Анонс книги Анатолия Муравлева «Неизвестный Алтай. Космические орбиты»
…Принято считать, что Алтай дал двух космонавтов — Германа Титова и Василия Лазарева. Но это не совсем так: здесь, на Топчихинском аэродроме, учился летать курсант Сибирского ВВАУЛ, будущий космонавт Борис Волынов, а Геннадий Стрекалов работал на одном из оборонных предприятий Бийска. Предки космонавта Юрия Лончакова жили в городе Чесноковка, который в 1962 году переименован в Новоалтайск. Ещё восемь человек, судьбы которых также связаны с Алтаем, прошли горнило отбора в отряды космонавтов, но по разным причинам так и не попали в число «покорителей Вселенной». Это уроженцы Алтая Виктор Чиркин и Николай Пушенко, готовившиеся к полёту на «Буране», члены «гагаринского» набора Валентин Варламов и Валентин Филатьев, военнослужащий Алейской ракетной дивизии Станислав Кочемасов, выпускник Барнаульского лётного училища Константин Вальков, водитель лунохода Андрей Калиниченко, имевший алтайские корни Сергей Жуков.
Также в издании широко освещается деятельность учёных и конструкторов, «работающих на космос»: рассчитавшего трассу полёта на Луну Юрия Кондратюка, «отца стелс-технологий» Петра Уфимцева, «главного радиста СССР» Михаила Рязанского, активного участника разработки системы ГЛОНАСС Виктора Галазина, дважды Героя Социалистического Труда Якова Савченко, академика Геннадия Саковича, а также деятельность предприятий и воинских частей ракетно-космической сферы, дислоцированных на Алтае.
Автор не только показал участие жителей региона в освоении космоса, но и рассказал о вреде для здоровья земляков от многолетних ядерных взрывов у его границ, на Семипалатинском полигоне, а также падения отработанных вторых ступеней ракет-носителей «Протон».
= = =
ПО АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМ ОГРАНИЧЕНИЯМ
Константин Анатольевич Вальков родился 11 ноября 1971 года в городе Каменец-Уральский Свердловской области. После окончания местной средней школы № 18 в 1989 году поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, а в 1993 году переведён в Барнаул в связи с разделом Вооружённых сил Украины и России. В июле 1994 года окончил
Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации Константина Вершинина по специальности «Командная тактическая авиация».
Так получилось, что он оказался единственным выпускником Барнаульского ВВАУЛ, у которого был реальный шанс слетать в космос.
В 1994 году Вальков прошёл переподготовку в Липецком авиацентре, летал на фронтовом бомбардировщике Су-24. Между прочим, 28 членов отряда космонавтов СССР и России учились или проходили переподготовку в Липецке, в том числе дублёры Юрия Гагарина Герман Титов и Григорий Нелюбов, а также Георгий Береговой, Владимир Шаталов, Юрий Лончаков и другие.
С сентября 1994-го свыше двух лет Константин Вальков служил старшим лётчиком 976-го истребительного полка 1080-го Борисоглебского полка переучивания ВВС и 67-го бомбардировочного авиационного полка в посёлке Сиверском Ленинградской области.
28 июля 1997 года решением ГМВК рекомендовано к зачислению в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК 9 счастливчиков. Среди них был и Юрий Лончаков, отец которого в детстве и юности жил на Алтае.
В период с января 1998 по ноябрь 1999 года восемь кандидатов в космонавты-испытатели, кроме Олега Мошкина, получившего на экзамене «неуд», проходили общекосмическую подготовку (ОКП), и после сдачи экзаменов 1 декабря 1999 года им присвоена квалификация космонавта-испытателя.
С 5 января 2000 года Вальков проходил подготовку по программе полётов на МКС в составе группы космонавтов. С ноября 2000 года по июль 2001-го и в сентябре 2004 года был представителем РГНИИ ЦПК в Космическом центре имени Джонсона в США. В мае 2004 года его назначили старшим группы во время специальной парашютной подготовки кандидатов в космонавты набора 2003 года на базе Бердского отдельного вертолётного полка в Новосибирской области.
1 августа 2009 года Валькова перевели из ликвидированного отряда РГНИИ ЦПК в отряд ФГБУ ЦПК. В январе 2010 года появились сообщения о назначении Константина Анатольевича в дублирующий экипаж 29-й экспедиции на МКС в сентябре 2011 года.16 января 2010 года Валькова назначили в основной экипаж экспедиции МКС-31/32, стартующей на корабле Soyuz 30 в марте 2012 года.
На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года Константин Анатольевич аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина». Являлся командиром группы космонавтов отряда ФГБУ ЦПК (2010 год).
Весной 2011 года по антропометрическим ограничениям Rjycnfynby Dfkmrjd выведен из состава дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-22» (№ 232) и основного экипажа корабля «Союз ТМА-04М» (№ 704) и заменен Сергеем Ревиным. Разъяснения диагноза от медиков не последовало.
В разные годы имелись несущественные различия в антропометрических ограничениях кандидатов в космонавты. До сих пор остались некоторые из них: рост от 150 до 190 см, при этом сидя кандидат должен вписываться в рамки 80–90 см, ширина бёдер в положении сидя — до 41 см, обхват груди 94–112 см, а длина ступни — до 29,5 сантиметра. Какому из этих показателей не соответствовал Константин Вальков — неизвестно.
5 апреля 2012 года решением Главной медицинской комиссии его признали негодным к специальным тренировкам по состоянию здоровья.
С 6 июля 2012 года Вальков уволен из Вооружённых сил в запас, и освобождён от должности космонавта-испытателя. Впоследствии занимался преподавательской работой. Являлся старшим преподавателем 1-го управления ЦПК.
Полковник Вальков освоил несколько типов самолётов, налетал более 500 часов. Совершил более 600 прыжков с парашютом, являлся инструктором парашютно-десантной подготовки. Офицер-водолаз, дайвмастер РАВI.
«БУРАН» И ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕПОГОДА
15 ноября 1988 года в СССР совершил первый и единственный полёт орбитальный корабль-космоплан многоразового использования.
Среди тех, кто готовился покорять просторы Вселенной на «Буране», были уроженцы Алтая — Виктор Чиркин, Николай Пушенко и Василий Лазарев, а также Геннадий Стрекалов, судьба которого связана с нашим регионом.
Челночное противостояние
История создания советского космического челнока «Буран» держалась в глубокой тайне. Конечно же, «лунная гонка» проходила в условиях противостояния с США. И не только за первенство в освоении космоса, но и в военных космических программах. Причём, несмотря на официальное отрицание конкуренции в СССР, реально она присутствовала в деятельности различных конструкторских бюро.
В 1972 году американцы приступили к осуществлению проекта многоразового транспортного космического корабля «Спейс шаттл», изначально имевшего чётко выраженную военную направленность.
США, в отличие от СССР, осваивали космос с помощью возвращаемых на Землю кораблей.
Один из участников проекта «Буран» Алексей Бородай вспоминал, что «американцы очень нас напугали. Их «шаттл» совершил над Москвой нырок в атмосферу. Снизился до высоты 80 километров, а потом поднялся вверх. Во время такого маневра он вполне мог сбросить на город бомбу».
Политбюро ЦК КПСС было в шоке. В итоге 12 февраля 1976 года приняло закрытое постановление ЦК КПСС о создании космического корабля многоразового использования. С ним связывали большие надежды по прорыву во Вселенную, в том числе планировалась и высадка советских космонавтов на Луну. Прежде в ходе осуществления космической программы СССР использовались одноразовые ракеты и корабли. Их участники поначалу приземлялись на парашютах, что противоречило международным космическим стандартам. И лишь позже эта процедура осуществлялась в спускаемых аппаратах.
Работа над челноком проходила в условиях противостояния с США не только за первенство в освоении космоса, но и в военных космических программах.
К примеру, ещё в июне 1957 года опытно-конструкторском бюро (ОКБ) Владимира Мясищева разработало двухместный орбитальный самолёт длиной девять метров, с размахом крыльев 7,5 метра и массой около шести тонн. Выведение его на орбиту предполагалось с использованием баллистической ракеты.
Чуть позже ОКБ Павла Цыбина предложило аналогичный проект орбитального самолёта, но уже в семиместном варианте.
В ОКБ Владимира Челомея изготовили и даже 21 марта 1963 года запустили с использованием баллистической ракеты Р-12 «ракетоплан Челомея», который достиг высоты 400 километров, и, пролетев 1900 километров, приземлился с помощью парашюта.
Тем не менее, работы по проектам Мясищева, Цыбина и Челомея были закрыты.
Советское руководство остановило выбор на проекте «Восток».
Через девять лет американский космический челнок «Спейс шаттл» совершил первый полёт. На очереди были запуски орбитальных кораблей «Колумбия», «Дискавери», «Индевор», «Атлантис».
Стало ясно, что СССР без челнока невозможно возвращать на Землю большие грузы, подступаться к освоению Луны и других планет.
«Лаптем» щи хлебать?
Прототип будущего «Бурана» в условиях строжайшей тайны разрабатывал Глеб Лозино-Лозинский, главный конструктор ОКБ-155 Артёма Микояна. Он начал проект авиационно-космической системы «Спираль» ещё в 1965 году.
Одноместный орбитальный многоразовый самолёт, опытный образец которого значился под названием «Изделие «105-11», имел массу 10 тонн, а по конфигурации напоминал перевёрнутый сапог, за что получил шутливое название «Лапоть». Его запускал, выведя на высоту 24–30 километров гиперзвуковой самолёт-разгонщик Tу-95, у которого тот крепился под фюзеляжем. «Лапоть» мог развивать скорость до 2300 километров в час с дальностью полёта до 6500 километров с возможностью доставлять в любую точку крылатые ракеты, ядерные и обычные бомбы. А выполнив задачи, осуществлял посадку на аэродром «по-самолётному».
В 1977–1978 годах прототип «Бурана» «Лапоть» совершил шесть испытательных полётов, в том числе и пилотируемых.
2.8.1. Орбитальный многоразовый самолёт «Лапоть»
Стало понятно, что разрыв в разработке космического челнока увеличивается, отставание можно нагнать либо строительством аналога «Шаттла», либо сосредоточив все усилия на осуществлении собственного проекта «Спираль». В первом случае можно было получить челнок относительно быстро и с меньшими затратами. Во втором столкнулись с традиционным проблемами непростых взаимоотношений конструкторских бюро Микояна и Туполева, на базе которых разрабатывались орбитальный самолёт и самолёт-разгонщик. К тому же Глеб Лозино-Лозинский, после свержения Хрущёва попал в опалу к Брежневу.
Решено было идти особым путём — создать гибрид крылатого орбитального корабля с универсальной ракетно-космической транспортной системой. И если «Буран» оказался относительно дешёвым, с учётом многоразовости применения и по сравнению с американскими аналогами, то одноразовая ракета, которая должна была выводить «Буран» на орбиту, обещала быть очень дорогой. К тому же ещё со времен Сергея Королёва, заметившего однажды: «На моих кораблях кролики могут летать», в советской космонавтике слишком увлекались автоматизацией, которая давалась, конечно, с великим трудом и требовала времени. А в авиации, как известно, действует прямо противоположный принцип: автопилот имитирует функции экипажа, но никак не наоборот. Всё это, безусловно, сказывалась на сроках осуществления проекта «Энергия – Буран».
Первый и единственный старт
Производство орбитальных кораблей осуществлялось с 1980 года на Тушинском машиностроительном заводе. Через четыре года был готов первый полномасштабный экземпляр. Длина «Бурана» составила свыше 36 метров, размах крыла — около 24 метров, высота корабля — более 16 метров, стартовая масса — 105 тонн, грузовой отсек вмещал полезный груз массой до 30 тонн при взлёте и до 20 тонн при посадке. При внешнем сходстве с американским «Шаттлом» советский «Буран» мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера. Однако пилоты-испытатели и космонавты потребовали у конструкторов включить ручной режим в систему управления посадкой.
Для приземления космоплана специально оборудовали усиленную взлётно-посадочную полосу аэродрома «Юбилейный» на Байконуре. Были реконструированы резервные военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены подобные полосы ещё в четырнадцати запасных местах посадки, включая территории на Кубе и в Ливии.
Известно, что на Алтай приезжал командир первого основного экипажа Игорь Волк, якобы для обсуждения вопроса строительства запасного аэродрома для космолёта.
2.8.2. Многоразовый орбитальный корабль «Буран»
Полноразмерный аналог «Бурана» совершил первый атмосферный полёт 10 ноября 1985 года в Лётно-исследовательском институте имени Громова Минавиапрома СССР. Пилотировали машину лётчики-испытатели ЛИИ Игорь Волк и Римантас Станкявичус. Кроме них, на модели космолёта в режиме обычного самолёта слетали Анатолий Левченко, Иван Бачурин, Алексей Бородай и Александр Щукин.
А 15 ноября 1988 года «Буран» совершил свой первый и единственный космический полёт. Это событие вошло в книгу рекордов Гиннесса, поскольку полёт осуществлялся без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. В «Шаттле» же последняя стадия посадки осуществляется с ручным управлением.
Космолёт стартовал с Байконура при помощи двухступенчатой ракеты-носителя «Энергия». Корабль за 205 минут совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. «Буран» точно «по-самолётному» приземлился в установленную точку, отклонившись от неё всего на один метр!
2.8.3 «Буран» выпускает тормозные парашюты во время посадки. Над ним — истребитель МиГ-25
Виктор Чиркин
В первом наборе отряда космонавтов-исследователей по программе «Буран» оказался уроженец Барнаула Виктор Чиркин, в третьем — уроженец села Повалиха Первомайского района Николай Пушенко.
Василий Лазарев — ещё один наш земляк, уроженец села Порошино Кытмановского района, проходил подготовку по нескольким программам, в том числе в рамках пилотируемого советского «лунного проекта».
Виктор Чиркин родился 13 июля 1944 года в Барнауле в семье слесаря-монтажника и крановщицы. Аттестат о среднем образовании получил в 1963 году после окончания школы рабочей молодёжи № 6, открытой по решению городского Совета депутатов трудящихся и администрации завода № 77 («Трансмаш») в год его рождения. Ныне открытая (сменная) общеобразовательная школа № 6 располагается на проспекте Комсомольском, 68.
Одновременно с октября 1961 по май 1962 года Виктор работал электрослесарем завода «Трансмаш», а спустя год окончил Барнаульский аэроклуб, получив квалификацию лётчика и пилотское свидетельство.
Дальнейшая его судьба связана с лётным делом. После окончания в октябре 1967 года Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков служил лётчиком-инструктором, лётчиком-испытателем и на других должностях.
В декабре 1978-го уроженец Барнаула Виктор Чиркин был отобран в группу лётчиков-испытателей ГКНИИ ВВС имени Чкалова для проведения атмосферных испытаний подготовки по космической программе «Буран».
Прошёл обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале, получил положительное заключение главной медицинской комиссии. 1 декабря 1978 года на заседании Государственной межведомственной комиссии утверждён в качестве члена группы лётчиков-испытателей. С января 1979 по ноябрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в качестве слушателя-космонавта. 12 февраля 1982 года получил квалификацию «космонавт-испытатель».
В одном из интервью Виктор Чиркин заметил: «Программу «Буран», к сожалению, закрыли. Но День космонавтики — это и мой праздник: я имею квалификацию космонавта-испытателя. Думаю, что на мне космонавты с Алтая не закончатся...
Я был в Барнаульской школе с первоначальной лётной подготовкой. Участвовал в становлении таких школ по всей стране, поэтому особенно радуюсь успехам юных земляков…».
В дальнейшем Виктор Мартынович сосредоточился на испытательской работе. Освоил более 80 типов самолётов, имел около 3500 часов налёта. В 1987–1999 годах являлся ведущим лётчиком-испытателем по государственным испытаниям самолётов МиГ-29М, МиГ-31, МиГ-З1М, Су-27.
Заместитель командира Государственного лётно-испытательного центра имени Валерия Чкалова в городе Ахтубинске генерал-майор авиации Виктор Чиркин «закрытым» Указом президента страны от 17 августа 1995 года удостоен звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытаниях, доводке и освоении новой авиационной техники.
Знающие люди утверждают, что высокая награда нашему земляку присвоена за освоение новейшего палубного истребителя Су-33 и подготовку лётчиков-истребителей палубной авиации для тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов».
Высшую награду страны вручил ему лично президент РФ Борис Ельцин 10 мая 1996 года в ходе своей предвыборной поездки по Волгоградской и Астраханской областям.
Газета «Коммерсантъ» в номере от 14 мая 1996 года писала: «…Ельцин под звон сдуваемых аэродромным ветром бокалов с минералкой (было очень жарко) вручил лётчикам три геройские звёзды. И, конечно, общение с народом. Разговор обычный: будет ли жизнь лучше? «Будет, будет!», — уверял президент.
После выхода в 1999 году в запас по возрасту Виктор Мартынович Чиркин, почётный житель Ахтубинска Астраханской области, остался жить в негласной столице военной авиации страны.
Умер 15 февраля 2022 года после продолжительной болезни, похоронен на Федеральном военном мемориале «Пантеон Защитников Отечества» в городском округе Мытищи Московской области, находящемся в ведении Министерства обороны России.
2.8.4 Виктор Чиркин
Николай Пушенко
Николай Пушенко родился 10 августа 1952 года в селе Повалиха Первомайского района. Однако аттестат о среднем образовании получил в школе № 56 города Барнаула, а в 1974 году окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков.
Имел космическую подготовку: в 1987 году был отобран в ГКНИИ ВВС для работы по программе «Буран». Прошёл медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале. 11 мая 1990 года решением Государственной межведомственной комиссии вновь отобран в качестве кандидата в космонавты от ГКНИИ ВВС.
До апреля 1991 года проходил общекосмическую подготовку методом сборов в ЦПК имени Гагарина, после сдачи зачётов 5 апреля 1991 года получил квалификацию космонавта-испытателя. 6 февраля 1995 года приказом Главкома Объединёнными Вооружёнными силами СНГ зачислен на должность космонавта-испытателя ГКНИИ ВВС. До сентября 1996 года числился в отряде космонавтов.
После расформирования группы космонавтов ГКНИИ ВВС в соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 30 сентября 1996 года выведен за штат института приказом начальника ГКНИИ ВВС от 28 ноября 1996 года.
Уволившись в августе 1998 года в запас, полковник Пушенко работал в НИИ гражданской авиации, с 2003 года стал участником проекта «Сухой Суперджет-100», а с 2008 году являлся лётчиком-испытателем компании «Гражданские самолёты Сухого». Новейший российский лайнер стал 34-м типом, на котором ему приходилось летать. Общий налёт Николая Пушенко составлял 6800 часов, в том числе 4800 часов — на испытаниях.
Брат — Пушенко Владимир Алексеевич, 1957 года рождения, учитель в средней школе. Сестра — Зубарева (Пушенко) Галина Алексеевна, 1959 года рождения, библиотекарь.
2.8.5 Николай Пушенко
Владимир Попов
С Николаем Пушенко поддерживает связь его однокурсник Владимир Попов, генерал-майор авиации, бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженный военный лётчик России.
В интервью мне, опубликованном в газете «Алтайская правда» 23 августа 2011 года, он заявил, что Николай Пушенко, прошедший подготовку на «Буране», до сих пор летает, участвует в проекте «Сухой Суперджет».
Да и сам Владимир Попов, по его словам, также готовился к космическому полёту, но «по некоторым обстоятельствам не полетел в космос. Хотя здоров, без ограничений».
На мой вопрос, был ли Владимир Попов дублёром космонавтов, он ответил, что готовился в дублирующий состав экипажа Павла Виноградова. Но в официальных сведениях в основной экипаж МКС-35/36 входили космонавты «Роскосмоса» Павел Виноградов и Александр Мисуркин, а также астронавт НАСА Кристофер Кэссиди, дублировали их космонавты
«Роскосмоса» Олег Котов, Сергей Рязанский и астронавт НАСА Майкл Хопкинс.
Сведений о космической подготовке, включении Владимира Попова в состав экипажей космонавтов в специальных справочных изданиях я не обнаружил. На моё электронное письмо генерал-майор Попов ответил, что даст пояснения, как только найдёт время. Но он так его и не нашёл…
2.9.1. Владимир Попов
Андрей Носачев
В ходе подготовки музейной выставки «Крылья Топчихинского района», посвящённой авиации и космонавтике, в Топчихинский районный краеведческий музей зашёл полковник в отставке Андрей Васильевич Носачев — бывший командир 44-го учебного авиационного полка Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков, который прежде располагался в соседнем Калманском районе. Он принёс на выставку лётный шлем, в котором налетал не одну тысячу километров.
И неожиданно заявил заведующему музеем Сергею Поздину, что имел отношение к запуску знаменитого первого советского космического челнока «Буран».
По его словам, космонавт Борис Волынов отбирал из Барнаульского
лётного училища кандидатов для пилотирования космического корабля многоразового использования. Среди нескольких счастливчиков прошёл отбор и Андрей Васильевич. Казалось бы, вот тебе и прямая дорога в отряд космонавтов. Однако неожиданно программа «Бурана» была свёрнута, и такой уже казавшийся близким космос остался для Носачева лишь яркими звёздами на ночном небе.
Но документальных свидетельств участия или победы Андрея Васильевича в отборе кандидатов в космонавты «Бурана» Носачев Сергею Поздину не представил, а мне не удалось обнаружить.
2.10. Андрей Носачев
Даёшь сборщика мусора?!
…Программа «Буран» после единственного беспилотного полёта и распада СССР была приостановлена. Мечта о посещении нашими космонавтами Луны не сбылась.
Вопреки мнению многих москвичей, тот «Буран», что стоял в Парке Горького, в космосе не был. А вот в воздух он поднимался: этот макет корабля БТС-001 специально создавался для отработки воздушной транспортировки космической составляющей системы «Энергия – Буран».
А летавший экземпляр «погиб» под обвалившейся крышей монтажно-испытательного корпуса на Байконуре (мину замедленного действия подложили строители в 1960-х годах некачественным бетоном перекрытий).
Ещё один экземпляр «Бурана» в 1999 году передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн. Сейчас он в собственности музея техники в германском городе Шпайере.
Четвёртый макет космолёта до 2012 года являлся полноразмерным комплексным стендом в корпусе контрольно-испытательной станции РКК «Энергия» в городе Королёве. Затем перемещён на прилегающую к корпусу центра территорию, где после консервации его намеревались установить на специально подготовленной площадке территории РКК «Энергия».
По оценкам некоторых экспертов, программу «Буран» можно было спасти. К примеру, перенацелить с военных задач инспектирования и перехвата иностранных спутников на сугубо мирную деятельность, например по сбору и доставке на Землю (конечно же, за валюту!) космического мусора. Работы такому конверсированному «Бурану» хватило бы надолго, так как сейчас в околоземном космосе насчитываются десятки тысяч объектов искусственного происхождения, затрудняющих выбор безопасных трасс для полётов космонавтов.
Как утверждают специалисты, кое-какие заделы по «Бурану» не пропали. Автоматическая самолётная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это случилось и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.
В общественном мнении сложилось представление, что «Буран» — одно из величайших достижений СССР. Однако некоторые эксперты утверждают, что «Буран» — это провал, нанесший невосполнимый ущерб всей отечественной космонавтике и остановивший её развитие как минимум на одно поколение.
Создание «Бурана» было на 100 процентов советским военным проектом, пролоббированным тогдашним министром обороны Дмитрием Устиновым и развёрнутым по решению Политбюро ЦК КПСС, исходя из предположения о возможности использования «Спейс Шаттла» в качестве орбитального бомбардировщика.
Система «Энергия – Буран» разрабатывалась 12 лет с огромным напряжением сил. Было задействовано 1 600 000 рабочих и специалистов, 1286 предприятий и организаций, общие расходы на создание комплекса в середине 2010-х годов оценивались в два триллиона российских рублей (сравните с 1,4 триллиона рублей на 10 лет, выделенных на все программы «Роскосмосу» в рамках ФКП в 2016–2025 годы). Израсходованы громадные деньги, на десятилетие пришлось отказаться от множества полезных космических программ.
15 сентября 2020 года издание «Взгляд» в статье «Советский «Буран» помог китайцам взять новую космическую высоту» сообщало: «Специалисты (эксперты) продолжают гадать о задачах и возможностях нового китайского космического аппарата, на днях закончившего выполнять секретную миссию на орбите. Внешне он напоминает уменьшенную копию советского корабля «Буран», а также американский космический разведчик X-37B. Скорее всего, Китай вышел на принципиально новую ступень в освоении космоса, опередив даже Россию».
И далее: «Учитывая же инспекционные и противоспутниковые возможности любого космического челнока, теперь у Китая появилось ещё одно мощное оружие, которое позволяет ему эффективно контролировать чужие спутниковые группировки, нацеленные на китайскую территорию».
Выводы делаются следующие: «С запуском своего челнока Пекин взял очередную космическую высоту. Он получил в своё распоряжение технологии, которыми до сих пор могли похвастаться только США и СССР, но которые не смогла сохранить сегодняшняя Россия. Так что теперь можно лишь порадоваться за Пекин и погрустить из-за того факта, что наш «Буран» сегодня остался только реликтом давно ушедшей эпохи».
НА ОБОЧИНЕ ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ
Времена не выбирают
Во многих биографических источниках почему-то стыдливо говорится, что отцом будущего начальника Центра подготовки космонавтов Михаила Одинцова, прославленного дважды героя – лётчика, был сельский служащий. На самом деле Пётр Фёдорович Одинцов служил следователем ОГПУ в Уральской области (ныне в Удмуртской Республике), Барнауле, Ижевске, Воткинске. И ничего постыдного в этом факте нет — времена не выбирают, в них живут…
2.11.2. Генерал Михаил Одинцов
3. ПИОНЕРЫ КОСМОНАВТИКИ
ЛУННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Инженер Юрий Кондратюк, строивший в конце 1920-х годов на Алтае элеваторы, рассчитал трассу полёта и высадки людей на спутник Земли.
Биография этого человека полна легенд, однако его проект посещения человеком Луны осуществлён.
= = =
ОТЕЦ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ
«Я, Уфимцев Пётр Яковлевич, родился в русской крестьянской семье в селе Усть-Чарышская Пристань Алтайского края в 1931 году» — так начинает он свои воспоминания.
Ещё в столыпинские времена на Алтай приезжали наиболее предприимчивые, наиболее активные представители крестьянства из центральных губерний. К ним относился и отец будущего учёного, Яков Фёдорович. Когда его сыну исполнилось три года, отца арестовали. Спустя некоторое время супруге, Василисе Васильевне, удалось отправить передачу в лагерь. Но она вернулась с пометкой: «Он умер».
…
= =
ГЛАВНЫЙ РАДИСТ СТРАНЫ
В 1942–1943 годах, будучи в эвакуации в Барнауле, Михаил Рязанский изобрёл и изготовил первый советский радиолокатор «Пегматит».
Соратник Сергея Королёва внёс большой вклад в создание систем радиоуправления ракетами, связи и управления космическими аппаратами, радиотехнических систем обеспечения пилотируемых и непилотируемых космических полётов.
…
НЕСКОЛЬКО СУДЕБ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
Наш земляк Владимир Лебедев — врач-психолог первого отряда советских космонавтов, подводник, гипнотизёр, учёный и писатель
…
ВСЕЛЕНСКИЙ ДОЗОРНЫЙ
Уроженец Барнаула Геннадий Аншаков известен как разработчик и основоположник автоматических систем управления космическими комплексами зондирования Земли, один из отцов-основателей ракет-носителей «Молния», «Союз» и их модификаций.
…
ОТ «БИЗОНА» ДО «БУРАНА»
«Щелчок по носу» американской разведке
Владимир Константинович Карраск — наш земляк. Он родился 5 марта 1928 в городе Камне-на-Оби. Отец, Константин Городилов, — агроном, мать, Татьяна Карраск, — учительница. Их сын получил фамилию матери.
…
ГЛОНАСС — ДЛЯ НАС!
«Маршрут построен!» — сообщает автомобильный навигатор. Такой цифровой сервис по поиску пункта назначения на карте и оптимального пути до него давно является привычным для водителей и путешественников. Устройства, помогавшие ориентироваться в пространстве, получили широкое распространение благодаря развитию глобальной спутниковой навигации.
Виктор Галазин, учился в Поспелихинской средней школе с 4 по 10 класс — разработчик системы ГЛОНАСС.
…
ТРЕНАЖЁРЫ ПО ПОЧКАЕВСКИ
Один из активных организаторов подготовки советских космонавтов Иван Почкаев родился 23 ноября 1925 года в крестьянской семье в селе Закладное нынешнего Романовского района. Впрочем, в некоторых источниках местом его рождения указывается село Павловск. Однако сохранилось письмо, в котором он признавался, что всегда хранил в памяти свою малую родину и благодарен земле Романовского района за то, что она его воспитала.
…
ПАТРИАРХ ТАКТИКИ ЗРВ
Фёдор Константинович Неупокоев родился 8 апреля 1924 года в посёлке Соколовка Михайловского, ныне Ключевского района Алтайского края. До переписи населения 1970 года этот населённый пункт не сохранился.
В борьбе с воздушным противником
Принято считать, что Фёдор Неупокоев стоял у истоков зарождения тактики зенитных ракетных войск (ЗРВ), создал школу тактики и боевого применения ЗРВ и определил пути её развития…
…
А также очерки о Владимире Авеняне: в 1965 году в город Бийск, в специальное конструкторское бюро НИИ-9, впоследствии АНИИХТ, НПО «Алтай» и ФНПЦ «Алтай». Основным направлением работы предприятия в ту пору была разработка боевых частей для управляемых ракет… за цикл работ по созданию боевых частей стал лауреатом Ленинской премии…
…
ИЗ ПЛЕЯДЫ ВЕЛИКИХ КОНСТРУКТОРОВ
Яков Фёдорович Савченко — единственный в крае дважды Герой Социалистического Труда, директор бийского оборонного предприятия, ныне именуемого ФНПЦ «Алтай», учёный, конструктор, организатор производства, создатель твёрдого топлива для межконтинентальных баллистических ракет и другой специальной продукции.
…
СУДЬБА БИЙСКА — БЫТЬ ОПЛОТОМ СТРАНЫ
13 апреля 2021 года почётному гражданину Алтайского края, научному руководителю Института проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук, академику РАН Геннадию Саковичу исполнилось 90 лет. Без его разработок в области твёрдого топлива для межконтинентальных тяжёлых ракет было бы невозможно создание надёжного ракетно-ядерного щита России. А основные вехи его судьбы чётко укладываются в десятилетия.
…
ЭНЕРГИЯ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА
Выдающийся учёный, генеральный конструктор тульского оружейного предприятия НПО «Сплав», Герой России Николай Макаровец
…
ОТ РАКЕТ ДО «ВСЕВИДЯЩЕГО ЗЕРКАЛА»
Из стен бийского ФГУП «ФНПЦ «Алтай» вышло много руководителей ведущих оборонных предприятий России (Николай Макаровец — ФГУП ГНПП «Сплав», Николай Обухов — ГРЦ имени В.П. Макеева, Владимир Авенян — ФГУП «ГосНИИмаш»), а также директоров широко известных в Бийске и за его пределами фирм (Юрий Кошелев — ЗАО «Алтайвитамины», Лариса Прокопьева — ЗАО «Эвалар», Антон Рудольф — Бийский завод стеклопластиков).
О большинстве из них рассказывается в этой книге.
Предлагаю вашему вниманию очерк о Николае Обухове.
…
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ ГАЛАСЬ
Михаил Иванович Галась при жизни не попал в энциклопедии. Потому что то, чем занимался этот человек, имело высшую степень секретности. А ведь он был Героем Социалистического Труда, лауреатом самых престижных премий, академиком Академии космонавтики имени Циолковского, генеральным конструктором, обладателем памятных медалей имени Гагарина, Глушко, Кондратюка, Кузнецова, Челомея, Янгеля, Федерации космонавтики.
…
АКАДЕМИК АСТРОНАВТИКИ
24 марта 2015 года в Париже нашему земляку Виктору Хартову вручены удостоверение и отличительный знак Действительного академика Международной академии астронавтики.
…
Также в книге рассказывается об истории и сегодняшнем дне воинских подразделений, «закрывавших» небо над Алтаем; единственном в России оптико-лазерном центре для наблюдения и коррекции космических полётов; земляках, служивших на космодромах, вреде для здоровья населения края ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне и падения отделяемых ступеней ракет на территорию края.
= = =
Если заинтересовало моё творчество, высылаю краткий проспект книг серии «Неизвестный Алтай».
Книги Анатолия Муравлева в авторской серии
«НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ»
1. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ЛИХОЛЕТЬЕ ВОЙНЫ. 2010. – 264 с.
Документальные очерки о фронтовиках и тружениках тыла. Вероятно, немногие знают, что наши земляки стали прототипами и прообразами целой плеяды героев книг, скульптур и фильмов. Образ Алексея Скурлатова воплощён в скульптуре «Алёша» в болгарском городе Пловдиве; Анастасии Пешковой — в скульптуре «Родина-мать» в Волгограде; с Василия Глотова художник Орест Верейский рисовал Василия Тёркина; сюжет фильма «Чистое небо» списан с судьбы лётчика Сергея Голубева; А Виктор Тюфяков из Залесова был прототипом Ольгерда Яроша, главного героя польского телефильма «Четыре танкиста и собака».
2. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ДАЛЁКОЕ-БЛИЗКОЕ Штрихи истории Алтайского края. 2011 г. 300 с. Книга о людях, делавших и делающих её.
3. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ТРАНСГРАНИЧНЫЙ МАРШРУТ. 2012 г. 234 с. Издание посвящено путешествиям автора вокруг Алтайских
гор по дорогам шести регионов четырёх стран — России, Монголии,
Китая и Казахстана. Государства под названием Большой Алтай не найти на политических и административных картах мира. И всё же оно существует.
Имя этой горной системы Азии — Алтайские горы.
4. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ГОРОДА-ПРИЗРАКИ. 2013 г. 432 с.
В 4-й книге в серии «Неизвестный Алтай» рассказывается о несостоявшихся проектах — возведения городов, образования автономий и квазигосударств, неудавшегося строительства Сада-города, Обского бульвара, Кедрограда, Правобережного района, КамАЗа, каналов, атомных и гидроэлектростанций, металлургических и нефтеперерабатывающих заводов и других объектов, которые по разным причинам не удалось воплотить в жизнь.
5. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ. 2014 г. 462 с.
Повествование о людях, ставших легендарными, судьбы которых связаны с Алтаем: изобретателях Иване Ползунове, Петре Фролове, Петре Фрезе, Михаиле Калашникове, учёных Юрии Кондратюке и Жоресе Алфёрове, покорителях небес Александре Кованько и Германе Титове, президентах
Тайваня и Польши Цзян Цзинго и Войцехе Ярузельском, прототипах героев книг и фильмов, актёрах, писателях и других состоявшихся земляках.
6. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. НАШИ МИНИСТРЫ. 2017 г. 600 с. С Алтаем связаны имена 300 крупных государственных деятелей, занимавших министерские и иные ответственные должности в императорской России, антибольшевистских правительствах, правительствах СССР, союзных республик, современной России и ряда других стран. Это — президент Польши Войцех Ярузельский, прежде проживавший в Бийске и Турочакском районе, президент Тайваня Цзян Цзинго, в начале 1930-х годов работавший на Алтае ассенизатором, вице-президент России Александр Руцкой, выпускник Барнаульского лётного училища, девять премьеров, свыше 80 министров, более 50 замминистров, которые родились и жили на Алтае.
7. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. МИХАИЛ КАЛАШНИКОВ. 2017 г. 388 с.
В документальной повести рассказывается о судьбе уроженца алтайского села Курья, великого конструктора-оружейника, создавшего самый надёжный в мире автомат. АК входит в список выдающихся изобретений ХХ века — от аспирина до атомной бомбы. Автор на основе архивных документов выяснил, что Михаил Калашников родился не 10 ноября 1919 года, а 3 марта 1917 года, попытался разобраться, какое образование получил будущий конструктор, проанализировал версии о том, что в конструкцию АК якобы перекочевали в образцы его конкурентов.
8. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. СВЯТЫЕ МЕСТА. 2018 г. 376 с.
Основательный рассказ о святых местах на Алтае: монастырях, храмах и их создателях, святых праведных и страстотерпцах, исцеляющих родниках, а также других заветных пространствах и объектах, которым или в которых издавна поклонялись люди.
9. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ЖЕНЩИНЫ И ВОЖДИ. 2019 г. 498 с.
В нашем регионе проживают или проживали родственницы и близкие Натальи Пушкиных, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Михаила Калинина, Николая Бухарина. А тёща Ленина, жёны руководителей страны Михаила Горбачёва, Александра Руцкого родились в нашем регионе.
10. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ЛОКАЛЬЩИКИ. 2020 г. 472 с.
В издании рассказывается об участии воинов с Алтая в локальных войнах и конфликтах в XX-XXI веках в военных конфликтах в Японии, Монголии, Китае, Корее, Вьетнаме, Сирии, Африке, Испании, Греции, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше, Афганистане, Средней Азии, Таджикистане, на Кубе, Ближнем Востоке, Северном Кавказе и Украине, на территории СССР и России. Опубликованы списки погибших земляков. В том числе — впервые.
11. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. ХРОНИКИ АНОМАЛИЙ. 2022, 456 с.
В издании в хронологическом порядке представлены сведения о землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, пожарах, иных чрезвычайных событиях природного, биологического и техногенного характера на Алтае за 300 лет.
12. НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. КОСМИЧЕСКИЕ ОРБИТЫ. 2024, 445 с.
Это — книга, анонсы которой расположены выше.
13. В новой книге Анатолия Муравлева НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛТАЙ. НА ФРОНТЕ И В ТЫЛУ», выход в свет которой ожидается в марте 2025 года, рассказывается о ранее неизвестных и не очень известных эпизодах и героях Великой Отечественной войны, участии в ней наших земляков:
— О гитлеровских планах захвата Сибири;
— О прототипах и прообразах;
— О земляках, повторивших подвиги героев;
— Об именах воинов, возвращённых через годы;
— О втором фронте за линией фронта;
— Об эвакуации во спасение;
— О подвигах тружеников тыла
— О памяти поколений
Я, Муравлев Анатолий Степанович — автор, соавтор, составитель, редактор 64-х книг, в том числе авторской серии «Неизвестный Алтай», в которой уже издано 12 томов. «Неизвестный Алтай. Космические орбиты» вышла в свет в ноябре 2024 года. Издательство «Алтайский дом печати», 448 страниц с иллюстрациями.
Для тех, кого заинтересовали мои издания, готов выслать электронные версии моих книг — по интернету – сверстанную книгу в формате PDF за 700 рублей (это себестоимость), высланных заранее на мой телефон с указанием заинтересовавшего издания.
Могу по возможности выслать бумажный экземпляр по Почте России. Стоимость 800 рублей за экземпляр. Оплата наложенным платежом.
Можете обратиться ко мне, её автору, члену Союза писателей России Анатолию Степановичу Муравлеву, электронный адрес:
6 января 2025 года