполковники Яковенко В. П., Калямин В. В., Ганжа В. Г., Ткач Л. А. и другие. Если в 1987—1988 гг. на кафедре интенсивно внедряли в учебный процесс програмируемые микрокалькуляторы типа МК-52, а затем совершенствовали методику преподавания с использованием ЭВТ и внедряли новые формы обучения путем активизации обучения курсантов по методике В. Ф. Шаталова, то с 1989 года началось интенсивное внедрение в учебный процесс ЭВТ более высокого класса типа «Искра-226», «СМ-1420», позднее ДВК-3.
В настоящее время идет отработка вариантов вопросов, отладка обучающе-контролирующих программ и совершенствование методики использования ЭВМ на занятиях.
Использование ЭВТ проводится в два этапа: I этап — это применение ЭВТ тина МК-52 на 1 и 2 курсах с целью активизации обучения курсантов при изучении вопросов дисциплины; 2 этап — применение ЭВТ "более высокого класса по практической аэродинамике на 2, 3 и 4 курсах.
Интенсификация учебного процесса с помощью ЭВТ проводится также на кафедрах самолетовождения, тактики ВВС, ВПАВ, физики и иностранных языков.
Активные формы обучения курсантов с помощью ЭВТ и других технических средств широко используют преподаватели полковники Терлецкий С. И., Баштовой В. И. Дорофеев В. А., Редин Б. М., подполковники Ермолов В. А., Федулов Б. А., Крапивин В. Н., Федосимов Н. П., Костин А. А., Жигалов Е. П., Романишин А. Е., Шарапов Ю. И., Верба Н. Н., Балакин Н. В., служащие Советской Армии Неженцев В. П., Черненкова Т. М. Костина Г. Г., Тимашова Л. И., Локтева Г. П., Апасенко А. И., Чернорот Ю. Ф. и многие другие.
На основе обобщения передового педагогического опыта в училище издаются научно-методические сборники, что способствует внедрению прогрессивных форм и методов обучения курсантов. С 1984 года работает научно-технический семинар по перспективным методикам обучения и внедрению электронно-вычислительной техники в учебный процесс. Этому способствует созданный на базе ЭВМ «СМ-1420» вычислительный центр и на базе персональных ЭВМ два класса вычислительной техники.
Постоянная работа командования училища, преподавательского состава по внедрению в учебный процесс прогрессивных методов обучения способствует прочному усвоению курсантами теоретических и специальных знаний на всех курсах. Это подтверждают отличники учебно-боевой подготовки курсанты: Фролов В. А., Похиленко С. Н., Прокопьев С. Ю., Солдатов М. А., Кукла С. В., Савицкий О. В., Брюханов А. В., Пантелеев А. А., Вдовиченко С. А., Кабанов Р. В., Панфилов Г. Ф., Карбовский В. В., Рыхторов Е. А., Животков М. Е., Цыганков Ю. А., Неупокоев И. В., Шатилов С. А., выпускники 1991 года, окончившие училище с отличием лейтенанты: Горбаченко А. В., Иванов С. П., Толкачев А. К., Усинян А. В., братья-близнецы из Горного Алтая Плотников В. Я. и Плотников С. Я.
В акте Государственной экзаменационной комиссии но итогам двадцать первого выпуска курсантов Барнаульского ВВАУЛ записано: «Состояние учебно-воспитательного процесса в училище позволяет решать на должном уровне задачи по подготовке летчиков для ВВС СССР. Курсанты - выпускники в технике пилотирования и боевому применению подготовлены на «хорошо» и «отлично»), обучены правильной методике самостоятельной подготовки к полетам, действиям в усложненной обстановке, анализу качества выполнения полета. Выпускники обладают достаточным уровнем тактического мышления, способны решать задачи по подготовке к боевому вылету, управлять экипажами и подразделениями в различных условиях обстановки».